Автор: Пивоварчик Вера Валентиновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: методическая разработка урока 5 класс
Тема: «Небесное и земное в звуках и красках»
Раздел: среднее образование
Разработка урока музыки в 5 классе по теме «Небесное и земное в звуках и красках»
по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Тип урока: интегрированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: закрепление знаний (урок-беседа).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (беседа, дискуссия,
работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ,
вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа)
Наглядность: презентация Power Point.
ТСО: проигрыватель CD – дисков, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Аве Мария», С.В.Рахманинов Концерт №3 для ф-но
с оркестром, П.И.Чайковский «Богородице, Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
«Богородице, Дево, радуйся», песня «Россия», песня «В ночь на Рождество»
Зрительный ряд урока: «Сикстинская мадонна» Рафаэль, икона Владимирской Божьей
Матери, Икона Казанской Божьей Матери, И. Остроухов «Северный ветер», И.И.
Шишкин «Среди долины ровныя», И.И. Шишкин «Рожь», В.Д. Поленов
Литературный ряд: Э. Межелайтис «Женщина», Н.Некрасов «Внимая ужасам войны…»,
А.Кожейкин «Солдатские матери»
Цель урока: раскрыть отношение композиторов и художников к духовным образам
древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно – слуховой опыт
учащихся на основе метода интонационно – стилевого анализа, действие которого
проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и
индивидуальных стилей.
Задачи урока: Образовательная.
Создание целостного представления о едином художественном образе на основе
выразительных средств музыки, поэзии, живописи, связь с духовной музыкой.
Развивающая.
Развитие у учащихся вокальных способностей, через исполнение песни, слуховой памяти,
через разучивание песни, воображение, через создание художественных образов.
Эстетического вкуса, через анализ произведений искусства.
Воспитательная.
Воспитание внимания к слову, его смыслу и интонационному раскрытию в мелодии
музыкальной речи;
Формирование духовно – нравственной основы через чувства любви , радости,
сострадания.
Ход урока
1.Орг. момент
(вокальный)
-Здравствуйте!
-Здравствуйте! (музыкальное приветствие).
Дыхательная гимнастика (несколько упражнений):
а) Ма-(выдох ртом, наклон вперёд, руки в замок; вдох носом) Ма-(выдох
ртом, наклон вперёд, руки в замок; вдох носом), Ма-(выдох ртом, руки в
замок вверх; вдох носом), Ма-(выдох ртом, руки в замок вверх; вдох
носом).
б) дуновение ветра (резкое, на выдохе; плавное – руки через стороны
вверх и вниз.)
2. Актуализация
знаний.
- На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку?
Можем ли мы услышать живопись?
Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи
внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с
помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно
– это творческое воображение.
Леонардо да Винчи сказал: Живопись – это поэзия, которую видят, А
музыка – это живопись, которую слышат.
Другими словами, он говорит нам о том, что человек обладает
внутренним зрением и внутренним слухом. Мы можем музыку не только
услышать, но и увидеть: она способна в нашем воображении рисовать
различные картины. Вот почему, слушая музыкальные произведения,
всякий раз мы представляем различные образы и рисуем в нашем
воображении представляемые картины.
Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной
живописью и живописной музыкой?
(Произведение, которое очень ярко и убедительно передаёт впечатление
композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей,
что мы начинаем словно бы видеть эти картины – такие произведения
ещё можно назвать «Живописная музыка»).
(А живопись, которую трудно передать словами, а можно выразить
только такой же поэтичной мелодией, можно назвать «Музыкальная
живопись»)
Вспомните средства художественной выразительности музыки и
живописи по плакату-подсказке.
Слайд№1.
Мелодия Линия
Лад Колорит
Ритм Ритм
Тембр Цвет
Форма Композиция
3.Введение
нового
материала
4.Постановка
проблемы
Скажите, как вы понимаете, что такое красота и почему её
обожествляют люди? (То, что принимает сердце, то что мило сердцу).
Как измерить уровень красоты? Что нам, таким разным людям нравятся
одни и то же? (у каждого человека своё определение красоты, то, что
больше всего по нраву нам) Отсюда и понятие нравится и не нравится.
Но есть верх красоты, восхищение, наделённое неземными качествами.
Неземная красота или её ещё называют небесная… Почему возник такой
критерий оценки «Нерукотворная красота»? (от того, что он встречается
крайне редко и ему дивуются все. Диво дивное, чудо чудное, человек не
прикладывал своей руки, своего умения). А что, по-вашему, можно
отнести к такой красоте? Кто создавал такую красоту (то, что создано не
руками человека, а Создателем, Природой)
Земная красота – то, что создано руками человека
Неземная красота, то, что создано на небесах, природой.
А теперь давайте попробуем из всего сказанного выделить ключевые
слова и определить тему урока (Художник – краски, музыка – звуки,
красота небесная, земная). Правильный ответ вы узнаете, открыв
учебник на стр. 80.
Слайд 2.
«Небесное и земное в звуках и красках»
(поэта И. Козлов)
Молю творца…
Чтобы молитва, чтоб любовь
Всегда мне были утешеньем…
Чтоб сердцем я не остывал,
Чтоб думал, чувствовал, мечтал…
Слайд 3. Картины русских художников (пейзажи) на фоне концерта №3
для фортептано с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на
стене)
- В каком жанре написаны картины? Пейзаж.
- Музыка какого композитора прозвучала? (Портрет)
- Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое
значение?
В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление
вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и
непреходящую любовь русских людей к родной земле,
одухотворённость искусства.
«В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает
над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение
целостности природы…»
- А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова
совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа
в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…
- Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.
- Какой инструмент солирует? Фортепиано. – Кто аккомпанирует?
Симфонический оркестр.
- Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую
«интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит (сочетание цветов),
композиция и др.
- В какой песне, которую мы пели на уроке, взаимосвязаны поэтическая
живопись и русская песенность? Россия (Хохлома)
Слайд 4. Давайте вспомним и исполним эту песню. Вокально-
хоровая работа.
Как часто говоря о вполне естественных и подчас обыденных вещах,
выражая свое восхищение, наделяем их неземными качествами.
Неземная красота, неземная любовь…
Издавна под такой любовью подразумевали материнскую любовь. Образ
женщины-матери – это вечный образ в искусстве.
Слайд 5.
«Ты в моих помыслах такая:
небесная голубизна – светла, ясна.
В прозрачности глубоких красок,
неизъяснимой чистоты,
с глазами голубых мечтаний остановилась ты,
подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть
на уходящий к роще путь в лучащемся тумане.
А на лице твоем Покой и Благодать
– две спутницы твои и каждой женщины,
которая готова страдать и ждать,
когда дитя – ей, первое ей, произнесет
свое вот-вот родившееся слово».
Сегодня, ребята, мы постараемся понять с вами глубину материнской
любви, её самоотверженность, её нежность. Художники древности и
средневековья, поэты и композиторы воспевали в своих творениях
вечный образ – образ матери.
учебник на стр. 86.
C давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения
людей. Пожалуй, одна из самых прекрасных картин на земле –
«Сикстинская мадонна» Рафаэля. В центре картины как бы парит, едва
касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках.
Опишите – что вы видите? У младенца недетское лицо, очень серьезный
взгляд обращен к людям. В глазах матери – печаль и спокойствие. Ее
кроткое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность,
и робость, и едва уловимую тревогу за будущее сына. Ее взгляд по
словам Жуковского «никуда особенно не устремленный, но как будто
видящий необъятное». Она несет своего сына людям, зная, что жизнь
его, станет ценой за их грядущее спасение. Имя младенца Иисус, имя его
матери – Мария. Безграничная любовь к сыну, душевная чистота,
которая сквозит во всем обличии, заставляют Святую Варвару и Святого
Сикста (отсюда и название) с благоговением склонить перед ней колени.
Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются
словами «Ave Maria». Есть неизменный латинский текст молитвы,
который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов на
создание произведений. Франц Шуберт написал свою версию Ave Maria.
Давайте её послушаем.
Слайд 6.
Звучит «Ave Maria» Ф.Шуберта. (На фоне музыки меняются
репродукции картин Рафаэля).
Учитель: «Как не гордиться ей, одной из матерей,
начальным зернышком огромной жизни,
которому она дала родиться –
как каждая на свете мать, что миру дарит детство.
И как тот, кто может взвесить не руке песчинку,
способен ощутить весь вес планеты,
так и мать, свое дитя подъемля – всю Землю держит.
И только потому ее святой позволено звать.
Так в красках Рафаэля возникая,
равно держа и Землю, и зерно, ты в моих помыслах такая».
Учитель: Какой была эта музыка? Что вы почувствовали, слушая эту
музыку? О чем вы думали?
Ученики: Умиротворение, покой.
Учитель: Что общего в картинах Рафаэля и «Ave Maria» Ф.Шуберта?
Ответы детей.
Слайд 7 . Икона Казанской Божьей Матери.
Учитель: В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество
прекрасных произведений, Дева Мария –самый почитаемый и любимый
образ на Руси. Русские люди обращались к ней за помощью в самые
трудные и грозные времена для нашего государства. Даже во время
Великой Отечественной войны, когда немецкие полчища стояли
практически в одном шаге от Москвы и рассматривали купола
кремлёвских соборов в бинокли, был совершён облёт вокруг столицы на
самолёте с иконой Казанской Божьей Матери.
Учитель: По преданию, Владимирская икона Божией Матери была
написана самим Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой
Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство.
Эту икону благословила сама Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитается
как первый живописец и покровитель всех художников.
- Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С.
Рахманинова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы
могли следить за линией мелодии, распеванием слогов и подпевать).
Слайд 7. с изображением иконы «Богоматерь Владимирская» на фоне
мелодии распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.
- Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся».
(Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы следили за
мелодиковедением, распеванием слогов и могли подпевать).
Слайд 8 с изображением иконы «Покров Пресвятой Богородицы» на
фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся!» П. И. Чайковского.
- Сравните эти мелодии.
- В чём сходство этих мелодий и в чём различие?
- Сравните их с главной мелодией концерта С. Рахманинова.
- Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?
Исполнение
Слайд 9. с изображением иконы Рождество Христово.
- Давайте вспомним ещё одну песню, о празднике, которому посвящена
эта икона.
«Над городом кружит пурга»
Рефлексия
Слайд 10 Небесное и земное в зуках и красках.
- Итак, ребята, как вы считаете, музыка и изобразительное искусство
взаимосвязаны? (Средства художественной выразительности очень
похожи).
- Какую идею раскрыли произведения, прозвучавшие на сегодняшнем
уроке?
Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют
друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения
идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ
матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.
Слайд 11 Вывод