Напоминание

"Игровой стренчинг – оздоровительная методика для младшего школьного возраста в условиях ФГОС"


Автор: Ростовцева Елена Ефимовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. ЗАРИНСК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Игровой стренчинг – оздоровительная методика для младшего школьного возраста в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие физической культуры и спорта в

сисистеме образован системе образования Алтайского края.

Д

Д

ИГРОВОЙ СТРЕНЧИНГ—ОЗДРОВИТЕЛЬНАЯ

МЕ МЕТОДИКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ реализации ФГОС

Г.

Заринск

2017г

.

Ростовцева Елена Ефимовна

учитель физической культуры

МБОУ СОШ№7 г. Заринска

Алтайского края.

Человек - высшее творение природы. Но для того,

чтобы наслаждаться её сокровищами, он

должен отвечать по крайне мере одному

требованию: быть здоровым.

А.А.Леонов.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил:»Если вы не

думаете о своём будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно

усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш

интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для

восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного

восприятия детьми этих знаний Нынешние первоклассники.

Переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в

их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого

поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира.

Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных

отношений важной частью сегодняшнего образования человека

становится информационная культура, строящаяся на современных

инновационных процессов.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. К жизни в мире,

полном огромного объёма информации. Информация для школьников

и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный

педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования

современной действительности уметь пользоваться образовательной

информацией, добывать её, воспринимать, анализировать,

транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня

уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная

грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической

деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей

использования и педагогами, и школьникам и современных

информационных технологий. В образовательных учреждениях

происходит активное использование компьютеров, аудио-

видеотехники как современных и эффективных средств обучения.

Стремительно двигается научно-технический прогресс, стремительно

растут информационные потребности педагогов и учащихся.

Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно

работать и изучать языки, играть в увлекательные игры,

тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и

музеям, не выходя из дома.

Поданным статистики, владеют компьютером на достаточно высоком

уровне 98 педагогов из 100, используют информационные технологии в

учебном процессе 98 педагогов из 100, имеют дома компьютер-66%

педагогов и учащихся.И педагогии учащиеся отмечают влияние

использования компьютерных технологий на эффективность учебно-

воспитательного процесса .Прежде всего, отмечается изменение стиля

общения между учителем и учеником(40%),выделяют повышение

активизации мышления учащихся 45% педагогов, развитие творческих

способностей личности(32%) и другие положительные стороны

использования массовой компьютеризации образования.

Но всё это сопровождается определенными проблемами со здоровьем

младшего школьного возраста.

Чудо современной техники—компьютер, за котором ребенок проводит

в еще дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными

играми. Удивительно, но факт: учащиеся младших классов испытывают

к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью

к активной встрече с ним. Родители успокоились, что их сын или дочь

сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах»,но он опять

сидит часами, уже у компьютера. Малоподвижный образ жизни

становится нормой существования взрослых_ и детей. В достаточной

мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теле день

среднестатического ребенка-это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана,

усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение

,сонливость, апатия и т.д.Если ко всему выше сказанному добавить

уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые

многие дети не снимают в школе, сотовые телефоны- это приводит к

различного опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в

младшем школьном возрасте.

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок,

который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со

здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В

первую очередь, это проблемы концентрации внимания. Памяти,

запоминания учебного материала. Проблемы с усидчивостью на

уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое. У

таких детей появляется проблемы личностного плана. стойких

интересов и увлечений, связанных с расширением собственного

кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость-это те

немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом

жизни. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их

несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении,

объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда

за эти проблемы человек платит жизнью…

Так, в школу всё активнее входит компьютеризация, создающая

дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.Современный

период развития цивилизованного общества по праву называется

этапом информатизации целиком и полностью охватывает процесс

образования. Таким образом, у школы нет иного выбора, кроме как

адаптация её к информационному веку. Но необходимо искать

решения в организации учебного процесса, не наносящего здоровью

участников педагогического процесса, в поиске перспективных

образовательных систем. Здоровье сберегающие образовательные

технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных

образовательных систем ХХI века, и как совокупность приёмов, форм и

методов организации обучения школьников, без ущерба для их

здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической

технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и

педагогов.

Установлено, что ухудшение состояния здоровья и снижение

функциональных возможностей современных детей по сравнению с их

сверстниками 70-х годов ХХ века в комплексе с увеличением объема

образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения

является причиной более выраженного утомления младших

школьников на образовательные нагрузки. Учащимся не хватает

движений, чистого воздуха, яркого света….

В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса

просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде

физических упражнений, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр,

которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику

утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и

оптимальную работоспособность. Очень важно учить детей

самостоятельности при занятиях физическими упражнениями.

Самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного

опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к

двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную

сферу. Это все традиционные повседневные режимные моменты учебного

дня младшего школьника. Но из этих «зернышек» вырастают интереснейшие

методики и технологии, эффективность которых доказана и апробирована

педагогическим опытом замечательных наших педагогов.

Согласно суждением профессора В.Ф.Базарного, начиная с Аристотеля,

многие великие воспитатели-просветители поднимались до осознания

необходимости реорганизации традиционных способов обучения и на

высоте своего таланта, многие из них находили те или иные развивающие

приемы, но…эти находки мудрости педагогов не были осмыслены с точки

зрения науки о развитии человека. Некоторые из них уходили вместе с

талантом и искусством педагога.

Я хочу выделить наиболее эффективные оздоровительные методики

восстановления младшего школьного возраста применяемых мною на

уроках физической культуры, во внеклассной и внеурочной работе:

--метод психофизической тренировки—является разновидностью

психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании

общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов

дыхательных упражнений в целях повышения функциональных

возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья;

–методы дыхательной гимнастики—сохранение высокой работоспособности

и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения правильно

дышать. При обучении детей младшего школьного возраста дыхательным

упражнениям, прежде всего обращаем внимание на выдох, добиваясь его

продолжительности:»подуй на снежинку»,» на одуванчик»и т.д.Или

показываем произношение некоторых звуков. Наиболее удобными

являются:»ух-х»--колка дров;»ау-у-у»-- заблудился; «ка-а-р»--ворона;» га-га-

га»-гуси и другие. Выполнение комплексов дыхательных упражнений

является важным восстановительно- профилактическим средством;

---- метод массажа является эффективным средством восстановления

организма, снятия напряжения вследствие перенапряжения и нагрузки.

Массаж-это система приемов механического воздействия на тело

массируемого при помощи рук или специальных аппаратов. Приёмами

массажа могут овладеть как педагоги, так и родители младших школьников.

----методика использования арома- и фитотерапии. В основе ароматерапии

лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных

масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с

древних времен.

В нашей школе есть бассейн и сауна, я вместе с медицинским врачом нашего

бассейна Медуницей Любовью Ивановной (которая у нас уже несколько лет

занимается с учащиеся отнесённых по состоянию здоровья к специальной

медицинской группе(СМГ):первая группа-7-9лет,вторая группа 10-12 лет, тре-

тья группа 13-15лет.).Мы проводим сеансы фитотерапии с учащимися с

целью восстановления, релаксации с учетом той напряженной нагрузки,

которую наши школьники испытывают на протяжении уроков. Школьникам

младшего возраста очень нравится уроки в плавательном бассейне. Они с

удовольствием и желанием посещают его; методика игрового стретчинга

(Автор А.Г.Назарова—педагог-психолог института валеологического

образования, сотрудник института образования взрослых г.Сант-

Петербурга.) Стретчинг «Stretching” в перероде с английского языка означает

растягивание. Стретчинг очень положительно влияет на весь организм,

улучшая самочувствие человека. Именно поэтому, этот вид гимнастических

упражнений очень широко используется для оздоровления человека и

комплекс существующих упражнений предназначен не только тренировок в

спортзалах и оздоровительных комплексах, но ив домашней обстановке

самостоятельно. Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений.

Эффе ктивны занятия с детьми, начиная уже младшего школьного возраста.

Упражнения охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные

имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры,

основанной на сценарии по сказочному материалу. Стретчинг повышает

двигательную активность, выносливость, снимает эмоционально-

психические напряжения. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение

в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление,

настройку и восстановление функций мышц.

Комплекс упражнений может включать:

---упражнения для мышц живота путем прогиба назад;

---упражнения для мышц спины путем наклона вперед;

---упражнения для укрепления позвоночника путём его поворотов;

---упражнения для мышц спины и тазового пояса;

---упражнения для укрепления мышц ног;

---упражнения для развития стоп;

---упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.

Игровой стретчинг-это творческая деятельность, при которой дети живут в

мире образов зачастую не менее реальных для них, чем окружающая

дествительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и

развития ребенка и составляет суть стретчинга .Причем все занятия

проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из

взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового

стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и

суставносвязочного аппарата рук ,ног, позвоночника, позволяющих

предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое

оздоровительное воздействие на весь организм.

Основные принципы организаций занятий: 1.Наглядность.

2.Показ физических упражнений от простого к сложному, от известного к

неизвестному, учитывая степень подготовленности школьников.

4.Регулярность занятий, повышение нагрузки.

5.Индивидуально- дифференциальный подход. Учёт особенностей возраста,

состояния каждого ребенка.

В ходе проведения занятий решаю следующие задачи:1.Обучение детей

различными видами имитационных движений игрового стретчинга.

2.Обратить внимание детей на точность выполнения движений, передачу

характерных особенностей образов.

3.Развитие физических и психических качеств.

4.Укрепление костно-мышечной системы, повышение фунциональной

деятельности органов и систем организма.

5.Поддерживать интерес детей к занятиям.

6.ПОДбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в

соответствием с содержанием каждого занятия.

Свои уроки физкультурой в младшем школьном возрасте превращаю в

увлекательную игру—сказку ,где дети становятся персонажами. Каждое

упражнение повторятся 4-6 раз, дозировка зависит от возраста школьника .

Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая её. Игра состоит

из несколько фрагментов, в которое, вылеплено упражнения на статическую

растяжку мышц. Прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для

восстановления дыхания. Дети просто восторги от этих упражнений.

Вот несколько упражнений; а)---упражнение «Зернышко».И.п.- Сесть на

корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед,

опустив голову. Чуть наклонить туловище.1.Медленно поднимаясь,

выпрямить ноги. А затем одновременно поднимая туловище и прямые руки

и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.2.Руки через

стороны опустить вниз. Дыхание произвольное. б)---упражнение

«Собачка».И.п.Сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллель- но боком.

Пальцы рук обращены в противоположную от тела сторону.1.Выгнуть спину и

откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться нужное время. 2.Вернуться в

И.п.Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й .Повторить нужное количество

раз. В)---

упражнение» Колечко».И.п.Встать на колени. руки сзади(«полочкой»).

1.Медленно наклониться назад, пока голова не коснулась ног. Задержаться

нужное время.2.Медленно вернуться в и.п. Дыхание нормальное. Повторить

нужное число раз.

Г)---упражнение»Кошечка». И.п.Встать на колени, прямые руки поставить на

пол на уровне плеч ( четвереньки).1.Поднять голову, максимально прыгнуть

спину (ласковая «кошечка»).2. Опустить голову, максимально выгнуть спину

(сердитая «кошечка»).Дыхание: Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.

д)---упражнение»Рыбка».И.п.Лечь на живот, ноги чуть развести в стороны,

руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.1.Плавно, без

рывков, разгибая руки. Поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в

коленях. Постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться

нужное время.2.Вернуться в И.п.Дыхание: в 1-й фазе, выдох во 2-й.Повторить

нужное число раз.

е)---упражнение»Птица».И.п.Сесть в позу прямого угла, развести ноги как

можно шире, носки оттянуты.Руки соединить за спиной за

локти(«полочкой»).1.Поднять руки вверх(взмахнуть) и опустить

вниз.2.Наклониться к правой ноге. Стараться дотянуться двумя руками до

носка.3.Вернуться в И.п.4 Тоже повторить в левую сторону.5. Вернуться в И.п.

ж)---упражнение»Веточка».И.п.Лечь на спину, ноги оттянуты. Руки вдоль

туловища ладонями вниз.1.Не сгибая ног в коленях. Сохраняя носки,

медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола.

Задержаться нужное количество времени.2.Медленно вернуться в И.п.

Дыхание нормальное. повторить нужное число раз.

з)---упражнение»Морская звезда».И.п.Встать прямо. Ноги поставить чуть

шире плеч. Руки развести в стороны на уровне плеч ладонями

вниз.1.Медленно наклониться вправо, не сгибая ноги и руки, коснуться

правой ноги посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться

нужное время.2. Вернуться в И.п.3,4.Повторить все в левую сторону.

Дыхание: вдох во2-й,4-й фазах. Выдох в1-,3-й.

и) упражнение»Маятник».И.п.Лечь на спину, ноги выпрямить, носки

оттянуть. Руки в стороны; ладонями вниз.1.Поднять прямую правую ногу в

вертикальное положение.2.Наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в

90% градусов.3.Вернуться в вертикальное положение.4.Вернуться в И.п.5.

Тоже проделать с другой ногой. Дыхание: вдох в 1-й и 3-й фазах, выдох во 2-

й. к) упражнение «Хлопушка».И.п. Сесть в позу прямого угла, руки в упоре за

спиной. Согнуть ноги коленях прикасаясь пятками к ягодицам.1.Поднять

вверх правую ногу, вытягивая носок. Правой рукой взять носок правой ноги.

Задержаться нужное время.2.Вернуться в И.п.

Медико-педагогический контроль на занятиях. Позволяет сделать вывод, что

нагрузка возрастает постепенно и через 3-м минут после занятия показатели

возвращаются к исходным. Эффективность занятий определяет анализ

физкультурно-оздоровительной работы в конце учебного года. Врачом

определяется уровень физического развития ребенка; общего состояния, его

адаптации к нагрузке, координация движений, тонус мышечной системы.

Диагностика проводимая 2 раза дают положительные результаты. Общий

анализ работы позволяет сделать вывод, что занятия организованные по

методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние

здоровья, уровень физического развития и физических качеств у детей

младшего школьного возраста, и

их продолжительного

психоэмоционального состояния



В раздел образования