Автор: Макаренко Тамара Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад №2 "Праздник детства"
Населённый пункт: Республика Адыгея, город Майкоп
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Сказка - как средство формирования связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Обобщение педагогического опыта
«Сказка как средство формирования связной речи дошкольников»
Введение
Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат,
сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной
атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой
счастливого ребёнка.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная
составляющая повседневной жизни детей.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой
знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и
невербальное воображение, закладывает основу его творческих
способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный
опыт, учится понимать окружающих.
В настоящее время обновление всех звеньев образовательной системы в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,
затрагивает и дошкольное образование. Впервые в истории дошкольное
детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной
целью формирование успешной личности. Успешная личность неразрывно
связана с формированием и развитием речи. ФГОС дошкольного образования
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. Одним из требований ФГОС является и развитие речи
воспитанников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Работая с детьми, было замечено, что у многих детей нарушена связная
монологическая речь. Дети с трудом рассказывали о событиях своей жизни,
не могли пересказать литературные произведения.
Для развития речи необходимо создание условий, в которых каждый
ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, причем не только в
обычном разговоре, но и публично, не стесняясь окружающих его людей.
Эти качества формируются и развиваются в театрализованных играх -
драматизациях. Основой в работе по театрализованным играм может
послужить сказка. Возможности сказки при условии творческого подхода к
ней, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в
непосредственно образовательной деятельности, затрагивая все
образовательные области, а также и в свободной деятельности детей, с
различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Актуальность проблемы обогащения словаря детей дошкольного
возраста
Язык- есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной
культуры. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие,
должен быть поставлен в основу воспитания. К его народному духу, к его
позиции ребенок должен приобщаться с первых годов жизни. Поэтому
систематически обучение речи, методическое развитие речи и языка должны
лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Живое слово,
образная сказка, рассказ в должное мгновенье и с должной
выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня должны
царить в детском саду и семье и готовить ребенка к дальнейшим, более
глубоким художественным восприятиям. Обучение родному языку, прежде
всего, заключается в том, чтобы, вызывая в душе ребенка чистые
художественные впечатления, будя в нем восторг, симпатии, увлечение,
опирающиеся на яркие художественные образы, представления, живым
примером склонять его к отражении. Всего этого в литературно-
художественном слове. В общей системе речевой работы в детском саду
обогащение словаря, его закрепления и активизация занимают очень большое
месте, И это закономерно. Слово основная единица языка, и
совершенствование речевого общения невозможно без расширения
словарного запаса ребенка. Вместе с тем, познавательное развитие, развитие
понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих
усваиваемые ребенком понятия, закрепляющие получаемые им новые знания
и представления. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким
словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д. Поэтому дошкольная
педагогика рассматривает развитие словаря детей как одну из важных задач
развития речи.
Сказка, как средство обогащения словаря детей
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного
творчества. Сознательная установка на вымысел — основная черта сказки
как жанра. К.С. Аксаков писал: «Сказка - складка (вымысел), а песня —
быль…» Знаменитый знаток и издатель сказок А.Н. Афанасьев оспорил эти
суждения. Он писал, что «пустая складка» не могла бы сохраняться у народа
в продолжение целого ряда веков». «Нет, - заключал А.Н. Афанасьев, - сказка
не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не
могла быть и в самом деле нет нарочно сочиненной лжи, ни намеренного
уклонения от действительного Мира» (А.Н. Афанасьев «Сказка и миф». —
Воронеж, 1864 г). Сказка — это устный занимательный рассказ
фантастического или бытового содержания с установкой на выдумку и
несущая в себе сознательно — нравственную оценку явлений
действительности. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят
образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы
родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка,
злой мачехи, деда-мороза, Иванушки - дурачка и многие другие входят в
жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме,
понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят
ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и
поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает
поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку
сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской
народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка
читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках
беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих
беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более
педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко
ощутимое, полное движения, жизни и интереса».
Нельзя недооценить значение сказок. Велика их педагогическая ценность,
так как:
1) дети всегда на стороне добра;
2) сказка развивает оценочные суждения ребенка. Он видит, что больше
всего ценится в людях, за что наказывают, а за что поощряют, почему одним
природа помогает, а от других отворачивается; З) в сказке дети слышат и
осознают множество положительных нравственных поучений:
• дружба основана на доверии
• за добро платят добром и таким образом, через сказку дети получают
установки и как бы по знают «мудрость жизни».
4) мажорный конец, торжество правды очень созвучны с детским
мировоззрением. Запорожец А.В. отмечал: «Огромное влияние, которое при
правильной организации художественного воспитания может оказать
эстетическое восприятие на духовное развитие ребенка, заключается в том,
что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, но
и к изменению отношения ребенка к действительности, оказывает влияние на
возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности». Велико
познавательное значение сказок. В них, о жизни повествует народ, и дети
узнают о его труде, лишениях, невзгодах, мечтах, видят, что народ талантлив,
трудолюбив, хитер на выдумку, мастер на все руки. Сказки могут быть
народными, (то есть автор сказки неизвестен, например «Колобок»,
«Теремок», и авторские (автора сказки знаем, например, Аксаков «Аленький
цветочек», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Исследователь сказок В.Аникин выделяет три основных типа сказок: сказки
о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки.
Драматизация сказок детьми имеет определённое педагогическое значение.
Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения
на язык жестов, мимики, слов. Участвуя в ней, дети знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним
заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Всё
это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно
замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства. А так как ребёнку
свойственно выражать свои непосредственные чувства, а не чужие, то и жест,
мимика, и интонация будут выражать движения детской души, если помехой
этому не станет жест, навязанный ребёнку взрослым и усвоенный им
механически. Вот почему основой детской драматизации должен быть приём,
жест, найденный самим ребенком; в отдельных случаях взрослый может
подсказать их ему, но подсказать те из них, которые свойственны детям, у
них наблюдаются. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки.
То, что первоначально он только слышал, становится его собственным
достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова»,
о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет
малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая
речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка
сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место
персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность
также формирует нравственные качества, так как любое произведение или
сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же
помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость,
стеснительность.
Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её
обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей.
Важным является воспитание чуткости к слову.
Сказка — прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой
материал сказок можно использовать практически на любом занятии по
развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: это и
воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и
обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через
использование различных методов и приемов работы со сказкой.
Характеристики условий, в которых формировался опыт
Опыт работы начинал формироваться в среднем дошкольном возрасте.
Работа была начата с диагностирования детей. Это необходимо, во-первых,
для определения уровня развития словарного запаса детей с целью
планирования работы по данному вопросу, во-вторых, для осуществления
индивидуального подхода к детям. (педагогическая диагностика в сентябре
месяце) При проверке начальных знаний была использована «Методика
обследования речевого развития дошкольников А.Г. Арушаковой, Т.М.
Юртайкиной. Эту методику мы использовали частично, добавив некоторые
задания, направленные на определение уровня развития словаря ребенка.
При проведении диагностики использовался следующий материал: 1)
Игрушки: а) Теремок, б) Деревья. в) Ягненок, г) Заяц, д) Лиса, е)
Медведь, ж) Снеговик, з) колобок. 2) Картинки: • Улитка, • Жук, • Шмель,
• Собака, • Кошка,
18
• Корова. Обследование проводилось индивидуально и по определенному
сценарию. Задания были направлены на то, чтобы узнать, умеют ли дети
подбирать к предмету эпитеты, действия, обстоятельства, синонимы; могут
ли обобщать и классифицировать предметы; составлять предложения со
словом и объяснять значение слов.
Результаты диагностики показали: 14 детей - средний уровень развития
словарного запаса 5 детей — низкий уровень.
Практически все могут предмет узнать по эпитетам (отгадывать загадки),
многие умеют обобщать и классифицировать предметы, подбирать
обстоятельства к предмету.
14 детей могут сочинить историю про любимого животного, умеют
составлять предложение со словом, справились с заданием «Объясните
слово». По таким заданиям, как подбор эпитетов, синонимов, действий к
предмету и словообразованию результаты ниже среднего.
После диагностирования детей, было проведено анкетирование родителей,
с целью выявить их отношение к развитию речи ребенка. Мы получили
следующие результаты:
1) Любимый жанр детей — сказка.
2) Практически всегда, по просьбе ребенка, родители читают ему книги.
3) Многие родители вовремя и после чтения обсуждают сказку с детьми, но,
к сожалению не всегда.
4) При ознакомлении со сказками большинство родителей используют ТВ,
видео, DVD.
5) Все родители считают, что речь детей развивать необходимо, но не все
ответили на вопрос «Почему?»
6) На вопрос «Как вы обогащаете словарный запас ребенка?» многие
родители ответили: читаем книги, обсуждаем, объясняем новые слова.
Следовательно, многие родители уделяют внимание речи ребенка,
стараются обогащать его словарный запас, но о приёмах этой работы имеют
не большие представления.
Учитывая активность развития речи детей в дошкольном возрасте и исходя
из условий.
Выявленных в результате диагностики и анкетировании родителей, мы
поставили следующую цель: максимально обогатить словарь детей,
используя для этого различные типы сказок.
Для выполнения цели, поставили следующие задачи:
1) Учить детей внимательно слушать и слышать литературные
произведения;
2) Расширять словарный запас детей за счет эпитетов, синонимов,
обстоятельств;
З) Поддерживать интерес и внимание детей к слову в литературном
произведении;
4) Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное
отношение к прочитанному, развивать воображение, умение мысленно
представлять себе события и героев произведения;
5) Развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и
героев произведения;
б) Помогать соотносить личностный опыт с фактами, описанными в
литературном произведении;
7) Помогать устанавливать простые причинно-следственные связи между
событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
8) Организовать работу с родителями по этой проблеме;
9) Оснащать и пополнять уголки но развитию речи.
Описание опыта работы
С целью организации планомерной систематической работы, мы
составили перспективный план на год.
Сказка — это прекрасный художественный материал для развития речи,
поэтому большое внимание уделено работе со сказкой. Мы перед собой
поставили задачи, над которыми работали.
В сентябре большое внимание уделили такой задаче, как учить детей
внимательно слушать и слышать литературные произведения. При работе со
сказкой в октябре главной задачей было — расширить словарный запас детей
за счет эпитетов.
Главными задачами в ноябре и декабре поставили: - поддерживать интерес
и внимание к слову в литературном произведении; - поддерживать
сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к
прочитанному;
В январе развивали воображение, умение мысленно представлять себе
события и героев произведения.
Основная задача февраля – помогать соотносить личный опыт с фактами,
описанными в литературном произведении.
Главными задачами марта и апреля поставили: - поддерживать интерес и
внимание детей к слову, к героям произведения; - помогать устанавливать
простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки
персонажей и правильно их оценивать.
В мае, при работе со сказкой, большое внимание уделяли расширению
словарного запаса детей за счет эпитетов, синонимов, обстоятельств,
действий.
Дети знакомились с такими сказками, как: - «Три поросенка» , «Заяц —
хваста» - «Гуси — лебеди» - «Жихарка» - «Телефон» К.Чуковский -
«Бабушка, внучка да курочка» - «Мороз, Солнце и Ветер» - «Зимовье» -
«Лисичка сестричка и серый волк» - «Маша и медведь» - «Крылатый,
мохнатый да масляный» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» -
«Привередница» - «Федорино горе» К.Чуковский - «Лисичка со скалочкой» -
«Айога» - «Лиса и козел» - «Красная шапочка» - «Петушок и бобовое
зернышко» - «Лиса лапотница» Для того чтобы заинтересовать ребенка,
важно не только выбрать для чтения интересную книгу, очень важно её
правильно преподнести. Сказка, прочитанная воспитателем с
использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит
их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание
произведения, поэтому все сказки читаешь или рассказываешь детям с
использованием всех средств выразительности. Сказка — прекрасный
художественный материал для обогащения словарного запаса детей, потому
большая работа велась по расширению словаря детей за счет эпитетов,
синонимов, обстоятельств. Например, в сказке «Зимовье» - Петух, какой?
(маленький, горластый, хвостатый, яркий); -Бык, какой? (большой, рогатый,
сильный) В сказке «Три поросенка» от волка убегают поросята. - Как можно
по другому сказать? (удирают, мчатся, несутся); - А как они убегают?
(быстро, стремительно) В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» учили подбирать
действия к предмету. - Что делает? (мороз — морозит, остужает; солнце —
греет, печет, пригревает, жарит; ветер — дует, задувает). При каждом
знакомстве со сказкой, большое внимание уделялось словарной работе.
Например, из сказки «Бабушка, внучка да курочка» дети узнали, что слово
«ведра» можно сказать по другому: ведерки (средние — у внучки),
ведерушки (совсем маленькие — у курочки). При знакомстве со сказкой
«Заяц — хваста» упражнялись с детьми в образовании существительных с -
ищ- Например: усы — усище; лапы — лапище, зубы — зубище. Для
лучшего запоминания слов на занятиях использовались картинки
(коромысла, кадка, короб), различные предметы (деревянная ложка,
металлическая ложка, наперсток, скалка, лапоть,..). Сказка расширяет
словарный запас, влияет на развитие связной, логической речи, поэтому мы с
детьми учились пересказывать сказку по картинкам, по иллюстрации.
Хорошо это получается, когда сказка была прочитана несколько раз.
Например, «Гуси — лебеди» детям очень понравилась и с помощью
кукольного театра они с удовольствием её пересказывают. Сказку
«Заюшкина избушка» дети пересказывают с помощью настольного театра и
театра на фланелеграфе. Умение задавать вопросы, разумно сформулировать
их, является одним из показателей успешного развития речи дошкольников.
Поэтому учились с детьми задавать вопросы героям сказок. Например: герою
сказки «Жихарка» — «Не боялся лисы?» — «Как ты лису перехитрил?»
Практически на всех занятиях по развитию речи придумывали новые
названия известных сказок. Например: «Лисичка-сестричка и волк»: —
«Хитрая лиса и глупый волк»; — «Как лиса волка обманула»; — «Как волк
рыбу ловил» К сказке «Красная шапочка» придумали следующие названия: -
«Бабушка и внучка»; - «В гости к бабушке»
Работа со сказками проводилась не только на занятиях по развитию речи.
Обогащение словаря, активизация и закрепление новых слов, развитие
воображения, мышление и умение выразить личностное отношение к герою
проходило и на занятиях по рисованию: — «Веселый человечек» (сказка
«Жихарка»), — «Яблоня, печка, речка» (сказка «Гуси-лебеди»), —
«Разукрась рукавичку» (сказка «Рукавичка») На лепке: — «Заяц в гости к
нам пришел» (сказка «Заяц — хваста»), — «Хитрая лиса» (сказка «Лисичка
сестричка и волк»), — «Два медвежонка» (сказка «Два жадных медвежонка»)
На аппликации: — «Курочка» (сказка «Бабушка, внучка да курочка»), —
«Мишка косолапый» (сказка «Маша и медведь), — «Герои сказки»
(составить и наклеить из частей любого сказочного героя – медведя, лису,
зайца), — «Петушок» (сказка «Петушок и бобовое зернышко»)
Такие занятия детям особенно нравятся, т.к. со сказкой они уже
познакомились. И героя, которого мы лепим или рисуем, они знают и с
удовольствием делятся своими впечатлениями о сказке и о герое. На
занятиях по физкультуре и на прогулке мы разучили с детьми подвижные
игры по теме сказок: «Гуси — лебеди», «Маша и медведь». «Волк и семеро
козлят». Это способствует поддержанию интереса к сказкам, активизации
словаря детей. Очень много проведено с детьми дидактических игр, как по
сказкам, так и по развитию речи в целом. Например: — «Расскажи сказку по
картинке», — «Сложи сказку» (из частей составить картинку сказки), —
«Отгадай сказку по схеме» (угадать героев сказки, спрятанных в
геометрических фигурах, и назвать сказку), — «Найди ошибку», — «Что это
за сказка?» (узнать по иллюстрации) — «Разложи картинки» (выложить
картинки в определенной последовательности).
Развитие речевой активности, быстроты мышления и воображения — это
основная цель словесных игр, которые детям очень нравятся. На занятиях
были использованы следующие словесные игры: — «Из какой это сказки?»
— «А что потом?» (закреплять содержание сказки, развивать связную речь)
и другие. На данном возрастном этапе для развития речи важно организовать
театрализованную деятельность.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим
миром, через образы краски, звуки. Они учатся перевоплощаться в тот или
иной образ: смеяться, когда смеются персонажи, грустить вместе с ними,
подражать голосом и движениями, говорить слова героя, что важно для
развития связной речи, для формирования словаря.
На хорошо известных сказках была проведена игра — драматизация
«Репка», «Теремок». Дети очень хорошо узнают эти сказки и с
удовольствием принимают различных героев. Со сказками «Мороз, Солнце и
Ветер», «Лисичка сестричка и волк», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка» дети познакомились на фланелеграфе.
Настольный театр по сказкам «Колобок» и «Заюшкина избушка» всегда в
руках детей. Дети с огромным желанием слушают сказки с использованием
кукол бибабо (сказка «Маша и медведь», «Три поросенка», «Лисичка со
скалочкой»). Со сказкой «Два жадных медвежонка» дети познакомились с
помощью пальчикого театра.
Разворачиваемые игры и драматизации требуют от исполнителей
импровизированных диалогов, монологов. Задача воспитателя состояла в
том, чтобы ребенок, отвечал на его вопрос, давал бы развернутые реплики.
Нашим достижениям можно считать тот факт, что театрализованные игры
стали возникать в дальнейшем по инициативе самих детей: более того,
диалоги героев разыгрывались и в самостоятельных играх. Такие игры
ценны, на наш взгляд, тем, что развивают не только речь, но и
коммуникативные навыки, что очень важно.
Мы знакомим детей со сказками и через технические средства (видео,
слушание дисков и аудиокассет со сказками).
Уголки по развитию речи постоянно пополняются новыми книгами со
сказками, принесенными детьми из дома, рисунками, выполненными на
занятиях и дома; дидактическими и театрализованными играми.
Большое внимание уделили индивидуальной работе. С теми детьми, у
которых, в результате первоначальной диагностики, были низкие показатели,
мы занимались индивидуально (описание сказочного героя, составление
совместных рассказом по картинке).
Индивидуальную работу мы проводили в утренние и вечерние часы в
игровой форме. Цель таких занятий — развивать речевые способности
каждого ребенка. Результаты не замедлили сказаться. Подтверждение тому -
поведение детей, отличающихся застенчивостью. Теперь они смелее брали на
себя роли в инсценировках, все меньше прибегали к помощи взрослого,
увереннее отвечали на занятиях, стали использовать больше различных слов
(глаголов, существительных, прилагательных) в своем лексиконе. На
протяжении всего времени велась работа с родителями.
Было проведено родительское собрание по теме: «Обогащение словаря
детей среднего дошкольного возраста». Для родителей были изготовлены
папки- передвижки: — «Словарь ребенка. Упражнения для обогащения
словарного запаса детей» — «Сказка — творческий потенциал обогащения
словаря ребенка» . В октябре дети с родителями сочиняли сказки по
индивидуальному заданию. Например: — «Сочините сказку о том, как волк
пошел искать друзей»; — «Сочините сказку о том, как бельчонок убежал от
мамы»; — «Приключения воздушного шарика»; — «Как заяц перехитрил
лису». Было сочинено пять сказок. Все сказки получились очень интересные
как по содержанию, так и по оформлению. К Новому году был приурочен
конкурс среди родителей и детей на лучшую новогоднюю сказку. В конкурсе
приняло участие 6 семей, которые нам представили красиво оформленные
сочиненные сказки. Дети с удовольствием рассказывали свои сказки Деду
Морозу, приглашенному к нам на новогодний вечер. Все дети были
поощрены подарками. Большое впечатление от праздника осталось не только
у детей, но и у родителей, т.к. они проделали огромную работу для
достижения таких результатов (сочинили сказку, оформили, готовились
рассказать Деду Морозу).
В январе была подготовлена для родителей выставка всех сочиненных
сказок, где любой родитель мог поделиться своим опытом в сочинении
сказок с детьми. В марте дети рисовали любимых сказочных героев. Все
рисунки получились яркие и красочные. В апреле выполняли аппликацию по
сказкам. В марте и апреле провели выставки рисунков, где дети рассказали о
своих любимых героях и иллюстрациях к сказкам. Таким образом, развитию
речи детей уделялось большое внимание как при работе с детьми, так и с
родителями.
Описание результатов опыта
Для оценки эффективности проводимой работы мы провели повторное
диагностирование, которое состоялось в мае.
Диагностирование проводилось по той же методике. В результате мы
видим, что из пятерых детей с низким уровнем в сентябре (26 %), у троих
результаты диагностики к концу года стали соответствовать среднему
уровню. Низкий уровень к концу года показали двое детей (11 %), это на 15
% меньше, чем в сентябре. Пятеро детей показали высокий уровень по
обогащению словаря. По сравнению с первой диагностикой это на 26 %
больше. Это те дети, у кого был средний уровень, близкий к высокому. Их
словарный запас увеличился на треть. Лучше стали результаты по подбору
синонимов, обстоятельств, эпитетов, по объяснению слов. Это доказывает
эффективность используемых методов и приемов в работе с детьми.
Данный опыт работы дал положительный результат в обогащении
словарного запаса детей через использование различных типов сказок.
Работу можно рекомендовать для педагогов и родителей, занимающихся
проблемой развития речи детей.
Перспективы развития данного опыта
Итак, мы выяснили, что работа по развитию речи занимает большое место в
системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одна из задач
речевого развития - формирование словаря - очень важна, так как в процессе
этой работы происходит количественное накопление ребенком слов,
освоение их содержания и активное использование в речи.
Сказка — это прекрасный материал для развития речи детей в
соответствии с речевым стандартом.
В дальнейшем, наша работа по обогащению словаря, будет продолжена в
старшем дошкольном возрасте.
Библиографический список
1. Аникин, В.П. К мудрости ступенька / И.П.Аникин. — М.: Дет. лит, 1988.
2. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П.Аникин. — М., 1984.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. — М.:
Просвещение, 1974.
4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада /
В.В. Гербова. — М.: Просвещение, 1983.
5. Гербова, В.В. Книга для чтения в детском саду и дома / Пособие для
воспитателей детского сада и родителей. — М.: ОНИКС 21 век, 2005.
6 . Гурович, А.М. Ребенок и книга / А.М.Гурович. — М.: Просвещение, 1992.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.
Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.
Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.:
Детство-Пресс, 2005.
8. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — М.:
Лабиринт, 2000.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. М.А.
Васильевой. — М.: Мозайка - Синтез, 2005.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей
детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.
11. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И.Тихеева.— М.: Просвещение,
1981.
12. Фесюкова, А.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного
возраста / А.Б. Фесюкова. — Харьков: Фолио, 1997.