Автор: Морозова Наталия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель Образцового коллектива РФ "Детский ансамбль народного танца "Изи пеледыш"
Учебное заведение: ГБОУ ДО Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей детей 4-5 лет на занятиях хореографией
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкально-творческих способностей детей 4-5 лет
на занятиях хореографией
Морозова Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,
руководитель Образцового коллектива Российской Федерации
«Детский ансамбль народного танца «Изи пеледыш»
Государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Республики Марий Эл
«Дворец творчества детей и молодежи», г.Йошкар-Ола
Формирование и развитие творческих способностей детей – один из
интереснейших и удивительнейших аспектов деятельности педагога.
Говоря о
творчестве музыкально-танцевальном, необходимо отметить, что ему присуща
высокая эмоциональность,
позволяющая широко
толковать музыкально-
танцевальный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта
человека.
Благодаря
своим
особенностям
музыка
и
танец
активно
воздействуют на развитие воображения – психического процесса, который
лежит в основе любого вида творчества.
Как правило, в танцевальный коллектив принимаются все желающие, зачастую
далеко не с идеальными способностями. Многие считают, что с помощью
систематических занятий можно достигнуть значительных результатов. Но
главное для правильного выполнения всего комплекса танцевальных движений
не только физические данные, сосредоточенность и внимание, но и понимание
ребенком того, зачем он будет заниматься хореографией, т.е. наличие
мотивации и увлеченности данным видом деятельности. Известно, что дети
любознательны, подвижны, любят изображать, подражать увиденному. Из всех
видов детской художественной деятельности необходимо выбрать тот, который
бы в наибольшей степени способствовал развитию творчества, отвечал природе
детского воображения. Именно поэтому одним из приоритетных направлений
педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в Образцовом
коллективе Российской Федерации Детском ансамбле народного танца «Изи
пеледыш»
Государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей
и молодежи» стала сказка, которую можно станцевать! Ведь на протяжении
всего развития человечества именно сказка чаще всего лежала в основе музыки,
танца, изобразительной деятельности. Сказка – это честная выдумка, честный
вымысел. Однако это не уменьшает ее способности отражать жизнь, а скорее
даже увеличивает ее.
Необходимо принимать во внимание связь сказки и игры. Если рассмотреть
игру глубже, то игра – это и отдых, и труд, и развлечение, и творчество, она
может стать целой наукой, и, конечно, это искусство.
Педагогическое
пространство игры безгранично. Она оказывает положительное влияние на
усвоение танцевального материала.
Как известно, танец – это не набор виртуозных коленец и замысловатых
акробатических трюков, а плавно текущая речь на определенную тему с
сюжетом, пересказ событий действительной или сказочной жизни, понятная и
реальная в данный момент исполнения картина окружающего. Необходимо
отметить, что роль танцевальной сказки в общем развитии ребенка состоит в
том, что она совершенствует память: наглядно-образную, словесно-логическую,
мышечно-двигательную, эмоциональную. Ребенок с большой точностью может
передать
характер
своего
придуманного
героя.
Такая
творческая
самореализация происходит в процессе сочинения танцевальной сказки, когда
получаются маленькие спектакли с придуманными героями. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и телом с помощью элементов
хореографии и выражает своё знание в танцевальных движениях. Таким
образом,
происходит
коррекция
личности,
расширение
эмоционально-
поведенческих реакций. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную
концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души
ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и
фантастика будущего. В сочетании с хореографией сказкотерапия интегрирует
личность,
развивает
творческие
способности
детей,
оздоравливает
и
заинтересовывает их дальнейшим изучением хореографии.
Сказка помогает поддерживать у детей интерес к новому для них виду
искусства и вызывает желание постигать азы хореографии. Обучая детей азам
хореографии, надо больше знакомить их с сюжетными танцами. Сюжетный
танец – это тот итог сказочно-танцевальной деятельности, где ребенок
осознанно перевоплощается в любого сказочного героя. В этом случае дети
быстрее овладевают танцевальной лексикой, ведь образное взаимодействие в
танце можно сравнить с диалогом: каждый ребенок строит свои движения как
ответ на движения партнера. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в
танце особую форму рассказа, а выразительные движения воспринимаются как
своеобразный язык.
Подготавливая детей к исполнению танцев, не надо заучивать с ними
движения, доводя их до уровня автоматизма, чистота и красота исполнения
приходят тогда, когда ребенок видит сюжетную линию, сказочную опору, под
которую
он
подстраивается.
Задача
педагога
–
показать,
как
можно
конструировать,
составлять
движения
путем
дополнения,
усложнения
составляющих элементов: каждое движение – это неповторимая «бусинка»,
которую надо нанизать на веревочку, чтобы получилось «ожерелье». Надо дать
детям возможность проявить фантазию.
Ребята испытывают огромное удовольствие от того, что каждому дается
возможность «протанцевать» свой сказочный образ в комбинации движений,
которые
ребенок
придумал
сам.
«Творческое
изобретение»,
где
индивидуальной
манерой
исполнения
раскрывается
характер
героя,
оригинальное
сочетание,
комбинирование
уже
знакомых
движений,
своеобразная пластика помогают ребенку осваивать нелегкое искусство
хореографии. В свою очередь, все вышесказанное оказывает не только
эмоциональное воздействие, но и дает возможность развить психологическую
зрелость, формирует личностные качества обучающихся. Например, на каждом
занятии происходит нагрузка суставно-мышечного аппарата, развивается
настойчивость. Преодоление трудностей (быстрой утомляемости, болевых
ощущений) совершенствует это качество.
Необходимо
отметить,
что
важную
роль
играет
музыка.
Музыка
–
неотъемлемая часть танца, важный компонент в хореографическом искусстве.
Нельзя рассматривать ее только как ритмическое сопровождение, облегчающее
исполнение движений, музыка должна активизировать фантазию, побуждать
ребенка творчески использовать выразительные движения, должна быть
эмоциональным стимулом к ним. Положительные эмоции музыка вызывает
лишь тогда, когда она понятна.
Для человека, маленький он или большой, важно ориентироваться во
внутренней жизни. Вот на эту внутреннюю ориентацию и работает танец-
сказка. Сказка-танец учит детей замечать добро и зло, помогает их понимать.
На занятиях в нашем коллективе, знакомя ребят со сказочными персонажами,
мы позволяем ребенку ощутить контраст героев. Объединив все вместе – игру,
сказку, танец, музыку – получаем развернутые танцевальные спектакли.
Слияние игр, сказок и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к
танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными
движениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в
голове у педагога-хореографа, после игры приобретает совсем другой смысл.
Представленное занятие «Путешествие к Снежной Королеве» проводится в
Образцовом коллективе Российской Федерации Детском ансамбле народного
танца «Изи пеледыш» с детьми 4-5 лет.
Дети в этом возрасте эмоциональны, доверчивы, отличаются некритической
подражательной
восприимчивостью.
Поэтому
для
создания
атмосферы
таинственности, ожидания «чуда» на занятии, активизации интереса и
деятельности детей, используется разнообразная музыка из мультфильмов,
детских песен. Это помогает добиться следующих результатов: активизировать
учебную деятельность, оживить ход занятия, разнообразить деятельность детей,
повысить интерес детей к занятию и укрепить уверенность в своих силах.
Занятие вызывает удивление, изумление, положительное эмоциональное
состояние обучающихся.
Ход
занятия:
Под
маршевую
музыку
ребята
за
педагогом
входят
в
танцевальный класс, делая движение «Путешествие на лыжах» (скользящие
шаги, имитирующие катание на лыжах). Поочередно меняют правую ногу,
левую руку и т.д. Преодолев «снежную пустыню», ребята встречают на своем
пути «ледяную пустыню». Им нужно снять лыжи и обуть коньки. Дети
пантомимой изображают, как снимают лыжи и очищают их от снега (лыжи
высокие – поднятие руки и опускание вниз с усилием). Для восстановления
дыхания ребятам загадываются загадки о лыжах и коньках. Обув коньки,
ребята исполняют движение «шоссе» 2 раза с правой ноги, 2 раза с левой ноги и
т.д. поочередно.
Преодолев «ледяную пустыню», дети попадают в замок Снежной Королевы.
Исполняется танцевальный этюд: ребята стоят лицом в круг, ноги по VI
позиции, руки в подготовительной позиции. Звучит музыка, которая помогает
представить холодную, строгую, величественную Снежную Королеву. Руки
поднимаются в I позицию, переходят в III позицию, раскрываются над головой
и опускаются в сторону. Движения сопровождаются комментариями педагога.
Прилетают «снежинки» – слуги Снежной Королевы. Снежная Королева
отсылает их в города и села, чтобы они засыпали снегом все магазины игрушек.
Здесь
ребятам
предлагается
пофантазировать,
почему
Королева
хочет
заморозить игрушки. Загадываются загадки про снежинки.
Танцевальный этюд «Снежинки» построен на плавных движениях рук, корпуса,
вращении в парах, приседании, изменении положения рук от плавно летящих
до резкого опускания. В конце все ребята плавно приседают, а руки переводят в
III позицию над головой (следует обратить внимание на корпус: спина должна
быть прямой). «Снежинки» засыпали снегом магазин игрушек.
Звучит музыка, имитирующая бой часов (12 раз). Ребята встают в две линии
друг против друга («игрушки на полках магазина») и выбирают себе роли
игрушек: куклы, мишки, солдатики и т.д. Танцевальный этюд «Игрушки
оживают»: 1. Сжимают веки и резко открывают глаза. 2. Двигают головами:
делают наклоны в стороны, стараясь ухом коснуться плеча, плечи не
поднимаются. 3. Поднимают правую руку, согнутую в локте, к плечу, затем
левую руку. 4. Раскрывают руки вперед: поочередно правую и левую. 5. Руки
находятся в вытянутом положении перед собой, начинается поднятие и
опускание ног – правой, затем левой. 6. Ребята подходят друг к другу, высоко
поднимая колени и сгибая руки в локтях. 7. Исполняют хлопки в свои ладони,
затем в ладони партнера. 8. На последний хлопок руки ребят остаются
прижатыми ладонями к ладоням партнера и разводятся в сторону – движение
«Лодочка».
Игрушки сходят с полок. Исполняются «приставные шаги» с продвижением в
сторону, в конце каждого шага исполняется «пружинка» по VI
позиции.
Двигаясь таким образом, ребята образуют большой круг. Детям дается задание
придумать, как разморозить игрушки. Например, веселым танцем «Куколка»
под слова: Не носок, на носок, каблучком притопнем! Поворот, поворот, и в
ладоши хлопнем! Шаг назад, шаг вперед – дали руку куколке. И подскоки, и
подскоки, и подскоки по кругу. Эту песню ребята исполняют и танцуют,
подскоками продвигаясь по кругу.
Разморозив своим веселым, задорным танцем магазин игрушек, куколки
расколдовывают и «снежинок. Те летят в Африку, где Снежная Королева хочет
заморозить зверей. Ребятам предлагается отгадать загадки про животных.
Прилетев в Африку, снежинки сообщают животным о том, что замышляет
Снежная Королева: заморозить все страны и континенты, чтобы на Земле
всегда была зима. Детям предлагается исполнить несколько этюдов, чтобы
помешать Снежной Королеве. Исполняется «Танец озорных обезьянок». Здесь
могут быть использованы прыжки с поджатыми ногами на месте, качание
корпуса,
рук.
Обязательно
нужно
предложить
ребятам
самостоятельно
составить движения, которые, по их мнению, подходят к характеру обезьянок.
Ребята по очереди исполняют подскоки с высоко поднятыми руками: «срывают
апельсины». Кто выше подпрыгнет, тот больше сорвет вкусных плодов.
Движение исполняется по диагонали.
Сорванные плоды нужно сложить в корзину. Ребята рассказывают, из чего
можно сплести корзину. Но им предлагается сплести необычную корзину – из
своих рук. Когда корзина сделана, она наполняется фруктами и плывет по
океану в другую сказку. Пусть ребята сами решат, в какую. Чары Снежной
Королевы разрушены, она не смогла заморозить дружбу!
Таким образом можно построить занятие с детьми 4-5 лет, чтобы закрепить
определенные движения, научиться двигаться под музыку, пофантазировать,
побывать в сказке, научиться добру и дружбе.