Напоминание

"Гармоничное развитие ребёнка и его творческих способностей в сфере интеллектуальных игр "Шашки-шахматы"


Автор: Князева Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края
Наименование материала: доклад
Тема: "Гармоничное развитие ребёнка и его творческих способностей в сфере интеллектуальных игр "Шашки-шахматы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» с. Новопокровка

Красноармейского муниципального района Приморского края

ДОКЛАД

по теме самообразования: «Гармоничное развитие ребёнка и его

творческих способностей в сфере интеллектуальных игр «Шашки –

шахматы»

Князева Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

п. Восток

2022г.

Современных детей можно назвать «цифровыми аборигенами» – все те,

кто родился и вырос в окружении компьютеров, сотовых телефонов и других

цифровых инструментов. Исходя из этого, можно сказать, что определяющим

фактором в развитии ребёнка является научно-технический прогресс,

компьютеризация

и

электронизация

мирового

общества.

Проблема

воспитания

подрастающего

поколения

к

изменяющимся

социально-

экономическим

условиям

жизни

предъявляет

новые

требования,

предполагающие переориентацию всего учебно-воспитательного процесса в

образовательных организациях.

Таким образом,

актуальность темы

состоит в том, что будущее

общества связано с решением проблем воспитания детей с позиций перехода

на новую образовательную парадигму. Она исходит из активной тенденции

развития самого себя, возможностей человека. В соответствии с этим,

задачей педагога является создание условий для целостного развёртывания

личности, формирование у подрастающих поколений адекватных ценностей

жизни на основе гармоничного развития внутренних возможностей.

Применительно к интеллектуальным видам спорта это означает, что

суть

подхода

в

исследовании

проблемы

заключается

в

разрешении

противоречия между односторонностью физического воспитания и общим

гармоничным развитием детей, то есть в преодолении необоснованности

бытующего изречения: «Сила есть, ума не надо», что особенно востребовано

социализацией личности в современных условиях.

Формирование многогранной личности невозможно без развития

творческих способностей. Понятие «творчество» происходит от слова

«творить», что означает искать, изобретать. Следовательно, творческие

способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на

привычное и повседневное. Современная педагогика опирается на тезис о

том, что задатки способностей к творчеству присущи любому ребёнку. Моя

задача как педагога / тренера по шахматам и шашкам раскрыть эти

2

способности,

их

развить

через

систему

педагогических

воздействий,

учитывающих особенности детей.

На

основании

анализа

и

обобщения

психолого-педагогической

литературы по теме доклада, а также собственного опыта работы тренером,

можно сделать вывод о том, что творчество – неотъемлемая часть

гармоничного развития ребёнка в сфере не только интеллектуальных игр, но

и в целом спорте. Таким образом, понятие «творческие способности или

креативность» ― комплексное понятие, а творчество рассматривается в

качестве универсального средства развития.

В

настоящее

время

креативность

и

творческая

деятельность

определяют ценность человека. В связи с этим повышается роль шахматного

воспитания

как

условие

формирования

творческой

(креативной),

гармонически развитой личности. Особая роль в формировании творческой

личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном

поиске; семья имеет интеллектуальный и творческий потенциал. Моя задача

как педагога / тренера – привлечь и умело использовать этот потенциал при

организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными делами.

Например,

коллективные

игры,

посещение

мероприятий

спортивной

направленности, шахматные онлайн-игры – соревнования регионального

уровня на платформе Chess com / Сибирцево. Это позволяет поддерживать и

развивать познавательный интерес к игровым видам спорта, и в частности к

шахматам и шашкам, и как следствие понимание детьми актуальности ЗОЖ,

лучшее восприятие конкретного вида спорта через призму саморазвития и

самоориентации

в

необходимости

физического

и

интеллектуального

развития.

Главный принцип обучения – от простого к сложному. Развивая

данный принцип в сфере интеллектуальных игр, использую систему

специальных заданий, при этом особое внимание акцентирую на умении

детей высказывать свою точку зрения, находить объяснения к сыгранным

3

шахматным и шашечным партиям, формируя тем самым личностное

отношение к содержанию шахматной и шашечной игры. Данный процесс

индивидуален, как и само творчество. Например, ребёнок которому удаётся

то, что раньше никогда не делал, индивидуально-креативен. Индивидуальная

креативность

в

свою

очередь

стимулирует

детей для

общественной

креативности.

Следовательно,

ребёнок

учится

мыслить

творчески,

раскрывает свой творческий потенциал, включающий познавательную

потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.

Шахматы и шашки, прежде всего, игра. Игра – ведущий вид

деятельности дошкольников. Важен процесс игры, создание стратегии. В

игре осуществляется поэтапное формирование интеллектуальной культуры

ребёнка:

формирования,

идущие

от

внешних

материальных

(или

нематериальных) действий к действиям в уме, в плане представлений;

поэтапная отработка умственных действий и понятий посредством игровых

умений и навыков. В игре дети развивают перцептивные (обследовательские)

действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том

темпе и длительности, какие определяются их возможностями. Таким

образом, игра – инструмент учебно-воспитательного процесса, средство

развития детей. Исходя из этого, можно говорить о том, что игра позволяет

проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к

творческому поиску себя и познанию мира, в том числе успешности

обучения в целом. Иными словами, воспитание детей основывается на всём

приобретаемом ребёнком опыте, который аккумулирует этот опыт и придаёт

ему новое звучание.

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня

является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку

разносторонне развитой личности. Формирование гармонично развитой

личности взаимосвязано с процессом становления мотивов и ценностей. Как

бы

ни

были

регламентированы

педагогическая

деятельность

и

4

образовательный процесс, никто не ответит ребёнку кем и каким ему быть,

кроме

него

самого.

Становление

гармонично

развитой

личности

индивидуальный путь. На основании этого можно сказать, что задача

педагога состоит в том, чтобы поддержать ребёнка в любом выборе и

выразить свою готовность помочь в любом случае.

Шахматы и шашки способствуют равномерному развитию ребёнка,

помогают находить ему баланс между внутренним и внешним миром. Ведь

гармоничность означает формирование способностей, различных интересов,

соответствующих

разным

сферам

жизни

человека.

И

применение

образовательных

технологий

в

сфере

интеллектуальных

игр

этому

способствуют.

Развивающего обучения: изучение темы происходит по уровням

сложности материала – способствует формировать аналитическое мышление

воспитанников

(развивается

умение

производить

умственные

математические действия), учитывая возрастные психические процессы и

физические возможности здоровья; учебная деятельность теоретической и

практической направленности организована по шаблону: педагог + ребёнок

→ самостоятельная работа учащегося по заданию педагога → работа детей в

парах – поэтапная учебная деятельность позволяет развивать не только

самоконтроль у детей, но и навыки общения и культуру поведения в

коллективе.

Опережающего обучения: некоторые дети в игре опережают других в

усвоении материала, таким детям предпочтительнее более сложный уровень

игры, например, решение этюдов, задач по карточкам, изучение защитных

техник (Сицилианской, гамбитов) или атакующих техник.

Здоровье-сберегающие технологии: одной из приоритетных задач

реформирования системы образования является сохранение, укрепление,

формирование здоровья учащихся. Учитывая, что шашки-шахматы утомляют

5

детей не только умственно, что отражается на психоэмоциональном фоне, но

и физически, педагогом внедрены в процесс обучения физкультурные

минутки (динамические паузы), игровая терапия (мини-игры), творческие

разминки.

Опыт

их

применения,

в

соответствии

с

возрастными

возможностями и индивидуальными особенностями детей, показал, что

происходит

снятие

психоэмоционального

напряжения,

активизируется

мыслительная деятельность, сохраняется устойчивый интерес к ходу занятий.

Таким образом, здоровье-сберегающие технологии способствуют социальной

адаптации учащихся к специфике шашечной-шахматной игры, в том числе

личностно развиваться в выбранном ими направлении досуга.

Игровые технологии: при изучении шашечного-шахматного курса

учащиеся сталкиваются с необходимостью запоминать большой объём

информации, включая терминологию. С этой целью педагог конструирует

учебную деятельность детей, так, чтобы раскрыть тему занятия с учётом её

сложности, с использованием приёма распределения нагрузки материала

посредством комплекса игровых заданий: викторина → кроссворд →

логическая цепочка. Учитывая, что ведущий вид деятельности детей

дошкольного возраста – игра, ключевым моментом занятий является

использование загадок,

сказок,

мини-спектаклей

шашечной-шахматной

направленности.

При

работе

с

детьми

школьного

возраста

педагог

использует:

приём

создания

игровых

ситуаций

(при

изучении

теоретического материала);

приём обыгрывания

шашечных-шахматных

заданий и задач (при изучении практического материала). При работе с

учащимися,

которые

само-ориентированы

на

дальнейшую

профессиональную

шашечную

и

шахматную

деятельность,

педагог

применяет

специализированные

дидактические

игры

проблемного

характера. Игровая деятельность на занятиях стимулирует познавательную

деятельность учащихся, тем самым мотивирует их к учению в целом.

6

Информационно-компьютерные

технологии (ИКТ):

становление

информационного общества является приоритетной экономической задачей

современной России, в том числе служит фундаментом инновационного

развития страны. Концепция информатизации регионов, вступившая в силу в

2014г., предусматривает не только процесс компьютеризации, но и развитие

и внедрение ИКТ в сфере образования. Таким образом, на основе

Информационно-коммуникационных

технологиях

и

Компьютерных

технологиях

происходит

организация

единого

образовательного

пространства на территории России с целью создания конкурентоспособного

образования. Поэтому актуальность внедрения ИКТ в процесс обучения

шашкам и шахматам заключается в том, что позволяют проектировать

пространство персонального, группового образования для самореализации

личности. Используя информационно-коммуникационную сеть (Интернет),

педагог

демонстрирует

возможности

специализированных

платформ

(сервисов) обучения, например, для освоения теоретического материала

используются статьи, источники (документы), мультимедийные презентации,

в том числе электронно-образовательные ресурсы («Шахматная планета»

― программа для обучения). На базе сайта Федерации шашек России и

Федерации шахмат России действует образовательная функция «Уроки». Для

организации

игровой

практики

учащихся

по

виду

спорта

шахматы

используется

специализированные

компьютерные

программы

«Chess

titans», «Chessfield», которые развивают навыки и умения реализовывать

полученные знания на практике.

7

Список литературы

1)

Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной

литературе. / О.Г. Захарова – Текст: непосредственный // Аспекты и

тенденции педагогической науки: материалы ΙΙ междунар. науч. конф.

(г. Санкт-Петербург, июль 2017г.) – Санкт-Петербург: своё

издательство, 2017. – С. 15-17

2)

Линдсей Г., Халл К.С.,Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое

мышление. – Нью-Йорк, 2019. – 580с.

3)

Михайлова Т.В. Роль игры в интеллектуальном развитии

дошкольников / Т.В. Михайлова – Текст: непосредственный // Молодой

учёный. – 2019. - №49 (287). – С. 508-509

4)

Никитин Б.П. Система воспитания сознательного родительства. – М:

Эксмо, 1996. – 425с.

8



В раздел образования