Автор: Татьяна Геннадьевна Балковая
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ Сахалинский индустриальный техникум
Населённый пункт: Сахалинская область г. Оха
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме "Деление окружности на равные части",
Раздел: среднее профессиональное
Разработка урока
для профессии среднего профессионального образования
190629.01 «Машинист
дорожных
и
строительных машин»
Раздел 2 Геометрическое черчение.
Тема 2.1 Геометрические построения
Дисциплина: ОП.ОЗ Основы технического черчения
Тема занятия: ПЗ № 8 «Деление окружности на равные части»
Дата проведения: 17.02.22г.
Учебная группа: № 17,
в группе 24человека.
Преподаватель : Балковая Т.Г.
Место проведения: 22 каб.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных
руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для
юношей).
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин.
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.
Тип урока: Изучение нового материала. Самостоятельная работа.
Цель:
Обучающая:
•
научить студентов приемам деления окружности на равные части;
•
усвоить прием назначений деталей;
•
уметь пользоваться чертежными инструментами;
Развивающая:
•
развивать самостоятельность мышления, внимание, аккуратность;
•
организация рабочего места.
Воспитательная:
•
воспитание культуры труда, эстетики, внимательности;
•
бережное отношение к инструментам.
Задачи:
•
Развить наблюдательность, умение мыслить логически.
•
Воспитать внимательность и аккуратность в выполнении чертежей.
•
Показать, что умение делить окружность на равные части применяется в
различных областях сферы
деятельности человека.
Методы обучения:
У
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
У
демонстрация;
У
по источнику получения знаний:
У
демонстрация плакатов, карточек заданий;
У
использование технических средств;
у'
практические:
у'
практические задания;
у
'
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
у
'
объяснительный;
о
репродуктивный;
Оборудование для студентов
1.
Тетрадь
2.
Учебник «Техническое черчение», Г.В. Чумаченко, Москва 2021 г, Из-во «Кнорус».
3.
Папка для черчения А4
4.
Чертежные инструменты: Линейка, карандаши, резинка, транспортир, точилка.
Оборудование для преподавателя:
1.
Учебник «Техническое черчение», Г.В. Чумаченко, Москва 2021 г, Из-во «Кнорус».
2.
Конспект, раздаточный материал
3.
Чертёжные инструменты для работы на доске.
4.
Компьютер, проектор, презентация
План урока
1.
Организационная часть.
2.
Повторение и проверка знаний
3.
Объяснение материала.
4.
Практическая работа.
5.
Творческое домашнее задание.(Выдано каждому студенту индивидуально)
1.
Организационная часть
1. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
2. Проверка подготовки к уроку: рабочий инструмент, тетради, учебники.
2.
Объяснение
Вопрос учителя:
1.
Сегодня тема нашего урока связана с другими предметами, можете сказать с какими? Как вы думаете,
почему?
Пояснение студентов:
(Геометрии и черчения, литературой и русским языком, математикой, информатикой, географией, технологией,
изобразительным искусством)
2.
На уроке мы докажем, что знания, которые получим по теме «Деление окружности на равные части»
обязательно пригодятся на других предметах. И в заключении урока вы сами докажете это.
3.
Учитель: Скажите, с какими геометрическими фигурами и телами мы встречаемся в повседневной жизни?
(Круг, квадрат, треугольник, конус, цилиндр, призма и пирамида.) Все эти геометрические фигуры и тела мы можем
построить, используя принцип деления окружности на равные части. Давайте вспомним определения окружности и
её элементов из школьной программы?
1)
Окружность - это множество точек на плоскости, равноудаленных от заданной точки, которая называется
центром окружности.
2)
Расстояние от центра окружности до любой ее точки называется радиусом.
3)
Отрезок, соединяющий любые две точки окружности, называется хордой.
4)
Хорда, проходящая через центр, называется диаметром.
5)
Мы знаем формулу, связывающую радиус и диаметр, d = 2r; г = 0,5d
3.Практическая работа
Некоторые детали машин и приборов имеют элементы, равномерно расположенные по окружности, например, такие
детали как: крышка, фланец, плашка, звездочка, шкив и др. При выполнении чертежей подобных деталей необходимо
знать правила деления окружности на равное количество частей.
На сегодняшнем занятии из многочисленных построений, которые встречаются при выполнении чертежей, мы
рассмотрим самые распространенные.
4. Повторение и проверка знаний:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Линии и масштаб. ( В итоге самооценка студентов).
- Давайте с Вами вспомним, что мы узнали на прошлых занятиях.
№п/п
Название
Определение
1
Как называется линия для симметрии и осей вращения.......
2
Поле чертежа ограничивается
.............
3
—
Сплошная толстая основная линия
4
— — — — — — — .
Штриховая
линия
5
А4
Масштаб...........
6
5:1
Размер формата по ГОСТ
7
Размер рамки
210x297
8
S
Стандартный лист чертёжной бумаги
9
Формат-это
Как называется линия для выносных и размеров
10
Стандарт ЕСКД
Нормативный документ
Критерии оценивания
10-9 правильных ответов «5»
8-7 правильных ответов «4»
6-5 правильных ответов «3»
менее 5 правильных ответов «2»
Слайд 1-2 Иоганн Кеплер
Просмотр этих слайдов наводит студентов о теме урока. Ребята по наводящим вопросам называют тему сами.
В 1611 году Иоган Кеплер преподнёс новогодний подарок своему покровителю, императору Священной Римской
империи Рудольфу II: небольшой трактат под названием
«О шестиугольных снежинках».
«Я перехожу мост, терзаемый стыдом - я оставил тебя без новогоднего подарка! И тут мне подворачивается удобный
случай! Водяные пары, сгустившись от холода в снег, выпадают снежинками на мою одежду, все, как одна,
шестиугольными, с пушистыми лучами. Клянусь Гераклом, вот вещь, которая меньше любой капли, имеет форму, может
служить долгожданным новогодним подарком любителю Ничего и достойна математика, обладающего Ничем и
получающего Ничто, поскольку падает с неба и таит в себе подобие шестиугольной звезды!».
Слайд 3-4 . Тема урока: «Деление окружности на равные части»
Ставится цель и задачи перед обучающимися: повторить, закрепить и углубить знания о выполнении геометрических
построений.
Слайд 5 -7 Немного истории
Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт,
музыкант, теоретик искусства и ученый. Альберти родился в Генуе в 1404 г., умер в Риме в 1472 г. Происходил из знатной
флорентийской семьи, изгнанной из родного города; получил образование в Падуе и Болонье.
1.
Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446— 1451 гг.),
2.
лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г.).
3.
хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472— 1477 гг.),
4.
Сайт Андреа (нач. 1472 г.; купол относится к 1763 г.):
Альберти,
как
ученый-теоретик,
исключительно
широко
понимавший
роль
архитектуры
в
развитии
общества,
интересовался в своей творческой деятельности не столько детальной разработкой задуманных им композиций и их
реализацией в натуре, сколько проблемной, типологической стороной каждого проекта, предоставляя их осуществление
своим помощникам
Слайд 8 -9 Альбрехт Дюрер (1471 - 1528)
Немецкий живописец, гравёр и график , проявил себя в живописи, рисунке, гравюре, экслибрисе, витраже. Дюрер
получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с
изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько
трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию
знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь
для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных
укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В области печатной графики.
Слайд 12
В православных храмах существует роспись «полотенце». На этих полотенцах нарисованы круги с орнаментом,
который не повторяется даже дважды. При изготовлении такого орнамента художник должен был уметь делить
окружность на несколько равных частей.
Слайд 13
Этим же умением должен обладать и художник, выполняющий эскизы сколок для коклюшечного вологодского
кружева.
Слайд 14
В декоративно-прикладном искусстве художники постоянно обращаются к данной теме: орнаменты в круге - салфетки,
тарелки, украшения, эмблемы и т.д.
На многих географических картах мы можем увидеть знак «роза ветров», где тоже используется принцип деления
окружности на 4 и 8 равных частей.
Слайд 15-16-17-18-19
А превращение колеса из диска в обод со спицами поставило перед человеком задачу: равномерно распределить спицы в
колесе. Построить колесо обозрения, не умея делить окружность на равные части невозможно.
Посмотрите на представленные детали. Для их изготовления мастеру необходимо знать, как разделить окружность на
равные части. Во фланцевом соединении нужно найти местонахождение отверстий под болты. Для этого надо разделить
окружность на равные части.
Слайд 20
Учитель: Вспомним принцип деления окружности на 3, 6,12 равных частей.
Курс математики.
- А зачем нужна осевая линия, если можно поставить ножку циркуля в любую точку на окружности?
Для рационального выполнения других построений, например: делим окружность натри равные части.
1 Выполнить деление окружности на 6 равных частей и соединить полученные точки через одну.
Слайд 21
1. Делим окружность на 5 равных частей с помощью транспортира.
2. Закрепление изученного материала
3. Выполнение задания: деление окружности на равные части - 5, на листе А4, циркулем и транспортиром,
изготовление пятиконечной звезды.
Подготовка рабочего места.
Не забываем основные правила 30 см до чертежа, спина
ровно
,
свет сверху слева (если вы правша, то с права)
Объяснение: Как начертить звезду с помощью циркуля и транспортира
Теперь вам понадобятся циркуль и транспортир. Так как в окружности 360°, то в 1/5 ее части - 12° (360 : 5 = 72).
Приступаем к построению.
1 .Начертите с помощью циркуля окружность.
2.Отметьте на ней отправную точку - вершину звезды и середину окружности.
3.
Возьмите транспортир, совместите его центр с центром окружности, и по всей длине окружности отметьте рисками
будущие точки вершин звезды через каждые 72°.
4. Останется соединить их прямыми, и получится красивая пятиконечная звезда.
5. Как начертить ее, если под рукой не окажется транспортира? Без него можно обойтись, из инструментов понадобится
лишь линейка и циркуль.
Подведение итогов
Рефлексия: Прием «Большого пальца».
Отметить лучших студентов, кто работал на уроке, выставление оценок.
1.
Домашнее задание. Слайд 22
Вычертить контур детали, применяя правила деления окружности на равные
части.(Выдать каждому задание)
2.
Литература: «Техническое черчение», Г.В. Чумаченко, Москва 2021 г, Из-во «Кнорус».
Урок разработала преподаватель профессионального цикла
Балковая Т.Г.