Автор: Черепанова Елизавета Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Драматургия концертного номера
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное автономное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детей и юношества»
городского округа города Райчихинска Амурской области
ДРАМАТУРГИЯ
Методическое пособие для постановки
хореографического номера, руководителям
детских художественных коллективов
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
Черепанова Елизавета Дмитриевна
Райчихинск
2022г.
Основной
закон построения драматургического
произведения обязателен как
для танцев сюжетных,
так и
для любого бессюжетного танца,
где есть тема и
задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность,
отчаяние
и
т.п.)
или
его
свойства
(доверчивость,
хитрость,
подозрительность,
самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).
ДРАМАТУРГИЯ ТАНЦА
Согласно этому закону танец
должен сочетать в
себе
в
гармоническом
соотношении все пять его сочетаний.
1.
Экспозиция может
получиться ясной, доходчивой
или наоборот,
невнятной.
2. Завязка –
четкой и яркой или смазанной,
тусклой, незаметной.
3.
Развитие
действия,
бывает
нарастающим,
сильным
или
растянутым.
4.
Кульминация,
как
и
завязка,
может
быть
яркой,
впечатляющей,
настоящей
вершиной
танца
или
же
бледной,
лишённой
силы
воздействия
на
зрителей.
5. Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального
действия ,но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом
случае – затянутой, нарушающей всё впечатление от танца.
Умение пользоваться законами композиции и правильно применить их – один из
самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец
не
может
строиться
по
какому-то
стандарту,
каждая
тема
подсказывает
сочинителю свою особую форму воплощения. От изобретательности, опыта и
мастерства хореографа, а также от его знания непреложных
законов зависит
формы танцевального сочинения.
Рассмотрим подробнее каждый
из пяти компонентов композиции,
органически и неразрывно между собою связанных.
Экспозиция.
Назначение экспозиции
– это введение в действие.
Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая за
танцующими, понимают, что перед ними люди определенной национальности,
живущие или жившие в ту или иную эпоху. Становится понятно жанр танца –
народно-сценический, фольклорный, исторически или классический дуэт, сольная
вариация,
массовый,
кордебалетный
танец.
Жанры
танцев
могут
быть
очень
разнообразными и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного
из них. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может
динамично, активно.
Длительность экспозиции зависит
от
той
задачи,
которую
решает
здесь
хореограф,
от
его
интерпретации
произведения
в
целом, от музыкального материала,
строящегося,
в
свою
очередь,
на
основе
сценария
сочинения,
его
композиционного плана.
Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается –
начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо
между
ними
и
какой-то
третьей
силой
возникают
конфликты.
Драматургом,
сценаристом,
композитором,
хореографом
сделаны
в
развитии
сюжета
первые
шаги, которые впоследствии приведут к кульминации. Вышедшие на сцену и
разместившиеся
в
определенном
рисунке
(по
прямой
линии,
полукругом,
по
диагонали и т.п.) исполнители начинают собственно танец. Они делают более
сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки,
как будет развиваться танец.
Развитии танца (ряда ступеней
перед кульминацией).
Это та часть
произведения,
где развертывается
действие.
Конфликт,
черты которого
определились в завязке, обретает
напряженность. Ступени перед
кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов.
Количество их и длительность,
как правило, определяются динамикой
развертывания
сюжета.
От ступени
к ступени она должна нарастать,
подводя
действие к кульминации.
Некоторые
произведения
требуют
стремительно
развивающейся
драматургии,
другие,
наоборот,
плавного,
замедленного
хода
событий.
Иногда,
для
того
чтобы
подчеркнуть
силу
кульминации,
надо
для
контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части
раскрываются
разные
стороны
личности
героев,
выявляются
основные
направления
развития
их
характеров,
определяются
линии
их
поведения.
Действующие лица выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то
противореча друг друга. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается
в
единый
драматургический
узел,
все
более
привлекая
внимание
зрителей
к
событиям, отношениям героев, к их переживаниям о кульминации.
Кульминация - наивысшая точка развития драматургии хореографического
произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика
развития сюжета, взаимоотношения героев.
Текст – движения,
позы
в соответствующих ракурсах,
жесты,
мимика и рисунок – в своем
логическом построении приводит
к вершине. В бессюжетном
хореографическом
номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением,
наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическом текстом,
т.е. композицией танца.
Развязка.
Завершение
действия.
Она
может
быть
мгновенной,
резко
обрывающей
действие,
превращающаяся
в
финал
произведения,
либо,
наоборот постепенной. Это идейно- нравственный итог сочинения, который
зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на
сцене.
Все
части
хореографического
произведения
органично
связаны
друг
с
другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает её.
Законы
драматургии
требуют,
чтобы
различные
соотношения
частей,
напряжённость и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец,
длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной
задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это, в свою очередь,
способствует
рождению
разнообразных,
разноплановых
хореографических
произведений.
В основе драматургии хореографического произведения должна быть в
первую очередь судьба человека, судьба народа. Только тогда произведение
может быть интересным для зрителя, волновать его мысли и чувства.
Драматург,
работающий
над
хореографическим
произведением,
должен
не
только
изложить
сюжет,
сочинённый им, но и найти решение
этого
сюжета
в
хореографических
образах,
в
конфликте
героев,
в
развитии действия.
Основной закон построения драматургического произведения обязателен как
для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и
задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь и т.п.) или
его свойства (трусость, хитрость, доверчивость, самовлюблённость и т.п.).
Создание хореографического произведения начинается с рождения замысла.
Замысел
обязательно
должен
включать
в
себя
тему
и
идею
будущего
произведения.
Возникший
замысел
воплощается
в
программе.
Программа
является
первым
звеном
в
цепи
творческих
процессов,
предшествующих
появлению нового хореографического произведения.
Программа
содержит
подробное
изложение
сюжета,
последовательное
описание
событий
спектакля
с
указанием
времени,
места
действия
и
социальной среды, развёрнутую характеристику основных образов, чёткого
обозначения основного конфликта и расстановку борющихся сил.
Непременное
условие
создания
программы
–
владение
законами
драматургического
построения
действия,
ясное
и
чёткое
определение
основных пунктов его развития.
Приступая к разработке программы балетмейстер прежде всего определяет жанр,
в
котором
она
будет
решаться.
В
искусстве
существуют
различные
жанры:
трагический, героический, сатирический, комедийный и д.р.
Замысел определяет форму танца. Она бывает различной: сольная пляска,
дуэтная,
групповая
и
др.
Нужно
выбрать
такую,
которая
соответствовала
бы
замыслу и давала широкие возможности для выражения идеи задуманного номера.
Выяснив все эти моменты, можно приступать к сочинению действия танца, его
драматургии: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.
Разрабатывая программу танца, важно сделать так, чтобы каждое последующее
действие
по
своей
яркости,
силе
воздействия,
выразительности
было
сильнее
предыдущего.
Единство
содержания,
формы,
драматургии всегда должно быть в центре
внимания
постановщика.
Чем
детальнее
разработает он драматургию, тем полнее и
убедительнее
будет
донесена
до
зрителя
тема и идея замысла. В период работы над
сочинением
содержания
танца
–
его
программой,
постановщик
намечает
все
действия персонажей на основе жизненной
логики,
разрабатывает
драматургию
сценического
воплощения
танца.
Так
возникает
балетмейстерское
решение
танца,
которое
оформляется
в
виде композиционного
плана –
это
музыкально-хореографический сценарий, в
котором
в
органическом
единстве
разработано
драматургическое
развитие
содержание танца с подробным решением
конкретных
хореографических
форм
его
воплощения.
В композиционном плане содержаться следующие сведения:
· время и место действия танца
· обстановка, в которой возникает действие
· описание декораций, при необходимости
·
подробно
излагается
по
законам
драматургии
всё
действие
танца
с
характеристикой и обоснованием поступков действующих лиц
· последовательно описанная экспозиция, завязка, ступени развития действия,
кульминация, развязка.
·
указывается
предположительный
характер
хореографической
формы
танца
(монолог, дуэт, хоровод, кадриль, перепляс и др.)
· отмечается характер музыки, её темп, размер
· делается точный хронометраж всего танца в минутах и отдельных эпизодов в
секундах с указанием примерного числа тактов музыки, характера её звучания.
Музыкальная
драматургия
является
основой
для
хореографической
драматургии.
Музыка
способна
выражать
внутренние
чувства
человека,
его
душевное
состояние – горе, радость, грусть и др. Сочинение или подбор музыкальных
образов (муз. тем), отвечающих настроению и содержанию задуманного танца –
первый шаг в работе музыкально-хореографического произведения.
Таким образом, все части хореографического произведения связаны друг с
другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает её
Балетмейстер, создатель
новых хореографических
произведений, помимо
профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и
исполнительства должен обладать способностями и знаниями автора-драматурга
и режиссера-постановщика балетного спектакля.
Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера
от
драматурга
и
от
режиссера
драмы
или
оперы.
Однако,
как
и
они,
балетмейстер
должен
быть
мыслителем,
психологом
и
педагогом:
создавая
драматургию спектакля, воплощая ее средствами хореографической композиции
в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер. Иначе
говоря,
балетмейстер
является
автором
хореографической
драматургии
и
хореографической
композиции
всего
балетного
спектакля,
а
также
его
режиссером-постановщиком.
ВЫВОД