Напоминание

"Использование ИКТ в соответствие с ФГОС"


Автор: Москалева Юлия Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: п.Белоомут
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствие с ФГОС"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИКТ в работе учителя-логопеда

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями

речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и

систематической междисциплинарной работы специалистов по

коррекции имеющихся речевых дефектов.

Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая

дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и

подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по

обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не

научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные

проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к

существенным проблемам в освоении школьной программы.

В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного

пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо

стандартных способов, используемых в логопедической практике,

активно используются нетрадиционные методики, применение которых

предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в

нем познавательную активность, а также повышает общую

эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик

является использование ИКТ – это современные информационно-

коммуникационные технологии, которые активно используются в

коррекционно-развивающей работе с детьми.

Актуальность использования информационных

технологий в работе логопеда

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного

развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в

логопедической практике не просто является одним из возможных

способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях

современного мира. Только такой подход к коррекционно-

развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая

эффективными все направления профессиональной деятельности

логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический

процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более

индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого,

исправлению существующих речевых нарушений.

Активизация познавательной деятельности детей.

Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формирование и развитие навыков учебной деятельности:

развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также

развитие и координация психических процессов.

Обеспечение психологического комфорта на занятиях.

Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического

анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и

связной речи.

В чем преимущества использования ИКТ?

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности

использования различных анализаторных систем. В частности,

совместная работа слухового, двигательного и зрительного

анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы

способствует активизации компенсаторных механизмов на основе

зрительного восприятия.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного

возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной

деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания,

памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают

необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в

яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у

ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что

положительно сказывается на коррекционном процессе.

Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым

нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи,

что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого.

Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка

коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что

окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние

такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом

избежать социальных контактов. Общение же с компьютером

представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник»

оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

Какие требования есть при использовании ИКТ

Какие требования есть при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время,

которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется

использовать компьютерные технологии порционно.

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие

требования:

Все используемые компьютеры должны быть последних

Все используемые компьютеры должны быть последних

моделей. Соответствующие требования предъявляются и к

моделей. Соответствующие требования предъявляются и к

мониторам.

мониторам.

Продолжительность одного занятия за компьютером не

Продолжительность одного занятия за компьютером не

должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется

должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется

проводить не более двух занятий.

проводить не более двух занятий.

Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время

Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время

занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от

занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от

монитора на несколько секунд.

монитора на несколько секунд.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение

здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно

сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому

сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Основные направления деятельности при

использовании ИКТ

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с

детьми, педагогами и родителями.

Работа с детьми предполагает:

Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных

компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых

игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.),

использование интерактивных логопедических пазлов и

тренажеров.

Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью

мультимедиа презентаций.

Компьютер может использоваться для диагностики речевых и

психических функций.

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами

позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию,

поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал

для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-

практикумах и тренингах.

Важной частью работы логопеда является взаимодействие с

родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и

родительские собрания в нестандартной форме интерактивного

взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на

переносных накопителях информации, показывать презентации,

видеозаписи занятий с детьми и т.д.

В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С

помощью ИКТ осуществляется:

сохранение необходимой информации;

построение графиков и диаграмм;

оформление документации и стендовой информации;

с помощью интернета можно оперативно найти необходимую

информацию по любому вопросу;

полноценный обмен информации с коллегами;

участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими

логопедами.

Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость,

обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже

не актуально использование только лишь традиционных способов

коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее

совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями,

что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.



В раздел образования