Напоминание

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.


Автор: Данчинова Елена Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 18
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Раздел: среднее образование





Назад




9 класс

Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой

в бессоюзных сложных предложениях

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;

информационно-коммуникационная технология

Тип урока: комбинированный

Место урока в системе уроков

:

первый из уроков в разделе «Бессоюзное сложное

предложение»

Задачи организационной деятельности учителя:

предметные:

-формирование умений определять вид БСП;

-развитие пунктуационных навыков;

метапредметные:

-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать

информацию из разных источников;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

личностные:

-способствовать формированию умений договариваться в совместной работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления,

формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс

собственной учебной деятельности).

Цели:

Образовательные.

Организовать деятельность учащихся для:

обобщения, систематизации и углубления знаний о бессоюзном сложном

предложении и его смысловых группах;

совершенствования их пунктуационных навыков по данной теме;

совершенствования умений находить БСП в тексте, отличать его от простого и

союзного.

Развивающие:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

развитие умения аргументировать, доказывать;

развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Воспитательные

Создать условия для:

формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о

роли и значении БСП;

активизирования познавательной деятельности учащихся;

развития навыков самостоятельной индивидуальной работы;

развитие умения работать в паре и в коллективе;

обеспечения благоприятной психологической обстановки.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, в паре, в группе.

Метод

:

интерактивный, направленный на развитие критического мышления.

Приёмы: ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний», Приём «Знаю – не знаю», ПРИЁМ «Пометки на

полях» (инсёрт), Приём «ДА-НЕТКА», Приём «Птичий хор», Найди соответствие, Приём

«Учитель-ученик», работа с текстом, работа с таблицей, работа с оценочным листом.

Оборудование урока (средства обучения):

ноутбук учителя, мультимедийный проектор, презентация, таблица «Знаю – хочу знать —

узнал», учебник, алгоритм, кн. Программы по самореализации личности, рабочие листы с

заданиями, оценочный лист.

Запись на

доске:

дата, классная работа.

Базовый учебник:

Русский язык. 9 класс Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,

А.Д.Дейнекина, О.М.Александрова, М., Просвещение, 2016.

Ожидаемые результаты:

ученики умеют определять вид сложного предложения, умеют находить

бессоюзное сложное предложение в тексте;

ученики умеют правильно поставить знаки препинания и

объяснить их с помощью правил.

Ход урока

I.Организационный этап.

1.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2.

Визуальный контроль готовности к уроку.

Запись в тетрадь: Дата

Классная работа

II.

Актуализация

уже имеющихся знаний о сложном предложении.

2.1.Мотивация учебной деятельности.

Интеллектуальная разминка. ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний» (в результате которой

ученики найдут название вида сложного предложения, о котором и будет идти речь на

уроке).

Работа в группах (у каждой группы на карточках по 3 предложения, надо выбрать

«лишнее». В тетрадях - все схемы, а на доске старший в группе должен нарисовать схему

«лишнего» и объяснить выбор).

Учитель: Условие: Найдите одно «лишнее» предложение и объясните, почему оно

является «лишним» среди других.

1 гр

1.

По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. ПП

2.

Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр. БСП

3.

Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. ПП

2 гр.

1.

На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. ССП

2.

Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер. ССП

3.

Даль подёрнулась туманом, чешет тучи лунный гребень. БСП

3 гр.

1.

Мы разве помним по весне о том, что осень подойдёт? СПП

2.

Расступается медленно мрак, на берёзах колышутся ветки. БСП

3.

Песчаная дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.

СПП

2.2.Определение темы урока

(смотрим схемы на доске)

Ответ старшего в группе

- Какое предложение оказалось «лишним», почему?

Учитель: - Подумайте, как это задание может быть связано с новой, пока неизвестной

темой урока.

- Можете ли вы предположить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

СЛАЙД Запись темы в тетрадь

Бессоюзное сложное предложение

- Учитель: Вы будете работать с оценочными листами, которые лежат на партах.

Подпишите их.

На оценочных листах каждый должен оценить себя за проделанную работу по игре

«2-3 лишний» (0 -3 б.)

2.3.Определение целей урока.

-Учитель: - определите для себя, что именно вы знаете по теме и что хотите сегодня

узнать, какие поставите цели на сегодняшний урок?

2.3.1.Приём «Знаю – не знаю»

СЛАЙД (заполнена только 1-я колонка)

-Учитель: На слайде есть таблица «Знаю – хочу узнать сегодня — узнал(а)». Первая

колонка в ней уже заполнена. Сделайте СВОЙ ВЫБОР:

В

ТЕТРАДЬ

поставьте: 1 + (знаю) или – (не знаю), 2….,3…..,4…..

2.3.2. См. 2-ю колонку таблицы

-Учитель: Сформулируйте, что именно вы хотите узнать сегодня на уроке.

Учащиеся формулируют цели урока-устно (ОЗВУЧИТЬ)

Что такое сложные бессоюзные предложения?

2.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

3.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые

предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

4.

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

СЛАЙД - (2 столбик таблицы)

-Учитель: Сообщение целей урока

(совпали или нет наши цели?)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ 0-4 б.

III.

Работа по теме урока.

1.

1.

Первичное усвоение новых знаний

-Учитель: Я поняла, что вы хотите узнать; наши цели урока совпадают.

- Ребята, что такое знание? Знание –это проверенная информация. И сегодня нам

предстоит работа с разной информацией, чтобы достичь тех целей, которые мы

поставили перед собой.

- А из каких источников мы можем получить новую информацию? (Учебник, учитель,

интернет…)

Из уроков в 7-8 кл. вы уже обладаете некоторой информацией о БСП.

Давайте проверим, а всё ли мы знаем о БСП.

Сейчас вы будете работать с уже знакомыми программами самореализации личности,

откройте, пожалуйста, стр.133 и 140 СМ.

(Сб. Русский язык. Программы

самореализации личности учащихся 9 кл. Мельниковой Л.В. Донецк, 2011. Стр.133 и

140 – до

II. ПРИЧИННЫЕ)

ПРИЁМ «Пометки на полях» (инсёрт — это прием технологии развития критического

мышления через чтение и письмо).

- СЛАЙД –слово- инсёрт-это….

-Учитель: - Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. В

отличие от учебника здесь предлагается вам изучить материал не совсем обычным

способом. Вы можете выразить своё мнение о прочитанном с помощью специальных

знаков

Сделайте пометки карандашом на полях по инструкции (работа в паре)

3.2.

Первичная проверка понимания

Приём «ДА-НЕТКА»

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным.

Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-).

«Да – нетка» (ВЫСКАЖИТЕ СВОЁ СОГЛАСИЕ/НЕСОГЛАСИЕ С ДАННЫМ

УТВЕРЖДЕНИЕМ)

+

2

На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания.

+

3

Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи

относительных местоимений.

_

4

Простые предложения, входящие в состав БСП, по отношению друг к другу являются

равноправными и взаимозаменяемыми.

_

5

Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых

предложений.

+

6

Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его

частями.

_

7

В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в

союзных.

+

Свои ответы уч-ся записывают в оценочный лист (0 – 7 б.)

1.

3.

Первичное закрепление -

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ БСП (+ -)

Приём Птичий хор» - Составить памятку: Как найти БСП в тексте.

1.Прочитать текст.

2. Найти грамматические основы в предложениях.

3. Вычеркнуть номера простых предложений.

4. Определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного,

попробовать задать вопрос.

5. Найти средства связи ПП, обозначить границы простых предложений в составе

сложного, составить схемы предложений.

6. По схеме определить бессоюзное предложение.

ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.

1.

3.

Закрепление.

Задание (по группам)

Найди соответствие

ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.

В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ (от 0 до 5 б.)

ФИЗМИНУТКА

Учитель: «Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться

в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере

для врача, для инженера, для агронома». А.Б. Шапиаро (Абра

́

м Бориа

́

сович (Беа

́

ркович)

Шапиа

́

ро (1890—1966) — советский языковед)

1.

3.

Знаки препинания в БСП

Работа в паре.

Приём «Учитель-ученик»

-

рассказать о знаках препинания в БСП друг

другу по

АЛГОРИТМУ №

22

Слайд АЛГОРИМ № 22 (Алгори

́

тм — набор инструкций, описывающих порядок

действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо

слова «порядок» использовалось слово «последовательность»...)

НЕ ВЫЗЫВАТЬ!!! СРАЗУ ДРУГОЕ ЗАДАНИЕ!

ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА (0 – 2 б.)

Учитель: -

Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

1.

3.

Тренировочное упражнение

. СЛАЙД

Самостоятельная работа с последующей взаимоповеркой по слайду.

Учитель: Найдите и выпишите в тетрадь БСП, объясните знаки препинания.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку и уехал в деревню.

4) Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.

СЛАЙД Бессоюзное сложное предложение

(Результат записать в оценочный лист 0 – 4 б.)

1.

3.

Работа с текстом

Учитель: Ребята, вам предстоит сдавать в 10, 11 кл. ПА, потом ГИА, ЕГЭ. Одно

из заданий, которые предлагаются, проверяет умение правильно определять виды

предложений в

тексте

слайд

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале

урока?

Достигли ли вы их? (СМ!!! таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”,

“Узнал(а)”)

У нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Посмотрите на неё и

скажите, что вы узнали сегодня на уроке?

(Уч-ся говорят, слайд открывается 3-я часть)

Что такое сложные бессоюзные предложения?

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по

смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения

соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

, ; : -

1.

V.

Подведение итогов

Мне было приятно с вами сегодня работать. Я надеюсь, что знания, полученные

сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены. Спасибо.

Я предлагаю обратиться к оценочному листу, подсчитайте к-во б., переведите их

в оценку, смайликом выразите своё отношение к результату.

Кто получил «5»-?

«4»-?

Сдайте оценочные листы и рабочие тетради на проверку.

1.

V.

Домашнее задание

Варьирую задание на дом по уровням.

Первый уровень (обязательный) - должны знать все:

прочитать параграфы № 31 – 33 (выучить правило)

Второй уровень - на выбор:

1. Выполнить упр.193 (объяснить!) ИЛИ

2. Написать сочинение

«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.________________________________

Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за

урок.

баллов

Достигнутый

результат

1

Игра «2-3 лишний»

0-3 б.

2

Знаю-не знаю

0-4 б.

3

Да-Нетка

0-7 б.

4

Работа в группе (таблица)

0-5 б.

5

«Учитель-ученик»

0-2 б.

6

Самостоятельная работа

0-2 б.

7

Работа с текстом

0-2 б.

Оценка за урок из 25 б.

«1»

6-10 баллов

«2»

11-15 баллов

«3»

15-20 баллов

«4»

21-25 баллов

«5»

0-25 б.

« … »

Выбери смайлик

Приложение 2.

АЛГОРИТМ № 22

Тема. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Разбейте данное сложное предложение на простые.

2. Определите смысловые отношения между простыми предложениями,

входящими в состав сложного.

|

______________________________________________

/ \

Последовательность, Другие смысловые отношения

одновременность событий |

(между этими предложениями см. алг. № 23, 24

можно вставить союз и)

|

3 Значительно ли распространены

простые предложения, далеки ли

они по смыслу и содержат ли

собственные знаки?

|

____________________

| |

Нет Да

| |

Ставьте Ставьте

запятую точку с запятой

Н-р: Пришла пора цветов и трав, Н-р: Ночь была холодная, тусклая, серая; в

воздухе пахло дождём. (Г.)

Земля работы нашей просит. (Долм.)



В раздел образования