Автор: Королева Галина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская детская музыкальная школа" м.р.Красноярский Самарской области
Населённый пункт: п.Мирный, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Играем,рисуем, декламируем. Или мой опыт объединить три вида искусства вместе"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Мирновская детская музыкальная школа » муниципального района
Красноярский Самарской области
Методическая разработка
Тема «Играем, рисуем, декламируем.
Или мой опыт объединить три вида искусства
вместе».
Составитель:
преподаватель по классу
фортепиано Королева Г.П.
п. Мирный
Содержание
1.
Введение
2.
«Первый блин комом»
3.
Немного о музыке, живописи и поэзии
4.
Проект под названием «Мир в красках, звуках и словах»
5.
Техника рисования
6.
Самоанализ проектной деятельности
7.
Заключение
8.
Список используемой литературы
9.
Приложение
Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.
К. Ваншенкин.
1.Введение
Хочется поделиться своим опытом, который я приобрела работая над
проектом «Мир в красках, звуках и словах», главной целью которого
является обогащение образно-художественной сферы юных пианистов для
более полного восприятия ими музыкальных произведений. К этому
подвигли задачи, которые стоят перед педагогом в процессе обучения детей
игре на музыкальном инструменте. А именно:
-повышение интереса учащихся к учебному процессу;
-развитие творческих способностей учеников через изобразительную
деятельность;
-развитие творческих способностей учеников через художественную
декламацию;
-ведение концертно-просветительской деятельности;
-повышение социальной значимости и престижа дополнительного
музыкального образования;
-пробуждение у малышей и подростков эстетического восприятия
окружающей действительности, как способности воспринимать, чувствовать
и понимать прекрасное в жизни и в искусстве;
-воспитание нравственности и духовности-умения сопереживать и
понимать доступные явления социальной жизни,
-желания украсить окружающую природу и свой быт;
-формирование высокого художественного вкуса, как
исполнителей, так и зрителя.
2.«Первый блин комом»
Я,
Королева
Галина
Петровна,
работаю
преподавателем
по
специальности (фортепиано) вот уже 26 лет. Двенадцать лет тому назад я
внезапно начала рисовать. Однажды какая-то неведомая сила заставила меня
пойти в магазин и купить акварельные краски и кисти. Я рисовала днем и
ночью: сначала на ватмане, потом на стенах собственной квартиры, потом
перекинулась на подъезды, домофоны, музыкальную школу и местную
больницу. Было у меня одно лишь желание - только чтоб не запретили! От
того, что я рисовала все больше и больше, я не стала настоящим
художником. Рисунки получались какие-то детские. Многим нравилось, но
кто-то высказывал и другое мнение. А пишу я это для того, что если кто-то
решит повторить мой опыт, для этого не обязательно уметь рисовать как
великие художники. Мой бум увлечения рисованием сейчас прошел, но он
вылился в другое русло, о котором я и хочу рассказать.
Я приносила свои рисунки, выполненные на ватмане в школу и
видела, как зачарованно смотрели на них дети. Было видно, что они тоже
хотят рисовать. Хотите? Рисуйте! Ученикам было дано задание нарисовать
на обычном альбомном листе то, о чем по их мнению данное музыкальное
произведение, которое мы играем. Постараться перенести музыкальный
образ на бумагу. Желающих было много. Одна ученица играла тогда
произведение Р. Шумана «Дед Мороз» и попросила нарисовать его на
ватмане. Я даже обрадовалась - будет чем украсить зал на Новый год! Хочу
еще раз подчеркнуть, что дети рисовали дома самостоятельно. И в этом
была моя ошибка, ведь обучение детей все - таки двусторонний процесс.
Здесь должен присутствовать объяснительно - побуждающий метод, он
будет ориентировать ученика на поиск (послушай пьесу, подумай, какого
она характера, какие навевает мысли и т.д.)
Рисунки детей получились неаккуратные, в основном блеклые, не
выразительные. А про Деда Мороза лучше вообще не вспоминать - для
украшения Новогоднего зала это вешать было нельзя. После этого запал у
меня пропал, что нельзя было сказать об учащихся. Им хотелось рисовать,
не смотря ни на что.
3. Немного о музыке, живописи и поэзии
У каждого вида искусства имеется свой язык: живопись говорит с
людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи
слова, а музыка – с помощью звуков.
« Музыка», в переводе с греческого означает « искусство муз». В мир
музыки человек погружается с детства. Совсем еще маленький ребенок
может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться, а то и
пуститься в пляс под веселую музыку. Прекрасная музыка может украсить
жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним горе и радость.
Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
Люди выбирают для себя более доступные и близкие произведения,
которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и
зажигательные ритмы, а для кого – то и классика. Без музыки нет радио,
телевидения, кино. Ею наполнены концертные залы, мы слышим ее везде: в
местах для отдыха, парках, в поездах и самолетах, в цирке и храме. Ее
любили, любят и будут любить всегда, ведь это часть нашей жизни.
Живопись, пожалуй, самый народный и самый древний из видов
искусства. В мире нет ни одного человека, который в детстве не увлекался
рисованием, а на заре человечества рисунок вообще был единственным
способом передачи информации. Она возникла еще в первобытном
обществе. Ведь к этому времени относятся первые рисунки, изображающие
животных и сцены охоты. С древнейших времен люди овладевали умением
изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке,
скульптуре, орнаменте.
Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей
доступно
изображение
чрезвычайно
разнообразного
круга
явлений,
впечатлений,
эффектов,
весь
мир
чувств,
переживаний,
характеров,
взаимоотношений, тончайшее наблюдение натуры и самый смелый полет
фантазии, вечные идеи, мгновенное впечатления и оттенки впечатления.
Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при
любом освещении.
Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы
сложную аллегорическую форму ни облекал их художник. Вопрос
заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого
взгляда. Некоторые из них требуют пристального внимания, определенной
подготовки и знаний.
Почему одни картины потрясают нас, мимо других мы проходим
равнодушно? Одно из главных качеств настоящего искусства - способность
вызвать сопереживание. Художник наделяет своих героев внутренней
жизнью, одухотворяет их. Душа творца должна быть потрясена верой,
состраданием, любовью, болью.
«Поэзия» в переводе с греческого означает « творчество, сотворение».
Этот образный способ мышления свойственен всем – и детям, и взрослым.
Поэзия, это мир, созданный для духовного развития и творческого
обогащения личности. Человек, читающий стихи, прежде всего подымает
свой уровень знаний, проникает чувствами автора, испытывает внутреннее
удовольствие. Поэзия может смешить, удивлять, завораживать. Это часть
искусства позитивно влияющая на нравственность общества. Используя
поэзию человек может в изящном и красивом изложении поведать всему
миру о своих чувствах.
Настоящая поэзия чиста, легкокрыла, утончена, изящна, влечет
душу к прекрасному. Истинная поэзия это гармония звуков и рифм. Она
даже целебна, но как всякое лекарство ее надо строго дозировать и
пользоваться осмотрительно.
И музыка, и живопись, и поэзия призваны затрагивать самые тонкие
струны человеческой души. В одном только живопись не похожа ни на
музыку, ни на прозу. Мелодия течет и изменяется непрерывно. События, за
которыми мы следим, читая книгу или стихи, следуют одно за другим. А
картина изображает только одно мгновение.
4.Проект под названием
«Мир в красках, звуках и словах»
В мае 2008 г. преподаватель нашей школы В.М.Беляева, видя мое
увлечение рисованием, предложила воплотить в жизнь проект, где учащиеся
моего
класса
будут
играть
музыкальные
произведения,
рисовать
художественные
образы
к ним
и
все это будет сопровождаться
дополнительно стихами. И название проекта даже придумала – «Мир в
красках, звуках и словах». Идея мне понравилась, я с радостью согласилась,
решив, что в этот раз рисовать ученики будут вместе со мной. Я уже
представляла, какие это будут яркие и красочные рисунки и видела перед
собой одну из задач этого проекта – выступления учащихся
перед
зрителями: в детских садах, школах, в центре дневного пребывания
пенсионеров. Однако со стихами я согласилась не сразу. Где брать
материал? Надо будет перерыть массу книг со стихами. Но вспомнив, что
мы с учениками часто разучиваем знакомые песни, где уже есть готовый
текст, я успокоилась. Искать придется не так уж и много четверостиший.
Все лето я подбирала подходящий нотный материал, причем очень
тщательно. Произведения должны были быть интересными, яркими,
запоминающимися.
Хорошо,
если
это
будут
герои
из
сказок
или
мультфильмов. С ними ведь знаком каждый ребенок. Самой мне по душе
пришлись пьесы композиторов Ю.Савельева, где очень много сказочных
героев и И.Парфенова, чьи мелодии очень напевны и выразительны. Не без
труда произведения были найдены. Ученикам пьесы понравились.
Стихи для
музыкальных произведений с учениками подбирали
вместе,
искали
подходящий
вариант,
чтобы
в
достаточной
мере
четверостишье соответствовало данному произведению.
Иногда задача
облегчалась тем, что перед пьесой уже было готовое стихотворение или же
эта была знакомая песня. Забегая вперед, хочу сказать, что неисповедимы
пути Господни! Буквально через несколько лет я также внезапно начала
писать стихи, что очень пригодилось для подбора четверостиший к таким
произведениям, где нет конкретного названия. Это Этюды, Вальсы,
Прелюдии и т.п.
Тогда я еще сомневалась, будут ли участвовать в проекте ученики
подготовительного класса. Но оказалось, что сомнения были напрасны. Мой
азарт передался всему классу. В принципе, еще не совсем понимая, что из
этого получится, мы с учениками приступили к работе.
Но как быть с рисованием? Ведь рисунок должен быть не на обычном
листе, а на ватмане. В принципе, многие дети умеют и любят рисовать.
Здорово, что у них есть это желание, но опыт с детскими рисунками у меня
уже был и он меня не устраивал. И в расписании нет времени на этот
предмет. Решение было найдено. Я дома на ватмане делала карандашом
наброски к музыкальным произведениям, а дети с удовольствием оставались
после уроков и вооружались красками и кистями. Здесь они работали уже
самостоятельно. Хотя рисовать много я им не разрешала. Подготовка к
проекту у нас шла 4 месяца, так что спешить было некуда. Надо отметить,
что во время подготовки к проекту стала 100 % посещаемость уроков, а
порой мне приходилось упрашивать детей идти уже домой. С тех пор в
классе воцарилась какая-то необыкновенно-умиротворенная атмосфера.
Для декламации четверостиший я обычно отбираю двух учеников,
которые будут вести программу проекта. Они должны обладать хорошим,
звучным голосом, не « тушеваться», желательно не волноваться, читать
стихи уверенно, ярко, эмоционально. Благо, в моем классе 13 учеников,
поэтому всегда можно найти тех, кто лучше всех справиться с этим
заданием. Но обычно, однажды отобранные ученики становятся ведущими
не на один год.
В самом проекте принимают участие все мои ученики, не смотря на
возраст и музыкальные способности. Не было за восемь лет ни одного
такого года, где бы кто-то из моих ребят не принимал участие в проекте.
В начале декабря мы начинаем свою концертную деятельность. Это
может быть от 4 до 8 концертов. Мы всегда выступаем в Центре дневного
пребывания пенсионеров, в школе-интернате с. Старый Буян, в нашей
музыкальной
школе.
Выступаем
в
общеобразовательной
школе
с.
Колодинка, в Мирновской общеобразовательной школе, в детских садах: «
Ласточка», « Лесная сказка», « Березка», « Колокольчик». И для меня, и для
моих учеников было неожиданностью, когда во время выступления ребята
детских садов, школ, а особенно пенсионеры вдруг начинали подпевать
знакомые им мелодии. От этого наш концерт приобретал какое-то душевное
единение со зрителем. А как мои ученики были рады! Мы также выступали
и перед прихожанами нашего храма « Покрова Пресвятой Богородицы».
В 2009 г. мы участвовали в областной выставке-ярмарке новаций
Самарской области « Артедю. Открытие 21 века» где наш проект « Мир в
красках, звуках и словах»был награжден Дипломом Лауреата 3 степени. (см.
приложение). В 2011 г. на основе проекта мною была собрана Хрестоматия,
куда вошли
интересные музыкальные произведения. Все это было
оформлено нашими красочными рисунками и стихами. Хрестоматия
обновляется и по сей день.
5. Техника рисования
Приступая к проекту я решила, что дети будут рисовать гуашью. При
работе гуашью в краски прибавляются белила. Это дает плотный,
непрозрачный слой. Для рисования гуашью можно брать не только белую,
но и цветную бумагу. Возможно, в дальнейшем мы будем рисовать и
акварельными красками. Живопись акварельными красками получается
прозрачная, легкая, чистого цвета. Белила в акварели не применяются. А
более светлые тона получаются путем разбавления краски водой.
Линия, цвет, тон – все должно быть подчинено единому замыслу.
Для работы с цветом необходимо знание цветового спектра. Все цвета
спектра имеются в красках в готовом виде, однако для получения нужного
оттенка можно смешать краски. Цвета спектра делятся на холодные (синий,
голубой и фиолетовый) и теплые (желтый, оранжевый, красный). Остальные
цвета могут быть теплого или холодного оттенка в зависимости от того,
какой цвет в нем преобладает. Изображение теплого, летнего и солнечного
дня требует светлых, радостных сочетаний. А когда в пьесе, по мотивам
которой создается композиция, говорится о тревожном или грустном
событии, тот же летний пейзаж должен быть решен иначе.
Большое
значение
имеет
и
овладение
техникой
рисования.
Необходимо научить
ребенка правильно держать кисть. Он должен
свободно,
легко,
уверенно
работать
ею.
Неправильное,
слишком
напряженное положение сковывает движение руки, делает их тяжелыми,
угловатыми, отчего изображение получается несовершенным. Необходимо
научить разнообразным приемам работы карандашом и кистью: уметь
рисовать карандашом с разным нажимом, кистью – широкие линии всем
ворсом и тонкие – концом, держа кисть вертикально. Нужно уметь легко и
уверенно рисовать разнообразные линии (вертикальные, горизонтальные,
наклонные, округлые, волнистые) соразмерять линии и формы. Рука должна
быть послушной. Для этого нужно много упражняться, развивать руку и
глаз. Научится аккуратно закрашивать изображение краской, не выходя за
линии контура, проводя кистью в одном направлении, без просветов.
Кистью покрывать поверхность нужно ровно, без подтеков, в одном
направлении, не прокладывая краску несколько раз по одному и тому же
месту.
6. Самоанализ проектной деятельности.
После такой трудоемкой работы между преподавателем и учениками
становятся более доверительные и теплые отношения, можно сказать даже
родственные отношение. Это особенно относится к ученикам, которые на
протяжении нескольких лет играли в ансамбле. Чувство локтя, чувство
партнерства, чувство ответственности за товарища играют в проекте
немаловажную роль. Совместная творческая деятельность, направленная на
достижение единой цели сплачивает всех.
Ребята стали более серьезными, ответственными, научились работать
в коллективе. Заметно повысилось мастерство ребят, их игра из года в год
становиться более образной, эмоциональной, выразительной.
Жюри,
оценивая произведения на экзаменах стали отмечать заметный « рост»
учащихся, при этом они не были « зажаты» на сцене, а напротив,
чувствовали себя уверенно.
Я работаю с разными детьми. С талантливыми и увлеченными, но
таких единицы, с детьми, которые пришли «учиться для себя», а нередко по
желанию мамы или бабушки, с детьми, которые равнодушны к музыке. И
если раньше трудно было увлечь равнодушного ребенка, который все время
пытался «бросить» школу, теперь уже проблема отпадает сама собой.
Возможно, увлеченность педагога своей работой приносит такой результат.
Расширилась
география
выездных
концертных
мероприятий.
Благодаря знакомству с нашим проектом у воспитанников детских садов и
школ возникает желание учиться в музыкальной школе.
Ученики горды своими успехами. Они почувствовали значимость
своего труда. Укрепилась мотивация ребят к обучению в музыкальной
школе.
Программа имеет успех, так как дает с одной стороны учащимся
творчески развиваться, а зрителям приносит эстетическое удовлетворение.
Благодарные слушатели пишут неоднократные положительные отзывы о
выступлениях учеников в нашей районной газете «Красноярские новости»,
что
значительно повышает привлекательность обучения в школе и
престижность дополнительного музыкального образования.
7. Заключение
Чувство прекрасного, потребность в красоте живут в каждом человеке.
И очень восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Детское творчество
несет
печать
безудержной
энергии
–
колористической,
цветовой,
пластической. Пусть рисунки выполняются и совместно с педагогом, но
они самобытны, искренни и неповторимы. Хотя в классе всегда найдется
один-два человека, которые, начиная от наброска карандашом и заканчивая
цветовым оформлением, могут выполнить эту работу самостоятельно и
хорошо. Остальные же дети разукрашивают наброски гуашью.
Рисуя, читая стихи, играя музыкальное произведение,
ребята
начинают лучше понимать мир, а лучше понимать и знать – значит больше
дорожить, любить. Происходит прежде всего воспитание души, воспитание
чувств маленького человека, подростка. А это первейшая задача педагога. И
все это: музыка, рисование, поэзия, по одиночке ли, а еще лучше в
совокупности формируют и создают представление о прекрасном, окрыляют
мечты, делают богаче душу человеческую, учат ценить уникальность
человеческой личности, учат состраданию, душевности.
Проектом я занимаюсь девятый год и педагогический опыт уже
большой – 26 лет. Можно было бы и оставить проект, но видя с какой
серьезностью дети относятся к нему, как жаждут выступать, получая
овации, как работают кистью и читают стихи, увы, я снова и снова ищу
новый нотный материал, делаю наброски на ватмане, сочиняю стихи…
Конечно, работать над проектом нелегко, да и время на рисование
мало. И гораздо проще было бы провести очередной урок, занимаясь чисто
музыкой. Но это же так интересно! Может быть, в этом и состоит
человеческое счастье?
8. Список используемой литературы
1. «Ступени к творчеству» А. Мепин – Пашаев. Москва «Педагогика» 1988г.
2. «Молодежь и изобразительное искусство» Т.С. Позднякова, О.Ф.
Петрова 1986г.
3. «Практический курс рисований» П. Станьер, Т. Розенберг. Минск 2004г.