Авторы: Симкина Оксана Александровна, Королева Марина Николаевна
Должность: воспитатели ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательная компонента в в общеобразовательных учреждениях"
Раздел: начальное образование
Королева Марина Николаевна,
Симкина Оксана Александровна
Воспитательная компонента
в общеобразовательных учреждениях
Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди,
которые
смогут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения,
способные к сотрудничеству и обладающие ответственностью за судьбу
страны.
Единство
обучения
и
воспитания,
обеспечивающие
не
только
гармоничное развитие личности школьника, но и его успешную социальную
адаптацию
в
современном
мире
может
дать
только
целостность
воспитательной системы.
Можно сказать, что процесс воспитания во многом определяет
дальнейшую
жизнь
ребёнка,
потому
что
это
процесс
непрерывный,
направленный на разные личностные аспекты в разные периоды развития
ребенка. Сначала воспитывают родители, затем общество, в которое
попадает ребёнок (детский сад, школа с группой продленного дня, средние и
высшие учебные заведения), и как результат – самовоспитание (желание и
возможность быть нужным и полезным обществу). Важно, чтобы «слепая»
любовь к ребёнку не заменила процесс воспитания, не сделала ребёнка
несчастным. Воспитатели (родитель, воспитатель детского сада, учитель,
воспитатель ГПД, преподаватель) – люди, которые показывают образцы
личностного
и
социального
поведения,
дают
ребенку
ориентиры
взаимодействия с окружением в различных ситуациях. Этим людям
необходимо много и вдумчиво работать, чтобы стать значимыми для
подрастающего поколения.
Необходимо изучение специалистами ОУ в области воспитания
Программы
развития
воспитательной
компоненты
в
общеобразовательных
учреждениях,
рекомендованной
Министерством
просвещения
РФ,
которая
учитывает
предложения,
поступившие
от
субъектов
Российской
Федерации,
общественных
организаций
и
профессионального сообщества, и включает опыт уже существующих
региональных программ.
Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного
потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на
основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты
в
общеобразовательных
учреждениях
обусловлена
современными
реалиями в детской и подростковой среде. Отсутствие патриотического и
культурно-эстетического
развития,
особенно
в
семейном
воспитании,
приводит к возникновению различных проблем и общей агрессии в детском
и подростковом коллективе.
Одним из принципов Программы является принцип коллективного
воспитания. Это очень актуальная тема для современного общества. Дети всё
больше и больше отдаляются друг от друга, их жизнь превращается в
виртуальную – виртуальные друзья, виртуальные игры, где они считаются
только со своим мнением, со своими принципами и желаниями. В школе, в
классе, в группе продленного дня в противовес этому виртуальному миру
необходимо создавать экипажи, звёздочки,
бригады
для
совместного
принятия решения, для совместной творческой и результативной работы. В
коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в
общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью».
К сожалению, всё чаще родители перекладывают свои обязанности по
воспитанию ребёнка на плечи бабушек, дедушек, нянек, воспитателей и
учителей,
мотивируя,
бесконечной
занятостью
и
иногда
даже
беспомощностью. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с
какими другими социальными институтами, так как именно в семье
формируется и развивается личность человека, происходит овладение им
социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка
в обществе.
Поэтому развитие социальных институтов воспитания, а в особенности
поддержка семейного воспитания, в наши дни очень актуальны. Большая
компетентная работа в первую очередь ложится на образовательные
учреждения – учителей, воспитателей, тьюторов и других сотрудников. В
целях
создания
единого
воспитательного
пространства
необходима
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и
родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению
и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии
и традиционной культуры местных сообществ, а также создание условий для
просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим,
медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного
воспитания.
Именно
в
семейном
воспитании
закладываются
основы
нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются
внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует
не только формированию личности, но и самоутверждению человека,
стимулирует
его
социальную,
творческую
активность,
раскрывает
индивидуальность.
При этом личный пример родителей – важнейшее средство воспитания
ребенка. Воспитательное значение этого аспекта основывается на присущей
детскому возрасту естественной склонности к подражанию. Не имея
достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их
действиям и алгоритмам поведения. Характер отношений родителей, степень
их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения
различных проблем, тон и характер взаимных разговоров – все это
воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного
поведения.
Таким
образом,
только
в
едином
сотрудничестве
родителей,
воспитателей и учителей, являющихся для ребенка примером и создающих
ему условия и стимулы для становления и развития личности, можно
воспитать полноценного, гармонично развитого и активного члена общества.