Автор: Копырина Екатерина Михайловна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Тумульская СОШ им.В.М.Прокопьева"
Населённый пункт: РС(Я), Усть-Алданский улус, село Тумул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность»
Раздел: среднее образование
Методическая разработка:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и
через внеурочную деятельность»
Автор: учитель родного языка и литературы
МБОУ «Тумульская СОШ им.В.М.Прокопьева»
Копырина Екатерина Михайловна
2022 год
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности
учеников и основываться на личном опыте ребенка. Именно школа может способствовать
развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности
проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя
найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.
Стратегия современного общества заключается в том, чтобы дать возможность всем без
исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал.
«Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития
воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством
передачи мыслей, чувств, внутреннего мира», - утверждал Л.C. Выготский.
Актуальность работы заключается в том, что каждый ученик должен свободно
изъяснять свою мысль и высказаться на любую предложенную тему. И поэтому одним из
приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора
на развитие творческих способностей учащихся на уроках родной литературы и через
внеурочную деятельность.
Цель исследования: определить и проверить на практике развитие творческих
способностей школьника, формировать эстетическую культуру.
Объект исследования: развитие способностей учащихся.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей учащихся,
будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих
способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.
Исходя из цели, гипотезы определены следующие задачи:
1)
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по
проблеме;
2)
Дать систему знаний в области ораторского искусства и художественного слова;
3)
Обеспечить диагностику развития творческих способностей;
4)
Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей учащихся
на уроках родной литературы и во внеурочной деятельности;
5)
Развить актерские способности и способность к чувственному восприятию.
Применяю на первых же уроках стихотворные материалы. Стихотворение
помогает самовыражению детей, развитие речи, памяти, кругозора.
Предлагаю учащимся упражнения, которые помогают воспитать у них качества,
служащие предпосылками для творческой деятельности, кстати, полезные и для обычной
учебной деятельности: наблюдательность, общительность, речевая и общая активность,
хорошо натренированная память, быстрое припоминание, сообразительность. Указанные
предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения, как сказки,
загадки, языковые игры, конкурсы, викторины, сочинения, чтение-сопереживание героям,
иллюстрирование прочитанного.
Другим средством создания условий для развития творческих способностей
учащихся является сочинение сказок, написание сочинений. Сочинение учит ребенка
формировать текст в определенной композиционной последовательности, учит выражать
в слове свои впечатления, представления, совершенствуют логическое мышление,
обогащают словарный запас.
Особенность творческих работ состоит в том, что они носят открытый характер.
Дети свободно задают вопросы, высказывают свое мнение, советуются по поводу
выбранных изобразительных средств. Считаю, что сущность моего инновационного опыта
- создание на уроках родной литературы условий для активного участия школьников в
творческой
деятельности,
приносящей
радость
открытия,
радость
преодоления,
воспитание языкового вкуса и чутья, расширение кругозора.
Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. Развитие детского
творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя,
его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета
стоят следующие задачи:
замечать любые творческие проявления учеников;
создавать условия для развития творческих способностей.
Открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием
детского творчества. Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить,
обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной
творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции
разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у
него умения общаться.
Стараться,
чтобы
язык
учащихся
как
можно
реже
заплетался,
научить
наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл.
Важно вызвать интерес к родному слову, слушать, говорить, сочинять, писать.
Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. При работе с
литературным текстом на уроках чтения школьники учатся понимать тему и содержание
произведения,
определять
последовательность,
причинность,
смысл
описываемых
событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную
отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.
Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество
читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит,
сравнивает со своими поступками и действиями. Читательская деятельность предполагает
правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста.
В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в
обучении чтению учеников является формирование у учеников правильной читательской
деятельности. Правильная читательская деятельность – это работа целенаправленного
индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения,
после чтения).
Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер
предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания,
название
произведения,
фамилию
автора,
записанные
на
доске,
рассматривают
иллюстрации и делают предположение о содержании текста.
Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания.
Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются вопросы для
первоначального восприятия и понимания прочитанного.
Работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь
формируется умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью
этих
умений
осуществляется
полноценное
восприятие
произведения.
Учащиеся
выполняют
и
творческие
задания
–
иллюстрирование,
словесное
рисование,
придумывание продолжения, инсценирование.
По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с
учителем и друг другом. Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к
великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к
чтению – это начало развития своих литературные способностей.
Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне.
Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт
потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная
атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление
ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям,
здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Основываясь
на
проблеме
«Развитие
УУД
обучающихся
через
введение
инновационных технологий», я разработала много разных заданий для развития
творческих способностей, которые постоянно использую на уроках. Это разные виды
упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а
также на уроках математики, разные виды работы над текстом.
В результате работы учащиеся:
•
овладели навыками выразительного чтения, основами сценического движения,
элементарными приёмами сценического мастерства, навыками слушания как активного
действия;
•
научились передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания, входить в
образ, импровизировать на заданную тему, управлять зрительским вниманием, создавать
творческие работы и декламировать их.
Это подтверждается высокими результатами в разных улусных, республиканских,
всероссийских, международных конкурсах чтения, олимпиадах и научно-практических
конференциях.