Автор: Наниева Олана Славиковна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДО г.Владикавказа сп ЦЭВД " Творчество"
Населённый пункт: РСО_Алания г.Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Специальность по призванию-концертмейстер!"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования”ЦДО гВладикавказа”сп ЦЭВД “Творчество”
Специальность по призванию-концертмейстер!
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и
концертмейстеров УДО
Дата проведения – 12.01.22г
Наниева Олана Славиковна
концертмейстер
г Владикавказ-2022г
Специальность по призванию- Концертмейстер!
Цель – Привитие чувства любви к прекрасному через ритмическую
особенность кавказских мелодий.
задачи:
-приобщить к народной музыке, чувству такта и ритма через
музыкальную культуру народов Кавказа;
-развить ритмические данные обучающихся через методику
известных исполнителей;
-воспитать гармонично развитую личность.
«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему
предназначению сродни труду педагога».
Успех его работы во многом зависит от того, насколько правильно,
выразительно и художественно он исполняет музыку, доносит её содержание
до детей. Чёткая фразировка, ясные динамические контрасты помогают
детям услышать музыку и отразить ее ритмически. Музыка и ритм в своем
гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной
сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Занятия по обучению игре на ударных инструментах от начала и до конца
строятся на музыкальном материале. Музыкальное содержание должно
прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению –
умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,
ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает
фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит
за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о
структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются
первичные эстетические оценки. На занятиях учащиеся приобщаются к
лучшим образцам народной классической и современной кавказской музыки,
и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их
музыкальный слух и образное мышление. Концертмейстер ненавязчиво учит
детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен
сделать достоянием музыку, которую создали композиторы.
В процессе обучения осуществляются следующие задачи музыкального
воспитания:
•
Развитие музыкального восприятия метроритма;
•
Ритмичное исполнение музыкальных произведений, умение
воспринимать их в единстве;
•
Умение подбирать ритмический рисунок, соответствующий характеру
музыки;
•
Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
•
Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения
эмоционально воспринимать ее;
•
Расширение музыкального кругозора детей.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему
приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников
до выпускников), с педагогами разных направлений – от народной
хореографии, классического и современного танца, работы с
инструментальными ансамблями. Наполнить музыкой каждое занятие, в
соответствии с возрастом обучающихся, репертуаром данной возрастной
категории не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный
творческий подход к работе.
В обязанности концертмейстера входит:
- Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное
расширение музыкального багажа и знаний его характерных особенностей;
-Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей по
музыкальному развитию;
-Знакомство с новыми исполнительскими методиками педагогов по ударным
инструментам;
-Систематическая работа по музыкальному развитию для обогащения
ритмических рисунков.
Результативная работа в объединении возможна только в содружестве
педагога-ударника и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной
позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость,
личностные качества концертмейстера и педагога. Для настоящего
творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности,
взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом и партнером.
Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,
иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими
критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках
одного и того же ритма ведет к механическому, не эмоциональному
выполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком
частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не
способствует усвоению и запоминанию ими ритмических рисунков.
Музыкальное развитие осуществляется при помощи определенных методов и
приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только
она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале идет работа по
накоплению опыта слушания музыки. Вторым источников получения знаний
– является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к
пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных
произведений. Третьим источником является непосредственно музыкальная
деятельность самих детей.
Для развития «музыкальности» исполнения применяются следующие методы
работы:
-наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа педагогом);
-словесный (педагог помогает понять содержание музыкального
произведения, побуждает воображение, способствует проявлению
творческой активности);
-практический (конкретная деятельность в виде систематических
упражнений);
В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит детей с
новыми и новыми музыкальными произведениями, накапливает их
слушательский опыт. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию,
полезно применять метод прослушивания фрагмента или произведения
классической музыки с последующей краткой беседой. Дети учатся
контролировать свои действия и делать их гармоничными.
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность
научить детей следующему:
•
выделять в музыке главное;
•
передавать различный интонационный смысл (ритмическое,
мелодическое, динамическое начало).
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия,
основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная
особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие
метра в музыке. Темп как скорость в основе своей в музыке един. Всё это
должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной
грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр – в совокупности составляют
язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство
восприятия музыки развивается у детей во время исполнения музыкальной
фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению «команд»:
начало мелодии – начало игры на доули, окончание мелодии – окончание
игры. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.
Учащиеся сознательно решают поставленные пред ними задачи, опираясь на
приобретенные навыки слушания. В процессе систематической работы,
учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее.
Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У
детей развивается интерес и любовь к народной и кавказской музыке. Через
музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающем мире.
В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим
рисунком Симда, Хонга, Лезгинки, Кочари, Шалахо, на музыкальных
примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие и не
сложные для восприятия музыкальные примеры-народные наигрыши, но
очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети,
прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд,
или воплотить конкретный образ под конкретно заданный ритм.
В начале упражнения идут в едином темпе, а по мере усвоения – в разных
темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритмической
организацией.
-Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в
разных размерах – по- разному. Например, 2/4 – в allegro, andante, largo; ѕ – в
adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.
-Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается на
целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот же
музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в
медленном темпе.
-На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с
ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком. В
тех случаях, когда используются более сложные размеры, комбинация по
квадратам исполняется на ѕ, ускоряется темп, но характер музыки
соответствует движениям (плавный, лирический или острый).
-Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает
наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как
большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и
воля, педагогический такт и чуткость.
Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей
специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего
успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в
тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Используемая литература:
1. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме
получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и
педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб.,
РГПУ им. А.И. Герцена, 1999г.
2.Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от
узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского
мастерства. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998г.
3.Классический танец / Сост. Д. Ярмолович. – С.-Пб.: Музыка
, 1985г.