Напоминание

Социальное сиротство как социальная проблема


Автор: Логинова Марина Михайловна
Должность: Заведующий структурным образовательным подразделением
Учебное заведение: ГБУЗ "СП дом ребенка "Аистенок"
Населённый пункт: Улан-Удэ, Республика Бурятия, ГБУЗ "Специализированный психоневрологический дом ребенка "Аистенок"
Наименование материала: Статья
Тема: Социальное сиротство как социальная проблема
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБУЗ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА «АИСТЕНОК»

Тема:

«Сиротство как

социальная проблема»

Выполнила: Логинова М.М.,

Заведующий СОП

Улан-Удэ, 2019г.

Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное

наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без

попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания

родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

Социальные сироты – это дети в возрасте до 18 лет, которые остались

без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием

родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в

родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,

недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявленными

умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в

виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей,

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от

воспитания детей или от защиты их прав и интересов (ФЗ - № 159 «О

дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»). То есть, социальный сирота - это

ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо

причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом

случае заботу о детях приходиться брать на себя обществу и государству.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное

увеличение размеров «социального» сиротства,

появление его новых

характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное

сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её

нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного

вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного

количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения

или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских

обязанностей.

Причинами отказа от детей и помещения их в государственные

учреждения

являются:

неполная

семья,

недостаточная

материальная

обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих

родителей. Небольшая часть детей оставлена родителями из-за нарушения у

новорожденного

того

или

иного

физического

дефекта,

с

диагнозом

известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с

незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория

матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери-подростки,

пытающиеся

любыми

способами

избавиться

от

нежелательной

беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего

ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не

нужны своим родителям, которые воспитываются в учреждениях для сирот.

В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к

общественно полезному труду,

содержать несовершеннолетних детей,

защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д. (ФЗ - № 124 «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

По некоторым подсчётам количество детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, в нашей стране составляет от 500 до 700 тысяч.

Причины социального сиротства

Наиболее глубокой причиной социального сиротства является кризис

семейного образа жизни, связанный как со структурой общества, так и с

отсутствием

систематической

семейной

политики,

направленной

на

восстановление семейного образа жизни. Важнейшими причинами являются

социально-экономические и социально-психологические факторы.

- Социально-экономические факторы

В

подавляющем

большинстве

случаев

семьи,

продуцирующие

социальное сиротство, находятся в ситуации бедности, она порождает

состояние,

переживаемое

как

безысходность,

«безнадега».

Зачастую

«выходом» из такого состояния становится пьянство, алкоголизация,

порождающие, в свою очередь, разрушительное поведение.

- Социально-психологические факторы

К

ним,

прежде

всего,

можно

отнести

кризис

внутрисемейных

отношений, психологическую дезинтеграцию семьи. Вероятность такого

кризиса

может

быть

обусловлена

и

названными

выше

социально-

экономическими факторами - бедностью, неустроенностью, алкоголизацией

и утратой или отсутствием навыков, необходимых для выполнения базовых

социальных ролей: партнерских, родительских.

Ролевая

некомпетентность

родителей

приводит

к

отчуждению

в

отношениях с детьми, ребенок становится просто обузой для родителей,

занятых своими проблемами.

Следовательно, феномен социального сиротства напрямую связан с

семейным неблагополучием, с существованием обширной группы, как

«неблагополучные семьи», «семьи группы риска», кризисные семьи».

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества

личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные

ориентации,

жизнеспособность

и

целеустремлённость.

Эти

духовные

качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях

выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность

быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям,

нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,

необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его

физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его

личные успехи.

Почти все воспитанники детских домов не сироты, а дети, имеющие

родителей,

чаще

всего

лишённых

родительских

прав.

Исследования

свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому

пути и у него формируются специфические черты характера, поведения,

личности.

В

настоящее

время

приходится

констатировать,

что

по

своему

психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,

отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития замедлен. Их

развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей,

которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до

подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой

степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты

серьезными последствиями для формирования личности подрастающего

человека.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с

последующей

психической

депривацией

в

сиротских

учреждениях,

катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом

здоровье.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и

эмоционального

стимулирования

необходимого

для

развития.

Этот

травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети,

изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее

разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1

года до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и

личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с

матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным

последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное

развитие может нормализироваться.

Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного

уровня,

обесценивание

морально-нравственных

идеалов,

изменение

ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей,

которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей,

ведет

к

обострению

проблем

социального

сиротства,

росту

числа

несовершеннолетних бродяг, подростков "группы риска".

Так из-за безответственных родителей, которые ведут аморальный образ

жизни, их дети без должного присмотра и недостатка положительного

общения и воспитания попадают в «группу риска». Дети переживают, как

правило, моральные травмы в связи с потерей родителей. Им не хватает

общения с взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы

компенсировать этот недостаток, дети приобщаются к «уличной жизни», где

приобретают негативные связи. В результате этого общения у них

формируется социально негативный тип личности. Состояние здоровья

ухудшается, происходит отставание в развитии и образовании.

Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в

семье

и

поведение

старших

членов

семьи,

родители

не

способны

осуществлять

нормальный

воспитательный

процесс.

Конфликты

с

родителями, пьянство, ссоры и наркомания родителей, жестокое обращение с

детьми являются причинами социального сиротства.

Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм

носят семейно-бытовой характер. В четверти всех семей в той или иной мере

практикуется насилие над детьми. Такие дети должны выводиться из среды и

обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации.

Гражданская активность в деле защиты прав детей - сегодня насущная

необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, которому

давно пора повернуться лицом к детям, разрешить эти трагические проблемы

не удастся.

Формы жизнеустройства детей-сирот

Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без

попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание,

однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как

вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных). Основное

содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися

без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве,

контроле за условиями

их содержания,

социальной

реабилитации и

адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы

местного самоуправления.

Законодательство

отдает

приоритет

именно

семейным

формам

устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и

создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения

родителей, признается жизнь в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что

дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание

в семью - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в

приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей,

оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление.

Усыновление прерывает все связи ребенка с кровными родителями.

Гражданам, лишенным родительских прав, дается 6 месяцев для того,

чтобы вернуть свои права на ребенка. Если за 6 месяцев суд не возвращает

родительские права, ребенка можно усыновлять. Практика показывает, что,

как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших

возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.

Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под

опекой, где дети остаются с близкими родственниками, с близкими людьми.

Детский дом семейного типа – это обычная семья, принявшая на

воспитание 5 и более детей. Такие семьи принимают в первую очередь

воспитанников домов ребенка и детских домов.

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и

попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на

воспитание на срок, установленный договором.

В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без

попечения родителей:

Дома ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет (до 4 лет - для

детей-инвалидов). Эти учреждения находятся в ведении Министерства

здравоохранения Российской Федерации.

Дома ребенка в России определяются как "медицинские учреждения,

созданные для воспитания и предоставления медицинской помощи детям,

лишенным

попечения

родителей,

а

также

детям

с

физическими

и

психическими нарушениями". Из дома ребенка детей либо возвращают

родителям, усыновляют, устраивают под опеку или в приемную семью, либо

переводят в детский дом или интернат по достижении ими 3 лет (или, как в

случае с детьми-инвалидами, в специальное учреждение для таких детей, в

возрасте 4 лет).

Даже

лучшие

из

домов

не

могут

дать

младенцу

той

любви,

привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального

развития. Таким образом, никакого удивления не вызывает тот факт, что

даже у детей, поступивших в такие учреждения совершенно здоровыми,

впоследствии наблюдается задержка развития.

Детские дома и школы-интернаты различного типа

для детей в

возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; а

также для детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств.

Административно такие школы подчиняются Министерству образования

Российской Федерации.

Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который

остался без попечения родителей, проживает в интернате.

Специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов

с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству

социальной защиты населения Российской Федерации.

Социальные

последствия

содержания

детей

в

сиротских

учреждениях.

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в

развитии

и

в

большинстве

случаев

покидают

учреждения

плохо

подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Такие дети

пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком

концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими

сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в

дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети

становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи,

страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению

правонарушений.

Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для

детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к

самостоятельной

жизни.

Многие

же

из

них

становятся

жертвами

издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и

наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.

Основные

направления

деятельности

в

сфере

профилактики

социального сиротства:

• первичная профилактика сиротства и семейного неблагополучия,

работа по выявлению проблемных семей (совместно с участковыми,

социальными работниками, органами образования);

• социально-правовое и психологическое консультирование проблемных

семей;

• содействие в обретении самостоятельности (помощь в поиске работы,

стимулирование активности);

• патронатное сопровождение неблагополучных семей;

• просветительная работа.

Последствия социального сиротства бывают разные, но все они

оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь

ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников

разрушается. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с

тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом

развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7%

детей – социальных сирот практически здоровы.

Социальное сиротство – это социальная проблема, решить ее раз и

навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна

осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства

(эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям,

половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и

воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.



В раздел образования