Автор: Логинова Марина Михайловна
Должность: Заведующий структурным образовательным подразделением
Учебное заведение: ГБУЗ "СП дом ребенка "Аистенок"
Населённый пункт: Улан-Удэ, Республика Бурятия, ГБУЗ "Специализированный психоневрологический дом ребенка "Аистенок"
Наименование материала: Статья
Тема: Социальное сиротство как социальная проблема
Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБУЗ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА «АИСТЕНОК»
Тема:
«Сиротство как
социальная проблема»
Выполнила: Логинова М.М.,
Заведующий СОП
Улан-Удэ, 2019г.
Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без
попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания
родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.
Социальные сироты – это дети в возрасте до 18 лет, которые остались
без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием
родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в
родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявленными
умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в
виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от
воспитания детей или от защиты их прав и интересов (ФЗ - № 159 «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»). То есть, социальный сирота - это
ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо
причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом
случае заботу о детях приходиться брать на себя обществу и государству.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное
увеличение размеров «социального» сиротства,
появление его новых
характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное
сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её
нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного
вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного
количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения
или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских
обязанностей.
Причинами отказа от детей и помещения их в государственные
учреждения
являются:
неполная
семья,
недостаточная
материальная
обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих
родителей. Небольшая часть детей оставлена родителями из-за нарушения у
новорожденного
того
или
иного
физического
дефекта,
с
диагнозом
известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с
незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория
матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери-подростки,
пытающиеся
любыми
способами
избавиться
от
нежелательной
беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего
ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не
нужны своим родителям, которые воспитываются в учреждениях для сирот.
В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к
общественно полезному труду,
содержать несовершеннолетних детей,
защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д. (ФЗ - № 124 «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
По некоторым подсчётам количество детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в нашей стране составляет от 500 до 700 тысяч.
Причины социального сиротства
Наиболее глубокой причиной социального сиротства является кризис
семейного образа жизни, связанный как со структурой общества, так и с
отсутствием
систематической
семейной
политики,
направленной
на
восстановление семейного образа жизни. Важнейшими причинами являются
социально-экономические и социально-психологические факторы.
- Социально-экономические факторы
В
подавляющем
большинстве
случаев
семьи,
продуцирующие
социальное сиротство, находятся в ситуации бедности, она порождает
состояние,
переживаемое
как
безысходность,
«безнадега».
Зачастую
«выходом» из такого состояния становится пьянство, алкоголизация,
порождающие, в свою очередь, разрушительное поведение.
- Социально-психологические факторы
К
ним,
прежде
всего,
можно
отнести
кризис
внутрисемейных
отношений, психологическую дезинтеграцию семьи. Вероятность такого
кризиса
может
быть
обусловлена
и
названными
выше
социально-
экономическими факторами - бедностью, неустроенностью, алкоголизацией
и утратой или отсутствием навыков, необходимых для выполнения базовых
социальных ролей: партнерских, родительских.
Ролевая
некомпетентность
родителей
приводит
к
отчуждению
в
отношениях с детьми, ребенок становится просто обузой для родителей,
занятых своими проблемами.
Следовательно, феномен социального сиротства напрямую связан с
семейным неблагополучием, с существованием обширной группы, как
«неблагополучные семьи», «семьи группы риска», кризисные семьи».
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества
личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные
ориентации,
жизнеспособность
и
целеустремлённость.
Эти
духовные
качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях
выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность
быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям,
нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,
необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его
физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его
личные успехи.
Почти все воспитанники детских домов не сироты, а дети, имеющие
родителей,
чаще
всего
лишённых
родительских
прав.
Исследования
свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому
пути и у него формируются специфические черты характера, поведения,
личности.
В
настоящее
время
приходится
констатировать,
что
по
своему
психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,
отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития замедлен. Их
развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей,
которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до
подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой
степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты
серьезными последствиями для формирования личности подрастающего
человека.
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с
последующей
психической
депривацией
в
сиротских
учреждениях,
катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом
здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и
эмоционального
стимулирования
необходимого
для
развития.
Этот
травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети,
изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее
разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1
года до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и
личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с
матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным
последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное
развитие может нормализироваться.
Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного
уровня,
обесценивание
морально-нравственных
идеалов,
изменение
ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей,
которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей,
ведет
к
обострению
проблем
социального
сиротства,
росту
числа
несовершеннолетних бродяг, подростков "группы риска".
Так из-за безответственных родителей, которые ведут аморальный образ
жизни, их дети без должного присмотра и недостатка положительного
общения и воспитания попадают в «группу риска». Дети переживают, как
правило, моральные травмы в связи с потерей родителей. Им не хватает
общения с взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы
компенсировать этот недостаток, дети приобщаются к «уличной жизни», где
приобретают негативные связи. В результате этого общения у них
формируется социально негативный тип личности. Состояние здоровья
ухудшается, происходит отставание в развитии и образовании.
Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в
семье
и
поведение
старших
членов
семьи,
родители
не
способны
осуществлять
нормальный
воспитательный
процесс.
Конфликты
с
родителями, пьянство, ссоры и наркомания родителей, жестокое обращение с
детьми являются причинами социального сиротства.
Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм
носят семейно-бытовой характер. В четверти всех семей в той или иной мере
практикуется насилие над детьми. Такие дети должны выводиться из среды и
обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации.
Гражданская активность в деле защиты прав детей - сегодня насущная
необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, которому
давно пора повернуться лицом к детям, разрешить эти трагические проблемы
не удастся.
Формы жизнеустройства детей-сирот
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без
попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание,
однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как
вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных). Основное
содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве,
контроле за условиями
их содержания,
социальной
реабилитации и
адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы
местного самоуправления.
Законодательство
отдает
приоритет
именно
семейным
формам
устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и
создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, признается жизнь в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что
дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание
в семью - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в
приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление.
Усыновление прерывает все связи ребенка с кровными родителями.
Гражданам, лишенным родительских прав, дается 6 месяцев для того,
чтобы вернуть свои права на ребенка. Если за 6 месяцев суд не возвращает
родительские права, ребенка можно усыновлять. Практика показывает, что,
как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших
возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под
опекой, где дети остаются с близкими родственниками, с близкими людьми.
Детский дом семейного типа – это обычная семья, принявшая на
воспитание 5 и более детей. Такие семьи принимают в первую очередь
воспитанников домов ребенка и детских домов.
Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и
попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на
воспитание на срок, установленный договором.
В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без
попечения родителей:
Дома ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет (до 4 лет - для
детей-инвалидов). Эти учреждения находятся в ведении Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Дома ребенка в России определяются как "медицинские учреждения,
созданные для воспитания и предоставления медицинской помощи детям,
лишенным
попечения
родителей,
а
также
детям
с
физическими
и
психическими нарушениями". Из дома ребенка детей либо возвращают
родителям, усыновляют, устраивают под опеку или в приемную семью, либо
переводят в детский дом или интернат по достижении ими 3 лет (или, как в
случае с детьми-инвалидами, в специальное учреждение для таких детей, в
возрасте 4 лет).
Даже
лучшие
из
домов
не
могут
дать
младенцу
той
любви,
привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального
развития. Таким образом, никакого удивления не вызывает тот факт, что
даже у детей, поступивших в такие учреждения совершенно здоровыми,
впоследствии наблюдается задержка развития.
Детские дома и школы-интернаты различного типа
для детей в
возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; а
также для детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств.
Административно такие школы подчиняются Министерству образования
Российской Федерации.
Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который
остался без попечения родителей, проживает в интернате.
Специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов
с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству
социальной защиты населения Российской Федерации.
Социальные
последствия
содержания
детей
в
сиротских
учреждениях.
Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в
развитии
и
в
большинстве
случаев
покидают
учреждения
плохо
подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Такие дети
пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком
концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими
сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в
дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети
становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи,
страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению
правонарушений.
Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для
детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к
самостоятельной
жизни.
Многие
же
из
них
становятся
жертвами
издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и
наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.
Основные
направления
деятельности
в
сфере
профилактики
социального сиротства:
• первичная профилактика сиротства и семейного неблагополучия,
работа по выявлению проблемных семей (совместно с участковыми,
социальными работниками, органами образования);
• социально-правовое и психологическое консультирование проблемных
семей;
• содействие в обретении самостоятельности (помощь в поиске работы,
стимулирование активности);
• патронатное сопровождение неблагополучных семей;
• просветительная работа.
Последствия социального сиротства бывают разные, но все они
оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь
ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников
разрушается. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с
тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом
развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7%
детей – социальных сирот практически здоровы.
Социальное сиротство – это социальная проблема, решить ее раз и
навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна
осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства
(эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям,
половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и
воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.