Автор: Доперт Наталья Михайловна
Должность: Учитель
Учебное заведение: Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа № 12 г.Иркутска"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Презентация
Тема: «Эффективные коррекционно- развивающие технологии в организации индивидуального обучения на дому».
Раздел: начальное образование
«Эффективные коррекционно-
развивающие технологии в организации
индивидуального обучения на дому».
Доперт Наталья Михайловна,
учитель.
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная)школа №12 г. Иркутска»
г. Иркутск, 2022г.
Образование детей с ОВЗ
предусматривает:
1.Создание
специальной
коррекционно-развивающей
среды,
обеспечивающей
адекватные
условия
и
возможности
для
получения образования.
2. Воспитание.
3. Лечение и оздоровление.
4. Коррекцию нарушений развития.
5. Социальную адаптацию.
Приоритетные направления
коррекции и развития:
1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие различных видов мышления;
5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-
личностной сферы;
6. развитие речи;
7. расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря;
8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Коррекционно-развивающие технологии:
- здоровье сберегающие технологии;
- технология дифференцированного обучения;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-
игровые
технологии
(коррекционно-развивающие
игры
и
упражнения);
- информационно-коммуникационные технологии;
-
арт-терапевтические технологии.
Одним из путей модернизации традиционных технологий является
введение
в
них
элементов
развивающего
обучения
и
интеграции
информационных и развивающих методов и форм обучения.
Пазлотехнология-
это развивающая и инновационная форма комплексного
развития ребёнка.
Данную технологию использую в работе с детьми в роли
эффективного и действенного метода психологической
коррекции, который помогает воспитанникам, снять нервно –
психическое напряжение, справиться с негативными эмоциями.
Посредством сбора пазлов закономерно развиваются, корректируются и восстанавливаются знания, умения и
способности воспитанников, а именно:
– восприятие (каждый элемент общей картинки подчиняется единому цветовому решению, конечная
полученная работа имеет целостную геометрическую фигуру). Собирая отдельные фрагменты в единое целое,
приобретается навык восприятия объекта как целой части.
– внимание (для получения конечного объекта требуется длительная сосредоточенность (устойчивость
внимания), при последовательном скреплении деталей развивается способность соотнесения с образцом –
выделения части из целого (переключения внимания).
– мышление (сбор пазл преследует единую цель мышление в действии). Организация образов, которая
помогает выделять самое существенное в предметных частях, видеть их как составляющую – фрагмент, часть
от целого. Также формируется процесс первичных самостоятельных умозаключений (с элементами
рассуждения, отрицания или принятия, путём логического анализа в процессе сбора).
– мелкая моторика пальцев рук (тактильные кинетические импульсы при взаимодействии с частями пазл,
кинестетические ощущения при контакте с разными материалами, точные тонкие движения при
фрагментарных вставках).
– коммуникативная функция речи (анализ готового сюжета, понимание речевого инструктирования,
принятия помощи в речевой форме, формирование высказывания с просьбой о
помощи, речевого ориентирования, словесного инструктирования).
Дидактическая игра –
собирание пирамидки.
Цель:
Задачи:
1.учить группировать кольца пирамидки по размеру и цвету;
2. учить собирать пирамидку из 5 цветов;
3. закрепить в речи слова : много, один, синий, зеленый,
красный, жёлтый, большой - маленький.
Дидактическое пособие –
игры на липучках.
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий
для развития любознательности и познавательной активности у детей.
«Шнуровка»
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игры со шнурками.
Задачи:
•
учить игровым действиям;
•
совершенствовать мелкую моторику пальцев;
•
развивать усидчивость, терпение.
«Развивашка с молнией и
пуговицами»
Цель игры: развитие мелкой моторики
пальцев, закреплять названия цветов,
формирование навыков самостоятельной
деятельности.
«Сказкотерапия»
Цель применения технологии сказкотерапии -это развитие
эмоциональной сферы, формирование положительных
эмоций и чувств, формирование ценностных ориентиров и
нравственных аспектов психики; воспитание социальных и
эстетических установок, развитие внимания, речи, памяти,
мелкой моторики.
Общие педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие
ограниченные возможности здоровья
•
Принимать ребенка таким, какой он есть.
•
Избегать переутомления.
•
Использовать упражнения на релаксацию.
•
Не сравнивать ребенка с окружающими.
•
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
•
Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он
должен знать за что.
•
Обращаться к ребенку по имени.
•
Не предъявлять ребенку повышенных требований.
•
Стараться делать замечания как можно реже.
•
Оставаться спокойным в любой ситуации.
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Непонят
ен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
:
Литература
1.Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.
2. Дровбин Н.Т. « Что такое игра», учебное пособие, Москва «Просвещение»,
1988, -123с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А " ребенок. «Как помочь "особому
у». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт
специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и
практика сказкотерапии. СПб., 1998.
5.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
6. Лихотина, В. В. Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при
помощи дидактического пособия «Игры на липучках».
7.
Терехова, Н. Б. «Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической
работы с детьми ОВЗ / Н. Б. Терехова. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 290-292.