Автор: Столова Маргарита Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Школа № 182 "
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: В.И.Даль "Девочка Снегурочка" (2 класс)
Раздел: начальное образование
УМК
«Начальная школа XXI века»
Тема
В.Даль «Девочка Снегурочка»
Место и роль урока в изучаемой теме
Тринадцатый урок в разделе «Снежок порхает, кружится»»
Класс
2
Предмет
Литературное чтение
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель
Знакомство с содержанием сказки В.Даля «Девочка Снегурочка»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя,
учащихся; осознанно, правильно, выразительно
читают целыми словами; понимают смысл заглавия
произведения; размышляют о характере и поступках
героя; определяют жанр произведения,
пересказывают по готовому плану; объясняют свою
точку зрения и соотносят ее с авторской позицией
Проговаривают
вслух
последовательность
производимых
действий,
составляющих
основу осваиваемой
деятельности;
формулируют
познавательную
цель с помощью
учителя; учатся
работать по
предложенному
учителем плану;
анализируют,
сравнивают
выполненные
действия и
полученные
результаты;
Знакомятся со
сказкой; находят
ответы на вопросы
в тексте,
иллюстрациях;
формулируют
ответы на вопросы;
структурируют
знания;
осуществляют
анализ сказки;
строят рассуждения;
самостоятельно
создают способы
решения творческой
задачи.
Осуществляют
коммуникативно-
речевые действия,
конструктивные
способы
взаимодействия с
окружающими,
участвуют в диалоге
на уроке,
воспринимают
объяснения и
инструкции учителя;
выражают с
достаточной
полнотой и
точностью свои
мысли; работают в
группе;
обмениваются
информацией.
Выражают этические
чувства (стыд, вина,
совесть) на основе
анализа простых
ситуаций; проявляют
интерес к учебному
материалу. Принимают и
осваивают социальную
роль обучающегося;
проявляют
самостоятельность.
определяют успехи и
трудности в своей
работе.
Ход урока
Этапа урока
Действия учителя по организации деятельности
учащихся
Действия учащихся
Формируемые умения
I.
Мотивационный
– Какое сейчас время года? Какая за окном погода?
– Покажите, что вы замерзли и съежились;
отогрелись и расслабились.
– Вот вам случайно попали в лицо снежком,
изобразите огорчение.
– Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали
большой ком снега, второй, поставили их друг на
друга.
– Молодцы, какие красивые снеговики у вас
получились.
– Вы пришли веселые домой. Улыбнитесь. Какое у
вас настроение? Я надеюсь, что с таким
настроением мы с вами отлично поработаем на
уроке
Проверка домашнего
задания
Чтение
наизусть
стихотворения
И.Сурикова
«Детство »
– Посмотрите на доску и соотнесите название
произведения и его автора.
Снегурочка
Снегурка
В. Даль
В.
Проговаривают
правила
поведения
на
уроке.
Настраиваются
на работу
Работают в парах (в малых
группах). Один ученик читает
наизусть
стихотворение,
другой оценивает
Выполняют задание.
Совместно договариваются о
правилах
поведения
и общения в школе и следуют
им
Осуществляют
контроль
и
дают
оценку
учебной
деятельности
Девочка Снегурка
Девочка Снегурочка
Бианки
М.
Пришвин
В.
Осеева
– Правильно, это произведение «Девочка
Снегурочка», написал его В. Даль.
(На доске – портрет автора и название
произведения.)
– Скажите, что вы знаете о В. Дале.
– Родился в 1801 году 22 ноября. Отец был врачом.
В. И. Даль – русский ученый и писатель, военный
врач-хирург. Прославился как автор «Толкового
словаря живого великорусского языка». Знал, по
меньшей мере, 6 языков. Этнограф, собиратель
фольклора. Сам В. Даль был морским офицером.
Много путешествовал. Любил литературу и русский
язык.
– Отгадайте загадку.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка.)
– Как вы думаете, как эта загадка связана с темой
нашего урока?
Рассказывают.
Отгадывают загадку.
Высказывают свои
предположения
Знакомятся
с
произведением;
осознанно
и
произвольно
строят
высказывания в устной форме.
Владеют
приемами
понимания
прочитанного
и
прослушанного
текста,
основами смыслового чтения
текстов,
умениями выделять
существенную информацию из
текста, осуществлять процессы
анализа, синтеза.
Строят рассуждения
2. Операционный
– Послушайте, обратите внимание на незнакомые
слова.
Слушают и выполняют задание
Высказывают
свою
точку
зрения
и
уважают
мнение
Читает сказку, выделяя голосом редко
употребляемые слова: кокурочка, ветошка, пестовать,
лобызала
Беседа после первичного восприятия
– Понравилась вам сказка?
– Что вызвало интерес?
– Кто главные герои?
– Кто спас Снегурочку?
– Как это случилось?
Словарная работа.
– Какие необычные слова вы услышали? Как вы
думаете, что они означают?
Кабы – если бы.
Ветошка – лоскут старой ткани.
Вешнего – весеннего.
Кокурочка – булочка, булка.
Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и
грибов.
Лобызала – целовала.
Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо
воспитывать.
Хлевушек (хлев) – помещение для животных
– Прочитайте название произведения, фамилию
автора.
– Рассмотрите иллюстрации на с. 146 и 148
учебника, подберите к ним подходящие отрывки из
текста
– Кто спас Снегурочку?
– Как это случилось?
– Как старики относились к Снегурочке? Какие
Отвечают
на
вопросы,
высказывают свое мнение
Называют слова.
С помощью учителя объясняют
значение слов
- «Девочка Снегурочка». В.
Даль.
Рассматривают
иллюстрации.
Находят
в
тексте
соответствующие отрывки
Отвечают на вопросы.
Находят ответы в тексте сказки.
Зачитывают
собеседника,
проявляют
эмоциональную отзывчивость
на прочитанное
Формулируют ответы
на
поставленные
учителем
вопросы.
Владеют
способами
конструктивного
взаимодействия со взрослым
и
сверстниками,
навыками
работы
со
справочной
литературой.
Извлекают
необходимую
информацию
из
различных
источников
Осуществляют
логические
операции, контроль и оценку
учебных
действий
слова повторяются?
Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять –
Будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан? Все в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
Выполняют
физкультминутку
согласно инструкции учителя
Работа над содержанием сказки (работа в парах)
– Восстановите содержание сказки и
расставьте события по порядку.
1. Жучка нашла Снегурочку.
2. Снегурочка пошла с подружками в лес.
3. Старик прогнал Жучку.
4. Медведь, волк и лиса хотели проводить
Снегурочку домой.
5. Снегурочка потерялась в лесу.
6. Лиса украла кур.
С а м о п р о в е р к а : 6, 3, 2, 5, 4, 1
Выборочное чтение по готовому плану.
Лиса украла кур.
Старик погнал Жучку.
Снегурочка пошла с подружками в лес.
Снегурочка в лесу потерялась.
Медведь, волк и лиса хотят проводить
Снегурочку домой.
Жучка нашла Снегурочку
Восстанавливают содержание.
Осуществляют выборочное
чтение по готовому плану
Формулируют и
аргументируют свое мнение по
обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают
информацию, полученную из
рассказа
учителя
3.Рефлексивно-
оценочный
– С каким произведением познакомились?
– Кто автор сказки?
– Что узнали об авторе сказки?
– Какие трудности возникли?
– Что было непонятно?
Отвечают на вопросы
Выделяют и осознают то, что
уже усвоено и что нужно еще
усвоить.
Осуществляют самоконтроль
Домашнее
задание
Подготовить краткий пересказ по картинному
плану, придумать сказочную историю о Снегурочке
и проиллюстрировать (по желанию)
Записывают задание на дом,
задают вопросы
Выделяют и осознают то, что
уже усвоено и что еще нужно
усвоить
Приложение
К т
о х о з
я и н
О с
е
е
в а
р а с
с
к а з
Лист обратной связи
Критерии
+/ -
1. Определили жанр произведения.
2. Выбрали геометрическую фигуру для обозначения жанра.
3. Закрасили геометрическую фигуру согласно теме произведения.
4. Записали автора произведения.
5. Записали название произведения.