Автор: Молотова Анна Зунастовна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУ ДО Боханского Дома детского творчества
Населённый пункт: п. Бохан
Наименование материала: Статья
Тема: «Деятельность методиста по формированию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования»
Раздел: дополнительное образование
«Деятельность методиста по формированию профессиональной
компетентности педагогов дополнительного образования»
Молотова Анна Зунастовна
Методист МБУ ДО Боханского Дома детского творчества, Иркутская
область, МО «Боханский район», п. Бохан
Аннотация.
В
статье
представлен
опыт
организации
деятельности
методиста
и
методической
службы
МБУ
ДО
Боханского
Дома
детского
творчества. Постоянное профессиональное развитие педагога дополнительного
образования
–
одно
из
обязательных
условий,
обеспечивающих
качество
образовательного
процесса.
И
особое
место
в
этом
процессе
занимает
деятельность методиста, охватывающая широкий спектр последовательности
его функциональных действий по организации методического сопровождения
педагогов учреждения в различных формах и видах деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов.
Учреждения
образования,
согласно
концепции
модернизации
российского образования, должны стать важнейшим фактором гуманизации
общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных
установок личности. Эти институты сегодня призваны создавать условия для
развития и саморазвития личности. Это по силам лишь тем педагогам, которые
способны
не
только
передавать
знания
обучающимся,
но
и
побуждать
потребность в общественно – полезной деятельности, содействовать развитию
и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
Между тем сама специфика дополнительного образования, основанного
на
свободном
выборе
ребенком
конкретной
области
его
творческой
деятельности,
содержания
образования
и
самого
педагога,
предъявляет
чрезвычайно высокие требования как к профессионально-предметному уровню,
так и к психолого-педагогической подготовке работников данной сферы.
Современный
педагог
дополнительного
образования
должен
ориентироваться
не
только
в
своей
предметной
области,
но
и
владеть
современными
педагогическими
технологиями,
уметь
работать
в
информационном пространстве, быть способным к системному действию в
профессионально-педагогической
ситуации,
обладать
креативными
способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Организация
системы
методической
работы
с
кадрами
–
одна
из
важнейших
задач
методической
службы
учреждений
дополнительного
образования. Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива
большого
напряжения
сил
и
энергии,
поэтому
главной
целью
становится
создание группы единомышленников. Основной целью методической службы
учреждения является создание мобильной системы повышения квалификации,
профессиональной
компетентности
педагогических
работников
учреждения
способной удовлетворить потребности любого педагога с учётом потребностей
МБУ ДО Боханского Дома детского творчества.
В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
Боханском Доме детского творчества организована деятельность методической
службы
по
развитию
профессиональной
компетентности
педагогов
дополнительного образования, она осуществляется через систему внутренних
и
внешних
форм
развития
профессиональной
компетентности.
В
образовательном процессе создаются организационно-педагогические условия
для развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного
образования.
Основные
направления,
содержание
и
формы
методической
работы определяет
методический
совет,
который
является
одной
из
форм
коллективной
методической
работы
и
занимается
повышением
научно-
теоретического
уровня
педагогов,
совершенствованием
их
педагогического
мастерства.
Методический
совет
разрабатывает
программу
семинаров,
индивидуальных
консультаций
с
педагогами
по
отдельным
вопросам;
определяет тематику и методические цели открытых занятий, информирует и
консультирует
педагогов.
На
методическом
совете
рассматриваются
и
утверждаются
дополнительные
общеразвивающие
программы,
учебно-
тематические планы педагогов.
Эффективная
методическая
работа
и
развитие
образовательного
потенциала учреждения дополнительного образования детей в первую очередь
связаны
с
развитием
творческого
потенциала
педагога,
с
освоением
им
педагогических
инноваций.
Одним
из
факторов,
влияющих
на
развитие
творческого
потенциала
педагога
дополнительного
образования,
является
степень
вовлеченности
педагога
в
методическую
деятельность:
участие
в
семинарах,
конференциях,
конкурсах
педагогического
мастерства,
прохождение курсов повышения квалификации. Особая роль
в
творческом
саморазвитии
педагога
дополнительного
образования
принадлежит
методической
службе
учреждения.
Стимулируют
саморазвитие
педагогов
творческие
мастерские,
мастер
–
классы,
творческие
группы,
школа
педагогического мастерства, педагогические чтения, конкурсы методических
материалов,
психологические
тренинги.
Это
сочетание
традиционных
и
инновационных
форм
работы.
Эффективность
методической
работы
в
учреждении во многом зависит и от индивидуальной методической работы с
педагогами. Главным принципом в ее организации является принцип строгой
дифференциации, поскольку в коллективе
нет двух
одинаковых педагогов,
одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении.
О положительной динамике развития творческого потенциала отдельного
педагога
и
всего
коллектива
свидетельствует
рост
профессиональной
компетентности педагогов, которая выражается в использовании на занятиях
широкого
арсенала
приемов,
методов,
образовательных
технологий,
трансляции
опыта
работы
педагогов
дополнительного
образования
на
различных уровнях.
Список литературы:
1.
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений
дополнительного образования детей. – М.:Владос,2001г.
2.
Кульневич, С.В. Дополнительное образование: методическая служба.
Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов –
организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов
дополнительного образования / С.В. Кульневич. – М.: Изд-во Учитель, 2011.