Напоминание

"Специальность по призванию-концертмейстер!"


Автор: Наниева Олана Славиковна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДО г.Владикавказа сп ЦЭВД " Творчество"
Населённый пункт: РСО_Алания г.Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Специальность по призванию-концертмейстер!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования”ЦДО гВладикавказа”сп ЦЭВД “Творчество”

Специальность по призванию-концертмейстер!

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и

концертмейстеров УДО

Дата проведения – 12.01.22г

Наниева Олана Славиковна

концертмейстер

г Владикавказ-2022г

Специальность по призванию- Концертмейстер!

Цель – Привитие чувства любви к прекрасному через ритмическую

особенность кавказских мелодий.

задачи:

-приобщить к народной музыке, чувству такта и ритма через

музыкальную культуру народов Кавказа;

-развить ритмические данные обучающихся через методику

известных исполнителей;

-воспитать гармонично развитую личность.

«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему

предназначению сродни труду педагога».

Успех его работы во многом зависит от того, насколько правильно,

выразительно и художественно он исполняет музыку, доносит её содержание

до детей. Чёткая фразировка, ясные динамические контрасты помогают

детям услышать музыку и отразить ее ритмически. Музыка и ритм в своем

гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной

сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Занятия по обучению игре на ударных инструментах от начала и до конца

строятся на музыкальном материале. Музыкальное содержание должно

прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению –

умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,

ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает

фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит

за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о

структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются

первичные эстетические оценки. На занятиях учащиеся приобщаются к

лучшим образцам народной классической и современной кавказской музыки,

и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их

музыкальный слух и образное мышление. Концертмейстер ненавязчиво учит

детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен

сделать достоянием музыку, которую создали композиторы.

В процессе обучения осуществляются следующие задачи музыкального

воспитания:

Развитие музыкального восприятия метроритма;

Ритмичное исполнение музыкальных произведений, умение

воспринимать их в единстве;

Умение подбирать ритмический рисунок, соответствующий характеру

музыки;

Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения

эмоционально воспринимать ее;

Расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему

приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников

до выпускников), с педагогами разных направлений – от народной

хореографии, классического и современного танца, работы с

инструментальными ансамблями. Наполнить музыкой каждое занятие, в

соответствии с возрастом обучающихся, репертуаром данной возрастной

категории не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный

творческий подход к работе.

В обязанности концертмейстера входит:

- Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное

расширение музыкального багажа и знаний его характерных особенностей;

-Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей по

музыкальному развитию;

-Знакомство с новыми исполнительскими методиками педагогов по ударным

инструментам;

-Систематическая работа по музыкальному развитию для обогащения

ритмических рисунков.

Результативная работа в объединении возможна только в содружестве

педагога-ударника и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной

позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость,

личностные качества концертмейстера и педагога. Для настоящего

творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности,

взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом и партнером.

Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,

иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо

постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими

критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках

одного и того же ритма ведет к механическому, не эмоциональному

выполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком

частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не

способствует усвоению и запоминанию ими ритмических рисунков.

Музыкальное развитие осуществляется при помощи определенных методов и

приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только

она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале идет работа по

накоплению опыта слушания музыки. Вторым источников получения знаний

– является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к

пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных

произведений. Третьим источником является непосредственно музыкальная

деятельность самих детей.

Для развития «музыкальности» исполнения применяются следующие методы

работы:

-наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа педагогом);

-словесный (педагог помогает понять содержание музыкального

произведения, побуждает воображение, способствует проявлению

творческой активности);

-практический (конкретная деятельность в виде систематических

упражнений);

В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит детей с

новыми и новыми музыкальными произведениями, накапливает их

слушательский опыт. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию,

полезно применять метод прослушивания фрагмента или произведения

классической музыки с последующей краткой беседой. Дети учатся

контролировать свои действия и делать их гармоничными.

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность

научить детей следующему:

выделять в музыке главное;

передавать различный интонационный смысл (ритмическое,

мелодическое, динамическое начало).

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия,

основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная

особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие

метра в музыке. Темп как скорость в основе своей в музыке един. Всё это

должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной

грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр – в совокупности составляют

язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство

восприятия музыки развивается у детей во время исполнения музыкальной

фразы (начало и окончание). Концертмейстер учит выполнению «команд»:

начало мелодии – начало игры на доули, окончание мелодии – окончание

игры. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

Учащиеся сознательно решают поставленные пред ними задачи, опираясь на

приобретенные навыки слушания. В процессе систематической работы,

учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее.

Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У

детей развивается интерес и любовь к народной и кавказской музыке. Через

музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающем мире.

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим

рисунком Симда, Хонга, Лезгинки, Кочари, Шалахо, на музыкальных

примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие и не

сложные для восприятия музыкальные примеры-народные наигрыши, но

очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети,

прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд,

или воплотить конкретный образ под конкретно заданный ритм.

В начале упражнения идут в едином темпе, а по мере усвоения – в разных

темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритмической

организацией.

-Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в

разных размерах – по- разному. Например, 2/4 – в allegro, andante, largo; ѕ – в

adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.

-Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается на

целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот же

музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в

медленном темпе.

-На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с

ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком. В

тех случаях, когда используются более сложные размеры, комбинация по

квадратам исполняется на ѕ, ускоряется темп, но характер музыки

соответствует движениям (плавный, лирический или острый).

-Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как

большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,

мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и

воля, педагогический такт и чуткость.

Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей

специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего

успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в

тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Используемая литература:

1. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме

получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и

педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб.,

РГПУ им. А.И. Герцена, 1999г.

2.Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от

узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского

мастерства. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998г.

3.Классический танец / Сост. Д. Ярмолович. – С.-Пб.: Музыка

, 1985г.



В раздел образования