Автор: Щегорцова Екатерина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Значение мелкой моторики в развитии речи
детей дошкольного возраста»
Щегорцова Е.И – воспитатель
Детский сад №1
Выборгский р-н
Г. Санкт-Петербург
Педагог В. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончике его пальцев»
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и
психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и
развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более
развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем
лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно,
развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи.
Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то
и речь малыша будет недостаточно развита. Работа по развитию движений пальцев и
кистей рук проводится систематически. Упражнения подбираются для детей в
зависимости от возрастных, индивидуальных и речевых особенностей. При этом
включаются в работу не только тактильный, но и зрительный, слуховой анализаторы, что
дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и
зрительное внимание.
Значение развития мелкой моторики
1.Повышает тонус коры головного мозга.
2.Развивает речевые центры коры головного мозга.
3.Стимулирует развитие речи ребенка.
4.Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5.Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6.Развивает чувство ритма и координацию движений.
7.Подготавливает руку к письму.
8.Поднимает настроение ребенка.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная
моторика - движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие
координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от
степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют
возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и
соответствует возрасту.
Мелкую моторику рук развивают:
1.Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в
определенной последовательности;
2.Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
3.Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать -
наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия;
4.Рисование карандашами (фломастерами, кистью);
5.Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.
Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные
висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения
укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют
лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на
мелкую моторику.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь
все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы
стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы
стимулируем развитие правого полушария.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным
развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с
ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу
с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет
развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память,
воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Советы родителям
Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких
правилах:
Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто
не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его
возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.
Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы –
это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают
укреплять взаимоотношения.
Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что
они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет
чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
Не
делайте
упражнения
слишком
длительными.
Не
нужно
доводить
до
переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться
не с совсем приятными впечатлениями.
Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть
сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или
пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры. И
старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у
ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям
раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.
Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно
очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким
упражнениям.
Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно
выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен
делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.