Автор: Рыбалко Екатерина Александровна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100
Населённый пункт: НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОСИБИРСК
Наименование материала: Опыт работы по развитию системы дополнительного образования в ДОУ: задачи, проблемы, перспективы
Тема: Организация работы по дополнительному образованию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Рыбалко Е.А.
«Организация работы по дополнительному образованию в ДОУ: задачи,
проблемы, перспективы».
Дошкольная образовательная организация — это первая ступень общей системы
образования. Дополнительные образовательные программы способствуют переходу от
интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого
ребёнка - основная задача современного дополнительного образования в ДОУ и качества
образования в целом.
Система дошкольного образования сегодня должна быть гибкой, разноплановой,
отвечать социальным запросам родителей, и призвана повышать качество дошкольного
образования, развивать потенциал детского сада как организации через внедрение
дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
вариативную
составляющую
общего
образования,
способствует
практическому
применению
знаний
и
навыков,
полученных
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
стимулирует
познавательную
активность
обучающихся.
[2,
c.8]
Дополнительные платные образовательные услуги направлены на максимальное
раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности,
навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной
организации своего свободного времени.
Набор дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. Особенностью
современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения
является оказание дополнительных платных образовательных услуг. К платным
образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план
дошкольного
образовательного
учреждения,
не
финансируются
городским
или
федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию
родителей.
В
статье
45
Закона
«Об
образовании»
определено,
что
образовательные
учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям
платные
дополнительные
образовательные
услуги,
не
предусмотренные
соответствующими
образовательными
программами
и
государственными
образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут
быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств
бюджета. [1, c.4]
Организация данных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент выполнения
социального
заказа
общества,
а
также
результат
последовательного
решения
федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с
Федеральным
Законом
Российской
Федерации
о
дополнительном
образовании,
вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы
дополнительного
образования
детей
могут
быть
различных
направленностей:
физкультурно-оздоровительной, художественной, естественнонаучной, познавательной,
развивающей и других направленностей. [1, c.14]
Организация дополнительных платных образовательных услуг предполагает
работу над решением следующих стратегических задач:
1. Развитие конкурентоспособности;
2.
Совершенствование
обратной
связи
с
социальными
заказчиками
образовательных услуг (родителей);
3. Развитие ДОУ как социокультурного и образовательного центра района;
4. Расширение образовательных возможностей ребенка;
5. Получение дополнительного дохода. [3]
Прогнозируемые результаты реализации дополнительного образования в ДОУ:
•
развитие
любознательности
и
повышение
работоспособности
детей,
формирование умений действовать в ситуации предоставления свободы выбора,
формирование
социальной
компетенции
воспитанников,
развитие
умственных
способностей;
• удовлетворение потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ,
активное, систематическое, результативное участие родителей в работе ДОУ.
При организации воспитательно - образовательного пространства ДОУ пришлось
столкнуться с рядом проблемам при реализации дополнительных услуг.
Проблема 1. Современные приоритеты.
Для определения спектра дополнительных образовательных программ в нашем
ДОУ было проведено анкетирование родителей, которое показало, что наиболее
востребованы следующие направления: художественно - эстетическое развитие и
интеллектуальное развитие.
Перечень программ дополнительного образования, реализуемых в ДОУ:
Родители наших воспитанников часто интересуются, какие кружки и секции есть в
нашем детском саду. Значимость дополнительного образования в ДОУ для родителей
невозможно переоценить. Современные родители стремятся начинать развивать своего
ребенка как можно раньше, с удовольствием используют дополнительные ресурсы. При
этом нужно учитывать также большую занятость современного человека, нехватку
свободного времени. И, если ДОУ имеет возможность максимально удовлетворить
запросы родителей на обучение ребенка, то родители, как основные заказчики, будут
давать своему ребенку все, на их взгляд, необходимое, не тратя при этом усилий на
трансфер ребенка из одного места в другое, не подвергая его дополнительным стрессам.
Наше
учреждение
находится
в
спальном
районе,
режим
работы
нашего
дошкольного учреждения с 07:00 до 19:00. Родители, которые работают в отдаленных от
детского сада районах не успевают вовремя забрать детей. В связи с этим появилась
необходимость
в
такой
дополнительной
образовательной
услуге,
как
группа
продлённого дня.
В современном мире растёт интерес к раннему изучению английского языка.
Дошкольный период считается благоприятным для изучения иностранного языка.
Нагрузка на детей в начальных классах велика, как интеллектуальная, так и
эмоциональная, поэтому знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте
позволит
подготовить
ребенка
к
обучению,
сформировать
у
него
основы
коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать
накоплению базового лексического и словарного запаса. Раннее изучение иностранного
языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его
мышления.
Если опираться на современные исследования ученых, то к трем годам развитие
клеток головного мозга завершается на 80 %. Это именно тот возраст, когда у ребенка
формируются все основные речевые навыки и его мозг наиболее склонен к изучению и
восприятию любых языков. Все, что ребенок учит в дошкольном возрасте, надолго
запоминается — прекрасно развита долговременная и оперативная память. Легче всего
это происходит в игре. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а
особенно
продуктивна
она
в
дошкольном
возрасте.
Поэтому
при
разработке
дополнительной программы «Английский язык (5-7 лет)» мы использовали игровые
технологии. Кроме того, систематическое повторение иностранных слов необходимо для
развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать материал.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
художественно эстетической направленности «Мой танец», «Изостудия «Капитошка»,
«Вокальная студия «Капитошка», «Юный актер» реализуются через стимулирование
развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности,
оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами
и формами творчества.
По программе «Вокальной студии «Капитошка» будут заниматься вокально
одаренные дети. Индивидуальные и подгрупповые занятия способствуют более
эффективному развитию звуковысотного, тембрального, динамического и ритмического
слуха. В процессе занятий по программе происходит формирование основных вокальных
навыков (певческая установка, дыхание при пении, звукообразование, охрана голоса), а
также формирование навыков концертного исполнения.
Программа
«Изостудии
«Капитошка»
предусматривает
развитие
у
детей
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного
мышления и творческой индивидуальности. Занятия будут проходить малыми группами.
Деятельность детей будет направлена на решение и воплощение разнообразных
творческих
задач,
от
простого
к
сложному,
с
последующим
художественным
оформлением. Ознакомление с материалом будет носить углубленный характер. На
занятиях дети познакомятся с такими техниками как художественное моделирование из
бумаги, айрис-фолдинг, тестопластика, мыловарение, флористика, де купаж, квилинг,
скраббукинг, хенд-мейд и др., что не запланировано в рамках реализации основной
образовательной программы.
Танец - искусство, любимое детьми. Танец таит в себе огромное богатство для
успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только
эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю -
танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь
к прекрасному.
В задачу обучения программы «Мой танец» входит знакомство с основами
хореографии, позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во
время исполнения танцевальных движений, совершенствование музыкального слуха и
чувства ритма, развитие элементарных навыков координации, а также воспитание у
учащихся умения передавать характер, стиль и манеру исполнения танцевальных
произведений, развитие выразительности. В цели занятий входит выработка гибкости и
пластичности, постановка осанки, развитие прыжка и шага. Эти задачи реализуются
через
овладение
детьми
разнообразными
формами
движения:
ходьбой,
бегом,
подскоками, гимнастическими и танцевальными разнообразными движениями, дети
совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация
и координация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Все это
не
прорабатывается
в
ходе
реализации
ООП.
Кроме
того,
занятия
создают
благоприятные условия для развития творческого воображения детей.
Данная программа содержит несколько разделов: выработка осанки и походки,
развитие музыкального слуха, чувства ритма, развитие двигательных навыков, элементы
классического танца, элементы народного танца, танцевальные этюды, танцы и игры под
музыку.
Театрализованная
деятельность
является
мощным
источником
развития
эмоциональной
сферы;
способствует
развитию
чувства
успешности,
помогает
преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость
и радость общения между собой и окружающими. Большое разностороннее влияние
театрализованных игр на личность ребенка позволяет им во время игры чувствовать себя
более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в театрализованной игре, дети
познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они
учатся думать, анализировать, делать выводы. В процессе занятий по программе «Юный
актер» каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, что
практически невозможно в рамках работы по ООП.
Интеллектуально-развивающее направление дополнительной общеобразовательной
программы «Шахматы» соответствует приоритетным образовательным потребностям
родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка.
Расширение
интеллектуального
потенциала
воспитанников
в
ходе
занятий
осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и
проектной деятельности.
Востребованность
логопедических
услуг
обуславливает
необходимость
обязательного включения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Дошкольный логопункт». В занятиях с логопедом нуждаются не только
дети, посещающие логопедические группы. Программа включает коммуникативно-
речевые занятия, направленные на: расширение активного словаря детей; овладение
звуковой культурой речи; построения монологов и диалогов; тренировку навыков
формулирования связных содержательных высказываний.
Проблема 2. Кадры.
Помимо
привлеченных
специалистов
дополнительного
образования,
мы
привлекали педагогов ДОУ. Для этого была разработана и реализована система
методических мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов в
области дополнительных образовательных программ.
Проблема 3. Программы.
Основной документ педагога дополнительного образования – программа, которая
утверждается на педагогическом совете.
При разработке образовательных программ наши педагоги столкнулись с
определенными трудностями. Долгое время им приходилось работать только по
типовым государственным программам, поэтому многие творческие навыки были
утеряны.
Проблема 4. Дополнительное время.
Занятия по дополнительным образовательным программам должны сочетаться с
обязательными. При составлении расписания нужно было учитывать загруженность и
возможности
педагогов,
а
также
соблюдать
степень
нагрузки
детей
по
продолжительности занятий и по дням недели.
Проблема 5. Размещение и техническое обеспечение.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях:
музыкальный зал, театральная студия, спортивный зал, изостудия, комната познания и
прочее.
Проблема
заключается
в
том,
что
количество
охваченных
детей
дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а
при таких факторах как занятия дополнительными услугами организуются в основном во
второй половине дня, занятость воспитателей по «скользящему» графику не позволяют
закрепить за определенной услугой то или иное помещение. Изначально учитывается
время привлеченных специалистов. Это кадры требующие постоянства, за ними
изначально по договору закрепляется время и место проведения занятий. А с
воспитателями
ежемесячно
утверждается
новый
график
реализации
услуги
в
соответствии с графиком основной работы. Таким образом координируется право на
полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования.
Проблема 6. Родители.
Чтобы выявить заказы семьи, мною совместно с педагогами ежегодно проводится
опрос родителей в форме анкетирования и бесед. А для того, чтобы родители проявили
больший интерес к предоставляемому комплексу дополнительных образовательных
услуг ДОУ, для них организуются дни открытых дверей, отчетные концерты, мастер-
классы, где педагоги демонстрируют свою деятельность.
Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к
различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных
документов,
регламентирующих
образовательную
деятельность,
не
позволяют
проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому
посещая различного рода организованные практики дополнительных услуг, родители
определяют наиболее интересные и приемлемые для их детей направления деятельности.
В связи с вышеизложенным, хочется познакомить с примерной моделью
организации платных образовательных услуг в ДОУ.
Предварительный этап. Определение возможных предоставляемых услуг в ДОУ.
1 этап. Определение разнообразия дополнительных услуг: опрос и анкетирование
родителей по востребованности программ дополнительного образования.
2 этап. Назначение педагогов дополнительного образования.
Утверждение рабочих программ и перспективного планирования дополнительного
образования по выбранным направлениям.
Создание
нормативной
базы
(заключение
договора
со
специалистами
и
родителями, должностные инструкции педагогов, утверждение расписания занятий,
график работы педагогов, план мероприятий с детьми).
3 этап. Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг,
мониторинг удовлетворенности потребностей родителей в дополнительных услугах.
Перспективы оказания платных и бесплатных дополнительных образовательных
услуг:
• продолжать работу по прогнозированию потребностей в дополнительных
образовательных услугах;
• расширять спектр дополнительных услуг, создавать и расширять для этого
материально-техническую базу, совершенствовать развивающую среду;
• подбирать оптимальные формы контроля за качеством предоставляемых услуг;
• продолжать обеспечивать платные услуги рекламой (совместные с родителями
мастер-классы,
мероприятия,
образовательные
практики,
отчетные
мероприятия,
выступления).
Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, можно
отметить социальную и практическую значимость; и главное, что в детском саду создана
ситуация успеха образовательного учреждения в обществе, когда масштабное дело
заработало и принесло не только реальную материальную прибыль, но и повышение
имиджа дошкольного учреждения.
Список литературы:
1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе
российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. –
512с.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие /
Под.ред. Е.Б. Евладовой, А.В.Золотаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного
образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 №
3//