Автор: Москалева Юлия Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: п.Белоомут
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствие с ФГОС"
Раздел: дополнительное образование
ИКТ в работе учителя-логопеда
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями
речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и
систематической междисциплинарной работы специалистов по
коррекции имеющихся речевых дефектов.
Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая
дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и
подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по
обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не
научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные
проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к
существенным проблемам в освоении школьной программы.
В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного
пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо
стандартных способов, используемых в логопедической практике,
активно используются нетрадиционные методики, применение которых
предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в
нем познавательную активность, а также повышает общую
эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик
является использование ИКТ – это современные информационно-
коммуникационные технологии, которые активно используются в
коррекционно-развивающей работе с детьми.
Актуальность использования информационных
технологий в работе логопеда
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного
развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в
логопедической практике не просто является одним из возможных
способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях
современного мира. Только такой подход к коррекционно-
развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая
эффективными все направления профессиональной деятельности
логопеда.
Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический
процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более
индивидуальным.
Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:
Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого,
исправлению существующих речевых нарушений.
Активизация познавательной деятельности детей.
Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Формирование и развитие навыков учебной деятельности:
развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также
развитие и координация психических процессов.
Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического
анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и
связной речи.
В чем преимущества использования ИКТ?
Компьютер предоставляет максимально широкие возможности
использования различных анализаторных систем. В частности,
совместная работа слухового, двигательного и зрительного
анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы
способствует активизации компенсаторных механизмов на основе
зрительного восприятия.
Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного
возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной
деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания,
памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают
необходимую психологическую готовность ребенка к школе.
Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в
яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у
ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что
положительно сказывается на коррекционном процессе.
Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым
нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи,
что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого.
Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка
коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что
окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние
такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом
избежать социальных контактов. Общение же с компьютером
представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник»
оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.
Какие требования есть при использовании ИКТ
Какие требования есть при использовании ИКТ
Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время,
которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется
использовать компьютерные технологии порционно.
Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие
требования:
Все используемые компьютеры должны быть последних
Все используемые компьютеры должны быть последних
моделей. Соответствующие требования предъявляются и к
моделей. Соответствующие требования предъявляются и к
мониторам.
мониторам.
Продолжительность одного занятия за компьютером не
Продолжительность одного занятия за компьютером не
должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется
должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется
проводить не более двух занятий.
проводить не более двух занятий.
Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время
Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время
занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от
занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от
монитора на несколько секунд.
монитора на несколько секунд.
Основной целью введения этих ограничений является сохранение
здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно
сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому
сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.
Основные направления деятельности при
использовании ИКТ
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с
детьми, педагогами и родителями.
Работа с детьми предполагает:
Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных
компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых
игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.),
использование интерактивных логопедических пазлов и
тренажеров.
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью
мультимедиа презентаций.
Компьютер может использоваться для диагностики речевых и
психических функций.
Использование компьютерных технологий в работе с педагогами
позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию,
поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал
для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-
практикумах и тренингах.
Важной частью работы логопеда является взаимодействие с
родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и
родительские собрания в нестандартной форме интерактивного
взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на
переносных накопителях информации, показывать презентации,
видеозаписи занятий с детьми и т.д.
В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С
помощью ИКТ осуществляется:
сохранение необходимой информации;
построение графиков и диаграмм;
оформление документации и стендовой информации;
с помощью интернета можно оперативно найти необходимую
информацию по любому вопросу;
полноценный обмен информации с коллегами;
участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими
логопедами.
Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость,
обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже
не актуально использование только лишь традиционных способов
коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее
совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями,
что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.