Автор: Князева Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края
Наименование материала: доклад
Тема: "Гармоничное развитие ребёнка и его творческих способностей в сфере интеллектуальных игр "Шашки-шахматы"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» с. Новопокровка
Красноармейского муниципального района Приморского края
ДОКЛАД
по теме самообразования: «Гармоничное развитие ребёнка и его
творческих способностей в сфере интеллектуальных игр «Шашки –
шахматы»
Князева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
п. Восток
2022г.
Современных детей можно назвать «цифровыми аборигенами» – все те,
кто родился и вырос в окружении компьютеров, сотовых телефонов и других
цифровых инструментов. Исходя из этого, можно сказать, что определяющим
фактором в развитии ребёнка является научно-технический прогресс,
компьютеризация
и
электронизация
мирового
общества.
Проблема
воспитания
подрастающего
поколения
к
изменяющимся
социально-
экономическим
условиям
жизни
предъявляет
новые
требования,
предполагающие переориентацию всего учебно-воспитательного процесса в
образовательных организациях.
Таким образом,
актуальность темы
состоит в том, что будущее
общества связано с решением проблем воспитания детей с позиций перехода
на новую образовательную парадигму. Она исходит из активной тенденции
развития самого себя, возможностей человека. В соответствии с этим,
задачей педагога является создание условий для целостного развёртывания
личности, формирование у подрастающих поколений адекватных ценностей
жизни на основе гармоничного развития внутренних возможностей.
Применительно к интеллектуальным видам спорта это означает, что
суть
подхода
в
исследовании
проблемы
заключается
в
разрешении
противоречия между односторонностью физического воспитания и общим
гармоничным развитием детей, то есть в преодолении необоснованности
бытующего изречения: «Сила есть, ума не надо», что особенно востребовано
социализацией личности в современных условиях.
Формирование многогранной личности невозможно без развития
творческих способностей. Понятие «творчество» происходит от слова
«творить», что означает искать, изобретать. Следовательно, творческие
способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на
привычное и повседневное. Современная педагогика опирается на тезис о
том, что задатки способностей к творчеству присущи любому ребёнку. Моя
задача как педагога / тренера по шахматам и шашкам раскрыть эти
2
способности,
их
развить
через
систему
педагогических
воздействий,
учитывающих особенности детей.
На
основании
анализа
и
обобщения
психолого-педагогической
литературы по теме доклада, а также собственного опыта работы тренером,
можно сделать вывод о том, что творчество – неотъемлемая часть
гармоничного развития ребёнка в сфере не только интеллектуальных игр, но
и в целом спорте. Таким образом, понятие «творческие способности или
креативность» ― комплексное понятие, а творчество рассматривается в
качестве универсального средства развития.
В
настоящее
время
креативность
и
творческая
деятельность
определяют ценность человека. В связи с этим повышается роль шахматного
воспитания
как
условие
формирования
творческой
(креативной),
гармонически развитой личности. Особая роль в формировании творческой
личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном
поиске; семья имеет интеллектуальный и творческий потенциал. Моя задача
как педагога / тренера – привлечь и умело использовать этот потенциал при
организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными делами.
Например,
коллективные
игры,
посещение
мероприятий
спортивной
направленности, шахматные онлайн-игры – соревнования регионального
уровня на платформе Chess com / Сибирцево. Это позволяет поддерживать и
развивать познавательный интерес к игровым видам спорта, и в частности к
шахматам и шашкам, и как следствие понимание детьми актуальности ЗОЖ,
лучшее восприятие конкретного вида спорта через призму саморазвития и
самоориентации
в
необходимости
физического
и
интеллектуального
развития.
Главный принцип обучения – от простого к сложному. Развивая
данный принцип в сфере интеллектуальных игр, использую систему
специальных заданий, при этом особое внимание акцентирую на умении
детей высказывать свою точку зрения, находить объяснения к сыгранным
3
шахматным и шашечным партиям, формируя тем самым личностное
отношение к содержанию шахматной и шашечной игры. Данный процесс
индивидуален, как и само творчество. Например, ребёнок которому удаётся
то, что раньше никогда не делал, индивидуально-креативен. Индивидуальная
креативность
в
свою
очередь
стимулирует
детей для
общественной
креативности.
Следовательно,
ребёнок
учится
мыслить
творчески,
раскрывает свой творческий потенциал, включающий познавательную
потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.
Шахматы и шашки, прежде всего, игра. Игра – ведущий вид
деятельности дошкольников. Важен процесс игры, создание стратегии. В
игре осуществляется поэтапное формирование интеллектуальной культуры
ребёнка:
формирования,
идущие
от
внешних
материальных
(или
нематериальных) действий к действиям в уме, в плане представлений;
поэтапная отработка умственных действий и понятий посредством игровых
умений и навыков. В игре дети развивают перцептивные (обследовательские)
действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том
темпе и длительности, какие определяются их возможностями. Таким
образом, игра – инструмент учебно-воспитательного процесса, средство
развития детей. Исходя из этого, можно говорить о том, что игра позволяет
проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к
творческому поиску себя и познанию мира, в том числе успешности
обучения в целом. Иными словами, воспитание детей основывается на всём
приобретаемом ребёнком опыте, который аккумулирует этот опыт и придаёт
ему новое звучание.
Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня
является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку
разносторонне развитой личности. Формирование гармонично развитой
личности взаимосвязано с процессом становления мотивов и ценностей. Как
бы
ни
были
регламентированы
педагогическая
деятельность
и
4
образовательный процесс, никто не ответит ребёнку кем и каким ему быть,
кроме
него
самого.
Становление
гармонично
развитой
личности
–
индивидуальный путь. На основании этого можно сказать, что задача
педагога состоит в том, чтобы поддержать ребёнка в любом выборе и
выразить свою готовность помочь в любом случае.
Шахматы и шашки способствуют равномерному развитию ребёнка,
помогают находить ему баланс между внутренним и внешним миром. Ведь
гармоничность означает формирование способностей, различных интересов,
соответствующих
разным
сферам
жизни
человека.
И
применение
образовательных
технологий
в
сфере
интеллектуальных
игр
этому
способствуют.
Развивающего обучения: изучение темы происходит по уровням
сложности материала – способствует формировать аналитическое мышление
воспитанников
(развивается
умение
производить
умственные
математические действия), учитывая возрастные психические процессы и
физические возможности здоровья; учебная деятельность теоретической и
практической направленности организована по шаблону: педагог + ребёнок
→ самостоятельная работа учащегося по заданию педагога → работа детей в
парах – поэтапная учебная деятельность позволяет развивать не только
самоконтроль у детей, но и навыки общения и культуру поведения в
коллективе.
Опережающего обучения: некоторые дети в игре опережают других в
усвоении материала, таким детям предпочтительнее более сложный уровень
игры, например, решение этюдов, задач по карточкам, изучение защитных
техник (Сицилианской, гамбитов) или атакующих техник.
Здоровье-сберегающие технологии: одной из приоритетных задач
реформирования системы образования является сохранение, укрепление,
формирование здоровья учащихся. Учитывая, что шашки-шахматы утомляют
5
детей не только умственно, что отражается на психоэмоциональном фоне, но
и физически, педагогом внедрены в процесс обучения физкультурные
минутки (динамические паузы), игровая терапия (мини-игры), творческие
разминки.
Опыт
их
применения,
в
соответствии
с
возрастными
возможностями и индивидуальными особенностями детей, показал, что
происходит
снятие
психоэмоционального
напряжения,
активизируется
мыслительная деятельность, сохраняется устойчивый интерес к ходу занятий.
Таким образом, здоровье-сберегающие технологии способствуют социальной
адаптации учащихся к специфике шашечной-шахматной игры, в том числе
личностно развиваться в выбранном ими направлении досуга.
Игровые технологии: при изучении шашечного-шахматного курса
учащиеся сталкиваются с необходимостью запоминать большой объём
информации, включая терминологию. С этой целью педагог конструирует
учебную деятельность детей, так, чтобы раскрыть тему занятия с учётом её
сложности, с использованием приёма распределения нагрузки материала
посредством комплекса игровых заданий: викторина → кроссворд →
логическая цепочка. Учитывая, что ведущий вид деятельности детей
дошкольного возраста – игра, ключевым моментом занятий является
использование загадок,
сказок,
мини-спектаклей
шашечной-шахматной
направленности.
При
работе
с
детьми
школьного
возраста
педагог
использует:
приём
создания
игровых
ситуаций
(при
изучении
теоретического материала);
приём обыгрывания
шашечных-шахматных
заданий и задач (при изучении практического материала). При работе с
учащимися,
которые
само-ориентированы
на
дальнейшую
профессиональную
шашечную
и
шахматную
деятельность,
педагог
применяет
специализированные
дидактические
игры
проблемного
характера. Игровая деятельность на занятиях стимулирует познавательную
деятельность учащихся, тем самым мотивирует их к учению в целом.
6
Информационно-компьютерные
технологии (ИКТ):
становление
информационного общества является приоритетной экономической задачей
современной России, в том числе служит фундаментом инновационного
развития страны. Концепция информатизации регионов, вступившая в силу в
2014г., предусматривает не только процесс компьютеризации, но и развитие
и внедрение ИКТ в сфере образования. Таким образом, на основе
Информационно-коммуникационных
технологиях
и
Компьютерных
технологиях
происходит
организация
единого
образовательного
пространства на территории России с целью создания конкурентоспособного
образования. Поэтому актуальность внедрения ИКТ в процесс обучения
шашкам и шахматам заключается в том, что позволяют проектировать
пространство персонального, группового образования для самореализации
личности. Используя информационно-коммуникационную сеть (Интернет),
педагог
демонстрирует
возможности
специализированных
платформ
(сервисов) обучения, например, для освоения теоретического материала
используются статьи, источники (документы), мультимедийные презентации,
в том числе электронно-образовательные ресурсы («Шахматная планета»
― программа для обучения). На базе сайта Федерации шашек России и
Федерации шахмат России действует образовательная функция «Уроки». Для
организации
игровой
практики
учащихся
по
виду
спорта
шахматы
используется
специализированные
компьютерные
программы
«Chess
titans», «Chessfield», которые развивают навыки и умения реализовывать
полученные знания на практике.
7
Список литературы
1)
Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной
литературе. / О.Г. Захарова – Текст: непосредственный // Аспекты и
тенденции педагогической науки: материалы ΙΙ междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, июль 2017г.) – Санкт-Петербург: своё
издательство, 2017. – С. 15-17
2)
Линдсей Г., Халл К.С.,Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое
мышление. – Нью-Йорк, 2019. – 580с.
3)
Михайлова Т.В. Роль игры в интеллектуальном развитии
дошкольников / Т.В. Михайлова – Текст: непосредственный // Молодой
учёный. – 2019. - №49 (287). – С. 508-509
4)
Никитин Б.П. Система воспитания сознательного родительства. – М:
Эксмо, 1996. – 425с.
8