Автор: Данчинова Елена Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 18
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Раздел: среднее образование
9 класс
Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой
в бессоюзных сложных предложениях
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;
информационно-коммуникационная технология
Тип урока: комбинированный
Место урока в системе уроков
:
первый из уроков в разделе «Бессоюзное сложное
предложение»
Задачи организационной деятельности учителя:
предметные:
-формирование умений определять вид БСП;
-развитие пунктуационных навыков;
метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать
информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
личностные:
-способствовать формированию умений договариваться в совместной работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления,
формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс
собственной учебной деятельности).
Цели:
Образовательные.
Организовать деятельность учащихся для:
обобщения, систематизации и углубления знаний о бессоюзном сложном
предложении и его смысловых группах;
совершенствования их пунктуационных навыков по данной теме;
совершенствования умений находить БСП в тексте, отличать его от простого и
союзного.
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Воспитательные
Создать условия для:
формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о
роли и значении БСП;
активизирования познавательной деятельности учащихся;
развития навыков самостоятельной индивидуальной работы;
развитие умения работать в паре и в коллективе;
обеспечения благоприятной психологической обстановки.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, в паре, в группе.
Метод
:
интерактивный, направленный на развитие критического мышления.
Приёмы: ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний», Приём «Знаю – не знаю», ПРИЁМ «Пометки на
полях» (инсёрт), Приём «ДА-НЕТКА», Приём «Птичий хор», Найди соответствие, Приём
«Учитель-ученик», работа с текстом, работа с таблицей, работа с оценочным листом.
Оборудование урока (средства обучения):
ноутбук учителя, мультимедийный проектор, презентация, таблица «Знаю – хочу знать —
узнал», учебник, алгоритм, кн. Программы по самореализации личности, рабочие листы с
заданиями, оценочный лист.
Запись на
доске:
дата, классная работа.
Базовый учебник:
Русский язык. 9 класс Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,
А.Д.Дейнекина, О.М.Александрова, М., Просвещение, 2016.
Ожидаемые результаты:
ученики умеют определять вид сложного предложения, умеют находить
бессоюзное сложное предложение в тексте;
ученики умеют правильно поставить знаки препинания и
объяснить их с помощью правил.
Ход урока
I.Организационный этап.
1.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Запись в тетрадь: Дата
Классная работа
II.
Актуализация
уже имеющихся знаний о сложном предложении.
2.1.Мотивация учебной деятельности.
Интеллектуальная разминка. ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний» (в результате которой
ученики найдут название вида сложного предложения, о котором и будет идти речь на
уроке).
Работа в группах (у каждой группы на карточках по 3 предложения, надо выбрать
«лишнее». В тетрадях - все схемы, а на доске старший в группе должен нарисовать схему
«лишнего» и объяснить выбор).
Учитель: Условие: Найдите одно «лишнее» предложение и объясните, почему оно
является «лишним» среди других.
1 гр
1.
По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. ПП
2.
Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр. БСП
3.
Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. ПП
2 гр.
1.
На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. ССП
2.
Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер. ССП
3.
Даль подёрнулась туманом, чешет тучи лунный гребень. БСП
3 гр.
1.
Мы разве помним по весне о том, что осень подойдёт? СПП
2.
Расступается медленно мрак, на берёзах колышутся ветки. БСП
3.
Песчаная дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
СПП
2.2.Определение темы урока
(смотрим схемы на доске)
Ответ старшего в группе
- Какое предложение оказалось «лишним», почему?
Учитель: - Подумайте, как это задание может быть связано с новой, пока неизвестной
темой урока.
- Можете ли вы предположить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
СЛАЙД Запись темы в тетрадь
Бессоюзное сложное предложение
- Учитель: Вы будете работать с оценочными листами, которые лежат на партах.
Подпишите их.
На оценочных листах каждый должен оценить себя за проделанную работу по игре
«2-3 лишний» (0 -3 б.)
2.3.Определение целей урока.
-Учитель: - определите для себя, что именно вы знаете по теме и что хотите сегодня
узнать, какие поставите цели на сегодняшний урок?
2.3.1.Приём «Знаю – не знаю»
СЛАЙД (заполнена только 1-я колонка)
-Учитель: На слайде есть таблица «Знаю – хочу узнать сегодня — узнал(а)». Первая
колонка в ней уже заполнена. Сделайте СВОЙ ВЫБОР:
В
ТЕТРАДЬ
поставьте: 1 + (знаю) или – (не знаю), 2….,3…..,4…..
2.3.2. См. 2-ю колонку таблицы
-Учитель: Сформулируйте, что именно вы хотите узнать сегодня на уроке.
Учащиеся формулируют цели урока-устно (ОЗВУЧИТЬ)
Что такое сложные бессоюзные предложения?
2.
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
3.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые
предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?
4.
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
СЛАЙД - (2 столбик таблицы)
-Учитель: Сообщение целей урока
(совпали или нет наши цели?)
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ 0-4 б.
III.
Работа по теме урока.
1.
1.
Первичное усвоение новых знаний
-Учитель: Я поняла, что вы хотите узнать; наши цели урока совпадают.
- Ребята, что такое знание? Знание –это проверенная информация. И сегодня нам
предстоит работа с разной информацией, чтобы достичь тех целей, которые мы
поставили перед собой.
- А из каких источников мы можем получить новую информацию? (Учебник, учитель,
интернет…)
Из уроков в 7-8 кл. вы уже обладаете некоторой информацией о БСП.
Давайте проверим, а всё ли мы знаем о БСП.
Сейчас вы будете работать с уже знакомыми программами самореализации личности,
откройте, пожалуйста, стр.133 и 140 СМ.
(Сб. Русский язык. Программы
самореализации личности учащихся 9 кл. Мельниковой Л.В. Донецк, 2011. Стр.133 и
140 – до
II. ПРИЧИННЫЕ)
ПРИЁМ «Пометки на полях» (инсёрт — это прием технологии развития критического
мышления через чтение и письмо).
- СЛАЙД –слово- инсёрт-это….
-Учитель: - Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. В
отличие от учебника здесь предлагается вам изучить материал не совсем обычным
способом. Вы можете выразить своё мнение о прочитанном с помощью специальных
знаков
Сделайте пометки карандашом на полях по инструкции (работа в паре)
3.2.
Первичная проверка понимания
Приём «ДА-НЕТКА»
Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным.
Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-).
«Да – нетка» (ВЫСКАЖИТЕ СВОЁ СОГЛАСИЕ/НЕСОГЛАСИЕ С ДАННЫМ
УТВЕРЖДЕНИЕМ)
+
2
На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания.
+
3
Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи
относительных местоимений.
_
4
Простые предложения, входящие в состав БСП, по отношению друг к другу являются
равноправными и взаимозаменяемыми.
_
5
Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых
предложений.
+
6
Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его
частями.
_
7
В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в
союзных.
+
Свои ответы уч-ся записывают в оценочный лист (0 – 7 б.)
1.
3.
Первичное закрепление -
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ БСП (+ -)
Приём Птичий хор» - Составить памятку: Как найти БСП в тексте.
1.Прочитать текст.
2. Найти грамматические основы в предложениях.
3. Вычеркнуть номера простых предложений.
4. Определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного,
попробовать задать вопрос.
5. Найти средства связи ПП, обозначить границы простых предложений в составе
сложного, составить схемы предложений.
6. По схеме определить бессоюзное предложение.
ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.
1.
3.
Закрепление.
Задание (по группам)
Найди соответствие
ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.
В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ (от 0 до 5 б.)
ФИЗМИНУТКА
Учитель: «Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться
в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере
для врача, для инженера, для агронома». А.Б. Шапиаро (Абра
́
м Бориа
́
сович (Беа
́
ркович)
Шапиа
́
ро (1890—1966) — советский языковед)
1.
3.
Знаки препинания в БСП
Работа в паре.
Приём «Учитель-ученик»
-
рассказать о знаках препинания в БСП друг
другу по
АЛГОРИТМУ №
22
Слайд АЛГОРИМ № 22 (Алгори
́
тм — набор инструкций, описывающих порядок
действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо
слова «порядок» использовалось слово «последовательность»...)
НЕ ВЫЗЫВАТЬ!!! СРАЗУ ДРУГОЕ ЗАДАНИЕ!
ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА (0 – 2 б.)
Учитель: -
Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
1.
3.
Тренировочное упражнение
. СЛАЙД
Самостоятельная работа с последующей взаимоповеркой по слайду.
Учитель: Найдите и выпишите в тетрадь БСП, объясните знаки препинания.
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку и уехал в деревню.
4) Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.
СЛАЙД Бессоюзное сложное предложение
(Результат записать в оценочный лист 0 – 4 б.)
1.
3.
Работа с текстом
Учитель: Ребята, вам предстоит сдавать в 10, 11 кл. ПА, потом ГИА, ЕГЭ. Одно
из заданий, которые предлагаются, проверяет умение правильно определять виды
предложений в
тексте
слайд
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале
урока?
Достигли ли вы их? (СМ!!! таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”,
“Узнал(а)”)
У нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Посмотрите на неё и
скажите, что вы узнали сегодня на уроке?
(Уч-ся говорят, слайд открывается 3-я часть)
Что такое сложные бессоюзные предложения?
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по
смыслу и интонацией
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения
соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
, ; : -
1.
V.
Подведение итогов
Мне было приятно с вами сегодня работать. Я надеюсь, что знания, полученные
сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены. Спасибо.
Я предлагаю обратиться к оценочному листу, подсчитайте к-во б., переведите их
в оценку, смайликом выразите своё отношение к результату.
Кто получил «5»-?
«4»-?
Сдайте оценочные листы и рабочие тетради на проверку.
1.
V.
Домашнее задание
Варьирую задание на дом по уровням.
Первый уровень (обязательный) - должны знать все:
прочитать параграфы № 31 – 33 (выучить правило)
Второй уровень - на выбор:
1. Выполнить упр.193 (объяснить!) ИЛИ
2. Написать сочинение
«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.________________________________
Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за
урок.
баллов
Достигнутый
результат
1
Игра «2-3 лишний»
0-3 б.
2
Знаю-не знаю
0-4 б.
3
Да-Нетка
0-7 б.
4
Работа в группе (таблица)
0-5 б.
5
«Учитель-ученик»
0-2 б.
6
Самостоятельная работа
0-2 б.
7
Работа с текстом
0-2 б.
Оценка за урок из 25 б.
«1»
6-10 баллов
«2»
11-15 баллов
«3»
15-20 баллов
«4»
21-25 баллов
«5»
0-25 б.
« … »
Выбери смайлик
Приложение 2.
АЛГОРИТМ № 22
Тема. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Разбейте данное сложное предложение на простые.
2. Определите смысловые отношения между простыми предложениями,
входящими в состав сложного.
|
______________________________________________
/ \
Последовательность, Другие смысловые отношения
одновременность событий |
(между этими предложениями см. алг. № 23, 24
можно вставить союз и)
|
3 Значительно ли распространены
простые предложения, далеки ли
они по смыслу и содержат ли
собственные знаки?
|
____________________
| |
Нет Да
| |
Ставьте Ставьте
запятую точку с запятой
Н-р: Пришла пора цветов и трав, Н-р: Ночь была холодная, тусклая, серая; в
воздухе пахло дождём. (Г.)
Земля работы нашей просит. (Долм.)