Напоминание

Формирование текстовой деятельности у учащихся 5-9 классов с задержкой психического развития


Автор: Лазарева Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СКОШ 10"
Населённый пункт: г. Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование текстовой деятельности у учащихся 5-9 классов с задержкой психического развития
Раздел: среднее образование





Назад




Лазарева Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы.

МКОУ «Специальная коррекционная

общеобразовательная школы №10» г

Краснокаменска Забайкальского края

Формирование текстовой деятельности у

учащихся 5-9 классов с задержкой психического развития.

Проблема формирования и развития текстовой деятельности у учащихся с ЗПР

является актуальной в настоящее время. Умение связно, последовательно и точно,

грамматически правильно и образно выражать свои мысли поможет учащимся обучению

по всем учебным дисциплинам, позволит расширить возможности ученика в общении с

окружающими его людьми. Задача формирования языковой и коммуникативной

компетенции учащихся является главной в коррекционной школе, поскольку:

- у учащихся с ЗПР наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности,

некоторых когнитивных процессов, которые приводят к несформированности навыков

анализа и синтеза звукового состава слова, грамотного письма и логически правильного

построения устного и письменного высказывания.

- в силу недостаточного развития высших психических функций речь учащихся

несовершенна: примитивна, шаблонна, не отличается точностью, конкретностью,

особенно ограничен их словарь.

Речи учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий,

обозначающие абстрактные понятия. Они очень редко употребляют наречия, глаголы,

местоимения. Речь отличается бедностью в плане языковых и интонационных средств

выразительности. К тому же нарушения познавательной деятельности у учащихся с ЗПР

оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития связной речи: овладение

семантикой речи, усвоение языков средств, формирование языковых обобщений. Поэтому

учащиеся в среднем звене не готовы к самостоятельной текстовой деятельности

(написанию изложений, мини-сочинений, рассказов и т.д).

Проблема формирования и развития связной устной и письменной речи важна и

актуальна для учащихся с ЗПР, так как выпускники проходят итоговую аттестацию по

русскому языку в традиционной форме (изложение с творческим заданием) и для

успешной сдачи экзамена, дальнейшей адаптации и социализации у учащихся должны

быть сформированы навыки грамотного письма и связного речевого высказывания.

Знакомство с понятием «текст» целесообразно проводить в 5 классе на основе

сопоставления нескольких несвязанных между собой предложений и текста. В процессе

анализа ученики делают вывод о том, что каждое предложение выражает отдельную

мысль, а в тексте все предложения развивают одну и ту же мысль, что обеспечивает их

смысловую связь.

В 5 классе учащиеся приступают к ознакомлению с понятиями «тема» и «основная

мысль». На этой основе у них формируются умения раскрывать тему текста и

реализовывать основную мысль. Эти умения являются базовыми для овладения

продуцированием устных и письменных текстов, в связи с чем их формирование

продолжается на всех годах обучения.

В 6 классе учащиеся подбирают лексику, соответствующую заголовку текста,

редактируют текст на основе исключения предложений, не соответствующих теме,

определяют основную мысль текста.

В 7 классе учащиеся раскрывают тему текста на основе данного начала, определяют

тему по опорным словам и составляют на их основе рассказ, определяют основную мысль

текста путём подбора лексики.

В 8 классе учащиеся раскрывают тему текста в соответствии с заголовком с помощью

подбора языковых средств, составляют текст по заголовку и данному началу, в котором

сформулирована основная мысль.

В 9 классе учащиеся реализовывают основную мысль текста в соответствии с

заголовком, в котором она прямо сформулирована.

В процессе реализации раздела программы «Текст» включены такие темы как:

«Как связать предложения в тексте», «Учитесь выразительно читать», «Как исправить

текст с неудачным повтором?», «Учитесь говорить на заданную тему», «Порядок слов в

предложении», «Конструирование предложений», «Редактирование текста».

Общее понятие о типах текста (описание, повествование, рассуждение) вводится в 5

классе. Более детальное изучение каждого типа текста происходит на последующих годах

обучения:

В 5 классе следует начать знакомство с повествованием (составление рассказа по

рисункам).

В 6 классе – строение рассказа, самостоятельное составление, устранение

неоправданных повторов для связи предложений в текстах повествования.

В 7 классе – ознакомление со структурой и целевым назначением делового

повествования, самостоятельное составление таких текстов.

В 8 классе – ознакомление со структурой и особенностями художественного

повествования.

В 9 классе – составление художественного текста повествования по данному началу

(добавление начала и средней части).

Опыт работы методического объединения школы показывает, что формирование у

учащихся умения продуцировать описательные тексты целесообразнее осуществлять в

следующей последовательности:

- в 5 классе – описание животного по предложенному плану;

- в 6 классе – анализ и самостоятельное составление текстов описания предмета и

животного;

- в 7 классе – анализ и составление (самостоятельно или с помощью) сравнительного

описания двух предметов;

- в 8 классе – описание внешнего вида и внутренних качеств и свойств человека;

- в 9 классе – описание интерьера помещения.

При практическом изучении текста – рассуждения, можно использовать следующую

последовательность:

- в 8 классе – знакомство со структурой рассуждения.

- в 9 классе – продуцирование рассуждения на предложенную тему и по готовому

плану.

В процессе сравнительного анализа типов текста учащихся нужно подводить к выводу о

том, что в зависимости от предмета речи конкретного текста к нему можно задать вопрос:

к повествовательным текстам – что произошло?

к описательным текстам – какой предмет?

к текстам – рассуждения – почему это так?

Рекомендуется использование приёма рисования картинок, заключающегося в

следующем:

к повествовательным текстам можно нарисовать несколько картинок, к описательным

текстам – только одну картинку, к текстам – рассуждения картинки нарисовать

невозможно.

Параллельно с понятиями типов текста происходит знакомство со стилями речи.

Разделы «Типы речи» и «Стили речи» включают составление рассказов по серии

картинок, написание мини – сочинений и изложений - миниатюр, небольших рассказов.

Изложения и сочинения носят обучающий характер и выполняются при помощи учителя,

который в процессе коллективной работы помогает учащимся осознать содержание и

структуру будущего сочинения и изложения.

Каждая новая тема становится определённой ступенью в совершенствовании умений

письменного изложения, сначала с опорой на зрительное восприятие (текста, серии

сюжетных картинок), затем по памяти, и только после этого на основе слухового

восприятия текста. Коллективная подготовительная работа над планом, выделение

опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста (наличие заголовка,

завершённость, тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли,

построение по определённой логической схеме), что совершенствует умение собирать и

систематизировать материал для высказывания.

Реализация связности текста в программе обеспечивается на основе формирования

языковых умений, связанных с выбором лексических или грамматических средств,

выражающих определённые смысловые отношения между отдельными предложениями, и

способствующих развитию мыслительной деятельности.

В связи с этим, начиная с 5 класса, учащихся необходимо знакомить с понятием

контекстуальных синонимов, антонимов, учить подбирать однокоренные слова, заменять

существительные личными местоимениями, а также связывать предложения при помощи

местоимений и сцепляющих слов. Для формирования связной речи необходимо развивать

умения конструировать предложения, составлять план, восстанавливать

деформированный текст, редактировать текст на основе объединения нескольких

предложений в одно или устранять неоправданный повтор с помощью местоименной и

синонимической замены, самостоятельно устанавливать связь предложений с помощью

языковых средств.

Таким образом, в результате кропотливой методической работы над формированием

текстовой деятельности у учащихся с ЗПР определены следующие методы работы:

1) Коммуникативные методы, активизирующие текстовую деятельность учащихся в

условиях, приближенных к естественной коммуникации, а именно метод речевых

ситуаций, который используется не столько в целях совершенствования речевой практики

учеников с ЗПР, сколько для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое

общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию).

Основным приёмом реализации этого метода является приём моделирования. Значимость

этого приёма обусловлена тем, что в течение урока учитель может моделировать как

предметное содержание речевой ситуации, так и определять цель и задачи обучения.

2) Метод конструирования частей текста основан на репродуктивной деятельности

учеников и используется в том случае, когда ученикам предлагаются задания на

построение отдельных предложений или частей текста на основе модели (плана). В основу

этого метода положена как переработка готового текста, так и создание «своего» текста.

3) Метод анализа готового текста, который основан на рецептивной деятельности

учащихся. Данный метод относится к группе наглядных методов, поскольку одним из

средств наглядности является текст. Данный метод применяется при конструировании как

отдельных частей текста, так и всего текста в целом и рассматривается как аналитико –

синтетический. Его реализация осуществляется в том случае, когда ученикам

предлагаются задания на построение отдельных предложений или частей текста на основе

образца.

4) Метод совершенствования текста. Основным приёмом данного метода является

приём редактирования. В ходе редактирования учащиеся выполняют задания на

исправление формулировки заголовка текста в соответствии с темой и основной мыслью,

на исключение одного или нескольких предложений, не соответствующих теме и

основной мысли текста, на добавление предложений, раскрывающих тему и основную

мысль.

Данная система методов соответствует возрастным и индивидуальным особенностям

учащихся с ЗПР, учитывает принцип ранжирования трудностей и отражает этапность в

формировании текстовой деятельности учащихся.



В раздел образования