Автор: Варламова Марина Анатольевна
Должность: Преподаватель отдела специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №19" г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
Раздел: дополнительное образование
Управление по культуре администрации МО «Город Саратов»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №19»
Методическая разработка на тему:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
Автор – составитель:
преподаватель отдела
специального фортепиано
Варламова Марина Анатольевна
Одним
из
приоритетов
российского
общества
является
образование. В связи с этим, в России воспитание и образование ребенка,
1
его всестороннее развитие является важнейшей задачей на сегодняшний
день.
Педагог, для того чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен
быть вооружен современными методиками и новыми образовательными
технологиями.
Искусство преподавателя, в работе с начинающими музыкантами,
включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и
психологию. Используя педагогические технологии, педагог, помогает
развить юному музыканту художественное мышление, освоить навыки игры
на инструменте. Непрерывный, целенаправленный педагогический процесс,
связан с установкой на оптимальное взаимодействие педагога с юным
музыкантом.
Это
позволяет
углубить
художественное
содержание
исполняемого произведения, направленного на духовное преобразование
ученика,
на
восприятие
и
целостность
исполнения
музыкального
произведения.
Условием эффективности усвоения любой учебной программы в
дополнительном
образовании
детей
является увлечённость ребёнка
избранной деятельностью. Нельзя навязать детям стремление к творчеству,
заставить мыслить, но можно предложить им разные способы достижения
цели и помочь её достичь, научить необходимым для этого приёмам.
Дополнительному
образованию,
как
особому
образовательному
институту,
необходимо
располагать
собственными
педагогическими
технологиями по развитию творческой активности ребёнка, саморазвитию и
самореализации.
Педагогическая технология – это конкретный способ
организации педагогической деятельности с целью получения определенного
результата.
Педагогические технологии дополнительного образования детей
необходимо ориентировать на решение сложных психолого-педагогиче-
ских задач:
1.
научить ребёнка самостоятельно работать;
2.
научить общаться с детьми и взрослыми;
3.
научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;
4.
научить искать причины затруднений и преодолевать их.
Использование современных педагогических технологий - необходи-
мое условие работы педагога–профессионала. Педагог в современной об-
разовательной системе занимается воспитанием полноценной творческой
личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчи-
вой на музыку.
Так как преподаватель на уроках является помощником, соратником
Юного музыканта, одной из основных используемых технологий можно
считать ТЕХНОЛОГИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА. Обучение и воспитание
гармоничной личности невозможно без тандема педагог–ученик, все два
субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща.
Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в само-
2
стоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество
педагог–ученик должно основываться на взаимопомощи, позволяющей до-
стигать единой цели.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1.
Гуманно–личностный подход к учащемуся, где главным является
развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивиду-
альных способностей без прямого принуждения.
Все участники образовательного процесса должны уважать мнение
друг друга, предоставлять свободу выбора, иметь право на собствен-
ное мнение, помогать друг другу в успешной реализации творческой
деятельности.
2.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обу-
чение рассматривается не как определяющая цель, но как средство
развития личности, где используется положительная стимуляция
учения.
3.
Концепция воспитания, направленная на развитие творческих
способностей обучающегося в контексте возрождение национальной
культуры и традиций.
4.
Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается
сотрудничество с родителями, с педагогами, с институтами защиты
детства как основа общей заботы о подрастающем поколении.
Технология сотрудничества – ансамбль:
отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и
ученика;
постановка ясных целей и внушение уверенности в их достижении;
самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов дея-
тельности учащихся);
свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению
учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материа-
ла);
коллективная творческая воспитательная деятельность;
личностный подход к воспитанию;
сотрудничество преподавателей;
сотрудничество с родителями.
Таким образом, педагогика сотрудничества основана на содружестве,
доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса.
Технология сотрудничества находится в тесном взаимодействии с ТЕХ-
НОЛОГИЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Работа преподава-
теля по классу фортепиано заключается в индивидуальном процессе обуче-
ния. Главным достоинством индивидуального обучения является возмож-
ность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индиви-
дуальным возможностям каждого учащегося. Центральное место в этой
технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со
3
своими интересами, потребностями, личным опытом. Индивидуализация
обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обу-
чающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в
знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика.
Использование Технологии индивидуализации обучения педагогом обес-
печивает психологический комфорт учащегося, как в классе, так и на сце-
не, что является основой для успешной творческой деятельности.
Технология индивидуализации обучения
полное адаптирование содержания, методов и темпов учебной дея-
тельности ребенка к его возрастным, психологическим особенно-
стям;
мониторинг действий учащегося, его продвижения от незнания к
знанию, коррекция деятельности в случае необходимости (наличие
индивидуального плана для каждого учащегося);
организация индивидуально-ориентированной помощи детям в реа-
лизации ряда первичных базовых потребностей;
активное педагогическое участие в индивидуальном духовном разви-
тии и творческом самовоплощении человека;
постоянная мотивация процесса обучения, создание условий работы
учащегося на доступном уровне, с целью дальнейшего развития и
углубления знаний;
создание на уроке ситуации выбора;
использование интегрированных форм работы на уроке (индивиду-
альных и групповых).
Сегодня качественный процесс обучения невозможен без внедрения в
работу ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. Целью таких
технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование поло-
жительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрес-
сам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный
темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический ком-
форт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки
зрения учета здоровья учащихся необходимо учитывать следующие мо-
менты:
соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
построение занятий с учетом индивидуальных особенностей уча-
щихся;
соблюдение гигиенических требований к аудитории;
организация активно–двигательных занятий на уроках.
Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учеб-
ной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Педагог
должен пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкаль-
ного материала, не допускать появления стрессовых ситуаций в процессе
занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности.
4
Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно
не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее ме-
сто, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных состав-
ляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обу-
чающегося.
Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоцио-
нальной отзывчивости на музыку невозможно без применения ТЕХНО-
ЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.
Эта технология имеет различные целевые акценты:
это выявление и развитие творческих способностей; приобщение
обучающихся к многообразной творческой деятельности.
обучение творческой деятельности; знакомство с приемами творче-
ского воображения; возможности решать изобретательские задачи.
это воспитание общественно–активной творческой личности,
способной приумножить общественную культуру.
Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком
смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является
одной из главных задач современного профессионального преподавания.
Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках бездумно выполнял те или
иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой
инициативы. Для преподавателя важно мотивировать учащегося к успеху,
развивать адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление
творческой индивидуальности является необходимым условием для разви-
тия гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись ни
один специалист в области искусства. Преподаватель по классу фортепиа-
но может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно
воспитывать художественное воображение, образно– ассоциативное мыш-
ление, формировать внутренний мир обучающихся.
В процессе урока нужно работать над различными формами речевого
общения, над умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддержи-
вать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению важней-
шая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень
личного словарного запаса подрастающего поколения. Педагог в работе на
уроке должен активно включать учащегося в беседу о произведении, его
жанровых и стилевых особенностях, работать над устной аннотацией рабо-
чего материала. Обучающийся должен уметь не только отвечать на постав-
ленный вопрос, но и ставить его; уметь планировать учебную деятель-
ность, работать с учебной литературой; уметь представлять учебный мате-
риал.
Использование ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬ-
НОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ усиливает положи-
тельную мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и
5
самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог. Результа-
том формирования коммуникативной компетенции должна стать культура
общения обучающегося, которая выражена в грамотности, соблюдении
культурно–речевых норм, бережном отношении к языку.
Планируя свой урок педагог должен знать особенности каждого учащегося
как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом, высоким
уровнем толерантности.
Рассмотренные современные образовательные технологии позволя-
ют преподавателям наилучшим образом осуществлять образовательный
процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучаю-
щихся.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАН-
НОЕ ОБУЧЕНИЕ:
разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждо-
го учащегося, позволяющих обеспечить комфортные, безопасные
условия для развития и реализации музыкального потенциала каждо-
го ребенка, способствующих становлению духовных и интеллекту-
альных качеств личности.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
постановка дидактических целей перед учащимися в форме игровой
задачи;
подчинение учебной деятельности правилам игры;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игро-
вым результатом.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным,
увлекательным и любимым детьми видом деятельности.
Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художествен-
ное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у
детей возникает интересный замысел игры. Движение под музыку является
дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как
позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных
способностей.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ТЕХНОЛОГИЯ ДИАЛОГА
постоянное общение с учащимися и родителями,
совместная (педагог, ученик и родители) постановка целей обучения;
использование Интернета и СМИ.
6
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
(АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СПОСОБ)
ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодейству-
ющего с окружающей средой;
взаимодействие включает все этапы деятельности: планирование и
организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности;
использование принципа «зоны ближайшего развития»: постепенный
переход от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому,
что он может, умеет делать в сотрудничестве;
повышение роли теоретических знаний;
использование принципа опережающего обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
организация учебной деятельности, предполагающая создание учи-
телем проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельно-
сти ученика.
Ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог
не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает
отказаться.
Исследование использования новых педагогических технологий при ор-
ганизации деятельности учреждения дополнительного образования детей
позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств
социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию
таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и
коммуникативность обучающихся.
Участие родителей и их поддержка - фактор успеха в обучении и музы-
кальном развитии ребёнка. Поэтому существует необходимость воспита-
тельной, просветительской, консультативной, коммуникативной деятель-
ности педагога по организации работы с родителями.
Таким образом, СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРО-
КАХ ФОРТЕПИАНО должны стремиться к тому, чтобы воспитать разно-
сторонне развитую творческую личность, которая может с успехом реали-
зовать себя в любом виде деятельности. Для развития навыков игры на
фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесооб-
разно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные
методы работы.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные совре-
менные образовательные технологии, используемые при обучении игры на
фортепиано направлены на то, чтобы у учащегося:
7
воспитать интерес к музыкально-художественному искусству;
развить активность в восприятии музыкальных произведений и твор-
ческого воображения учащихся;
формировать навыки эмоционально-эстетического общения с искус-
ством, необходимого для ориентации в мире музыки;
разбудить активность и подвести деятельность к процессу творче-
ства.
Новые педагогические технологии радикально перестраивают про-
цесс обучения. Учитель, участвуя в процессе обучения, основанной на
многообразии современных инновационных технологий, дает учащимся
возможность почувствовать радость труда в учении, пробудить в их серд-
цах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему раз-
вития способностей каждого ученика, включив его в активную деятель-
ность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчи-
вых понятий и умений.
8
Список литературы:
1. Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.
2. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фор-
тепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.
3. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.
9