Напоминание

"Нетрадиционные методы и приемы в дополнительном образовании"


Автор: Уткина Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы
Населённый пункт: Ивановская область, п. Палех
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные методы и приемы в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Нетрадиционные методы и приемы обучения,

как способ оживления занятий»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Поскольку я совсем недавно начала

работать в дополнительном образовании с объединениями, мне хотелось бы

поделиться с вами материалом, который я применяю на своих занятиях, и в

дальнейшем буду продолжать пользоваться нетрадиционными методами и

приемами.

Эффективность

нетрадиционных

форм

обучения

и

развития

хорошо

известна. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» занятий,

привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения

материала.

Придать

занятию

нестандартные,

оригинальные

приемы

необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. На

таких занятиях ученики увлечены, их работоспособность повышается,

результативность занятия возрастает. (Слайд 2)

В современных условиях бурного развития обучения, каждый педагог

должен работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и

увлекательно. Мы стараемся сделать так, чтобы не легкий труд приносил

обучающимся удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь

познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут на занятия, им

все интересно. Но проходит примерно 2 года и этот интерес к учению

постепенно угасает, некоторые обучающиеся вообще не хотят учиться.

Нетрадиционное занятие вносит свой специфический, свойственный

лишь ему, вклад в решение задач.

Чему же способствует применение нетрадиционных форм и методов

обучения:

-формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность,

коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты

труда,

- ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и

коммуникативных склонностей и способностей;

-мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной

деятельности;

-повышению интереса обучающихся к учению;

-более

результативному

решению

задач

образования,

развития

и

воспитания личности учащегося. (Слайд 3)

Развивающие задачи нестандартного занятия:

1.

общекультурное развитие;

2.

личностное развитие;

3.

развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;

4.

формирование умения учиться;

5.

развитие коммуникативной компетентности. (Слайд 4)

Хочу поделиться интересными методами и приемами нетрадиционного

занятия, возможно и вы подчерпнете что-то полезное для себя.

Урок-интервью. (Слайд 5)

На занятиях педагоги стараются использовать именно игровые приемы,

особенно в начальной звене, так как они пробуждает интерес обучающихся

друг к другу.

Один из игровых приемов является – приём интервью.

Занятия с элементами интервью позволяют развить способности будущих

гуманитариев и дипломатов. Ребёнок, исполняющий роль «корреспондента»

учится

правильно

формулировать

свои

вопросы

к

приглашённому

собеседнику.

Интервью должно соответствовать теме или моменту занятия.

Прием интервью строится следующим образом.

1. Обсуждение ролей и обязанностей корреспондента и его собеседника.

2. Распределение ролей (корреспондент и его собеседник).

3. Время на осмысление и подготовку своей роли (от одной минуты на

занятии до нескольких дней).

4. Исполнение интервью.

Приём интервью одинаково важен для того, кто задаёт вопросы и того, кто на

них отвечает.

Корреспондент должен правильно, понятно, корректно и четко задавать

вопросы. Отвечающий – обдумывать свои ответы, отвечать правильно и

логично. Не имеет значения, на каком занятии применяется прием, оба

должны следить за грамотностью речи. (Слайд 6)

Прием интервью очень интересен детям, так как они могут поучаствовать в

сюжетно-ролевой игре, что в их возрасте очень важно и интересно.

Хочу поделиться опытом использования приема интервью

в экологическом объединении «Зеленая планета». Изучая раздел «Животный

мир», мы отправились на экскурсию к Николаю Дроздову на телепередачу

«В мире животных». Просмотрев множество серий и подготовив вопросы,

мы решили взять интервью у самого телеведущего Николая. Корреспонденты

решили разобраться в интересующемся вопросе, какие соседи по Планете

нуждаются в бережном и уважительном отношении. (Слайд 7- 8)

Так же приём интервью можно использовать и на других занятиях

любой направленности. Например, в объединениях декоративно-прикладного

творчества, интервью можно брать у ребенка, который занял призовое место

в выставке, с вопросами: «Какие техники ты использовал, для того, чтобы

добиться такого результата», «Какие материалы использовались, для

создания изделия», «Расскажите этапы работы над вашим произведением» и

др. В спортивном направлении и танцевальном искусстве, в качестве

примера,

можно

взять

интервью

у

мастера-спорта

(предварительно

подготовив вопросы): «Как и при каких обстоятельствах вы получили

коричневый пояс?», «Как вы стали мастером-спорта?», «Какое направления

танца в настоящее время пользуется большей популярностью?» «Как

осуществить мечту, попасть на танцы, если не умеешь танцевать?» и др.

Вопросов можно придумать бесконечное множество, лишь записать наиболее

интересные,

вопросы

с

разъяснениями

и

комментариями,

с

«некой

изюминкой».

Для того, чтобы была задействована вся группа, использую прием

«Уголки».

Например, тема занятия «Животные жарких стран», описать и дать

характеристику любого животного. Круглые столы расставляются в классе

по диагонали. Класс делится на две группы. Одна группа готовит ложные

утверждения, используя текст, другая — опровержение, подкрепляя свой

ответ выдержками из текста. В конце занятия делается совместный вывод.

Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Все взрослые в душе немного дети. Мы тоже можем использовать метод

интервью в воспитательных целях. Например, в сложившейся трудной

ситуации на перемене. Предположим, два обучающихся забыли дома

сменную обувь. Разделим с вами роль корреспондента-педагога и мальчишек

в роли собеседника. Корреспондент может начать своё интервью с

предложений:

- В ЦВР произошло чрезвычайное происшествие.

- Необычная ситуация произошла сегодня утром.

- 27 октября в 8 часов 15 минут в нашей группе были выявлены нарушители

порядка и др.

Использование метода интервью на занятиях, не только активно выполняет

развивающие функции, но и оказывает воспитательное воздействие при

правильном его применении.

Следующий прием называется «Кубик Блума». Суть приема: ребенку

предлагают не готовое знание, а проблему. Он, используя свой опыт и

познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Для данного приема понадобится обычный бумажный куб, на гранях

которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

Педагог бросает кубик. Выпавшая грань указывает: какого типа вопрос

следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него

и должен начинаться вопрос.

Рассмотрим, на практике, применение «Кубика Блума» в объединении

«Зеленая планета», в целях закрепления знаний. Занятие строиться по

плану:

А) «Осенняя экскурсия»;

Б) беседа по теме занятия;

В) «кубик Блума»:

НАЗОВИ признаки наступления осени

ПОЧЕМУ листья расстаются со своим великолепным нарядом?

СРАВНИ положение солнца на небе осенью и летом

ПРЕДЛОЖИ составить проект по осенней теме

ПОДУМАЙ влияет ли листопад на плодородие почвы. ПОДЕЛИСЬ

какие чувства вызвала у тебя экскурсия?

Следующий прием «Установите правило светофора»

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе

любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это можно

использовать на занятии! Светофор — потрясающая идея для налаживания

дисциплины в работе с группой. Красный свет означает, что говорит только

педагог или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает

общение и ответы по очереди, зелёный свет — для парной или командой

работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 занятий ученики

реагируют на слова педагога.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Потребность в игре и желание играть у обучающихся необходимо

использовать и направлять в целях решения определенных образовательных

задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет

включаться в целостный педагогический процесс. Игровые приемы и

нетрадиционные методы воздействует на все стороны развития личности

ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Завершить

свое

выступление

мне

бы

хотелось

методическими

рекомендациями по проведению нестандартных занятий (Слайд 12)

1.Нестандартные занятия, как правило, следует использовать в

качестве итоговых или, наоборот, при введении в новую тему.

2.Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и

воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии

3.Нетрадиционный, значит занимательный.

4.При выборе формы нетрадиционного занятия педагогу необходимо

учитывать особенности своего характера, уровень подготовленности

класса и его специфические особенности в целом и отдельных

обучающихся.

5.На нетрадиционном занятии должна царить атмосфера добра,

творчества, радости.

Спасибо за внимание!(Слайд 13)



В раздел образования