Напоминание

Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации школьника.


Автор: Подхалюзина Инна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1391
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации школьника.
Раздел: начальное образование





Назад




Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации

школьника.

«Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения,

доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной

атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и

удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая,

плодотворная и красивая.» (Януш Корчак «Как любить ребёнка»)

Чтобы работа была «живая, плодотворная и красивая» педагог должен

обеспечить ребёнку психологический комфорт.

А что же такое комфорт?

Комфорт — Английское – comfort (поддержка, укрепление). Латинское –

foortis (сильный, крепкий). В современной речи слово употребляется в

значении «удобный, уютный» (Этимологический словарь Семёнова).

Комфорт — КОМФОРТ, а, м. Условия жизни, пребывания, обстановка,

обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (Толковый словарь Ожегова).

В психологии есть понятие «психологический комфорт» или «зона

комфорта» - внутреннее состояние, в котором человеку требуется

минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и

чувства внутренней защищенности (Акимова М.К., Козлова В.Т.

Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.).

К условиям психологического комфорта мы можем отнести условия

внутришкольной среды, то есть организация межличностных

взаимодействий. Для системы «учитель-ученик» - это отношения в процессе

совместной деятельности, которые характеризуются доброжелательным

отношением, принятием друг друга, активным слушанием, высоким уровнем

эмпатии.

К средствам влияния на психологический комфорт ребёнка можно отнести

разнообразные формы занимательной деятельности на уроке, дизайн

классной комнаты, традиции классного коллектива.

У современных школьников в образовательном процессе часто наблюдаются

негативные проявления: отсутствие интереса к учёбе, конфликтные ситуации

в школе и после неё, низкая культура поведение, пропуски занятий.

Продолжительное состояние тревожности на уроках может привести к

нервным срывам. Согласно статистике только 58% учащихся комфортно

чувствуют себя в школе (Ярчевская Л. Ф. Педагогический совет

«Психологический комфорт на уроке». [Электронный ресурс]). Это говорит о

том, что у современного школьника отсутствует чувство безопасности в

образовательной среде, что противоречит одной из задач школы, а именно:

укрепление физического и психического здоровья школьника, создание

пространства, в котором ребёнок чувствовал бы себя комфортно.

От психологического комфорта зависит и физическое здоровье, поэтому так

важно не допустить у ребёнка наличия постоянных стрессов и неврозов.

Можно сказать, что продолжительное комфортное состояние несёт за собой

сохранение здоровья. Каждый ребенок должен чувствовать, что его

принимают таким какой он есть, что в него верят, что ему окажут поддержку

в трудной ситуации. Именно ситуация успеха помогает ребёнку раскрыться и

поверить в свои силы. Эту ситуацию и должен создавать учитель на уроке

для обеспечения психологического комфорта обучающихся.

Можно использовать цветовое кодирование эмоционального состояния детей

в начале урока при помощи сигнальных карточек, где красный – напряжен,

раздражен и т.д., а зелёный – спокоен, уверен и т.д. На этапе рефлексии

можно использовать фразы: «Я могу себя похвалить за...» или «У меня

сегодня получилось…» и т.д. Для снятия психологического напряжения в

процессе урока целесообразно проведение минуток релаксации. С этой же

целью можно порекомендовать использовать методы, упражнения

психогимнастики М.И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию

различных сторон психики ребёнка (ЧистяковаМ.И. Психогимнастика.)

Если каждый педагог и среда образовательного учреждения в целом будет

стремиться к выполнению всех вышеперечисленных условий, то цель по

достижению психологического комфорта школьников будет достигнута.



В раздел образования