Автор: Яковлева Александра Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ ,,Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: город Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Конспект урока по музыке .1 класс
Тема: ,,Зима в произведении композиторов"
Раздел: среднее профессиональное
Урок по музыке в коррекционной школе VIII вида
Класс 1
Учитель : Яковлева А.П.
Тема: Зима в творчестве композиторов. Разучивание песни
,,Здравствуй, зимушка-зима. " Музыка А. Филипенко, слова Т.
Волгиной.
Цель урока:
образовательная: познакомить с музыкальными произведениями на тему
зимы в творчестве русских композиторов;
способствовать развитию музыкального восприятия и музыкально-
творческих способностей ( на материалах музыкальных образах зимы);
формировать представления о средствах музыкальной выразительности;
коррекционно-развивающая: развивать слуховое внимание, закреплять
основы звукообразования, навыки выразительного пения;
показать связь музыки с другими видами искусства;
побуждать к выражению своего эмоционального отношения к
прослушанному, строить речевые высказывания в соответствии с целями
коммуникации;
воспитательная: воспитывать музыкальный эстетический вкус учащихся.
Оборудование: запись музыкальных произведений; музыкальные
инструменты колокольчики, бубен, трещотки; иллюстрации на тему зимы;
карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Повторить правила посадки на уроке музыке
II. Музыкальная грамота.
1.Распевани(звуки: т,д,б,п +гласный; произнести, пропеть)
а) упражнение на развитие навыков правильного дыхания с проговариванием
слов на выдохе: Едут с горки лыжи! Ближе! ближе!
Едут с горки сани. Сами! сами.
Сыплет столько снега с неба, с неба
Раздаётся эхо смеха, смеха.
б) упражнения на артикуляцию гласных, согласных звуков: т,д,б,п +
гласный звук.
в) игровые попевки: ,,У меня оленя дом большой"
,,Тик-так ,,Ёжик"
2. Определение жанра музыкального произведения : танец, песня, марш.
(проводится с использованием раздаточного материала)
На доске иллюстрации: музыканты духового оркестра, поющие дети,
танцующие люди.
Вопросы учителя.
1. На какие три кита делятся музыкальные произведения? ( Марш, танец,
песня)
2.Какой вид музыкальных произведений считается главным? (песня)
Задание. После прослушивания произведения подними нужную карточку.
Анализ работы учащихся.
III. Актуализация знаний ( подготовка к восприятию нового материала)
Послушайте звуки природы (вьюга)
1) Звуки какого времени года вы услышали? (зима)
2) Какой вы представляете погоду, слушая эти звуки? (мороз, метель, ветер).
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня наш урок посвящён зиме. Вы познакомитесь с музыкой, которую
композиторы посвятили зиме. Мы определим главные краски зимы,
продолжим разучивать песню ,,Здравствуй зимушка-зима"
IV. Изучение нового материала.
Посмотрите на иллюстрации.
1) Назовите основные краски зимы? ( белый)
2)Главный признак зимы? (снег)
3) Придумайте символ зимы (снежинка)
Везде ли зима изображена одинаково?
3) За что вы любите зиму? ( Беседа по иллюстрации)
Какие слова можно подобрать к этим иллюстрациям? (Солнечная,
приветливая, весёлая, холодная, угрюмая, мрачная, морозная)
За что вы любите зиму? ( Показ иллюстрации)
Какой зимний праздник вы любите больше всего? (Новый год)
5) Давайте поиграем в зимние слова. Кто больше назовёт слов о зиме. За
каждое слово я буду давать снежинку. Кто больше наберёт снежинок, тот и
победит
V. Динамическая пауза.
После холодных слов надо согреться (песня с движениями)
1.Выпал беленький снежок,
Соберёмся все в кружок
Все потопаем, все похлопаем.
2.Будем весело играть, будем ручки согревать
Все потопаем, все похлопаем
3.Если холодно стоять, мы похлопаем опять
по коленочкам, по коленочкам.
VI. Слушание музыки.
Зима в произведениях русских композиторов.
Каждый из вас по своему воспринимает зиму : кто-то видит её весёлой, кто то
морозной. Так и композиторы: каждый по своему изображает её в музыке.
Сейчас вы услышите музыкальное произведение. Попробуйте изобразить
словами, какой вы видите зиму. К какой иллюстрации подходит это
произведение.
Муз. Будашкина из к/ф «Морозко». Муз. Свиридова к к/ф ,,Метель" Вальс
Учащиеся подбирают соответствующие иллюстрации и рассказывают, какой
они представляют себе зиму в данном музыкальном произведении.
Анализ ответов.
Подберите иллюстрации к прослушанным произведениям.
VII. Разучивание песни.
1. Вьюга белая метёт
это зимушка идёт
рукавом повела -
все тропинки замела
2.Здравствуй зимушка - зима
Долгожданная зима
ты снежку не жалей
Разгуляйся веселей.
3.Мимо ёлок и берёз
Едет Дедушка - мороз,
В кожушке голубом,
Со снегурочкой вдвоём
а) прослушивание песни в исполнении учителя;
б) исполнение 1и 2 куплета учащимися;
в) работа со словами 3 куплета;
г) исполнение 3 куплета без сопровождения;
д) хоровое исполнение.
Вопрос.
1.Какой из народных инструментов (бубен, трещотки, колокольчик, ложки)
смог бы украсить исполнение песни?
2.Как нужно играть? Громко или тихо?
3. Исполнение песни с использованием колокольчиков.
VIII. Подведение итога урока. Анализ работы учащихся.
Домашнее задание: прочитайте с воспитателем сказку
,,Метелица",посмотреть фильм-сказку ,,Морозко"
Материал к уроку.