Автор: Подхалюзина Инна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1391
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации школьника.
Раздел: начальное образование
Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации
школьника.
«Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения,
доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной
атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и
удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая,
плодотворная и красивая.» (Януш Корчак «Как любить ребёнка»)
Чтобы работа была «живая, плодотворная и красивая» педагог должен
обеспечить ребёнку психологический комфорт.
А что же такое комфорт?
Комфорт — Английское – comfort (поддержка, укрепление). Латинское –
foortis (сильный, крепкий). В современной речи слово употребляется в
значении «удобный, уютный» (Этимологический словарь Семёнова).
Комфорт — КОМФОРТ, а, м. Условия жизни, пребывания, обстановка,
обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (Толковый словарь Ожегова).
В психологии есть понятие «психологический комфорт» или «зона
комфорта» - внутреннее состояние, в котором человеку требуется
минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и
чувства внутренней защищенности (Акимова М.К., Козлова В.Т.
Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.).
К условиям психологического комфорта мы можем отнести условия
внутришкольной среды, то есть организация межличностных
взаимодействий. Для системы «учитель-ученик» - это отношения в процессе
совместной деятельности, которые характеризуются доброжелательным
отношением, принятием друг друга, активным слушанием, высоким уровнем
эмпатии.
К средствам влияния на психологический комфорт ребёнка можно отнести
разнообразные формы занимательной деятельности на уроке, дизайн
классной комнаты, традиции классного коллектива.
У современных школьников в образовательном процессе часто наблюдаются
негативные проявления: отсутствие интереса к учёбе, конфликтные ситуации
в школе и после неё, низкая культура поведение, пропуски занятий.
Продолжительное состояние тревожности на уроках может привести к
нервным срывам. Согласно статистике только 58% учащихся комфортно
чувствуют себя в школе (Ярчевская Л. Ф. Педагогический совет
«Психологический комфорт на уроке». [Электронный ресурс]). Это говорит о
том, что у современного школьника отсутствует чувство безопасности в
образовательной среде, что противоречит одной из задач школы, а именно:
укрепление физического и психического здоровья школьника, создание
пространства, в котором ребёнок чувствовал бы себя комфортно.
От психологического комфорта зависит и физическое здоровье, поэтому так
важно не допустить у ребёнка наличия постоянных стрессов и неврозов.
Можно сказать, что продолжительное комфортное состояние несёт за собой
сохранение здоровья. Каждый ребенок должен чувствовать, что его
принимают таким какой он есть, что в него верят, что ему окажут поддержку
в трудной ситуации. Именно ситуация успеха помогает ребёнку раскрыться и
поверить в свои силы. Эту ситуацию и должен создавать учитель на уроке
для обеспечения психологического комфорта обучающихся.
Можно использовать цветовое кодирование эмоционального состояния детей
в начале урока при помощи сигнальных карточек, где красный – напряжен,
раздражен и т.д., а зелёный – спокоен, уверен и т.д. На этапе рефлексии
можно использовать фразы: «Я могу себя похвалить за...» или «У меня
сегодня получилось…» и т.д. Для снятия психологического напряжения в
процессе урока целесообразно проведение минуток релаксации. С этой же
целью можно порекомендовать использовать методы, упражнения
психогимнастики М.И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию
различных сторон психики ребёнка (ЧистяковаМ.И. Психогимнастика.)
Если каждый педагог и среда образовательного учреждения в целом будет
стремиться к выполнению всех вышеперечисленных условий, то цель по
достижению психологического комфорта школьников будет достигнута.