Автор: Афанасьева Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: г. Ростов
Наименование материала: статья
Тема: "Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: полное образование
Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является
едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с
детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль
артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого
речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками
принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида.
Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная,
затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их
цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат
дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку:
«Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой
выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с
сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как
бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох,
добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного
выдоха.
При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно
следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все
дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо
проветренном помещении.
С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы:
«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—
бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги.
Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик»,
подгоняя его другому «берегу».
«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие
шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на
«снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны
медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть
альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу,
изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими
полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на
бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не
разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным
упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-
соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох
был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные
инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к
произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается
вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с
носа.
«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не
задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно,
потихоньку.
«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?»
Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной
бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками –
дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих
и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего
произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с]
произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый,
«летний», ладошки греются.
«Футбол» Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот.
Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
«Ветряная мельница» Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или
мельницы из песочного набора.
«Снегопад» Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить
ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с
ладони.
«Листопад» Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и
объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на
листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки
с какого дерева упали.
«Бабочка» Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом
следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Кораблик» Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
«Одуванчик» Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите
за правильностью выдоха).
«Шторм в стакане» Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан
с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были
неподвижными).
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их
можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может
привести к головокружению