Автор: Алатерцева Виллера Равильевна
Должность: преподаватель музыкального искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г.Пыть-Ях
Наименование материала: Статья
Тема: «Принципы организации самостоятельной работы учащихся»
Раздел: дополнительное образование
Алатерцева
Виллера Равильевна
ХМАО Югра г.Пыть-Ях
МБОУ ДО «ДШИ»
Статья
: «Принципы организации самостоятельной работы учащихся»
Все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе,
обилие всевозможных кружков и секций, отвлекающие факторы в виде
компьютера и интернета – сложное время для современного учащегося.
Сколько нужно приложить усилий ребенку, чтобы рационально использовать
каждую минуту для успешного выполнения домашнего задания даже при
обучении в школах дополнительного образования. В сложившейся ситуации
огромное значение имеют привитые навыки самостоятельной работы.
Федеральные
государственные
требования,
на
основе
которых
разрабатываются программы учебного предмета «Специальность и чтения с
листа» направлены на развитие и приобретение детьми знаний, умений и
навыков игры на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные
произведения
в
соответствии
с
необходимым
уровнем
музыкальной
грамотности и стилевыми традициями. Одним из результатов освоения
данной
программы
является
приобретение
обучающимися
умения
самостоятельно читать и разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей, а также самостоятельно преодолевать технические
трудности. Воспитать эти навыка – значит научить ученика без помощи
педагога разбираться грамотно, как в тексте, так и в характере музыкального
произведения. Выдающийся пианист и педагог Г.Г.Нейгауз так обозначил
эту проблему: «Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и
основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя
сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления,
методов
работы,
самопознания
и
умения
добиваться
цели,
которые
называются
зрелостью,
порогом
за
которым
начинается
мастерство»
(Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»).
Формирование у младших школьников навыков самостоятельной
работы - одна из актуальных задач современного образования. Организация
самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная
работа каждого учителя, составная часть воспитания учащихся, задача
первостепенной важности. Она является средством работы над глубокими и
прочными знания учащихся, средством формирования у них активности и
самостоятельности,
как
черт
личности,
развития
их
умственных
способностей, навыков самоконтроля.[
Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая
из двух разделов
Самостоятельная работа на уроке.
Домашняя работа по выполнению заданий, полученных на уроке. Чем
интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней
она в домашних условиях.
1
Для успешного выполнение самостоятельной работы необходимо соблюдать
требования к ее организации:
Самостоятельная работа должна иметь конкретные цели (например: овладеть
способами, методом, приемом).
Каждый ребенок должен знать приемы и порядок выполнения работы.
Соответствовать учебным возможностям ученика.
С самых первых уроков, необходимо нацеливать учащегося на формирование
навыков самостоятельности в домашней работе, умении выполнять задания.
Урок - это «генеральная репетиция» домашней работы. Все теоретические
знания, пианистические навыки, приобретаемые и вырабатываемые на уроке,
ребенок должен учиться «переносить» в домашнюю работу. Ясность
поставленной цели и знания, которые ребенок получит на уроке – являются
залогом
успешной
работы.
Ученик
должен
понимать
всю
важность
домашней
подготовки
к
уроку,
и
какую
роль
она
играет
в
дальнейшемразвитии
и
совершенствовании.
Домашние
занятия
за
фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и
войти в его ежедневное расписание. Они дадут тогда результат, когда будут
обеспечены условия для хорошей концентрации внимания во время занятий
музыкой.Большинство
детей,
особенно
начинающих,
не
обладают
дисциплиной и не могут организовать свои занятия потому, организация
домашней работы ученика требует постоянного внимания к ней педагога и
родителей обучающегося. Если учащийся будет видеть заинтересованность
родителей в его занятиях музыкой, то будет относиться к выполнению
домашнего задания с большим вниманием и постепенно появится оценочное
отношение к своей работе, и осознание ответственности за свои занятия. Но
главным стимулом для развития самостоятельной работы учащихся является
установление контакта педагога с каждым учеником, умение замечать и
поддерживать любые его успехи, как бы скромны они не были, вселять веру
ученика в свои силы.
Работа над музыкальным произведением является основой не только
процесса обучения игре на фортепиано, но и основой по формированию
навыка
самостоятельной
работы
ученика.
При
изучении
различных
произведений
ученик
с
самого
первого
класса
музыкальной
школы
знакомится
с
выразительными
средствами
музыки,
ее
строением,
приобретает первые исполнительские навыки, развивает свои музыкальные
способности. Успехи учащегося определяются его самостоятельной работой.
От
нее
зависят
развитие
и
творческий
рост.
Процесс
развития
самостоятельной работы длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить
не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки
воли
и
внимания.
И
здесь
большое
значение
имеет
максимальная
сосредоточенность
на
уроках.
Урок
должен
вооружить
учащегося
представлениями о тех способах, которые он должен применить в работе.
Зная к чему нужно стремиться, и зачем ему нужен изучаемый материал,
учащийся с большим желанием будет заниматься самостоятельно Ход урока
2
должен стать прообразом последующей самостоятельной работы.Учитель
должен дать основные, общие положения, опираясь на которые учащийся
сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь
в помощи. Залогом хорошей самостоятельной работы является интерес к
занятиям,
стремление
достигнуть
цели,
преодолевая
встречающиеся
трудности. «Все это возможно только тогда, - утверждает педагог-музыкант
В.Л.Михелис, - когда ученик подготовлен к продуктивной самостоятельной
работе, когда он вооружен достаточным запасом сознательно и прочно
усвоенных знаний и навыков». Из этого следует, чторешающим условием
продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является
ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко
педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и
конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Распознание
индивидуальности ученика, его музыкально – исполнительского дарования, в
конечном итоге помогает выработать систему необходимых для него средств
воздействия.
В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых
условиях обучения игры на фортепиано, способствующих формированию
навыков самостоятельных занятий.
А.Гофман в высказываниях об учениках писал следующее: «Его можно
заставить мыслить и разбираться в пьесе самостоятельно. Вся звуковая
картина должна заключаться в голове до того, как ее начнут передавать
руки… Учащийся окажет себе хорошую услугу, если он не устремится к
клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, ритма, гармонии и
всех указаний в нотах. Отсюда следует, что с первых шагов обучения
учащегося приучают к предварительному прочтению (простейшему анализу
нотного текста глазами) до его передачи на инструменте, что в дальнейшем
откроет ему путь к самостоятельному творчествуДля развития навыков
самостоятельной
работы
учащихся
огромное
значение
имеет
умение
свободно читать нотный текст. Поэтому на протяжении всего времени
обучения в музыкальной школе уделяется серьезное внимание работе над
чтением с листа. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает
характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи
произведения во многом определяет и ход дальнейшей работы над ним. В
зависимости от степени трудности произведения для того или иного
учащегося, по – разному применяется метод расчлененного, аналитического
разбора. Для организации самостоятельной работы учащихся является
необходимым изучении теории в тесной связи с исполнительской практикой,
что дает учащимся ясное понятие о каждом музыкальном произведении,
приучает ученика к самостоятельному анализу произведений. Только при
непосредственной связи теории с практикой можно развивать музыкальное
мышление. После короткой стадии активного ознакомления с произведением
перед юным пианистом выдвигается задача детального разбора текста и его
дальнейшее освоение. Ученик вникает в музыкальный язык пьесы, ее образно
–
выразительные
средства.Для
развития
навыка
чтения
с
листа
и
3
технического роста большое значение имеет сознательная ориентировка и
развитие
точного
соблюдения
аппликатуры.
Обговаривая
удобство
аппликатуры, педагоги должны отметить, что ее выбор, прежде всего
художественная задача, а подмечая нелогичность выбора ее учеником,
научить его исходить при решении этого вопроса из двух взаимосвязанных
моментов – достижения выразительности звучания и пианистического
удобства исполнения. Уже на раннем этапе обучения необходимо выработать
у ребенка ясную ориентацию в выборе аппликатуры, в зависимости от
выразительности
мелодии,
характерных
особенностей
ритмики,
голосоведения, артикуляции.Г. Нейгауз считал, что наилучшая аппликатура
та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, которая
точно согласуется с её смыслом. Ученик, который умеет правильно
организовывать свои пальцы, очень быстро движется как в техническом, так
и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а
не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят
музыкальный рисунок. Особое внимание в самостоятельной работе уделяется
и ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм– это не просто
счет вслух,
– это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. И
потому при ритмических неточностях важно сорентировать ученика не
только на восприятие метрической схемы, но и на жанрово – характерный
рисунок ритма.
Динамические указания всегда нужно рассматривать в
органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом,
фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в
образно-смысловое содержание музыки.Развитие навыков самостоятельной
работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую
художественную цель преследует указание педагога – рекомендуемая
аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.д. Если ребёнок
воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ
собственными
силами.
Отсюда
должна
зародиться
и
склонность
к
многократным повторениям, к тому, что мы называем «умение работать, а не
играть».При такой работе каждая «подробность» имеет смысл, логику,
выразительность,
является
органической
«частицей
целого».Особое
внимание в самостоятельной работе уделяется заучиванию произведения
наизусть. Запоминание не должно быть механическим. Постоянный слуховой
контроль, воспитание умения чувствовать, думать и сознательное владение
двигательным аппаратом, помогут добиться значительных результатов в
запоминании произведения. Процесс самостоятельной работы учащегося
должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть
наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного
устранения замеченных недостатков. Это развивает бережное отношение к
тексту, внушает точное выполнение указаний композитора, авторского
замысла. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы
ученика.Рабочее время пианиста, необходимое для достижения желаемых
результатов, зависит во многом от его дарования, ума и восприимчивости, от
4
особенностей его рук и пальцев; оно зависит в значительной степени и от
того, как используется время, проведенное за фортепиано. Если работа
сознательна, систематична и методична, - результаты будут лучшими, и
времени для их достижения требуется меньше.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание
музыканта-исполнителя,
понимающего
высокое
назначение
искусства.
Именно исполнитель даёт жизнь произведению, отсюда – ответственность
его перед автором, перед слушателями, обязывающая его глубоко постигать
и уметь выразить значительность вложенных в данное сочинение идей.
Правильная
и
систематическая
работа
над
развитием
навыков
самостоятельной работы учащихся способствует качественным занятиям
дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно
работать
над
музыкальными
произведениями,
педагог
достигнет
положительных результатов, и не только доведет ученика до «содержания»
произведения, заразив его поэтическим образом, но и даст ему анализ формы,
гармонии, мелодии, полифонии. И сделает так, чтобы быть ненужным
ученику, привив ему самостоятельность мышления и методов работы,
которые
называются
зрелостью,
за
которым
начинается
мастерство.
Благодаря этому учащийся заговорит на прекрасном языке музыки, ведя
активную музыкально – просветительскую деятельность, воспитает себя
способным воспринимать мировую культуру, как систему общечеловеческих
ценностей, и убедит родителей в правильности выбора для своих детей.
Выбора занятий на фортепиано.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеев А «Воспитание музыканта – исполнителя» Сов. Муз.№2
1980 г
2.
Выгодский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.
1991 г
3.
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М. 1980 г
4.
Цыпин Г. «Обучение игры на фортепиано». М. 1984 г
5.
Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слез». С – Пб. 1996 г
5