Напоминание

«Принципы организации самостоятельной работы учащихся»


Автор: Алатерцева Виллера Равильевна
Должность: преподаватель музыкального искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г.Пыть-Ях
Наименование материала: Статья
Тема: «Принципы организации самостоятельной работы учащихся»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Алатерцева

Виллера Равильевна

ХМАО Югра г.Пыть-Ях

МБОУ ДО «ДШИ»

Статья

: «Принципы организации самостоятельной работы учащихся»

Все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе,

обилие всевозможных кружков и секций, отвлекающие факторы в виде

компьютера и интернета – сложное время для современного учащегося.

Сколько нужно приложить усилий ребенку, чтобы рационально использовать

каждую минуту для успешного выполнения домашнего задания даже при

обучении в школах дополнительного образования. В сложившейся ситуации

огромное значение имеют привитые навыки самостоятельной работы.

Федеральные

государственные

требования,

на

основе

которых

разрабатываются программы учебного предмета «Специальность и чтения с

листа» направлены на развитие и приобретение детьми знаний, умений и

навыков игры на фортепиано,

позволяющих исполнять музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной

грамотности и стилевыми традициями. Одним из результатов освоения

данной

программы

является

приобретение

обучающимися

умения

самостоятельно читать и разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей, а также самостоятельно преодолевать технические

трудности. Воспитать эти навыка – значит научить ученика без помощи

педагога разбираться грамотно, как в тексте, так и в характере музыкального

произведения. Выдающийся пианист и педагог Г.Г.Нейгауз так обозначил

эту проблему: «Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и

основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя

сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления,

методов

работы,

самопознания

и

умения

добиваться

цели,

которые

называются

зрелостью,

порогом

за

которым

начинается

мастерство»

(Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»).

Формирование у младших школьников навыков самостоятельной

работы - одна из актуальных задач современного образования. Организация

самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная

работа каждого учителя, составная часть воспитания учащихся, задача

первостепенной важности. Она является средством работы над глубокими и

прочными знания учащихся, средством формирования у них активности и

самостоятельности,

как

черт

личности,

развития

их

умственных

способностей, навыков самоконтроля.[

Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая

из двух разделов

Самостоятельная работа на уроке.

Домашняя работа по выполнению заданий, полученных на уроке. Чем

интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней

она в домашних условиях.

1

Для успешного выполнение самостоятельной работы необходимо соблюдать

требования к ее организации:

Самостоятельная работа должна иметь конкретные цели (например: овладеть

способами, методом, приемом).

Каждый ребенок должен знать приемы и порядок выполнения работы.

Соответствовать учебным возможностям ученика.

С самых первых уроков, необходимо нацеливать учащегося на формирование

навыков самостоятельности в домашней работе, умении выполнять задания.

Урок - это «генеральная репетиция» домашней работы. Все теоретические

знания, пианистические навыки, приобретаемые и вырабатываемые на уроке,

ребенок должен учиться «переносить» в домашнюю работу. Ясность

поставленной цели и знания, которые ребенок получит на уроке – являются

залогом

успешной

работы.

Ученик

должен

понимать

всю

важность

домашней

подготовки

к

уроку,

и

какую

роль

она

играет

в

дальнейшемразвитии

и

совершенствовании.

Домашние

занятия

за

фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и

войти в его ежедневное расписание. Они дадут тогда результат, когда будут

обеспечены условия для хорошей концентрации внимания во время занятий

музыкой.Большинство

детей,

особенно

начинающих,

не

обладают

дисциплиной и не могут организовать свои занятия потому, организация

домашней работы ученика требует постоянного внимания к ней педагога и

родителей обучающегося. Если учащийся будет видеть заинтересованность

родителей в его занятиях музыкой, то будет относиться к выполнению

домашнего задания с большим вниманием и постепенно появится оценочное

отношение к своей работе, и осознание ответственности за свои занятия. Но

главным стимулом для развития самостоятельной работы учащихся является

установление контакта педагога с каждым учеником, умение замечать и

поддерживать любые его успехи, как бы скромны они не были, вселять веру

ученика в свои силы.

Работа над музыкальным произведением является основой не только

процесса обучения игре на фортепиано, но и основой по формированию

навыка

самостоятельной

работы

ученика.

При

изучении

различных

произведений

ученик

с

самого

первого

класса

музыкальной

школы

знакомится

с

выразительными

средствами

музыки,

ее

строением,

приобретает первые исполнительские навыки, развивает свои музыкальные

способности. Успехи учащегося определяются его самостоятельной работой.

От

нее

зависят

развитие

и

творческий

рост.

Процесс

развития

самостоятельной работы длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить

не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки

воли

и

внимания.

И

здесь

большое

значение

имеет

максимальная

сосредоточенность

на

уроках.

Урок

должен

вооружить

учащегося

представлениями о тех способах, которые он должен применить в работе.

Зная к чему нужно стремиться, и зачем ему нужен изучаемый материал,

учащийся с большим желанием будет заниматься самостоятельно Ход урока

2

должен стать прообразом последующей самостоятельной работы.Учитель

должен дать основные, общие положения, опираясь на которые учащийся

сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь

в помощи. Залогом хорошей самостоятельной работы является интерес к

занятиям,

стремление

достигнуть

цели,

преодолевая

встречающиеся

трудности. «Все это возможно только тогда, - утверждает педагог-музыкант

В.Л.Михелис, - когда ученик подготовлен к продуктивной самостоятельной

работе, когда он вооружен достаточным запасом сознательно и прочно

усвоенных знаний и навыков». Из этого следует, чторешающим условием

продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является

ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко

педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и

конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Распознание

индивидуальности ученика, его музыкально – исполнительского дарования, в

конечном итоге помогает выработать систему необходимых для него средств

воздействия.

В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых

условиях обучения игры на фортепиано, способствующих формированию

навыков самостоятельных занятий.

А.Гофман в высказываниях об учениках писал следующее: «Его можно

заставить мыслить и разбираться в пьесе самостоятельно. Вся звуковая

картина должна заключаться в голове до того, как ее начнут передавать

руки… Учащийся окажет себе хорошую услугу, если он не устремится к

клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, ритма, гармонии и

всех указаний в нотах. Отсюда следует, что с первых шагов обучения

учащегося приучают к предварительному прочтению (простейшему анализу

нотного текста глазами) до его передачи на инструменте, что в дальнейшем

откроет ему путь к самостоятельному творчествуДля развития навыков

самостоятельной

работы

учащихся

огромное

значение

имеет

умение

свободно читать нотный текст. Поэтому на протяжении всего времени

обучения в музыкальной школе уделяется серьезное внимание работе над

чтением с листа. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает

характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи

произведения во многом определяет и ход дальнейшей работы над ним. В

зависимости от степени трудности произведения для того или иного

учащегося, по – разному применяется метод расчлененного, аналитического

разбора. Для организации самостоятельной работы учащихся является

необходимым изучении теории в тесной связи с исполнительской практикой,

что дает учащимся ясное понятие о каждом музыкальном произведении,

приучает ученика к самостоятельному анализу произведений. Только при

непосредственной связи теории с практикой можно развивать музыкальное

мышление. После короткой стадии активного ознакомления с произведением

перед юным пианистом выдвигается задача детального разбора текста и его

дальнейшее освоение. Ученик вникает в музыкальный язык пьесы, ее образно

выразительные

средства.Для

развития

навыка

чтения

с

листа

и

3

технического роста большое значение имеет сознательная ориентировка и

развитие

точного

соблюдения

аппликатуры.

Обговаривая

удобство

аппликатуры, педагоги должны отметить, что ее выбор, прежде всего

художественная задача, а подмечая нелогичность выбора ее учеником,

научить его исходить при решении этого вопроса из двух взаимосвязанных

моментов – достижения выразительности звучания и пианистического

удобства исполнения. Уже на раннем этапе обучения необходимо выработать

у ребенка ясную ориентацию в выборе аппликатуры, в зависимости от

выразительности

мелодии,

характерных

особенностей

ритмики,

голосоведения, артикуляции.Г. Нейгауз считал, что наилучшая аппликатура

та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, которая

точно согласуется с её смыслом. Ученик, который умеет правильно

организовывать свои пальцы, очень быстро движется как в техническом, так

и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а

не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят

музыкальный рисунок. Особое внимание в самостоятельной работе уделяется

и ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм– это не просто

счет вслух,

– это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. И

потому при ритмических неточностях важно сорентировать ученика не

только на восприятие метрической схемы, но и на жанрово – характерный

рисунок ритма.

Динамические указания всегда нужно рассматривать в

органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом,

фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в

образно-смысловое содержание музыки.Развитие навыков самостоятельной

работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую

художественную цель преследует указание педагога – рекомендуемая

аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.д. Если ребёнок

воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ

собственными

силами.

Отсюда

должна

зародиться

и

склонность

к

многократным повторениям, к тому, что мы называем «умение работать, а не

играть».При такой работе каждая «подробность» имеет смысл, логику,

выразительность,

является

органической

«частицей

целого».Особое

внимание в самостоятельной работе уделяется заучиванию произведения

наизусть. Запоминание не должно быть механическим. Постоянный слуховой

контроль, воспитание умения чувствовать, думать и сознательное владение

двигательным аппаратом, помогут добиться значительных результатов в

запоминании произведения. Процесс самостоятельной работы учащегося

должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть

наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного

устранения замеченных недостатков. Это развивает бережное отношение к

тексту, внушает точное выполнение указаний композитора, авторского

замысла. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы

ученика.Рабочее время пианиста, необходимое для достижения желаемых

результатов, зависит во многом от его дарования, ума и восприимчивости, от

4

особенностей его рук и пальцев; оно зависит в значительной степени и от

того, как используется время, проведенное за фортепиано. Если работа

сознательна, систематична и методична, - результаты будут лучшими, и

времени для их достижения требуется меньше.

Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание

музыканта-исполнителя,

понимающего

высокое

назначение

искусства.

Именно исполнитель даёт жизнь произведению, отсюда – ответственность

его перед автором, перед слушателями, обязывающая его глубоко постигать

и уметь выразить значительность вложенных в данное сочинение идей.

Правильная

и

систематическая

работа

над

развитием

навыков

самостоятельной работы учащихся способствует качественным занятиям

дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно

работать

над

музыкальными

произведениями,

педагог

достигнет

положительных результатов, и не только доведет ученика до «содержания»

произведения, заразив его поэтическим образом, но и даст ему анализ формы,

гармонии, мелодии, полифонии. И сделает так, чтобы быть ненужным

ученику, привив ему самостоятельность мышления и методов работы,

которые

называются

зрелостью,

за

которым

начинается

мастерство.

Благодаря этому учащийся заговорит на прекрасном языке музыки, ведя

активную музыкально – просветительскую деятельность, воспитает себя

способным воспринимать мировую культуру, как систему общечеловеческих

ценностей, и убедит родителей в правильности выбора для своих детей.

Выбора занятий на фортепиано.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеев А «Воспитание музыканта – исполнителя» Сов. Муз.№2

1980 г

2.

Выгодский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.

1991 г

3.

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М. 1980 г

4.

Цыпин Г. «Обучение игры на фортепиано». М. 1984 г

5.

Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слез». С – Пб. 1996 г

5



В раздел образования