Напоминание

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность»


Автор: Копырина Екатерина Михайловна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Тумульская СОШ им.В.М.Прокопьева"
Населённый пункт: РС(Я), Усть-Алданский улус, село Тумул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность»
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и

через внеурочную деятельность»

Автор: учитель родного языка и литературы

МБОУ «Тумульская СОШ им.В.М.Прокопьева»

Копырина Екатерина Михайловна

2022 год

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности

учеников и основываться на личном опыте ребенка. Именно школа может способствовать

развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности

проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя

найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.

Стратегия современного общества заключается в том, чтобы дать возможность всем без

исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал.

«Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития

воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством

передачи мыслей, чувств, внутреннего мира», - утверждал Л.C. Выготский.

Актуальность работы заключается в том, что каждый ученик должен свободно

изъяснять свою мысль и высказаться на любую предложенную тему. И поэтому одним из

приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора

на развитие творческих способностей учащихся на уроках родной литературы и через

внеурочную деятельность.

Цель исследования: определить и проверить на практике развитие творческих

способностей школьника, формировать эстетическую культуру.

Объект исследования: развитие способностей учащихся.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей учащихся.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей учащихся,

будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих

способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы определены следующие задачи:

1)

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по

проблеме;

2)

Дать систему знаний в области ораторского искусства и художественного слова;

3)

Обеспечить диагностику развития творческих способностей;

4)

Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей учащихся

на уроках родной литературы и во внеурочной деятельности;

5)

Развить актерские способности и способность к чувственному восприятию.

Применяю на первых же уроках стихотворные материалы. Стихотворение

помогает самовыражению детей, развитие речи, памяти, кругозора.

Предлагаю учащимся упражнения, которые помогают воспитать у них качества,

служащие предпосылками для творческой деятельности, кстати, полезные и для обычной

учебной деятельности: наблюдательность, общительность, речевая и общая активность,

хорошо натренированная память, быстрое припоминание, сообразительность. Указанные

предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения, как сказки,

загадки, языковые игры, конкурсы, викторины, сочинения, чтение-сопереживание героям,

иллюстрирование прочитанного.

Другим средством создания условий для развития творческих способностей

учащихся является сочинение сказок, написание сочинений. Сочинение учит ребенка

формировать текст в определенной композиционной последовательности, учит выражать

в слове свои впечатления, представления, совершенствуют логическое мышление,

обогащают словарный запас.

Особенность творческих работ состоит в том, что они носят открытый характер.

Дети свободно задают вопросы, высказывают свое мнение, советуются по поводу

выбранных изобразительных средств. Считаю, что сущность моего инновационного опыта

- создание на уроках родной литературы условий для активного участия школьников в

творческой

деятельности,

приносящей

радость

открытия,

радость

преодоления,

воспитание языкового вкуса и чутья, расширение кругозора.

Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. Развитие детского

творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя,

его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета

стоят следующие задачи:

замечать любые творческие проявления учеников;

создавать условия для развития творческих способностей.

Открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием

детского творчества. Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить,

обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной

творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции

разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у

него умения общаться.

Стараться,

чтобы

язык

учащихся

как

можно

реже

заплетался,

научить

наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл.

Важно вызвать интерес к родному слову, слушать, говорить, сочинять, писать.

Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. При работе с

литературным текстом на уроках чтения школьники учатся понимать тему и содержание

произведения,

определять

последовательность,

причинность,

смысл

описываемых

событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную

отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.

Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество

читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит,

сравнивает со своими поступками и действиями. Читательская деятельность предполагает

правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в

обучении чтению учеников является формирование у учеников правильной читательской

деятельности. Правильная читательская деятельность – это работа целенаправленного

индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения,

после чтения).

Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер

предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания,

название

произведения,

фамилию

автора,

записанные

на

доске,

рассматривают

иллюстрации и делают предположение о содержании текста.

Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания.

Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются вопросы для

первоначального восприятия и понимания прочитанного.

Работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь

формируется умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью

этих

умений

осуществляется

полноценное

восприятие

произведения.

Учащиеся

выполняют

и

творческие

задания

иллюстрирование,

словесное

рисование,

придумывание продолжения, инсценирование.

По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с

учителем и друг другом. Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к

великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к

чтению – это начало развития своих литературные способностей.

Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне.

Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт

потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная

атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление

ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям,

здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Основываясь

на

проблеме

«Развитие

УУД

обучающихся

через

введение

инновационных технологий», я разработала много разных заданий для развития

творческих способностей, которые постоянно использую на уроках. Это разные виды

упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а

также на уроках математики, разные виды работы над текстом.

В результате работы учащиеся:

овладели навыками выразительного чтения, основами сценического движения,

элементарными приёмами сценического мастерства, навыками слушания как активного

действия;

научились передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания, входить в

образ, импровизировать на заданную тему, управлять зрительским вниманием, создавать

творческие работы и декламировать их.

Это подтверждается высокими результатами в разных улусных, республиканских,

всероссийских, международных конкурсах чтения, олимпиадах и научно-практических

конференциях.



В раздел образования