Напоминание

"Воспитательная компонента в в общеобразовательных учреждениях"


Авторы: Симкина Оксана Александровна, Королева Марина Николаевна
Должность: воспитатели ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательная компонента в в общеобразовательных учреждениях"
Раздел: начальное образование





Назад




Королева Марина Николаевна,

Симкина Оксана Александровна

Воспитательная компонента

в общеобразовательных учреждениях

Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди,

которые

смогут

самостоятельно

принимать

ответственные

решения,

способные к сотрудничеству и обладающие ответственностью за судьбу

страны.

Единство

обучения

и

воспитания,

обеспечивающие

не

только

гармоничное развитие личности школьника, но и его успешную социальную

адаптацию

в

современном

мире

может

дать

только

целостность

воспитательной системы.

Можно сказать, что процесс воспитания во многом определяет

дальнейшую

жизнь

ребёнка,

потому

что

это

процесс

непрерывный,

направленный на разные личностные аспекты в разные периоды развития

ребенка. Сначала воспитывают родители, затем общество, в которое

попадает ребёнок (детский сад, школа с группой продленного дня, средние и

высшие учебные заведения), и как результат – самовоспитание (желание и

возможность быть нужным и полезным обществу). Важно, чтобы «слепая»

любовь к ребёнку не заменила процесс воспитания, не сделала ребёнка

несчастным. Воспитатели (родитель, воспитатель детского сада, учитель,

воспитатель ГПД, преподаватель) – люди, которые показывают образцы

личностного

и

социального

поведения,

дают

ребенку

ориентиры

взаимодействия с окружением в различных ситуациях. Этим людям

необходимо много и вдумчиво работать, чтобы стать значимыми для

подрастающего поколения.

Необходимо изучение специалистами ОУ в области воспитания

Программы

развития

воспитательной

компоненты

в

общеобразовательных

учреждениях,

рекомендованной

Министерством

просвещения

РФ,

которая

учитывает

предложения,

поступившие

от

субъектов

Российской

Федерации,

общественных

организаций

и

профессионального сообщества, и включает опыт уже существующих

региональных программ.

Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного

потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на

основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты

в

общеобразовательных

учреждениях

обусловлена

современными

реалиями в детской и подростковой среде. Отсутствие патриотического и

культурно-эстетического

развития,

особенно

в

семейном

воспитании,

приводит к возникновению различных проблем и общей агрессии в детском

и подростковом коллективе.

Одним из принципов Программы является принцип коллективного

воспитания. Это очень актуальная тема для современного общества. Дети всё

больше и больше отдаляются друг от друга, их жизнь превращается в

виртуальную – виртуальные друзья, виртуальные игры, где они считаются

только со своим мнением, со своими принципами и желаниями. В школе, в

классе, в группе продленного дня в противовес этому виртуальному миру

необходимо создавать экипажи, звёздочки,

бригады

для

совместного

принятия решения, для совместной творческой и результативной работы. В

коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в

общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью».

К сожалению, всё чаще родители перекладывают свои обязанности по

воспитанию ребёнка на плечи бабушек, дедушек, нянек, воспитателей и

учителей,

мотивируя,

бесконечной

занятостью

и

иногда

даже

беспомощностью. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с

какими другими социальными институтами, так как именно в семье

формируется и развивается личность человека, происходит овладение им

социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка

в обществе.

Поэтому развитие социальных институтов воспитания, а в особенности

поддержка семейного воспитания, в наши дни очень актуальны. Большая

компетентная работа в первую очередь ложится на образовательные

учреждения – учителей, воспитателей, тьюторов и других сотрудников. В

целях

создания

единого

воспитательного

пространства

необходима

поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и

родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению

и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии

и традиционной культуры местных сообществ, а также создание условий для

просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим,

медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного

воспитания.

Именно

в

семейном

воспитании

закладываются

основы

нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются

внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует

не только формированию личности, но и самоутверждению человека,

стимулирует

его

социальную,

творческую

активность,

раскрывает

индивидуальность.

При этом личный пример родителей – важнейшее средство воспитания

ребенка. Воспитательное значение этого аспекта основывается на присущей

детскому возрасту естественной склонности к подражанию. Не имея

достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их

действиям и алгоритмам поведения. Характер отношений родителей, степень

их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения

различных проблем, тон и характер взаимных разговоров – все это

воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного

поведения.

Таким

образом,

только

в

едином

сотрудничестве

родителей,

воспитателей и учителей, являющихся для ребенка примером и создающих

ему условия и стимулы для становления и развития личности, можно

воспитать полноценного, гармонично развитого и активного члена общества.



В раздел образования