Напоминание

Разработка урока литературы в 11 классе "Если душа родилась крылатой" (лирика М. Цветаевой)


Автор: Намзырай Чечен Алдын-Ооловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылское ПКУ"
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока литературы в 11 классе "Если душа родилась крылатой" (лирика М. Цветаевой)
Раздел: среднее образование





Назад




Урок в 11 классе по лирике Марины Цветаевой. ( Урок-знакомство ).

« Если душа родилась крылатой..»

«Равенство дара души и глагола - вот поэт »

«Вся моя жизнь- роман с собственной душой».

Цели: встреча с поэтическим миром М. Цветаевой, показать многогранность таланта

поэта, благотворное воздействие лирики на душу человека.

Оборудование: портрет М.Цветаевой, аудизаписи с песнями на стихи Цветаевой,

иллюстрации к стихам, выставка книг, рефераты.

Ход урока: 1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвятим встрече с поэзией, встрече с миром М.Цветаевой,

соприкоснемся с миром ее души, который отражен в стихах.

2.

Чтение стихотворения « К тебе, имеющему быть рожденным…» (под

музыку).

3.

« Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где

кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если… Душа - есть

все – всюду - вечно ».

Так М.Цветаева отозвалась о творчестве, о личности К.Бальмонта. Но эти

слова, конечно же, в полной мере можно отнести и к ней самой. Мир Цветаевой огромен.

Он многогранен, многокрасочен, многозвучен. Ее стихи полны необъяснимой «чары»,

прелести, искренности, безоглядной правдивости. Полны, прежде всего, любви. Любви

будь то к мужчине, детям, к родителям, миру, любви к жизни.

- Как вы думаете, случайно ли в стихотворениях, в прозе, письмах Цветаевой так

часто появляется слово «душа»?

Цветаева на первое место ставила не материальные блага, не физическое

совершенство человека, а богатство его внутреннего мира, его души. Может, поэтому

ее стихи полны духовности,

Всю жизнь Цветаева мечтала именно о таком читателе, который способен

сочувствовать, сопереживать, сотрудничать в процессе чтения, ведь чтение - это

всегда сотрудничество, сотворчество. Такого читателя она ждала, в него верила. Не-

даром юная Цветаева пишет замечательные стихи – « Моим стихам, написанным так

рано…»

2.

Чтение стихотворения « Моим стихам, написанным так рано…»

Исполнилось пророчество Цветаевой, ее « стихам настал свой черед». Но путь к

своему читателю был сложен и долог.

Цветаева до недавнего времени относилась к тем поэтам, чье творчество было

знакомо небольшому кругу людей. По жизни Цветаева прошла неузнанная – твеновским

нищим принцем.

Это в последние десятилетия 20 века произошло подлинное открытие Цветаевой.

Сейчас она в большой моде на Западе, много почитателей ее таланта у нас в стране.

Нам важно понять, откуда идут истоки, где искать истоки таланта М.Цветаевой?

1

3.

Чтение стихотворения « Ты, чьи сны еще непробудны…»

4.

Сообщение о жизненном пути, творчестве М.Цветаевой.

В семье Цветаевых царил культ красоты, гармонии, музыки. Особая атмосфера

духовности в доме повлияла на то, что Цветаева через всю свою жизнь пронесла

огромную любовь к литературе. Цветаева преклонялась перед Байроном, Блоком,

Ахматовой… Но особое отношение, особая любовь – к Пушкину.

Из-под пера Цветаевой выходит прекрасное произведение, своеобразное признание в

любви, гимн поэту – очерк « Мой Пушкин ».

5.

Цветаева и Пушкин ( рассказ учителя ).

« Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом – что Пушкин –это

поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, и там убил из пистолета в

живот. Так я 3-х лет твердо знала, что у поэта есть живот, и… об этом животе

поэта, который так часто не- сыт и в который был убит Пушкин, пеклась не меньше,

чем о его душе.

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. С тех пор.. я поделила

мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, защищать поэта – от всех.

Пушкин заразил меня любовью. Словом – любовь. « Евгений Онегин » больше всех

понравился (6 лет). Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе,

в любовь.

Моя первая любовная сцена – была нелюбовная: он не любил, потому не сел, она

любила, потому и встала, они ни минуты не были вместе… он говорил, она молчала, он не

любил, она любила, он ушел – она осталась.. Это первая моя любимая сцена

предопределила всю мою последующую страсть к несчастной, невзаимной, невозможной

любви.

« Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин».

Если я потом всю жизнь… первая писала, первая протягивала руку – и руки, не

страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней… Татьяна это на моих глазах

– сделала.

И если потом, когда уходили (всегда уходили), не только не протягивала вслед рук, а

головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

6.

Стихотворение или песня из к/ф « Ирония судьбы…» « Мне нравится,

что вы больны не мной…» ( муз. М.Таривердиева).

Эти Стихи Цветаева посвятила Сергею Эфрону, своему мужу, любовь к которому

пронесла через всю жизнь.

7.

Сообщение о Сергее Эфроне.

У Сергея Эфрона сложная, трагическая судьба. Действительно, это был человек, для

которого не были пустым звуком слова « честь », « достоинство », « долг », « родина ».

2

Многое его роднит с дворянами 19 века – благородство, отвага, огромная любовь к

России. Недаром Цветаева посвятила С.Эфрону стихотворение « Генералам 12-года».

Послушайте романс , стихотворение, положенное на музыку Андреем Петровым.

8.

« Генералам 12-го года ». ( Песня из к\ф « О бедном гусаре замолвите

слово », муз. А.Петрова / песня Настеньки /).

11. Поэзия Цветаевой и музыка.

Прозвучала прекрасная песня. Очень многие стихи М.Цветаевой положены на

музыку. И это не случайно – ведь все они пронизаны звуками, вся поэзия Цветаевой

рождается на музыке. Давайте снова обратимся к стихотворению « Моим стихам,

написанным так рано…». Прочитайте его еще раз.

12. Чтение и анализ стихотворения « Моим стихам , написанным так

рано…».

С чем сравнивает поэзию Цветаева ?

-- брызги из фонтана

-- искры из ракет Какими цветами окрашена поэзия ?

-- маленькие черти

--драгоценные вина

Многоцветие красок – все цвета радуги,

черный цвет-благородство.

Давайте проследим за движением в данном стихотворении.

-- абсолютный покой

-- торжество, величие…………

-- озорное, пугающее движение; быстрота.

В стихотворении нет диссонанса, казалось бы, разные звуки, движение, настроение

соединены в абсолютной гармонии. Поэзия Цветаевой охватывает абсолютно все , она

пронизана и безмерным счастьем, и грустью, и надеждой, и абсолютным безверием.

Какое определение поэзии дает сама М.Цветаева ? Давайте обратимся к

стихотворению « Стихи растут… ».

13. Чтение и анализ стихотворения. « Стихи растут как звезды и как

розы…»

Как происходит рождение поэзии?

С чем сопоставляет его Цветаева?

На мой взгляд, более прекрасного определения поэзии – « закон звезды и формула

цветка » - не существует. И никто так прекрасно, проникновенно не сказал о Пушкине,

как Цветаева – « Мой Пушкин ».

14. Чтение стихотворений учащимися, аргументация выбора.

3

15. Последние годы жизни М.Цветаевой.

17 лет Марина Цветаева была на чужбине. Возвратилась на родину только в 1939

году, перед войной. На вокзале, сразу в день приезда, она узнает об аресте сестры –

Анастасии Цветаевой. Вскоре арестовали дочь, мужа. Долгое время она ничего не знает

об их судьбе – живы ли?

Превратности эвакуации 1941 года забросили М. Цветаеву в Елабугу, где

абсолютно никому не было дела до поэта. Отчаявшаяся, измученная, 31 августа 41 года

М.Цветаева покончила с собой.

У нашего современника, поэта Евгения Евтушенко, есть стихотворение,

посвященное М.Цветаевой. Там есть следующие строки: « Есть лишь убийства на свете,

запомните, самоубийств не бывает вообще. М.Цветаева – неоплатная наша вина и

любовь наша вечная ».

16.

«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где

кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если Душа – есть

все – всюду - вечно ».

17.

« О сколько их упало в эту бездну. «У зеркала » - муз. М. Таривердиева.

18.

Подведение итогов урока.

19.

Заключительное слово.

Вот и подошла концу наша встреча. Многое мы не затронули, о многом не сказали. У

Цветаевой часто соседствует два противоборствующих начала:

юность – смерть;

небо – земля;

тело – душа;

сиюминутное - вечное.

И часто рядом со словом «встреча» появляется слово «расставание». Вот пришла минута

расставания. Но хочется верить, что вашей жизни будет много встреч с поэзией.

Мы вместе будем составлять книгу – сборник ваших любимых стихотворений М.

Цветаевой. Это будет еще одна встреча с миром души прекрасного поэта, чудом, которое

мы называем - Марина Цветаева.

4



В раздел образования