Автор: Уцумуева Умгайбат Магомед-Камилевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№19"
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Методическая разработка по математике.
Тема: "Подготовка к ЕГЭ."
Раздел: полное образование
МБОУ «СОШ №19»
Учитель математики
Уцумуева
Умгайбат Магомед-Камилевна
2020 г.
ТЕМА: ПОДГОТОВКА К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.
ЦЕЛИ: 1. Усилить практическую направленность для качественной
подготовки к ЕГЭ, повторить темы «Графики функций»,
«Квадратный корень», «Задачи на проценты и движение»,
«Формулы приведения».
2. Развивать логическое мышление и память.
3. Воспитывать интерес к математике через использование
нестандартных форм обучения.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Оборудование: Учебное пособие «Алгебра 10 класс», «Математика. ЕГЭ.
100 баллов», «ЕГЭ по математике», «Нестандартные
уроки по математике».
Урок проводится в рамках подготовки к ЕГЭ.
Урок – суд.
Цель: Величие человека в его способности мыслить.
Усилить практическую направленность для качественной подготовки к ЕГЭ.
Воспитывать интерес к математике через использование нестандартных
форм обучения.
Участие в судебном процессе требует умения правильно считать, решать, быстро
ориентироваться в ситуациях, быть наблюдательным и внимательным.
1 слайд.
Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов.
Учитель. Судебное заседание ведёт судья Тумин Андрей.
Обвиняемый – предмет математика.
Обвинитель - прокурор – Рыбас Ольга.
Защитник – адвокат – Симонян Кристина.
Свидетели – Пелецкая Виктория, Сотова Ольга, Мирошникова Валентина.
Секретарь
судебного
заседания
–
учитель
математики
Приколотина
Татьяна
Александровна.
Судья. Судебное заседание считаю открытым.
Сегодня рассматривается дело по обвинению предмета математики. Слово для
обвинения предоставляется обвинителю – прокурору.
Прокурор.
Сегодня на Ваш суд я представляю предмет математики. Его обвиняю в том, что это
очень сложная, требующая понимания, глубоких и прочных знаний, логического
мышления наука. Уже в начальных классах нужно постигнуть азы математических
знаний, а в средних и старших классах, тем более, что порой и в институтах такое
достигнуть невозможно.
Да ещё в 9 и 11 классах не зависимо от того, имеешь ты склонности к точным наукам
или нет, в обязательном порядке нужно знать всё по этому сложному предмету,
чтобы сдать ГИА и ЕГЭ.
Адвокат.
Я с Вами не согласна. Математика содержит огромные сокровища, которым
нет цены. Мои свидетели попытаются убедить Вас в том, что математика хоть и очень
серьёзная и трудная наука, но всё же интересная, разнообразная и, самое главное,
очень нужная в жизни каждому человеку.
Секретарь.
Приглашается свидетель Сотова О.
Свидетель.
Я попытаюсь убедить Вас в том, что математика очень необходимая в
жизни наука. Вот например.
Графики функций. Понятие «функция» является важнейшим в математике. С помощью
функций описываются различные явления и процессы: физические, химические,
статистические, природные и другие. Сам термин «функция» возник лишь в 1664 году
в работах немецких учёных Г. Лейбница и И. Бернулли. А график функции – это
наглядное изображение функциональной зависимости.
Слайд 2. «Графики функций».
Устное решение упражнений.
Перед вами формулы, задающие функции:
1)
у =
1
2
х +5 5)
х
2
+
у
2
=9
2)
у = - 3 х 6)
(
х
−
3
)
2
+
(
у
+
2
)
2
= 0
3)
у = -
х
2
+ 6 х - 9 7) у =
3
√
х
−
4
4)
у =
2
х
+ 3 8) у = 2
х
2
+2
1.
Найти функцию, которая является линейной. Возрастающая или убывающая
она? Почему? (1;2)
2.
Найти функцию, график которой параллелен графику функции у=0,5 х. ( 1)
3.
Найти функцию, графиком которой является окружность. Определить её радиус.
( 5; r=3)
4.
Найти функцию, график которой парабола. Составить уравнение оси симметрии
х=m.( 3; х=3; 8; х=0)
5.
Найти функцию, графиком которой является точка. Укажите её координаты.
( 6; (3;-2))
6.
Найти область определения функций 4 и 7. Что является её графиком ?
(-
∞
; 0)
∪
(0;+
∞
); гипербола; (4; +
∞
); часть гиперболы, расположена в первой
координатной четверти)
7.
Найти график прямой пропорциональности. В каких координатных четвертях он
расположен? (2; во второй и четвёртой)
Слайд 3.
На рисунке изображён график функции у = f (х), где - 5
≤
х
≤
9. Укажите:
1) Нули функции;
2)Промежутки, в которых функция принимает значения одного и того же знака
(положительна или отрицательна);
3) Промежутки, в которых функция возрастает и убывает.
х
Слайд 4. «Дифференцированные задания».
Секретарь: Приглашается свидетель…Пелецкая Виктория…
Свидетель: Никто не знает, когда впервые появились счёт и число. Ещё до появления
письма для запоминания чисел пользовались бирками - кусками дерева, на которых
делали зарубки. Позже числа стали записывать специальными знаками. Вначале при
счёте предметов появились натуральные числа, затем дроби. Чтобы облегчить
действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввёл в 1585 г.
голландский математик Симон Стевин. Отрицательные числа появились позже, а
правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел были
предложены в III веке Диофантом. В дальнейшем появились иррациональные числа.
Умение правильно вычислять необходимо каждому человеку постоянно.
Выполнить вычисления в тетради и проверить ответы.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
1
¿
√
25
-
√
49
1)
(
√
4
)
2
- 1,5 1)
√
4
2
+
33
2)
√
16
¿
√
4
2) 7
¿
(
√
2
7
)
2
2)
√
4
⋅
5
2
−
6
2
3) 3
√
4
-
√
36
3)
(
√
0,9
)
2
- 0,3 3)
−¿
4)
√
64
:
√
900
4)
1
6
(
√
12
)
2
4)
√
0,5
2
−
0,3
2
У
4
3
2
1
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Х
-1
-2
-3
-4
5)
√
0,36
+
√
0,01
5) 2 – 5
(
√
3
5
)
2
6)
1
8
√
0,64
- 1
7) - 3
√
0,49
+ 2,6
8) 0,4
√
0,04
Слайд 5. Проверка задания.
1 уровень. 2 уровень. 3 уровень.
1). - 2 5). 0,7 1). 2,5 1). 7
2). 8 6). – 0,9 2). 2 2). 8
3). 0 7). 0,5 3). 0,6 3). – 0,9
4).
4
15
8). 0,08 4). 2 4). 0,4
5). – 1
Слайд 6. Устное решение задач.
Секретарь: Приглашается свидетель…Мирошникова Валентина.
Свидетель: Делая покупки, мы знаем, что чем меньше цена, тем больше товара
можно купить на одну и ту же сумму. При увеличении скорости, время того же пути
уменьшается, что одну и ту же работу с большей производительностью можно сделать
за меньшее время, что процент - это сотая часть числа. Мы знаем, что отношение- это
число, и таким его стали считать с XVII века благодаря Исааку Ньютону. В 7 книге
«Начал» Евклида изложена теория отношений и пропорций для целых чисел. С
задачами, решение которых сводится к составлению пропорции, встречаются люди
любой профессии.
Устное решение задач.
1.
Найти 30
%
от 27. ( 27
¿
0,3=8,1)
2.
Какое число получится, если 140 увеличить на 60
%
? (140:100
¿
(100+60)=224)
3.
Горные лыжи стоят 16000 рублей. Сколько рублей будут стоить горные лыжи во
время сезонной распродажи, когда на них объявлена скидка 20
% ?
(16000-
16000
¿
0,2=12800(руб.))
4.
Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число ручек можно будет
купить на 900 рублей после повышения цены на 10
%
?
1)
40+40
¿
0,1=44(руб.) – новая цена ручки
2)
900 : 44=20,45
≈
20 ручек
Ответ: 20 ручек
Слайд 7. Решение текстовых задач.
Решение задач.
1.
Найти концентрацию раствора, если на 3 литра воды всыпали 30 грамм соли.
Решение: 3 литра=3000 грамм - 100
%
30 грамм – х
%
30
⋅
100
3000
=
1
%
Ответ : 1
%
.
2.
Телевизор стоил 10000 рублей. В апреле он подорожал на 30
%
, а в декабре
подешевел на 40
%
. Сколько стал стоить телевизор в декабре?
Решение: 1) 10000
¿
0,3=3000 (р) подорожал в апреле.
2) 10000+3000= 13000(р) стал стоить в апреле.
3) 13000
¿
0,4=5200 (Р) подешевел в в декабре.
4) 13000 – 5200 = 7800(р.) - стал стоить в декабре.
Ответ: 7800 рублей.
Слайд 8.
3.
Клиент банка внёс 8000 рублей на вклад с годовым доходом 5
%
. Через год он
положил на этот же вклад ещё 2000 рублей. Какая сумма будет у него на счету
через 2 года после открытия счёта в банке?
Решение: 1) 8000
¿
0,05=400(р) --5
%
от 8000 рублей
2) 8000+400=8400(р)—стало через год.
3) 8400+2000=10400(р)—после внесения.
4) 10400
¿
0,05=520(р)—проценты за 2 год.
5) 10400+520=10920(р)
Ответ: 10920 рублей.
Слайд 9.
4.
От пристани А к пристани В, расстояние между которыми равно 420 км,
отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 1 час после этого
следом за ним со скоростью на 1 км / ч большей отправился второй. Найти
скорость первого теплохода, если в пункт В оба теплохода прибыли
одновременно. Ответ дайте в км
¿
ч.
Слайд 10.
Решение:
S
V
T
1
420
Х
?
2
420
Х+1
на 1 ч м.
Х км/ч - скорость 1 теплохода
420
x
−
1
=
420
x
+
1
420х+420-
х
2
-х-420х=0
−
x
2
−
x
+
420
=
0
x
2
+
x
−
420
=
0
D
=
1
2
−
4
⋅
1
⋅(−
420
)=
1681
x
1
=
−
1
+
√
1681
2
⋅
1
=
−
1
+
41
2
=
20
x
2
=
−
1
−
41
2
⋅
1
=−
21
х
≠
0, х
≠
- 1, х > 0
-21 не удовлетворяет условию задачи, т.к. скорость отрицательной быть не
может.
х=20 км/ч.
Ответ: 20 км/ч
Секретарь: Приглашается свидетель Сотова Ольга.
Свидетель: Тригонометрия, как и всякая научная дисциплина, возникла из
потребностей практической деятельности человека. Так, различные задачи
астрономии, мореплавания, землемерия, архитектуры привели к
необходимости разработки способов вычислений элементов геометрических
фигур по известным размерам других их элементов, найденных путём
непосредственных измерений. Само название «тригонометрия» греческого
происхождения, в переводе на русский язык оно означает «измерение
треугольников». Тригонометрические выражения являются обширным полем
для получения навыков работы с математической символикой, формулами и
выражениями.
Самостоятельная работа.
Слайд 11 .Формулы приведения.
Самостоятельная работа.
1 вариант 2 вариант
1
¿
cos150 °
1)
sin
(
α
−
π
2
¿
) ¿
2)tg 135
0
2)
tg
(−
α
+
270 °
)
3)
cos 225°
3)
sin
(
π
+
х
)
cos
(
π
2
¿
¿+
х
)−
cos
(
2 π
+
х
)
sin
(
3 π
2
¿
¿−
х
) ¿ ¿ ¿¿
4)
sin 135°
4)
cos
(−
α
)
cos
(
180 °
+
α
)
sin
(−
α
)
sin
(
90 °
+
α
)
5)
cos 315°
5)
sin
2
(180
°
-х)+
sin
2
(270
°
-х)
Взаимопроверка.
Слайд 12. Проверка.
1 вариант. 2 вариант.
1).-
√
3
2
1). -
cos α
2).- 1 2).ctg
α
3).-
√
2
2
3).1
4).
√
2
2
4).ctg
α
5).
√
2
2
5).1
Адвокат: Свидетелей можно вызывать бесконечное множество. И каждый из
них сможет вас убедить в том, что математика - очень нужная наука, хотя и
очень сложная, требующая больших знаний, логического мышления, но очень
необходимая каждому человеку.
Судья: Приговор:
Считать математику самым важным, хотя и очень сложным, предметом. Её
необходимо изучать не только в школе, но и всю жизнь. Математика-царица
всех наук.
Учитель: Математика содержит огромные сокровища, которым нет цены -это
знания. Судьба этих сокровищ в ваших руках. Вам решать, лежать ли им глубоко
зарытыми, как клад, или расти и приумножать их, помогая всем идти по жизни.
Дайте возможность математическим сокровищам сослужить службу в вашей
жизни.
Итог урока. Оценивание работы.