Напоминание

Конспект урока "Гигиена органов дыхания"


Автор: Щербина Инна Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №38
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока "Гигиена органов дыхания"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока Гигиена органов дыхания.

Урок разработала учитель биологии Щербина И.Ю..

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий)

Форма урока: Интеллектуальный марафон.

Цель:

использовать практико-ориентированный подход в формировании познавательной активности на уроках

-углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания и на их основе вывести правила гигиены дыхания.

Задачи

предметные

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;

- развить креативное и логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие вывод;

- формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.

-формировать умение использовать компьютерную технику в жизни.

Планируемые результаты:

личностные – определить границы собственного знания и незнания; потребность в справедливом оценивании своей работы и

работы одноклассников; учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ

жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих

.

метапредметные:

Познавательные – уметь подбирать критерии для характеристики

объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать

и делать выводы;

Регулятивные

умение организовано выполнять задания.; развивать

навыков самооценки, учиться

соотносить понятия, рисунки; создавать обобщения, строить логическое рассуждение; тренировать умение работы с текстом;

Коммуникативные уметь воспринимать разные виды информации; уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы

других.

Оборудование урока: (сюжетные картинки «Формы носа», «Носовые пазухи», наборы цветной бумаги для изучения

настроения в конце урока, информационные листы, презентация, электронный ресурс: портал Российская электронная

школа).

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы

организации

деятельности

1. Мотивация к учебной

деятельности

2 мин

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь,

что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем

Словесное приветствие

улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём,

настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

2. Актуализация знаний

и фиксация затруднения

в пробном действии

3мин.

Зима – настоящее испытание для дыхательной системы. Низкие

температуры воздуха на улице, необычайно сухой воздух в

помещениях негативно сказываются на работе органов дыхания. А в

нашей местности в воздухе наблюдается пониженное содержание

кислорода. Объясните, к каким последствиям может привести

недостаточное содержание кислорода в воздухе.

«Какой нос выгоднее иметь жителям севера»?

Ученики отвечают : В носу густая сеть

капилляров, в носу воздух согревается и

увлажняется, поэтому жителям севера

«выгоднее» иметь длинный, узкий нос.

Создание проблемной

ситуации, подтолкнув детей к

осознанию необходимости в

получении новых знаний.

2 мин.

Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова: «Кто владеет

дыханием, тот управляет своей судьбой».

Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия,

работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой

работе потребление кислорода возрастает в 6 раз.

Поэтому, очень важно, знать особенности строение и суметь

сохранить здоровыми органы дыхания, а что для этого

необходимо сделать?

Учащиеся формулируют цель урока и

озвучивают тему урока «Гигиена

органов дыхания»

Формулирование темы и

целей урока

2. Проверка качества

усвоения ранее

изученного материала.

4 минуты

Организует выполнение тренировочного задания по теме «Органы

дыхания» на портале РЭШ

Выполнение тренировочного задания по

теме «Органы дыхания» на портале РЭШ

Мозговой штурм

5 мин

Учитель физической культуры: Давайте проверим, насколько мы

здоровы и неуязвимы болезням, правильно ли дышим? Сядьте

поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи, дышите свободно.

Сосчитайте, сколько вдохов вы делаете в течение минуты.

-Если менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Вы прекрасно

вентилируете легкие, делаете вашу дыхательную систему почти

неуязвимой для возбудителей инфекции.

-14 до 20 вдохов - неплохо. Именно так дышит большинство

практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или

ОРВИ не более 2 раз в сезон.

-Более 20 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для

беспокойства.

Выполняют пробу, сравнивают с нормой.

Выполнение практической

работы

4

Учитель биологии:

Давайте вспомним пословицы, загадки и

поговорки о носе. Размышляем о смысле этих высказываний.

Интересен факт, что герой 1812 года генерал Багратион стоически

переносил дефект своей внешности – непомерной величины нос,

Перечисляют пословицы и поговорки о

носе. Например: «Не суй свой нос не в

свое дело», «Любопытной Варваре нос

оторвали», «У себя под носом», «Не вешай

нос» и т.д.

Рассматривают картинки. Делают

выводы о разнице форм носа

6 мин

даже подшучивал по этому поводу. Однажды ему доложили, что

«французы на носу». Багратион добродушно отвечал: «Это смотря на

чьем, если на моем, то мы еще успеем отобедать». Леонардо да

Винчи на одном из карандашных рисунков изобразил 12 разных по

форме носов, которые он приметил у своих современников. А в

медицинских атласах вы найдете 15 разновидностей носа. Раздаются

картинки «Формы носа»

Сообщение учащегося:

Наш организм –

единое целое, все органы и системы в нем

взаимосвязаны. Если помнить об этом

всегда, на всех уроках и внеурочное время,

то

можно

предупредить

многие

заболевания.

Нос человека – удивительное творение

природы. Основное предназначение носа,

помимо

обоняния,

-

это

подогрев,

увлажнение и обеззараживание воздуха,

поступающего из внешней среды в легкие.

Учащимся раздаются картинки «Носовые

пазухи».

Для

лучшего

«кондиционирования»

воздуха природа создала нос по принципу

радиатора: в полости носа есть несколько

узких и причудливо извитых носовых

ходов и полостей (пазух). Околоносовые

пазухи, они же - придаточные пазухи носа,

представляют собой воздушные камеры,

соединенные с полостью носа соустьями.

Слизистая

оболочка

носа

и

пазух

постоянно вырабатывает особую слизь,

которая,

выделяя

воду,

увлажняет

вдыхаемый воздух, содержит естественные

противомикробные вещества и иммунные

клетки,

а

также

с

помощью

микроскопических ворсинок задерживает

пылевые

частицы.

Архитектурным

центром лица является нос, состоящий из

костной

основы

и

хрящевых

тканей,

образующих носовую полость. У всех

новорожденных,

независимо

от

наследственных

признаков,

носики

маленькие и курносые, но в последующем

приобретают

доминантные

признаки:

горбинку, уплощенность, форму, длину и

другие.

Характеризуют носы по форме, ширине,

длине,

по

его

кончику,

переносице,

крыльям носа, по основанию и спинке.

Разнообразие

всевозможных

сочетаний

этих признаков легко прослеживается в

обыденной жизни и имеет этнические и

географические особенности строения и

конфигурации.

10 мин

Учитель физкультуры Предлагаю выполнить некоторые

несложные упражнения, которые займут немного времени, но

окажут организму большую помощь, я вам сейчас покажу.

Выполняйте вместе со мной.

Дыхательные упражнения.

1. Руки в стороны, затем вверх – вдох. 2. Руки к плечам, вверх –

вдох.

Руки в стороны, вниз – выдох. Руки к плечам, вниз – выдох.

3. Руки на поясе. На счет раз, два – вдох. 4. Руки на поясе. На счет

раз два – вдох.

На счет – три, четыре – выдох. На счет – три – резкий выдох.

«Точка от 100 болезней»

Подушечками указательного или большого пальца правой

руки делать вращательные движения между указательным и

большим пальцем левой руки 3 – 5 раз (и наоборот)

«Дыхательные упражнения»

1.

Сделать вдох носом, при выдохе тянуть звук «М»,

одновременно постукивая по крыльям носа.

2.

Энергично произносить звуки «К – Г», «Н – Г», это

укрепляет мышцы полости глотки.

3.

Закрыв рот, сделайте 5 – 6 медленных вдохов через

нос. При этом кисти рук положите на шею сзади или

на верхнюю часть живота.

«Восстановление носового дыхания»

Сесть прямо и скрестить ноги. Положить левую руку на

бедро, а правую расположить следующим образом: указательный

палец чуть выше переносицы, большой – на крыле правой

ноздри, средний – на крыле левой ноздри, сделать полный вздох

и зажать большим пальцем правую ноздрю. Вдыхать через левую

ноздрю, после чего открыть правую и медленно выдохнуть.

Выдох должен быть вдвое длиннее, чем вдох. Примерно через 10

минут повторить все сначала, стой лишь разницей, что вдох

делается через правую ноздрю.

Учащиеся выполняют упражнения

Упражнения для кистей рук, чтобы через нервные окончания,

которые тянутся от кончиков пальцев до головного мозга,

включить организм в работу.

Техника

выполнения:

растереть

ладони,

сжимать

и

разжимать фаланги пальцев в кулак, а затем стряхнуть кисти рук.

Реализация проекта

выхода из

затруднения

6 мин

Учитель биологии:

А теперь выполним работу в группах.

Необходимо составить список правил гигиены органов дыхания,

используя информационные листы на ваших столах

Составляют список правил

Информационные листы:

Заболевания органов дыхания,

развивающиеся из-за долговременной

работы с компьютером имеют в

основном аллергический характер. Это

связанно с тем, что во время долгой

работы компьютера корпус монитора и

платы в системном блоке нагреваются и

выделяют в воздух вредные вещества,

особенно если компьютер новый.

Помимо выделения вредных веществ,

компьютер создаёт вокруг себя

электростатическое поле которое

притягивает пыль и соответственно она

оседает у вас в лёгких, в то же время

работающий компьютер деонизирует

окружающую среду, и уменьшает

влажность воздуха. Каждый из этих

факторов пагубно влияет как на лёгкие,

так и на весь организм в целом.

Профилактика заболеваний органов

дыхания.

1. Для увеличения влажности можно

ставить открытую емкость с водой.

Например: аквариум с рыбками (во-

первых увеличивает влажность, во-

вторых рыбки успокаивают нервы),

Работа с текстом в

информационных листах

декоративные водопады (опять же,

повышают влажность, а падающая вода

является естественным ионизатором

воздуха, хотя конечно эффекта как после

дождя с грозой не будет, но всё же).

2. После покупки компьютера,

желательно включить и оставить его на

несколько часов в проветриваемом

помещении, так как новые платы и

новый пластик из которого сделан

корпус монитора при нагревании

выделяют очень большое количество

вредных веществ. Влажная уборка в

помещение.

Отказ от курения. Проветривание

помещения)

Итальянская поговорка гласит: “Куда не

проглядывает солнечный луч, туда часто

заходит врач”.

Заболевания органов дыхания стоят на

втором месте после заболеваний органов

кровообращения. Прежде всего,

прогулки на свежем воздухе, физические

упражнения, в том числе и дыхательные.

Гигиена и профилактика заболеваний

органов дыхания:

1. отказ от вредных привычек – курение;

2. проветривать помещения;

3. чаще прогуливаться на свежем

воздухе в скверах, парках;

4. витаминизированное питание;

5. занятия физической культурой,

спортом.

Подведение итогов

работы. Рефлексия.

3 мин

Учитель биологии: Составить синквейн «Гигиена

Составляют синквейн

Работа в парах

органов дыхания».

Этот урок я хочу завершить словами поэта:

Живи - Не уставай дивиться

Тому, как светел небосвод.

И так дыши, как дышит птица,

Пускаясь в дальний перелет.

Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать и ошибаться,

Но, главное дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!

Учащимся выдаются квадраты 3-х

цветов для оценки урока и своей

деятельность на уроке: желтый – 5

баллов, зеленый – 3 балла, черный – 2

балла.

Оценивание собственных

достижений



В раздел образования