Автор: Больник Кристина Сергеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Пензы
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Работа над кантиленой в фортепианном классе"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект урока на тему «Работа над кантиленой в фортепианном
классе»
Представила: преподаватель по классу фортепиано
МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы
Больник Кристина Сергеевна
Предмет: «Специальность и чтение с листа»
Фамилия и имя, класс и возраст учащейся – Бикмаева Дина, 3 класс
(9 лет).
Тема урока: «Работа над кантиленой в фортепианном классе» (на
примере пьесы Владимира Коровицына «Мама»)
Тип урока: традиционный.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цель урока: развитие навыков кантиленной игры.
Задачи урока:
Образовательные:
-практическое знакомство ученика с многоплановой кантиленой;
Развивающие:
- развитие навыка звуковой дистанции между различными элементами
музыкальной ткани и многослойной фактуре;
- развитие умения горизонтального ведения мелодии;
- развитие навыка грамотной педализации
Воспитательные:
- воспитание у учащегося любви к музыке, эмоциональной
отзывчивости на музыкальное произведение.
Оборудование
:
фортепиано, стул, ноты, ноутбук, сборник
стихотворений разных авторов о маме.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент
2.
Повторение пройденного материала
3.
Работа над новыми задачами
4.
Итог урока
5.
Домашнее задание
1.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка наличия необходимого материала для урока.
Подготовка ноутбука для просмотра заранее подобранных педагогом
иллюстраций на тему «мама и ребенок».
2. Повторение пройденного материала.
Начинаем урок с игры гаммы ми минор (тональность разучиваемой
пьесы), особое внимание уделяем аккордам и арпеджио, так как этот вид
техники основополагающий в произведении. Акцентирую внимание ученицы
на манере звукоизвлечения - аккорды играются плотно, «с весом», однако, не
забываем про цепкость пятого пальца в правой руке, стараемся, чтобы
верхний голос выделялся из общего звучания.
После того, как ученица разыгралась, предлагаю ей просмотреть
различные иллюстрации на тему «мама и ребенок». Делаю это для того,
чтобы больше заинтересовать девочку произведением, а также, чтобы
обратить её внимание на характер музыки, вместе подобрать подходящий
образ к музыке. Посмотрев иллюстрации, переходим к проверке домашнего
задания, заключающегося в грамотном разборе текста по нотам двумя
руками. Слушаю пьесу целиком.
3. Работа над новыми задачами.
Начинаем работу с проигрывания на инструменте правой рукой
мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это, с
одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой –
отличный метод развития мелодического слуха. Обращаю внимание ученицы
на свободный вес руки от плеча до кончиков пальцев. Самое важное на
данном этапе работы – это слуховой контроль.
Основные недостатки в исполнении кантилены, чаще всего, связаны с
недослушиванием звука. Поэтому, постоянно напоминаю ученице о том, что
она должна не просто формально выдержать длительность ноты, а дослушать
её, проследить, как каждый следующий звук мелодии «вытекает» из
предыдущего
.
Само изложение мелодии провоцирует на остановку в конце каждого
такта, поэтому далее работаем над фразировкой. Говорю о том, что в каждой
фразе есть самая главная нота, к которой мы стремимся, и которая придаёт
смысл всей этой фразе. «Ищем» эти ноты,
учимся интонировать вершину
«культурным» звуком, расставляем кульминационные точки, пробуем играть
мелодию с начала до конца «на одном дыхании».
Пьеса трехчастная, во второй части мелодия имеет аккордовое
изложение. Здесь вспоминаем работу с аккордами в начале урока, сначала
проучиваем верхний голос, только потом пробуем добавлять аккордовые
подголоски.
Следующий этап – это работа над сопровождением, которое помогает
создавать нужное настроение: в первой части - безмятежности, тихой
радости, а во второй – тревоги перед предстоящей разлукой. Сопровождение
рождается из тишины, звучит воздушно, тихо, но звучит вполне явственно и
идеально ровно – так, что ни одна нотка не «вылезла» и не пропала. Надо
создать в аккомпанементе ровный фон восьмых, которые не «топчутся» на
месте, а идут вперед. Рука не должна находиться в неподвижной позиции;
она как бы «дышит», объединяя отдельные ноты и создавая линию
непрерывного движения.
В этой работе немалая роль принадлежит естественной и удобной
аппликатуре, с помощью которой легче связать звуки в единую линию,
необходимо следить за точным ее соблюдением, особенно при соединении
рук.
При этом уровень звучания сопровождения должен быть таким, чтобы
можно было каждый звук мелодии дослушать до конца, ощутить разную
глубину в звучании обеих рук. Акцентирую внимание ученицы на том, что в
музыке, как и в живописи, есть передний и задний план, поэтому какой бы
насыщенной ни была партия аккомпанемента, мелодия в пьесе важнее.
Аккомпанемент – опора мелодии, он поддерживает ее гармонически и
ритмически,
следуя
за
развитием
мелодической
линии,
способствует
усилению звучности в кульминационных местах, а также ослаблению
звучания в концах фраз и целого предложения.
Далее приступаем к работе над педализацией, проучиваем её с
партией левой руки, и только первую часть. Педаль прямая, при этом
объясняю
ученице,
что
несмотря
на
редакторские
указания,
педаль
управляется только слухом. Следим за спокойным, свободным нажатием
педальной лапки, без судорожных движений ноги.
4. Итог урока.
Заканчивая урок, ещё раз прошу ученицу словесно обобщить те
задачи, которыми мы занимались. Помогаю ей как можно конкретнее
формулировать цели, поставленные для качественного исполнения. Далее
предлагаю ей ещё раз исполнить пьесу, после чего анализируем вместе, что
удалось, а что ещё требует доработки дома.
5.Домашнее задание.
Задаю продолжить классную работу дома, довести до совершенства
начатое:
1)
Проработать мелодию в правой руке, грамотно фразируя, помня о
кульминационных точках во фразах.
2)
Аккомпанемент выучить правильной аппликатурой, добавить прямую
педаль.