Напоминание

Воспитать гражданина


Автор: Елена Николаевна Табунщикова
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: Программа воспитательной работы
Тема: Воспитать гражданина
Раздел: среднее образование





Назад




Программа воспитательной работы

«Воспитать гражданина» 7-9 класс

«…вопрос о патриотическом воспитании

молодёжи – это разговор о самом главном:

о ценностях, о нравственных основах, на которых

мы можем и должны строить нашу жизнь,

воспитывать детей, развивать общество, в конечном

итоге укреплять нашу страну»

В.В.Путин

Пояснительная записка

Программа «Воспитать гражданина» разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от

29.12.2012

Программой

развития

воспитательной

компоненты

в

общеобразовательных

учреждениях на 2013-2020 гг.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (2013-

2020 гг.)

и

предназначена

для

учащихся

7-9

классов

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 30». Программа

определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в

школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом

зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным

образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил

большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях

жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих

условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный,

но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и

другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо

осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к

инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой

рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную

независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую

нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная

школа.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный,

нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию

и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в

управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления

ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное

развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое

воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина

и патриота своей страны.

Цель - создание необходимых условий для формирования гражданственности как

значимого личностного качества у учащихся, воспитания патриотов России, граждан правового

демократического

государства,

обладающих

чувством

национальной

гордости,

любви

к

Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры,

интегрируя

учебные

занятия

и

внеурочную

жизнь

обучающихся,

разнообразные

виды

деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему

на основе исторических ценностей и роли России в мире;

развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции

через деятельность органов ученического самоуправления;

развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Ожидаемые результаты реализации Программы: включенность каждого школьника в

воспитательные ситуации, качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной

жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам), отсутствие детей с девиантным

поведением, деятельность детско-юношеской организации, участие в конкурсах по гражданско-

патриотической тематике.

Реализация программы будет способствовать развитию у выпускников на уровне

основного общего образования

творческих способностей, способности к самореализации в пространстве российского

государства; формированию гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

активной

жизненной

позиции;

осознанию

обучающимися

высших

ценностей,

идеалов,

ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Таким образом, программа отражает необходимый обществу и государству социальный

заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией

Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и

патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Основные

приоритеты

методики

осуществления

патриотического

воспитания

таковы:

ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера,

межпредметная интеграция,

воспитание на основе опыта и сотрудничества,

учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся,

интерактивность.

Принципы осуществления патриотического воспитания:

При подборе материала для осуществления патриотического воспитания необходимо

ориентироваться на следующие принципы:

научность (материал должен быть исторически достоверен),

доступность (материал должен быть адаптирован к возрастным особенностям восприятия

учащихся, излагаться простым и доступным языком),

актуальность (т.е. созвучен событиям и проблемам современности),

2

практичность (учащиеся приобретают знания и умения, имеющие большое значение, как в

их повседневной жизни, так и в жизни общества)

наглядность (использование иллюстраций, видео-, фотодокументов, мультимедиа-средств и

т.д.)

Направления реализации программы гражданско-патриотического воспитания:

1. Историко-краеведческое (воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине,

родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению

культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства

национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других

культур, языков и религий.)

2. Военно-патриотическое (изучение военной истории России, знание Дней воинской

славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч

обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и

антитеррористических

операций;

формирование

позитивного

образа

Вооруженных

Сил

Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.)

3.

Спортивно-оздоровительное

(направлено на развитие морально-волевых качеств,

воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий

физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к

защите Родины.)

4.

Интеллектуально-познавательное

(конкурсы

по

развитию

внимания,

памяти,

читательских

умений

школьников;

интеллектуальные

игры,

викторины;

участие

в

муниципальных и всероссийских олимпиадах; участие в интернет - олимпиадах и конкурсах;

проведение тематических недель)

5.

Духовно-нравственное

(осознание

обучающимися

в

процессе

гражданско-

патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых

процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве

определяющих принципов, позиций в практической деятельности.)

6. Семейное (организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация

психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний,

тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного

взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и

родителей; обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и

взаимодействия с детьми).

При реализации программы используются следующие формы работы Формы работы

1.

Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.

2.

Уроки мужества.

3.

Митинги, торжественные линейки.

4.

Вахта памяти.

5.

Волонтёрская помощь ветеранам.

6.

Спортивные игры, викторины.

7.

Фестивали, конкурсы, концерты.

8.

Выставки рисунков, поделок.

9.

Экскурсии, поездки, походы.

10.

Встречи с интересными людьми.

11.

Исследовательская и проектная деятельность.

12.

Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с

последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.

3

Циклограмма основных мероприятий воспитательной программы

№ Направление (название

блока)

Содержание

Виды деятельности

Сроки

1

Историко-краеведческое

(Участия в различных

формах туристско-

краеведческой

деятельности)

1.Изучение истории Приморского края, его традиций

2.Углубление и систематизация знаний о городе

Уссурийске и своей семье

3.Знакомство с выдающимися людьми Приморского

края

4.Привлечение учащихся к поисково-

исследовательской деятельности

5.Оказание помощи ветеранам Великой

Отечественной войны,

6. Участие в экскурсиях, экспедициях по

Приморскому краю

Формирование умения по работе с общественностью

Создание хроник, летописей, атласов

школы

7-9 кл.

Составление родословных и семейных

летописей

7-8 кл.

Сбор материалов о старейших

краеведах, педагогах, известных людях,

писателях, учёных и т.д.

7-9 кл.

Изучение культурно-краеведческих

традиций края, образования и

науки

7-9 кл.

Экскурсии, экспедиции

7-9кл.

7-9 кл.

Участие в работе школьного

исторического клуба «КЛИО»

7-9кл.

2

Военно-патриотическое

1. Привлечение к волонтерской деятельности

2.Участие в культурно – патриотических

мероприятиях города и страны, Вахтах памяти

3. Сбор информации и изготовление транспарантов

для участия в акции «Бессмертный полк»

4. Развитие умения по работе с общественностью

5. Знакомство и изучение законов РФ

Встречи с земляками - носителями

исторической краеведческой

информации

7-9 кл.

Участие во Всероссийской акции

«Бессмертный полк»

7-9 кл.

Операция «Ветеран живет рядом с

нами»

7-9 кл.

Чествование ветеранов труда

7-9 кл.

Операция «Письмо солдату»

7 кл.

7 кл.

Вступление в ряды «Юной Армии»

8 кл.

Классных часов по правовой

грамотности

7-9 кл.

3

Спортивно-

1. Подготовка к участию в спортивных соревнованиях

Проведение «Дня здоровья»

7-8 кл.

4

оздоровительное

2. Мотивация учащихся на реализацию ЗОЖ

3. Участие в спортивных мероприятиях города и края

4. Развитие чувства коллективизма, сплоченности

Участие в спортивных муниципальных

мероприятиях города и края

7 кл.

Участие в спортивных секциях и

кружках

7-9 кл.

Проведение классных часов

7-9 кл.

Оформление классного уголка «Уголок

ЗОЖ»

7-9 кл.

Беседы со школьным медработником

7-9 кл.

Обследование обучающихся на

употребление наркотиков

8-9 кл.

Общешкольный конкурс газет и

плакатов

7-9 кл.

Спортивные общешкольные

мероприятия

7-9 кл.

Коллективное посещение бассейна

«Чайка»

7-9 кл.

Встречи обучающихся со

специалистами разных ведомств по

профилактике вредных привычек (ЦПН,

ОДН УВД, прокуратуры, поликлиник)

7-9 кл.

Анкетирование по классам на темы:

«Чтобы быть здоровым нужно…»

7-8 кл.

Уроки Здоровья

7-9 кл.

4

Интеллектуально-

познавательное

1.Формирование навыков

исследовательской

деятельности

2.Формирование

позитивного опыта

организации досуга

3.Реализация творческого

Участие в школьных, муниципальных,

краевых, всероссийских олимпиадах,

конкурсах

7-9 кл.

Посещение культурно-досуговых

учреждений города.

7-9 кл.

Участие в семинарах, конференциях,

круглых столах

7-9 кл.

Участие в конкурсах школьного и

муниципального уровня сочинений,

7-9 кл.

5

потенциала во

всех видах деятельности;

4.Изучение правил

поведения в

общественных местах

5.Развитие ораторского

искусства

рисунков, стенгазет

Участие в предметных неделях

7-9 кл.

Участие в конкурсе «Ученик года»

7-9 кл.

5

Духовно-нравственное

1.Изготовление поделок, стенгазет, домашней

выпечки;

2.Участие в различных мероприятиях школы и города

3.Развитие сплоченности, чувство коллективизма

4.Реализация творческого потенциала во всех видах

деятельности;

5.Формирование основ нравственного самосознания

личности (совести);

6.Формирование способности школьника

формулировать собственные нравственные

обязательства, осуществлять нравственный

самоконтроль, требовать от себя выполнения

моральных норм, давать нравственную оценку своим и

чужим поступкам;

7.Принятие обучающимся базовых национальных

ценностей; национальных и этнических духовных

традиций;

8.Формирование эстетических потребностей,

ценностей и чувств;

9.Формирование способности открыто выражать и

отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

10.Развитие трудолюбия, способности к преодолению

трудностей, целеустремлённости и настойчивости в

достижении результата.

Классные часы

7-9 кл.

Участие в традиционных праздниках

школы

7-9 кл.

Участие в школьных и муниципальных

акциях

7-9 кл.

Беседы, круглые столы

7-9 кл.

6

Работа с родителями

1.Повышение психолого-педагогических знаний

Классные часы

7-9 кл.

6

родителей (лекции, семинары, индивидуальные

консультации, практикумы);

2.Вовлечение родителей в образовательную

деятельность (родительские собрания, совместные

творческие дела, помощь в укреплении материально-

технической базы);

3.Участие родителей в управлении школой (совет

школы, родительские комитеты).

4.Организация внеклассной работы с привлечением

родителей и специалистов разных ведомств (ЦПН,

ОДН УВД, прокуратуры, поликлиник)

5. Сопровождение родителей учащихся на экскурсии,

конкурсы

Тематические родительские собрания,

Общешкольные родительские собрания

с привлечением специалистов разных

ведомств (ЦПН, ОДН УВД,

прокуратуры, поликлиник)

7-9 кл.

Индивидуальные беседы с родителями

7-9 кл.

Наглядная агитация для семьи и

родителей

7-9 кл.

Привлечение родителей для совместной

работы во внеурочное время

7-9 кл.

Консультации школьного врача,

директора школы и учителей по

актуальным вопросам воспитания (по

запросам)

7-9 кл.

7

Методика и инструментарий мониторинга

духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.

Главное свидетельство эффективности воспитательной системы – творческая,

нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в школе и

коллективе в целом, включенность в совместную деятельность, активная позиция,

позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.

Определение

эффективности

воспитательного

процесса

относится

к

числу

наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью воспитания и обучения

понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями

учебно-воспитательной практики.

Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и

обучения (так называемый мониторинг) основано на десяти принципах:

1.

Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-

воспитательного процесса.

2.

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности

учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.

3.

Диагностика результатов развития личности учащегося является главным

содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного

процесса.

4.

Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение

нескольких лет.

5.

В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические

средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в

наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и

негативных тенденций).

6.

Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и

требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения,

обработки получаемых результатов.

7.

При подборе необходимого диагностического материала предпочтение

отдается количественным методам оценки.

8.

Включенность

педагогов

(педагоги-психологи,

учителя-предметники,

организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги,

заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-

воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части,

директор) в диагностический процесс максимальна.

9.

Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности

не являются средством административного давления на педагога, родителя или

учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический

такт.

10.

Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих

решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).

8

Инструментарий мониторинга гражданско – патриотического воспитания и

социализации обучающихся.

Аспекты изучения

Диагностические средства

1. Сформированность

познавательного

потенциала личности

учащегося.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

2. Педагогическое наблюдение.

2. Сформированность

нравственного

потенциала личности

учащегося.

1. Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” для

определения нравственной направленности личности.

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки

учащихся.

3. Педагогическое наблюдение.

3. Сформированность

коммуникативного

потенциала личности

учащегося

1. Педагогическое наблюдение.

4. Сформированность

эстетического

потенциала личности

учащегося

1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки

учащихся.

2. Педагогическое наблюдение.

5. Сформированность

физического

потенциала личности

учащегося

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья

учащихся.

2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров,

шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании

(юноши), поднимании туловища (девушки).

6. Сформированность

общешкольного

коллектива

1. Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности

учащихся школьной жизнью”.

2. Методики Е.Н. Степанова для исследования

удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью

в образовательном учреждении.

9



В раздел образования