Автор: Уткина Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы
Населённый пункт: Ивановская область, п. Палех
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные методы и приемы в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование
«Нетрадиционные методы и приемы обучения,
как способ оживления занятий»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Поскольку я совсем недавно начала
работать в дополнительном образовании с объединениями, мне хотелось бы
поделиться с вами материалом, который я применяю на своих занятиях, и в
дальнейшем буду продолжать пользоваться нетрадиционными методами и
приемами.
Эффективность
нетрадиционных
форм
обучения
и
развития
хорошо
известна. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» занятий,
привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения
материала.
Придать
занятию
нестандартные,
оригинальные
приемы
необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. На
таких занятиях ученики увлечены, их работоспособность повышается,
результативность занятия возрастает. (Слайд 2)
В современных условиях бурного развития обучения, каждый педагог
должен работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и
увлекательно. Мы стараемся сделать так, чтобы не легкий труд приносил
обучающимся удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь
познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут на занятия, им
все интересно. Но проходит примерно 2 года и этот интерес к учению
постепенно угасает, некоторые обучающиеся вообще не хотят учиться.
Нетрадиционное занятие вносит свой специфический, свойственный
лишь ему, вклад в решение задач.
Чему же способствует применение нетрадиционных форм и методов
обучения:
-формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность,
коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты
труда,
- ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и
коммуникативных склонностей и способностей;
-мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной
деятельности;
-повышению интереса обучающихся к учению;
-более
результативному
решению
задач
образования,
развития
и
воспитания личности учащегося. (Слайд 3)
Развивающие задачи нестандартного занятия:
1.
общекультурное развитие;
2.
личностное развитие;
3.
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
4.
формирование умения учиться;
5.
развитие коммуникативной компетентности. (Слайд 4)
Хочу поделиться интересными методами и приемами нетрадиционного
занятия, возможно и вы подчерпнете что-то полезное для себя.
Урок-интервью. (Слайд 5)
На занятиях педагоги стараются использовать именно игровые приемы,
особенно в начальной звене, так как они пробуждает интерес обучающихся
друг к другу.
Один из игровых приемов является – приём интервью.
Занятия с элементами интервью позволяют развить способности будущих
гуманитариев и дипломатов. Ребёнок, исполняющий роль «корреспондента»
учится
правильно
формулировать
свои
вопросы
к
приглашённому
собеседнику.
Интервью должно соответствовать теме или моменту занятия.
Прием интервью строится следующим образом.
1. Обсуждение ролей и обязанностей корреспондента и его собеседника.
2. Распределение ролей (корреспондент и его собеседник).
3. Время на осмысление и подготовку своей роли (от одной минуты на
занятии до нескольких дней).
4. Исполнение интервью.
Приём интервью одинаково важен для того, кто задаёт вопросы и того, кто на
них отвечает.
Корреспондент должен правильно, понятно, корректно и четко задавать
вопросы. Отвечающий – обдумывать свои ответы, отвечать правильно и
логично. Не имеет значения, на каком занятии применяется прием, оба
должны следить за грамотностью речи. (Слайд 6)
Прием интервью очень интересен детям, так как они могут поучаствовать в
сюжетно-ролевой игре, что в их возрасте очень важно и интересно.
Хочу поделиться опытом использования приема интервью
в экологическом объединении «Зеленая планета». Изучая раздел «Животный
мир», мы отправились на экскурсию к Николаю Дроздову на телепередачу
«В мире животных». Просмотрев множество серий и подготовив вопросы,
мы решили взять интервью у самого телеведущего Николая. Корреспонденты
решили разобраться в интересующемся вопросе, какие соседи по Планете
нуждаются в бережном и уважительном отношении. (Слайд 7- 8)
Так же приём интервью можно использовать и на других занятиях
любой направленности. Например, в объединениях декоративно-прикладного
творчества, интервью можно брать у ребенка, который занял призовое место
в выставке, с вопросами: «Какие техники ты использовал, для того, чтобы
добиться такого результата», «Какие материалы использовались, для
создания изделия», «Расскажите этапы работы над вашим произведением» и
др. В спортивном направлении и танцевальном искусстве, в качестве
примера,
можно
взять
интервью
у
мастера-спорта
(предварительно
подготовив вопросы): «Как и при каких обстоятельствах вы получили
коричневый пояс?», «Как вы стали мастером-спорта?», «Какое направления
танца в настоящее время пользуется большей популярностью?» «Как
осуществить мечту, попасть на танцы, если не умеешь танцевать?» и др.
Вопросов можно придумать бесконечное множество, лишь записать наиболее
интересные,
вопросы
с
разъяснениями
и
комментариями,
с
«некой
изюминкой».
Для того, чтобы была задействована вся группа, использую прием
«Уголки».
Например, тема занятия «Животные жарких стран», описать и дать
характеристику любого животного. Круглые столы расставляются в классе
по диагонали. Класс делится на две группы. Одна группа готовит ложные
утверждения, используя текст, другая — опровержение, подкрепляя свой
ответ выдержками из текста. В конце занятия делается совместный вывод.
Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Все взрослые в душе немного дети. Мы тоже можем использовать метод
интервью в воспитательных целях. Например, в сложившейся трудной
ситуации на перемене. Предположим, два обучающихся забыли дома
сменную обувь. Разделим с вами роль корреспондента-педагога и мальчишек
в роли собеседника. Корреспондент может начать своё интервью с
предложений:
- В ЦВР произошло чрезвычайное происшествие.
- Необычная ситуация произошла сегодня утром.
- 27 октября в 8 часов 15 минут в нашей группе были выявлены нарушители
порядка и др.
Использование метода интервью на занятиях, не только активно выполняет
развивающие функции, но и оказывает воспитательное воздействие при
правильном его применении.
Следующий прием называется «Кубик Блума». Суть приема: ребенку
предлагают не готовое знание, а проблему. Он, используя свой опыт и
познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Для данного приема понадобится обычный бумажный куб, на гранях
которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Педагог бросает кубик. Выпавшая грань указывает: какого типа вопрос
следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него
и должен начинаться вопрос.
Рассмотрим, на практике, применение «Кубика Блума» в объединении
«Зеленая планета», в целях закрепления знаний. Занятие строиться по
плану:
А) «Осенняя экскурсия»;
Б) беседа по теме занятия;
В) «кубик Блума»:
НАЗОВИ признаки наступления осени
ПОЧЕМУ листья расстаются со своим великолепным нарядом?
СРАВНИ положение солнца на небе осенью и летом
ПРЕДЛОЖИ составить проект по осенней теме
ПОДУМАЙ влияет ли листопад на плодородие почвы. ПОДЕЛИСЬ
какие чувства вызвала у тебя экскурсия?
Следующий прием «Установите правило светофора»
Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе
любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это можно
использовать на занятии! Светофор — потрясающая идея для налаживания
дисциплины в работе с группой. Красный свет означает, что говорит только
педагог или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает
общение и ответы по очереди, зелёный свет — для парной или командой
работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 занятий ученики
реагируют на слова педагога.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
Потребность в игре и желание играть у обучающихся необходимо
использовать и направлять в целях решения определенных образовательных
задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический процесс. Игровые приемы и
нетрадиционные методы воздействует на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Завершить
свое
выступление
мне
бы
хотелось
методическими
рекомендациями по проведению нестандартных занятий (Слайд 12)
1.Нестандартные занятия, как правило, следует использовать в
качестве итоговых или, наоборот, при введении в новую тему.
2.Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и
воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии
3.Нетрадиционный, значит занимательный.
4.При выборе формы нетрадиционного занятия педагогу необходимо
учитывать особенности своего характера, уровень подготовленности
класса и его специфические особенности в целом и отдельных
обучающихся.
5.На нетрадиционном занятии должна царить атмосфера добра,
творчества, радости.
Спасибо за внимание!(Слайд 13)