Напоминание

"Обществознание 7 класс"


Автор: Горностаева Марина Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: мбоу сош 20
Населённый пункт: город Шахты Ростовской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Обществознание 7 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №20»

346527 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Индустриальная, 1г, тел. / факс (8636) 24-22-19, е-mail: schooll20@mail.

ru

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20 г.Шахты

Н.М. Володина

Приказ от _____________ №_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

обществознанию

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее 7 класс

(

начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35 часов

Учитель Горностаева М.Ю.

(ФИО)

Программа разработана на основе:

Примерной программы

основного общего образования по обществознанию и

авторской программы Л. Н. Боголюбова. 7-9 М.: Просвещение, 2015 г.

(примерная программа/программы, издательство, год издания)

г.Шахты 2017

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих

документов:

Законы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №

273-ФЗ);

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования

(одобрена

федеральным

учебно-методическим

объединением

по

общему

образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

Приказы:

-

Приказ

Минобразования

России

от

17.12.2010

1897

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования»

- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении

изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;

- Приказ МО РФ от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования,

утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 декабря 2010 г. №1897».

-Приказ

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

31.03.2014

г.

№253

«Об

утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Письмо МО и ПО РО «Об учебных планах» от 18.05.2017г.;

- Приказ МБОУ СОШ №20 г. Шахты от 31.08.2017 г. 119«Об утверждении рабочих

программ на 2017-2018 учебный год».

Постановления:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»

ред.

изменений

1,

утв.

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №

72,

изменений

№3,

утв.

Постановлением

Главного

санитарного

врача

РФ

от

24.11.2015 г.№81).

- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

1 марта 2012.

- Учебный план МБОУ СОШ №20 г. Шахты на 2017-2018 учебный год.

- Положение МБОУ СОШ №20г. Шахты «О рабочей программе учебного курса,

предмета , дисциплины ( модуля)».

-

Положение

о

проведении

промежуточной

аттестации

обучающихся

и

осуществлении текущего контроля их успеваемости.

2

- Рабочая программа «Обществознание» составлена на основе примерной

программы

основного общего образования по обществознанию и авторской

программы Л. Н. Боголюбова. 7-9 М.: Просвещение, 2015 г.

Учебник: «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова,

Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2015).

Цели изучения обществознания в основной школе:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека

(10—15

лет),

её

познавательных

интересов,

критического

мышления

в

процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)

информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой

культуры,

экономиче ского

образа

мышления,

спо собно сти

к

самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской

идентичности,

гражданской

ответственности,

уважения,

к

социальным

нормам;

приверженности

гуманистическим

и

демократическим

ценностям,

закреплённым

в

Конституции

Российской

Федерации;

освоение на

уровне

функциональной

грамотности

системы

знаний,

необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных

ролях;

о

позитивно

оцениваемых

обществом

качествах

личности,

позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах

человеческой деятельности; способах регулирования общественных отно-

шений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

формирование опыта

применения

полученных

знаний

для

решения

типичных

задач

в

области

социальных

отношений;

экономической

и

гражданско-общественной

деятельности;

межличностных

отношений;

отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-

бытовых отношений.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван

помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

-формирование

человека-гражданина,

интегрированного

в

современную

действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на

развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека

в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка

основ

нравственной,

правовой,

политической,

экологической

культуры;

3

-содействие

взаимопониманию

и

сотрудничеству

между

людьми,

народами,

различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

2.Общая характеристика курса «Обществознание»

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9

класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке.

Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого

комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику,

правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает

специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное

изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь

человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения

обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в

духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы,

информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и

религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые

требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание

становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу

должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной

позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов

жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить

себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои

социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток

приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится

активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной

школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».

Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных

курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной

подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в

основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать

возрастные особенности учащихся.

Курс «Обществознание» для 7 классов является пропедевтикой курса

«обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика

распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип,

объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы

служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие

являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают

4

образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание

последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных

этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей

учащихся.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им

исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации,

расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная

ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им

две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них —

«Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков,

рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере

упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества.

Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости

соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный

урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского

долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт

представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как

производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению

основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая

роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей

людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии

способов рационального поведения основных участников экономики —

потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие

основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы

(тема «Человек и природа»).

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

«Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при

изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в

будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон

жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного

единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на

убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании

необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей

ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной

школы проявляются в:

5

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от

постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,

социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте

сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные

способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных

социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с

использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной

практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных

критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных

источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,

из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно

познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом

мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в

окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых

норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,

формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы

содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и

областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:

социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,

этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций

явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного

выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей

дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и

понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,

обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить

их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям,

6

процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе

социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места

ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и

развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание

их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти

нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на

необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной

повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и

гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,

регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с

другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с

другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение

использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки

необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,

позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение

различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

7

3.Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений

Российской Федерации отводит на изучение обществознание в 7 классе 35 часов

в год, который предусматривает изучение части учебного материалаиз расчета 1 час

в неделю.

На изучение «Географии» в 7-б, в классах МБОУ СОШ №20 отводится 1 час в

неделю, будет дано 33 часа в год. Сокращение объема учебного времени на 2 часа

объясняется количеством учебных недель по Годовому

календарному учебному

графику и расписанием учебных занятий на 2017-2018 учебный год. (ТК РФ ст112

«Праздничные дни и перенос рабочих дней»). Данное сокращение произведено за

счет уплотнения учебного материала

и резервного времени, предусмотренного

рабочей программой.

4.Содержание учебного предмета.

Введение.(1 ч).

8

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч).

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,

ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные

обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового

статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод

человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и

правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба.

Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая

защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.

Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и

самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный

человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность

несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные

органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов

государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества.

Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда.

Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки,

выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и

фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы

предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли.

Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и

номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы

сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в

домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая

система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос,

предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет,

налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (3часа).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.

Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы.

9

Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и

почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.

Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство

над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы,

установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный

контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Резерв. (1 час)

Характеристика универсальных учебных действий, осваиваемых в

рамках изучения темы

п

Тема

Характеристика основных видов

деятельности ученика на уровне УУД

1.

Введение

Познавательные УУД:

-анализировать и обобщать, доказывать, делать

выводы. Определять понятия; строить логически

обоснованные рассуждения- на простом и

сложном уровнях

Регулятивные УУД:

-определять цель, проблему учебной

деятельности

-выдвигать версии

-ланировать учебную деятельность

Коммуникативные УУД:

-излагать свое мнение( в монологе, диалоге),

аргументируя его, подтверждая фактами.

2.

Регулирование

поведения людей в

обществе

Познавательные УУД:

устанавливатъ причинно-следственные связи -

на простом и сложном уровне;

- логически обоснованные рассуждения

на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

-определять

цель,

проблему

в

учебной

деятельности;

-выдвигать версии;

-планировать учебную деятельность;

- о ц е н и в а т ь

с т е п е н ь

и

с п о с о б ы

деятельности и достижения цели.

Коммуникативные

УУД: корректировать

своё

мнение под воздействием контраргументов

3.

Человек в

Познавательные УУД:

10

экономических

оношениях

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить

текст на части) и обобщать, доказывать, делать

выводы, определять понятия; строить логически

обоснован- ные рассуждения - на простом и

сложном уровне;

классифицировать (группировать,

устанавливать иерархию) по заданным или

самостоятельно выбранным основаниям',

- представлять информацию в разных формах

(рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

- организовывать работу в паре, группе

(самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения) -

различать в речи другого мнения,

доказательства, факты; гипотезы, аксио- мы,

догматы, теории.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и

исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно

4.

Человек и природа

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи

— на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге,

полилоге), аргументируя его, подтверждая

фактами, выдвигая контраргументы в

дискуссии;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности:

учебной и жизненно- практической (в т.ч. в

своих проектах); выдвигать версии, выбирать

средства достижения цели в группе

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация,

учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

1. Знай свои права (пособие для подростка).

2. Защита правопорядка.

3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

4. Бизнес (иллюстрированный словарь).

11

5. Как работает современный рынок.

6. Человек долга — кто он, каков он?

7. многообразие юридических профессий

8. как стать бизнесменом

9. моя реклама

5. Тематическое планирование.

№ п.п

Тема

Количество

часов

Контрол

ьные

работы

1.

Введение

1

3.

Регулирование поведения людей

в обществе

13

1

4.

Человек в экономических

отношениях

13

1

5.

Человек и природа

4

1

Итого

35

4

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебные материалы

Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.

Ивановой. М: Просвещение 2014

Интернет ресурсы: fcior.edu school-collection.edu

Список литературы

1. Нормативные и программные документы.

Закон «Об образовании РФ».

Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие

образования» на 2013-2020 годы.

Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в МКОУ

Таловская СОШ № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов

ОУ: Устава школы, Программы развития и образовательной программы МКОУ

Таловская СОШ.

2. Примерные программы по учебным предметам.

Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение,

2011.

12

3. Учебно-методическое пособие.

Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

«Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.

4. Интернет ресурсы:

standart.edu fgos.isiorao educom

Литература для учителя обществознания (основная школа):

1.

Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова,

В. Д. Губин. — М., 2008.

2.

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -

СПб., 2001.

3.

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

4.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В.

Барабанова. — СПб., 2001.

5.

Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.

6.

Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов

средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.

7.

Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

8.

Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.

9.

Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.

10.Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.

11.Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

12.Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович,

Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

13.Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А.

Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.

14.Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А.

Исаев. — СПб., 2008.

15.Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних

спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.

16.Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /

A.

И. Кравченко. - М., 2008.

17.Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /

B.

В. Латышева. — М., 2004.

18.Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева.

— М., 2005.

19.Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.

20.Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

21.Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.

22.Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н.

Михайлушкин.— М., 2003.

23.Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений

среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.

24.Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

25.Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.,

2005.

13

Цифровые образовательные ресурсы:

rsnet —

Официальная

Россия

(сервер

органов

государственной

власти Российской Федерации).

president.kremlin — Президент Российской Федерации.

rsnet — Судебная власть Российской Федерации.

jurizdateditions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской

Федерации.

socionet —

Соционет:

информационное

про странство

п о

общественным наукам.

ifap — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

:

//gks —

Федеральная

служба

государственной

статистики:

базы

данных, статистическая информация.

allengedu/social2.htm —

Образовательные

ресурсы

Интернета

обществознание. subscribecatalog/economics.education.eidos6social —

Обществознание в школе (дистанционное обучение).

lenta — актуальные новости общественной жизни.

fom —

Фонд

об ще ст венного

мнения

( с о ц и о л о г и ч е с к и е

исследования).

ecsocman.edu — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный

образовательный

портал.

ugug_pril/gv_index.html —

Граждановедение.

Приложение

к

«Учительской газете».

50onomicus —

5 0

л е к ц и й

п о

м и к р о э к о н о м и к е .

galleryonomicus —

Галерея

экономистов.

beonomicus — Основы экономики. Вводныйкурс.

hup://cebe.sib — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь

учителю. mba-start — Бизнес-образование без границ.

businessvoc — Бизнес-словарь.

hpo.opg — Права человека в России.

uznay-prezidenta —

Президент

России

гражданам

школьного

возраста. mshr-ngo — Московская школа прав человека.

ombudsman.gov —

Уполномоченный

по

правам

человека

в

Российской Федерации: официальный сайт.

pedagog-club.naroddeclaration2001.htm —

Д е к л а р а ц и я

п р а в

школьника. nttp://school-sector.relarnprava/ — Права и дети в Интернете.

chelt —

ж у р н а л

« Ч е л о в е к

и

т р у д » .

orags.narodmanuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

:

//www,

countries.

ru

/library,

htm —

Библиотека

по

культурологии.

russianculture —

Культура

России.

ecolifeindex.shtml —

Эколо ги я

и

жи зн ь.

Ме ж д у н а р од н ы й

экологический портал.

ecosysterna — Экологический центр «Экосистема».

priroda — Национальный портал «Природа России».

fw — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

14

: //glossary — Глоссарий по социальным наукам.

ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на

основе мультимедиа. — М., 2004.

7. Результаты освоения учебного курса «Обществознание»

ученик научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах

регулирования

общественных

отношений,

усвоенные

способы

познавательной,

коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с

социальной

средой

и

выполнения

типичных

социальных

ролей

нравственного

человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых

модельных

ситуациях

и

осуществлять

на

практике

модель

правомерного

социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

критически

осмысливать

информацию

правового

и

морально-нравственного

характера,

полученную

из

разнообразных

источников,

систематизировать,

анализировать

полученные

данные;

применять

полученную

информацию

для

определения

собственной

позиции

по

отношению

к

социальным

нормам,

для

соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными

ценностями и нормами поведения, установленными законом;

использовать

знания

и

умения

для

формирования

способности

к

личному

самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации,

самоконтролю.

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и

экономические явления, сравнивать их;

характеризовать

поведение

производителя

и

потребителя

как

основных

участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

получать

социальную

информацию

об

экономической

жизни

общества

из

адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных

вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и

социальный опыт. определять виды загрязнения окружающей среды;

предполагать последствия загрязнения окружающей среды;

основным способам защиты окружающей среды.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния

моральных устоев на развитие общества и человека;

15

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных

прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и

правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в

их становление и развитие.

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной

жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

анализировать

с

позиций

обществознания

сложившиеся

практики

и

модели

поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие

типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

выполнять

несложные

практические

задания,

основанные

на

ситуациях,

связанных с описанием состояния российской экономики.

определять последствия загрязнения окружающей среды;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов

наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать

умозаключения

(индуктивное

и

по

аналогии)

и

выводы

на

основе

аргументов.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством

устных и письменных форм.

Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски с

последующим комментарием .

Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала,

контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН,

самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные

карточки, домашние задания.

Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:

Отметка « 5 » - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой

последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно:

подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний,

практическое умение и навыки.

Отметка « 4 » - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме

и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности

выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа

16

показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями,

необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Отметка « 3 » - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся

показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные

затруднения при самостоя- тельной работе.

Отметка « 2 » - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к

выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и

отсутствие необходимых умений.

Требования к устному ответу и норма оценки устного ответа по обществознанию.

При устном ответе ученик должен: целостно излагать материала; показать свои

умственные и словесные способности, используя не формалистические, а

реальные обществоведческие понятия;

продемонстрировать степень понимания специфических особенностей

обществоведческих знаний;

локально мыслить, глубоко понимать комплексную причинную связь;

правильно приводить примеры для доказательства положения не только из

учебника, но

самостоятельно.

Отметки ставятся за обстоятельные ответы, показывающие степень познания

ученика. Нельзя ставить отметку ученику за односложные ответы, но можно

учесть при выставлении отметки за весь урок.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии

проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или

без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или

собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,

отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом

17

уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием

обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация

своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,

отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным

использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа

(теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не

прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,

отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном

использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с

опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой

проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в

контексте задания

Оценка проектной работы разрабатываются с учётом

целей и задач проектной деятельности.

Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим

критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,

проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её

решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или

обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание

модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный

критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных

действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в

умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с

рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы

действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении

самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во

времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,

осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно

изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,

аргументировано ответить на

18

19

Календарно-тематическое планирование

(2017 – 2018 учебный год) в 7 б, в классах

урока

Тема

раздела,

урока

Тип

урока

Дата

(план)

Дата

(по

факт

у)

Элементы

основного

содержания

Планируемые результаты

Измер

ители

Информа

ционно-

методиче

ское

обеспече

ние

Дом

ашне

е

зада

ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение – 1 час

1.

Введени

е в курс

«Общес

твознан

ие»

7.09

Тема «Регулирование поведения людей в обществе» - 13 часов

2.

Что

значит

жить по

правилам

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

14.09

Социальные нормы.

Многообразие правил

поведения.

Привычки, обычаи,

ритуалы, обряды.

Правила этикета и

хорошие манеры.

Предметные: научатся называть различные

виды правил, приводить примеры

индивидуальных и групповых привычек,

объяснять, зачем в обществе приняты

различные правила этикета

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и

признаки объектов, приводят примеры в

качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе

групповой работы, ведут диалог, участвуют в

Инд

опрос

,

вопро

сы к

параг

рафу,

тест

Словарь

урока,

иллюстр

ации

П.1,

стр.

8-15

.

дискуссии, принимают другое мнение и

позицию, допускают существование различных

точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты

уровня усвоения изучаемого материала,

принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной

деятельности, проявляют интерес к новому

учебному материалу, выражают положительное

отношение к процессу познания, адекватно

понимают причины

3.

Учимся

общаться

в

Интернет

е

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

21.09

Основные правила

поведения в

интернете

Предметные: научатся называть различные

виды правил, приводить примеры

индивидуальных и групповых привычек,

объяснять, зачем в обществе приняты

различные правила этикета

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и

признаки объектов, приводят примеры в

качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе

групповой работы, ведут диалог, участвуют в

дискуссии, принимают другое мнение и

позицию, допускают существование различных

точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты

уровня усвоения изучаемого материала,

принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной

деятельности,

проявляют

интерес

к

новому

учебному материалу, выражают положительное

отношение

к

процессу

познания,

адекватно

понимают причины

Инд

опрос

,

вопро

сы к

параг

рафу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П.1,

стр.

15

изу

чит

ь,.

21

4.

Права и

обязанно

сти

граждан

Комби

нирова

нный

28.09

Права и свободы

человека и

гражданина вРоссии.

Конституционные

обязанности

гражданина.

Права ребёнка и их

защита.

Предметные: научатся определять, как права

человека связаны с его потребностями, какие

группы прав существуют, что означает

выражение «права человека закреплены в

законе»

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-

следственные связи и зависимости между

объектами. Коммуникативные: планируют

цели и способы взаимодействия, обмениваются

мнениями, слушают друг друга, понимают

позицию партнера, в т.ч и отличную от своей,

согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют

учебную задачу, учитывают выделенные

учителем ориентиры действия.

Личностные: проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всей группой.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П.2,с

тр16

-21

5.

Учимся

пользоват

ься

своими

правами

Комби

нирова

нный

5.10

Особенности

правового статуса

несовершеннолетних.

Механизмы

реализации и защиты

прав и свобод

человека и

гражданина

Предметные: научатся определять, как права

человека связаны с его потребностями, какие

группы прав существуют, что означает

выражение «права человека закреплены в

законе»

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-

следственные связи и зависимости между

объектами. Коммуникативные: планируют

цели и способы взаимодействия, обмениваются

мнениями, слушают друг друга, понимают

позицию партнера, в т.ч и отличную от своей,

согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют

учебную задачу, учитывают выделенные

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П. 2,

стр

22

22

учителем ориентиры действия.

Личностные:

проявляют

заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всей группой, выражают

положительное

отношение

к

пр о це с су

познания.

6.

Почему

важно

соблюдат

ь законы

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

12.10

Понятие

правоотношений.

Признаки и виды

правонарушений.

Понятие и виды

юридической

ответственности.

Необходимость

соблюдения законов.

Закон и правопорядок

в обществе. Закон и

справедливость.

Предметные: научатся определять, почему

человеческому обществу нужен порядок,

каковы способы установления порядка в

обществе, в чем смысл справедливости, почему

свобода не может быть безграничной.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и

формулируют цели, анализируют вопросы,

формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном

обсуждении проблем, обмениваются мнениями,

понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют

учебную задачу, самостоятельно выделяют и

формулируют цель, составляют план и

последовательность действий.

Личностные:

применяют

правила

делового

сотрудничества,

сравнивают

разные

точки

зрения,

оценивают

собственную

учебную

деятельность,

выражают

положительное

отношение к процессу познания.

Инд

опрос,

вопрос

ы

к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П 3.

7.

Защита

Отечеств

а

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

19.10

Защита отечества.

Долг и обязанность.

Регулярная армия.

Военная служба.

Международно-

правовая защита

жертв войны.

Предметные: научатся определять, почему

нужна регулярная армия, в чем состоит

обязательная подготовка к военной службе,

отличия военной службы по призыву от службы

по контракту, основные обязанности

военнослужащих

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

П.4

стр.3

1-36

23

Познавательные: анализируют вопросы,

формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном

обсуждении проблем, обмениваются мнениями,

понимают позицию партнера.

Регулятивные: самостоятельно формулируют

цели, ставят учебную задачу на основе того, что

уже известно и усвоено, и того, что еще не

известно.

Личностные: оценивают собственную

учебную деятельность, свои достижения,

анализируют и характеризуют эмоциональное

состояние и чувства окружающих, строят свои

взаимоотношения с их учетом.

Словарь

8

Учимся

быть

мужестве

нным

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

26.10

Важность

подготовки к

исполнению

воинского долга.

Предметные: как готовить себя к выполнению

воинского долга.

Метапредметные:

Познавательные: анализируют вопросы,

формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном

обсуждении проблем, обмениваются мнениями,

понимают позицию партнера.

Регулятивные: самостоятельно формулируют

цели, ставят учебную задачу на основе того, что

уже известно и усвоено, и того, что еще не

известно.

Личностные: оценивают собственную

учебную деятельность, свои достижения,

анализируют и характеризуют эмоциональное

состояние и чувства окружающих, строят свои

взаимоотношения с их учетом.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П.4

Стр.

36-

37

9.

Что такое

дисципли

Комби

нирова

9.11

Дисциплина -

необходимое условие

существования

Предметные: научатся определять, что такое

дисциплина, ее виды и ответственность за н

Инд

опрос,

вопрос

Презента

ция

Power

П.5

Стр.

39-

24

на

нный

общества и человека.

Метапредметные:

Познавательные: принимают и сохраняют

учебную задачу, учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во

взаимодействии для решения коммуникативных

и познавательных задач (задают вопросы,

формулируют свои затруднения, предлагают

помощь и сотрудничество).

Регулятивные: ставят и формулируют

проблему урока, самостоятельно создают

алгоритм деятельности при решении проблемы.

Личностные: определяют целостный

социально ориентированный взгляд на мир в

единстве и разнообразии народов, культур и

религий.есоблюдение.

ы к

парагр

афу,

тест

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

46

1

0

Учимся

бть

дисципли

норованн

ыми

Комби

нирова

нный

16.11

Дисциплина, воля и

самовоспитание.

Предметные: личная дисциплина

Метапредметные:

Познавательные: принимают и сохраняют

учебную задачу, учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во

взаимодействии для решения коммуникативных

и познавательных задач (задают вопросы,

формулируют свои затруднения, предлагают

помощь и сотрудничество).

Регулятивные: ставят и формулируют

проблему урока, самостоятельно создают

алгоритм деятельности при решении проблемы.

Личностные: определяют целостный

социально ориентированный взгляд на мир в

единстве и разнообразии народов, культур и

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

25

религий.

есоблюдение.

1

1

Виновен -

отвечай

Комби

нирова

нный

23.11

Ответственность за

нарушение законов.

Знать закон смолоду.

Законопослушный

человек.

Противозаконное

поведение.

Преступления и

проступки.

Предметные: научатся определять, кого

называют законопослушным человеком,

признаки противоправного поведения,

особенности наказания несовершеннолетних

Метапредметные:

Познавательные: овладевают целостными

представлениями о качествах личности

человека, привлекают информацию,

полученную ранее, для решения учебной задачи

Коммуникативные: планируют цели и

способы взаимодействия, обмениваются

мнениями, участвуют в коллективном решении

проблем, распределяют обязанности, проявляют

способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные

учителем при изучении материала.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П.6

1

2

Учимся

уважать

закон

Комби

нирова

нный

30.11

Ответственность

несовершеннолетних.

.

Предметные: научатся определять, кого

называют законопослушным человеком,

признаки противоправного поведения,

особенности наказания несовершеннолетних

Метапредметные:

Познавательные: овладевают целостными

представлениями о качествах личности

человека, привлекают информацию,

полученную ранее, для решения учебной задачи

Коммуникативные: планируют цели и

способы взаимодействия, обмениваются

мнениями, участвуют в коллективном решении

проблем, распределяют обязанности, проявляют

способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П.6

Стр.

55

26

учителем Предметные: научатся определять,

какие задачи стоят перед сотрудниками

правоохранительных органов, какие органы

называют правоохранительными, функции

правоохранительных органов

1

3

Кто стоит

на страже

закона

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

7.12

Защита

правопорядка.

Правоохранительные

органы на страже

закона. Судебные

органы. Полиция.

Адвокатура.

Нотариат.

Взаимоотношения

органов

государственной

власти и граждан.

Предметные: научатся определять, какие

задачи стоят перед сотрудниками

правоохранительных органов, какие органы

называют правоохранительными, функции

правоохранительных органов

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и

признаки объектов, приводят примеры в

качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе

групповой работы, ведут диалог, участвуют в

дискуссии, допускают существование

различных точек зрения.

Регулятивные: формулируют цель, планируют

действия по ее достижению, принимают и

сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной

деятельности, проявляют интерес к новому

учебному материалу, выражают положительное

отношение к процессу познания.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П.7

1

4

Кто стоит

на страже

закона

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

14.12

Защита

правопорядка.

Правоохранительные

органы на страже

закона. Судебные

органы. Полиция.

Адвокатура.

Нотариат.

Предметные: научатся определять, какие

задачи стоят перед сотрудниками

правоохранительных органов, какие органы

называют правоохранительными, функции

правоохранительных органов

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и

Инд

опрос,

вопрос

ы к

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П7

Стр6

4

27

Взаимоотношения

органов

государственной

власти и граждан.

признаки объектов, приводят примеры в

качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе

групповой работы, ведут диалог, участвуют в

дискуссии, допускают существование

различных точек зрения.

Регулятивные: формулируют цель, планируют

действия по ее достижению, принимают и

сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной

деятельности, проявляют интерес к новому

учебному материалу, выражают положительное

отношение к процессу познания.

28

1

5

Повтори

тельно-

обобщаю

щий

урок по

теме

«Регулир

ование

людей в

обществе

»

Урок

обоще

ния и

систем

атизац

ии

знаний

21.12

Предметные: научатся работать с тестовыми

контрольно-измерительными материалами

Метапредметные:

Познавательные: овладевают целостными

представлениями о качествах личности

человека, привлекают информацию,

полученную ранее, для решения проблемной

задачи.

Коммуникативные: планируют цели и

способы взаимодействия, обмениваются

мнениями, участвуют в коллективном

обсуждении проблем, распределяют

обязанности, проявляют способность к

взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные

учителем, при освоении нового учебного

материала.

Личностные: сравнивают разные т.з.,

оценивают собственную учебную деятельность,

сохраняют мотивацию к учебной

деятельности. : сравнивают разные т.з.,

оценивают собственную учебную деятельность,

сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Инд

опрос,

вопрос

ы

к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

Повт

орен

ие

по

теме,

терм

ины.

Тема «Человек в экономических отношениях - 14

29

16

Эконом

ика и ее

основны

е

участни

ки

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

28.12

Экономика и ее роль в

жизни общества

Натурально и

товарное хозяйство.

Основные участники

экономики –

потребители и

производители.

Заработная плата и

стимулирование

труда.

Предметные: научатся определять, как

экономика служит людям, какая форма

хозяйствования наиболее успешно решает цели

экономики, как взаимодействуют основные

участники экономики.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-

следственные связи и зависимости между

объектами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями,

слушают друг друга, понимают позицию

партнера.

Регулятивные: формулируют цель, планируют

деятельность по ее достижению, принимают и

сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всей группой, выражают

положительное отношение к процессу

познания, адекватно понимают причины

успешности/неуспешности учебной

деятельности.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П8

17

Учимся

принима

ть

рациона

льое

решение

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

11.01

Взаимосвязь

количества и качества

труда.

Предметные: научатся определять взаимосвязь

количества и качества труда.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-

следственные связи и зависимости между

объектами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями,

слушают друг друга, понимают позицию

партнера.

Регулятивные: формулируют цель, планируют

деятельность по ее достижению, принимают и

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П8

Стр7

2

30

сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всей группой, выражают

положительное отношение к процессу

познания, адекватно понимают причины

успешности/неуспешности учебной

деятельности.

18

Мастерс

тво

работни

ка

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

18.01

Мастерство

работника.

Высококвалифициров

анный и

малоквалифицир

ованный труд.

Труд и зарплата.

Предметные: научатся определять, из чего

складывается мастерство работника, чем

определяется размер заработной платы.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и

формулируют цели; анализируют вопросы,

формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном

решении проблем; обмениваются мнениями,

понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на

основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено, и того, что ещё не известно.

Личностные: оценивают способную учебную

деятельность, свои достижения; анализируют и

характеризуют эмоциональное состояние и

чувства окружающих, строят свои

взаимоотношения с их учётом.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П9

19

Учимся

секрета

м

професс

иональн

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

25.01

Взаимосвязь

количества и качества

труда.

Предметные: научатся определять

взаимосвязь

между количеством и качеством труда.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и

формулируют цели; анализируют вопросы,

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

П9

Стр8

2

31

ого

успеха

формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном

решении проблем; обмениваются мнениями,

понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на

основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено, и того, что ещё не известно.

Личностные: оценивают способную учебную

деятельность, свои достижения; анализируют и

характеризуют эмоциональное состояние и

чувства окружающих, строят свои

взаимоотношения с их

тест

учебник

Словарь

20

Произво

дство:

затраты,

выручка

,

прибыль

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

1.02

Что и как

производить

Затраты производства

Прибыль.

Предметные: научатся определять, какова роль

разделения труда в развитии производства, что

такое прибыль, виды затрат.

Метапредметные:

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

Словарь

П10

21

Учимся

прогноз

ировать

успешн

ость

своего

дела

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

8.02

Что и как

производить

Затраты производства

Прибыль.

Познавательные: привлекают информацию,

полученную ранее, для решения учебных задач.

Коммуникативные: обмениваются мнениями,

участвуют в коллективном обсуждении

проблем, распределяют обязанности в группе,

проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: планируют цели и способы

взаимодействия.

Личностные: сравнивают разные т.з.,

оценивают

тест

П10

Стр9

0

22

Виды и

формы

бизнеса

Урок

усвоен

ия

новых

15.02

Что такое бизнес.

Виды бизнеса:

Производственный,то

рговый,фи нансовый,

страховой.

Предметные: научатся определять, в каких

формах можно организовать бизнес, каковы

виды бизнеса, роль бизнеса в экономике

Метапредметные:

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

П11

32

знаний

Основное

организационно-

правовые формы

предпринимательства.Ф

ормы бизнеса.

Познавательные: ориентируются в

разнообразии способов решения

познавательных задач, выбирают наиболее

эффективные способы их решения.

Коммуникативные: распределяют функции и

роли в совместной деятельности, задают

вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с

партнером.

Регулятивные: определяют

последовательность промежуточных целей с

учетом конечного результата, составляют план

и последовательность действий.

Личностные: проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всей группой, выражают

положительное отношение к процессу

познания, адекватно понимают причины

успешности/неуспешности учебной

деятельности.

афу,

тест

диа,

учебник

Словарь

23

Учимся

создават

ь свой

бизнес

Урок

усвоен

ия

новых

знаний

22.02

Что такое бизнес.

Виды бизнеса:

Производственный,то

рговый,фи нансовый,

страховой.

Основное

организационно-

правовые формы

предпринимательства.Ф

ормы бизнеса.

Предметные: научатся определять, в каких

формах можно организовать бизнес, каковы

виды бизнеса, роль бизнеса в экономике

Метапредметные:

Познавательные: ориентируются в

разнообразии способов решения

познавательных задач, выбирают наиболее

эффективные способы их решения.

Коммуникативные: распределяют функции и

роли в совместной деятельности, задают

вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с

партнером. Регулятивные: определяют

последовательность промежуточных целей с

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П11

Стр9

7

33

учетом конечного результата, составляют план

и последовательность действий.

Личностные: проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всей группой, выражают

положительное отношение к процессу

познания, адекватно понимают причины

успешности/неуспешности учебной

деятельности.

24

Обмен,

торговля

,

реклама

Комби

нирова

нный

1.03

Стоимость.Цена

товара.Бартер.Рынок.

Торговля и ее формы.

Реклама – двигатель

торговли.

Предметные: научатся определять, как обмен

решает задачи экономики, что необходимо для

выгодного обмена, зачем люди и страны ведут

торговлю, для чего нужна реклама товаров и

услуг

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и

признаки объектов, приводят примеры в

качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе

совместной работы, ведут диалог, участвуют в

дискуссии, принимают другое мнение и

позицию, допускают существование других т.з.

Регулятивные: прогнозируют результаты

уровня усвоения изучаемого материала,

принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной

деятельности, проявляют интерес к новому

учебному материалу, выражают положительное

отношение к процессу познания.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П11

25

Учимся

быть

думающ

Комби

нирова

нный

15.03

Стоимость.Цена

товара.Бартер.Рынок.

Торговля и ее формы.

Реклама – двигатель

Предметные: научатся определять, как обмен

решает задачи экономики, что необходимо для

выгодного обмена, зачем люди и страны ведут

Инд

опрос,

вопрос

ы к

Презента

ция

Power

Point,

П11

Стр9

7

34

им

покупат

елем

торговли.

торговлю, для чего нужна реклама товаров и

услуг

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и

признаки объектов, приводят примеры в

качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе

совместной работы, ведут диалог, участвуют в

дискуссии, принимают другое мнение и

позицию, допускают существование других т.з.

Регулятивные: прогнозируют результаты

уровня усвоения изучаемого материала,

принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной

деятельности, проявляют интерес к новому

учебному материалу, выражают положительное

отношение к процессу познания.

парагр

афу,

тест

мультиме

диа,

учебник

Словарь

26

Деньги

и

и х

функци

и

Комбини

рованн

ый

5.04

.

Функции денег:мера

стоимости, средство

обращения, средство

платежа, средство

накопления, мировые

деньги.

Как изменялись

деньги.

Чем монеты

отличаются от

банкнот.

Предметные: научатся давать определение

понятию «деньги», определять их функции

Метапредметные:

Познавательные: адекватно воспринимают

предложения и оценку учителей, родителей,

товарищей.

Коммуникативные: договариваются о

распределении функций и ролей в совместной

деятельности.

Регулятивные: выбирают наиболее

эффективные способы решения задач,

контролируют и оценивают процесс и результат

деятельности.

Личностные: проявляют способность к

решению моральных дилемм на основе учета

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П13

27

Как

изменял

ись

Комбини

рованн

ый

12.04

История появления

денег

През

ента

ции

35

деньги

позиций партнеров в общении, ориентируются

на их мотивы и чувства, устойчивое следование

в поведении моральным нормам и этическим

требованиям

сооб

щен

ия

28

Эконом

ика

семьи

Урок

изучен

ия

новых

знаний

19.04

Имущество и доходы

семьи. Семейный

бюджет. Расходы:

обязательные и

произвольные

Предметные: научатся определять, что такое

ресурсы семьи, составлять бюджет семьи.

Метапредметные:

Познавательные: находят нужную социальную

информацию в различных источниках;

адекватно ее воспринимают, применяют

основные обществоведческие термины и

понятия; преобразовывают в соответствии с

решаемой задачей.

Коммуникативные: адекватно используют

речевые средства для эффективного решения

коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем

плане.

Личностные: определяют свою личностную

позицию, адекватную дифференцированную

оценку своей успешности.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П14

29

Повтори

тельно –

обобща

ющий

урок

«Челове

к в

экономи

ческих

отношен

иях»

урок

систем

атизац

ии и

обобщ

ения

знаний

и

умени

й

26.04

Основные понятия:

экономика, техника,

технология, НТР,

НТП. Экономическая

система, рыночная

экономика, рынок,

факторы

производства,

конкуренция, спрос,

предложение.

экономические задачи

Предметные: научатся определять все термины

и понятия раздела

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создают

алгоритмы деятельности при решении проблем

различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное

мнение и позицию, адекватно используют

речевые средства.

Регулятивные: осуществляют пошаговый и

итоговый контроль.

Инд

опрос,

вопрос

ы

к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

Повт

орен

ие

по

теме,

терм

ины

36

государства,

государственный

бюджет, налоговая

система, функции

денег, бизнес,

реклама.

Личностные: выражают адекватное понимание

причин успешности/неуспешности учебной

деятельности, устойчивую учебно-

познавательную мотивацию учения.

Тема «Человек и природа» - 3 часа

30

Воздейс

твие

человек

а на

природу

Урок

изучен

ия

новых

знаний

3.05

Воздействие человека

на природу. Экология.

Производящее

хозяйство.

Творчество.

Исчерпываемые

богатства.

Неисчерпываемые

богатства.

Загрязнение

атмосферы.

Естественное

загрязнение.

Загрязнение

атмосферы

человеком.

Загрязнение воды и

почвы. Биосфера.

Предметные: научатся определять, что такое

экологическая угроза, характеризовать

воздействие человека на природу.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и

формулируют познавательную цель;

используют общие приёмы решения

поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективом

обсуждении проблем; проявляют активность во

взаимодействии для решения коммуникативных

и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в

соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации; оценивают

правильность выполнения действия.

Личностные: проявляют доброжелательность и

эмоционально-нравственную отзывчивость,

эмпатию как понимание чувств других людей и

сопереживают им.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П15

31

Охранят

ь

природу

– значит

охранят

ь жизнь

Комби

нирова

нный

10.05

Охранять природу –

значит охранять

жизнь. Ответственное

отношение к природе.

Браконьер.

Последствия

Предметные: научатся давать определение

понятия «экологическая мораль»,

характеризовать правила экологической морали

Метапредметные:

Коммуникативные: адекватно используют

речевые средства для эффективного решения

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

П16

37

безответственности

Экологическая

мораль. Господство

над природой.

Сотрудничество с

природой

разнообразных коммуникативных задач,

осознанно и произвольно строят сообщения в

устной и письменной форме, в т.ч. творческого

и исследовательского характера.

Регулятивные: планируют свои действия в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации.

Личностные: выражают адекватное понимание

причин успешности/неуспешности учебной

деятельности, устойчивую учебно-

познавательную мотивацию учения.

тест

учебник

Словарь

32

Закон на

страже

природы

Урок

изучен

ия

новых

знаний

17.05

Закон на страже

природы. Охрана

природы. Правила

охраны природы,

установленные

государством.

Биосферные

заповедники.

Государственный

контроль.

Государственные

инспекторы. Участие

граждан в защите

природы.

Предметные: научатся определять, какие

законы стоят на страже охраны природы

Метапредметные:

Коммуникативные: адекватно используют

речевые средства для эффективного решения

разнообразных коммуникативных задач,

осознанно и произвольно строят сообщения в

устной и письменной форме, в т.ч. творческого

и исследовательского характера.

Регулятивные: планируют свои действия в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации.

Личностные: выражают адекватное понимание

причин успешности/неуспешности учебной

деятельности, устойчивую учебно-

познавательную мотивацию учения.

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Словарь

П17

33

Повтори

тельно-

обобща

ющий

урок по

теме:

урок

систем

атизац

ии и

обобщ

ения

24.05

Основные понятия:

природа, экология,

экологическая

катастрофа, охрана

природы.

Предметные: научатся анализировать свое

отношение к окружающей среде

Метапредметные:

Познавательные: находят нужную социальную

информацию в различных источниках;

адекватно ее воспринимают, применяют

Инд

опрос,

вопрос

ы к

парагр

афу,

тест

Презента

ция

Power

Point,

мультиме

диа,

учебник

Повт

орен

ие

по

теме,

терм

ины

38

«Челове

к и

природа

»

Подведе

ние

итогов

года

знаний

и

умени

й

основные обществоведческие термины и

понятия; преобразовывают в соответствии с

решаемой задачей.

Коммуникативные: адекватно используют

речевые средства для эффективного решения

коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем

плане.

Личностные: определяют свою личностную

позицию, адекватную дифференцированную

оценку своей успешности.

Словарь

39

40

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №20 г. Шахты

от 28.08. 2017г. № 1

_____________ К.Э. Дорохина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Е.Н. Игуменцева

____ _____________ 2017 г.



В раздел образования