Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО


Автор: Варламова Марина Анатольевна
Должность: Преподаватель отдела специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №19" г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление по культуре администрации МО «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №19»

Методическая разработка на тему:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

Автор – составитель:

преподаватель отдела

специального фортепиано

Варламова Марина Анатольевна

Одним

из

приоритетов

российского

общества

является

образование. В связи с этим, в России воспитание и образование ребенка,

1

его всестороннее развитие является важнейшей задачей на сегодняшний

день.

Педагог, для того чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен

быть вооружен современными методиками и новыми образовательными

технологиями.

Искусство преподавателя, в работе с начинающими музыкантами,

включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и

психологию. Используя педагогические технологии, педагог, помогает

развить юному музыканту художественное мышление, освоить навыки игры

на инструменте. Непрерывный, целенаправленный педагогический процесс,

связан с установкой на оптимальное взаимодействие педагога с юным

музыкантом.

Это

позволяет

углубить

художественное

содержание

исполняемого произведения, направленного на духовное преобразование

ученика,

на

восприятие

и

целостность

исполнения

музыкального

произведения.

Условием эффективности усвоения любой учебной программы в

дополнительном

образовании

детей

является увлечённость ребёнка

избранной деятельностью. Нельзя навязать детям стремление к творчеству,

заставить мыслить, но можно предложить им разные способы достижения

цели и помочь её достичь, научить необходимым для этого приёмам.

Дополнительному

образованию,

как

особому

образовательному

институту,

необходимо

располагать

собственными

педагогическими

технологиями по развитию творческой активности ребёнка, саморазвитию и

самореализации.

Педагогическая технология – это конкретный способ

организации педагогической деятельности с целью получения определенного

результата.

Педагогические технологии дополнительного образования детей

необходимо ориентировать на решение сложных психолого-педагогиче-

ских задач:

1.

научить ребёнка самостоятельно работать;

2.

научить общаться с детьми и взрослыми;

3.

научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;

4.

научить искать причины затруднений и преодолевать их.

Использование современных педагогических технологий - необходи-

мое условие работы педагога–профессионала. Педагог в современной об-

разовательной системе занимается воспитанием полноценной творческой

личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчи-

вой на музыку.

Так как преподаватель на уроках является помощником, соратником

Юного музыканта, одной из основных используемых технологий можно

считать ТЕХНОЛОГИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА. Обучение и воспитание

гармоничной личности невозможно без тандема педагог–ученик, все два

субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща.

Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в само-

2

стоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество

педагог–ученик должно основываться на взаимопомощи, позволяющей до-

стигать единой цели.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1.

Гуманно–личностный подход к учащемуся, где главным является

развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивиду-

альных способностей без прямого принуждения.

Все участники образовательного процесса должны уважать мнение

друг друга, предоставлять свободу выбора, иметь право на собствен-

ное мнение, помогать друг другу в успешной реализации творческой

деятельности.

2.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обу-

чение рассматривается не как определяющая цель, но как средство

развития личности, где используется положительная стимуляция

учения.

3.

Концепция воспитания, направленная на развитие творческих

способностей обучающегося в контексте возрождение национальной

культуры и традиций.

4.

Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается

сотрудничество с родителями, с педагогами, с институтами защиты

детства как основа общей заботы о подрастающем поколении.

Технология сотрудничества – ансамбль:

отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и

ученика;

постановка ясных целей и внушение уверенности в их достижении;

самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов дея-

тельности учащихся);

свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению

учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материа-

ла);

коллективная творческая воспитательная деятельность;

личностный подход к воспитанию;

сотрудничество преподавателей;

сотрудничество с родителями.

Таким образом, педагогика сотрудничества основана на содружестве,

доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса.

Технология сотрудничества находится в тесном взаимодействии с ТЕХ-

НОЛОГИЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Работа преподава-

теля по классу фортепиано заключается в индивидуальном процессе обуче-

ния. Главным достоинством индивидуального обучения является возмож-

ность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индиви-

дуальным возможностям каждого учащегося. Центральное место в этой

технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со

3

своими интересами, потребностями, личным опытом. Индивидуализация

обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обу-

чающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в

знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика.

Использование Технологии индивидуализации обучения педагогом обес-

печивает психологический комфорт учащегося, как в классе, так и на сце-

не, что является основой для успешной творческой деятельности.

Технология индивидуализации обучения

полное адаптирование содержания, методов и темпов учебной дея-

тельности ребенка к его возрастным, психологическим особенно-

стям;

мониторинг действий учащегося, его продвижения от незнания к

знанию, коррекция деятельности в случае необходимости (наличие

индивидуального плана для каждого учащегося);

организация индивидуально-ориентированной помощи детям в реа-

лизации ряда первичных базовых потребностей;

активное педагогическое участие в индивидуальном духовном разви-

тии и творческом самовоплощении человека;

постоянная мотивация процесса обучения, создание условий работы

учащегося на доступном уровне, с целью дальнейшего развития и

углубления знаний;

создание на уроке ситуации выбора;

использование интегрированных форм работы на уроке (индивиду-

альных и групповых).

Сегодня качественный процесс обучения невозможен без внедрения в

работу ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. Целью таких

технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование поло-

жительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрес-

сам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный

темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический ком-

форт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки

зрения учета здоровья учащихся необходимо учитывать следующие мо-

менты:

соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;

построение занятий с учетом индивидуальных особенностей уча-

щихся;

соблюдение гигиенических требований к аудитории;

организация активно–двигательных занятий на уроках.

Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учеб-

ной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Педагог

должен пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкаль-

ного материала, не допускать появления стрессовых ситуаций в процессе

занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности.

4

Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно

не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее ме-

сто, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных состав-

ляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обу-

чающегося.

Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоцио-

нальной отзывчивости на музыку невозможно без применения ТЕХНО-

ЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.

Эта технология имеет различные целевые акценты:

это выявление и развитие творческих способностей; приобщение

обучающихся к многообразной творческой деятельности.

обучение творческой деятельности; знакомство с приемами творче-

ского воображения; возможности решать изобретательские задачи.

это воспитание общественно–активной творческой личности,

способной приумножить общественную культуру.

Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком

смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является

одной из главных задач современного профессионального преподавания.

Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках бездумно выполнял те или

иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой

инициативы. Для преподавателя важно мотивировать учащегося к успеху,

развивать адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление

творческой индивидуальности является необходимым условием для разви-

тия гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись ни

один специалист в области искусства. Преподаватель по классу фортепиа-

но может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно

воспитывать художественное воображение, образно– ассоциативное мыш-

ление, формировать внутренний мир обучающихся.

В процессе урока нужно работать над различными формами речевого

общения, над умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддержи-

вать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению важней-

шая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень

личного словарного запаса подрастающего поколения. Педагог в работе на

уроке должен активно включать учащегося в беседу о произведении, его

жанровых и стилевых особенностях, работать над устной аннотацией рабо-

чего материала. Обучающийся должен уметь не только отвечать на постав-

ленный вопрос, но и ставить его; уметь планировать учебную деятель-

ность, работать с учебной литературой; уметь представлять учебный мате-

риал.

Использование ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬ-

НОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ усиливает положи-

тельную мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и

5

самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог. Результа-

том формирования коммуникативной компетенции должна стать культура

общения обучающегося, которая выражена в грамотности, соблюдении

культурно–речевых норм, бережном отношении к языку.

Планируя свой урок педагог должен знать особенности каждого учащегося

как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом, высоким

уровнем толерантности.

Рассмотренные современные образовательные технологии позволя-

ют преподавателям наилучшим образом осуществлять образовательный

процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучаю-

щихся.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАН-

НОЕ ОБУЧЕНИЕ:

разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждо-

го учащегося, позволяющих обеспечить комфортные, безопасные

условия для развития и реализации музыкального потенциала каждо-

го ребенка, способствующих становлению духовных и интеллекту-

альных качеств личности.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

постановка дидактических целей перед учащимися в форме игровой

задачи;

подчинение учебной деятельности правилам игры;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игро-

вым результатом.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным,

увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художествен-

ное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у

детей возникает интересный замысел игры. Движение под музыку является

дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как

позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных

способностей.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГА

постоянное общение с учащимися и родителями,

совместная (педагог, ученик и родители) постановка целей обучения;

использование Интернета и СМИ.

6

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СПОСОБ)

ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодейству-

ющего с окружающей средой;

взаимодействие включает все этапы деятельности: планирование и

организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности;

использование принципа «зоны ближайшего развития»: постепенный

переход от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому,

что он может, умеет делать в сотрудничестве;

повышение роли теоретических знаний;

использование принципа опережающего обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:

организация учебной деятельности, предполагающая создание учи-

телем проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельно-

сти ученика.

Ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог

не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает

отказаться.

Исследование использования новых педагогических технологий при ор-

ганизации деятельности учреждения дополнительного образования детей

позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств

социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию

таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и

коммуникативность обучающихся.

Участие родителей и их поддержка - фактор успеха в обучении и музы-

кальном развитии ребёнка. Поэтому существует необходимость воспита-

тельной, просветительской, консультативной, коммуникативной деятель-

ности педагога по организации работы с родителями.

Таким образом, СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВА-

ТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРО-

КАХ ФОРТЕПИАНО должны стремиться к тому, чтобы воспитать разно-

сторонне развитую творческую личность, которая может с успехом реали-

зовать себя в любом виде деятельности. Для развития навыков игры на

фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесооб-

разно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные

методы работы.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные совре-

менные образовательные технологии, используемые при обучении игры на

фортепиано направлены на то, чтобы у учащегося:

7

воспитать интерес к музыкально-художественному искусству;

развить активность в восприятии музыкальных произведений и твор-

ческого воображения учащихся;

формировать навыки эмоционально-эстетического общения с искус-

ством, необходимого для ориентации в мире музыки;

разбудить активность и подвести деятельность к процессу творче-

ства.

Новые педагогические технологии радикально перестраивают про-

цесс обучения. Учитель, участвуя в процессе обучения, основанной на

многообразии современных инновационных технологий, дает учащимся

возможность почувствовать радость труда в учении, пробудить в их серд-

цах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему раз-

вития способностей каждого ученика, включив его в активную деятель-

ность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчи-

вых понятий и умений.

8

Список литературы:

1. Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.

2. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фор-

тепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.

3. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.

9



В раздел образования