Напоминание

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»


Автор: Сайманова Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока литературного чтения по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока литературного чтения

по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое

обоснование

1.Организацион-

ный момент.

(0,5 мин.)

1.1.Приветствие. Проверка готовности к

уроку, наличие необходимых

принадлежностей.

(1слайд)

Наша речь полна величья, гордой

простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила

красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен

впредь,

Чтоб могучей русской речью, хорошо

владеть.

- Сегодня на уроке литературного чтения

мы

будем

слушателями,

художниками,

исследователями.

Самопроверка.

Дети слушают учителя и

музыку П. И. Чайковского:

«Времена года».

Воспитание

культуры учебного

труда, дисциплины.

Быстрое включение

учащихся в деловой

ритм.

Положительный

эмоциональный

настрой детей на

серьёзную,

вдумчивую работу

в доброжелательной

обстановке.

Мотивация на

рабочий ритм.

2. Проверка

домашнего

задания.

(7 мин.)

2.1 Выразительное чтение

стихотворений А.А.Блока.

-Что было задано на дом?

(2 слайд)

-Приготовили оценочные листочки №1.

(Прилагаются)

Опрос домашнего задания. (3 ученика)

-Молодцы.

-Выразительное чтение

стихотворений А.А. Блока:

«Сны», «Ветхая избушка»,

«Ворона».

Три ученика читают эти стихи

Дети оценивают чтение,

высказывают свои мнения.

Совершенствование

звуковой культуры

речи: развитие

чёткой дикции, для

отработки

правильной

артикуляции

гласных и

согласных.

Установление

правильности

и

осознанности

выполнения

дом.

задания, выявление

пробелов

и

их

коррекция,

совершенствуя при

этом ЗУН.

Сочетание

контроля,

самоконтроля и

взаимоконтроля.

3. Актуализация

знаний.

(3 мин.)

- Сегодня мы продолжим изучать

творчество поэтов начала xx века. Имя

поэта одного из самых известных и

любимых не только в нашей стране, вы

должны угадать сами, послушав о нём

стихотворение.

- Если вы сомневаетесь в своём ответе, то

можете посоветоваться тихонечко с

соседом.

(3 слайд с музыкальным сопровождением)

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Дети слушают учителя и

музыку П. И. Чайковского:

«Времена года».

Самоосмысление.

(«Сергей Есенин»)

Обеспечение

стимулирования и

мотивации,

актуализация

опорных знаний и

умений.

Создание

проблемной

ситуации

активизирует детей

на восприятие

нового материала,

развивает

творческое

мышление.

4.Тема и цель

урока.

Мотивация

(2 мин.)

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…(Н.Браун)

(4 слайд)

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к

творчеству

Сергея

Александровича

Есенина, со стихами которого вы уже были

знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы

уже читали и учили наизусть?

(5 и 6 слайд)

- Русский народный поэт родился в 1895

году под Рязанью, в селе Константиново,

на берегу красивой реки Оки.

- Ребята, почему в народе этого поэта

называют «певцом русской природы»?

- В раннем детстве полюбил С. Есенин

родную русскую природу. Он чувствовал

себя частью этой природы и воспевал её в

своих

стихах.

Стихи

Есенина

полны

звуков,

запахов,

красок.

Они

очень

мелодичны и многие из них композиторы

положили на музыку. И сейчас они звучат

как песни.

- Перед вами выставка книг С. Есенина. В

них напечатаны великолепные стихи о

природе,

о

Родине.

Советую

взять

и

почитать.

(7-8 слайд)

- Какое растение изображено на этом

слайде?

Одна из первых я цвету

В садах стою я вся в цвету

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

-

Как

выяснили

учёные,

этот

аромат

убивает микробов. Поэтому чтобы сделать

питьевой

не

очень

чистую

воду,

достаточно

бросить

в

неё

цветущую

веточку черёмухи. Но в комнатах букеты

черёмухи

лучше

не

ставить:

может

разболеться голова. А вяжущие ягоды

черёмухи

помогают

при

расстройстве

желудка.

- Давайте попробуем сформулировать тему

урока.

(9 слайд)

- Что бы вы хотели узнать и чему

«Ночь», «Берёза», «Поёт зима,

аукает…» и др.

Есенин в своих произведениях

воспевал красоту русской

природы.

Дети рассматривают выставку.

Черёмуха.

Дети слушают.

Самоосмысление.

С. Есенин: «Черёмуха».

Научиться выразительно

читать, находить в

стихотворении красивые

Метод

стимулирования и

мотивации.

Операционный

компонент УД

(развитие операций

логического

мышления: анализа,

сравнения, синтеза,

обобщения).

Регулирующий

компонент УД

(развитие

самооценки и

самоконтроля на

основе

взаимооценки и

взаимоконтроля,

развитие итогового

самоконтроля.

Развитие

эстетического

вкуса, приобщение

к искусству.

Создание

благоприятного

фона и заряда

занимательности.

Готовность

учащихся к

активной учебно-

познавательной

деятельности на

основе опорных

знаний.

Активизация

внимания учащихся,

развитие

познавательных

процессов,

мышления,

внимания,

воображения.

Метод наблюдения

и анализа

произведений.

Метод

стимулирования

интереса к учению.

Привитие интереса

к творчеству

писателя.

Обеспечение

мотивации.

Организовать

и

направить

к

цели

научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме

урока?

(10 слайд)

Знать:

содержание стихотворения

«Черёмуха»;

правила выразительного чтения.

Уметь:

выразительно читать

стихотворение;

отвечать на вопросы;

рисовать словесные картины;

работать самостоятельно и в

группах.

слова. Узнать, почему Есенин

написал это стихотворение.

Чтобы уметь красиво и

правильно говорить самим и

чтобы приятно было

слушать другим.

учебно-

позновательную

деятельность

учащихся.

Межпредметная

связь.

Мотивационный

компонент УД.

Развитие

познавательной

мотивации

через

эмоционально-

социальную

мотивацию.

Постановка

перед

учащимися

проблемной

ситуации.

Операционный

компонент УД.

Развитие

у

учащихся

умения

ставить

цель

и

планировать

свою

деятельность.

Метод – беседа.

Беседа способствует

активизации

умственной работы

учащихся,

поддержанию

внимания, интереса

к теме урока.

Понимание

учащимися

практической

значимости

изучаемого

материала.

Операционный

компонент УД:

чёткая

постановка

перед

учащимися

учебной проблемы.

Формируется

умение выделять и

удерживать

те

учебные

задачи,

которые

необходимо решить

на уроке.

Регулирующий

компонент УД.

Отработка

планирующего

самоконтроля

(умение

планировать

свою

деятельность).

5. Усвоение

новых знаний и

способов

действий.

(10 мин.)

5.1 Погружение в урок.

(11 слайд)

- Вспомните весну, когда цветут сады и

ярко светит весеннее солнышко. В это

время

года

небо

удивляет

нас

своей

чистотой. Оно голубое – голубое, воздух –

прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту

радостную картину врывается сильный и

приятный запах, запах цветущей черёмухи.

5.2

Визуализация.

Первичное

чтение

учителем.

- Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне

очень понравилось своей красотой. Хочу,

чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы

закройте глазки, можете лечь на парту и

постарайтесь представить себе

картину,

описанную автором в стихотворении.

(Учитель

читает

стихотворение

под

музыку)

5.3 Обмен впечатлениями.

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт?

Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам

Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

(12 слайд)

ликующее

восторженное

шутливое

печальное

весёлое

праздничное

радостное

спокойное

грустное

мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(13 слайд)

изумление

спокойствие

радость

сожаление

восторг

печаль

ликование

грусть

- Что отражают лирические стихи?

Дети слушают.

Самоосмысление.

Дети слушают учителя и

музыку П.И. Чайковского:

«Симфония №2».

Самоосмысление.

Дети делятся мыслями.

Радостное, ликующее, весёлое,

восторженное

т.к.

начинается

весна, природа просыпается и это

всё радует поэта.

Самоосмысление.

Радость,

изумление,

восторг,

ликование.

Самоосмысление.

Лирические стихи отражают не

событие,

а

душевное

переживание

поэта,

его

настроение.

Цель: Обеспечение

восприятия

осмысления и

первичного

запоминания знаний

и способов

действий.

Мотивационный

компонент УД:

создать

соответствующую

эмоциональную

атмосферу.

Принцип

целенаправленности

Обеспечение

эмоциональности

восприятия,

интереса к

изучаемому

произведению.

Снятие мышечного

напряжения,

утомления.

Эмоциональное

восприятие

художественного

произведения.

Активные действия

учащихся,

максимальное

использование

самостоятельности

в добывании знаний

и

овладении

способами

действий.

Операционный

компонент УД:

развитие

логического

мышления (анализа,

сравнения, синтеза,

обобщения); умение

делать

выводы

и

заключения.

-

Какие

картины

возникли

в

вашем

воображении

после

прочтения

этого

стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы

передать на картине это настроение?

5.4 Самостоятельное чтение

стихотворения.

- Открываем учебники на странице 44.

-

Вспомним

правила

выразительного

чтения.

(14

слайд

)

-читайте медленно. Помните: ни один

художник не рисует картину со скоростью

машины;

-после

каждой

строчки

надо

делать

короткую паузу, независимо от того, есть

ли в конце строки знак препинания;

-постарайтесь

прочитать

так,

чтобы

передать

настроение

автора

и

одновременно выразить свои чувства.

-

Читаем

в

полголоса

и

отмечаем

непонятные слова и выражения.

5.5 Физкультминутка. (15 слайд)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем.

5.6 Чтение стихотворения в слух.

- Кто попробует прочитать стихотворение

выразительно, с паузами.

Дети рисуют словесные картины.

Белую, светло-зелёную, голубую,

жёлтую, светло-коричневую.

Дети слушают.

Дети читают самостоятельно и

работают с карандашом.

Дети выполняют

физкультминутку совместно с

учителем.

Самоутверждение.

Читают 1-2 ученика.

Учащиеся

высказывают

свои

мнения, пожелания, советы.

Операционный

компонент

УД

(развитие

логического

мышления,

умение

делать

выводы

и

заключения).

Учить

детей

представлять

в

своём воображении

картины природы.

Развитие

коммуникативной

культуры учащихся,

умение

слушать

друг друга.

Принцип

внимательного

отношения к тексту.

Формирование

навыка

самостоятельного

чтения.

Самостоятельная

деятельность

учащихся,

выполняет

важную

воспитательную

функцию: приучает

учащихся

к

сам.

работе без учителя,

выполнению

заданий

без

побуждения

и

контроля

и

идет

отработка

способа действия

(совершенствуется

навык

выразительного

чтения.

Снятие мышечного

напряжения,

переутомления,

поднятие

эмоционального

тонуса.

Развитие

самоконтроля и

самооценки,

взаимоконтроля и

взаимооценки.

6.Закрепление

знаний и

способов

действий.

(10 мин.)

6.1 Работа по развитию речи.

-

Какие

непонятные

слова

вам

встретились?

(16 слайд)

(толкование непонятных слов по словарю

Ожегова)

-роса медвяная - ароматная, с запахом

мёда;

-зелень пряная – с острым, ароматным

запахом;

-проталинка – место, где частично растаял

снег и оголилась земля;

-волна

гремучая

издающая

громкие

звуки;

-обдаёт – обливает со всех сторон;

-вкрадчиво – осторожно; тихо;

-под кручею – под обрывом.

6.2 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью автор

написал это стихотворение?

- Выберете ответы.

(17 слайд)

-чтобы сообщить о том, что расцвела

черёмуха;

-чтобы передать свою радость;

-чтобы

привлечь

внимание

к

красоте

природы;

-чтобы вызвать взаимное сопереживание.

6.3 Работа над литературоведческими

понятиями.

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

- Какие слова помогли поэту создать яркую

картину сияющего денька?

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только

увидели,

но

и

почувствовали,

-

«представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах?

- Какой приём использует поэт?

(18 слайд)

- Зачем Есенин использует эпитеты?

- Придумайте свои эпитеты к слову

черёмуха.

.

-

А

теперь

обратите

внимание

на

словосочетания: «сияет зелень в серебре»,

«зелень горит».

- Как называется этот приём?

(19 слайд)

Да,

поэт

уловил

сходство

между

предметами и передал его с помощью

переносных значений.

Дети сначала сами пытаются

объяснить значение

непонятных слов и

выражений, а затем видят

объяснение слов по словарю

Ожегова.

Самоосмысление.

Дети выбирают ответы.

Своей необыкновенной красотой.

Ветки

золотистые,

ручей

серебряный.

Душистая, медвяная, пряная.

Эпитеты.

Эпитеты делают нашу речь более

яркой,

точной,

красочной,

выразительной.

Пушистая, белоснежная,

Весёлая, весенняя.

Метафоры.

Дети решают проблему.

Название и иллюстрация.

Обеспечение

усвоения

новых

знаний и способов

действий. Глубокое

понимание

текста

через практическую

деятельность.

Постановка

проблем,

активизация

познавательной

деятельности

учащихся.

Операционный

и

регулирующий

компонент

УД

(развитие

логического

мышления, развитие

контроля

и

самоконтроля,

обратная связь).

Расширение

кругозора.

Обогащение

словарного запаса.

Развитие

зрительно -

слухового

восприятия.

Создание

проблемной

ситуации:

углубить

восприятие произве-

дения,

освоение

идеи произве-дения.

Операционный

компонент УД.

Выработка

умений

оперировать

ранее

полученными

знаниями.

Формируется

умение

анализи-

ровать поэтический

- Ребята, черёмуха это центральный или

второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите.

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри

завила, стоит?

- Какой приём использует поэт?

(20 слайд)

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

- А кто в стихотворении представляется

юношей?

- Найдите строчки и прочитайте.

-

Найдите

строчки,

где

есть

и

олицетворение и сравнение.

- Вся картина природы, созданная поэтом,

представляется

как

живая,

благодаря

обилию

верно

подобранных

глаголов:

расцвела, завила, сияет, струится, стоит,

горит, обдаёт, поёт.

Выборочное чтение.

О девушке.

Олицетворение.

Образ красивой, кудрявой

девушки.

Ручей.

Выборочное чтение.

«Ветки золотистые, что кудри

завила»

текст,

умение

видеть

образные

языковые

средства

художественной

выразительности.

Создание

нестандартных

ситуаций при

использовании

знаний.

Операционный

компонент УД :

развитие

логического

мышления (анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение), умение

делать

выводы

и

заключения.

Форма работы -

беседа.

7. Обобщение

изученного

материала.

(7 мин).

7.1 Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт,

чтобы мы смогли представить картину:

почувствовать, увидеть, услышать?

- Только ли о природе это стихотворение?

7.2 Коллективное чтение стихотворения.

Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение:

быстро или медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению,

можно читать чуть быстрее?

-Давайте попробуем прочитать вместе.

7.3 Самостоятельное чтение.

- Предлагаю поработать в парах используя

памятку.

(21 слайд)

Памятка:

-правильно ставь ударение;

-соблюдай паузы;

-выбери силу голоса;

-определи темп;

Эпитеты,

метафоры,

олицетворения, сравнения.

Это

стихотворение

о

любви

девушки-черёмухи

и

юноши-

ручья. О том, что всё живое

наполнено любовью: и природа и

люди.

Медленно неторопливо, с

любованием.

Про ручей.

Совместное хоровое чтение.

Работают

самостоятельно

используя знания по теме.

Цель:

Обеспечить

более

глубокое

целостное

восприятие

произведения.

Операционный

компонент УД.

Умение сделать

логические выводы.

Принцип

целостности.

Совершенствуется

навык

выразительного

чтения.

Организация

самостоятельной

работы школьников,

формирование

у

учащихся

навыков

самообразования

Принцип

внимательного

-читай эмоционально;

-покажи интонацией своё отношение к

произведению.

Оцени товарища!

- Кто желает прочитать стихотворение?

(используем элемент конкурсного чтения)

-В исполнении какого ученика передалась

мелодия стихотворения?

7.4

Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с вопросами по

уровням сложности. Они сами выбирают

уровень сложности.)

(Вопросы прилагаются)

-Что главное в стихотворении: действие,

событие, природа, поступок? (2 уровень)

-Можете

ли

вы

определить

характер

музыки, которая могла бы сопровождать

это стихотворение? (3 уровень)

- Прочитайте понравившиеся строки. (1

уровень)

каким

чувством

надо

читать

стихотворение?

(2 уровень)

-Что удивляет автора? (3 уровень)

Самоутверждение.

Учащиеся высказывают свои

мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно,

опираются на знания по теме.

Природа.

Лирическая песня.

Дети читают.

Радости, восторга.

Красота природы.

отношения к тексту.

Выявление качества

и уровня овладения

знаниями

и

способами

действий,

обеспечение

их

коррекции.

Самостоятельное

выполнение

заданий, требующих

применения знаний.

Формируются

навыки

самообразования.

Дифференциация по

степени сложности

даёт

возможность

отработать

учащимся

разных

групп

различные

виды самоконтроля,

самооценки

на

основе

взаимоконтроля

и

взаимооценки

регулирующий

компонент УД.

8. Домашнее

задание.

(1 мин.)

9. Подведение

итогов.

(2.5 мин.)

(22 слайд)

(Дети выбирают)

-Выучить наизусть стихотворение Есенина

«Черёмуха»;

-Нарисовать картины, которые возникли в

вашем воображении;

-Что

на

вас

произвело

большее

впечатление?

-Какие задания вам показались наиболее

интересными?

-Для

чего

нужна

такая

работа

со

стихотворением?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в

дальнейшей жизни?

Дети выбирают, записывают в

дневник.

Самоосмысление.

Ответы детей.

Обеспечение

понимания цели,

содержания и

способов

выполнения

домашнего задания.

Проверка

соответствующих

записей.

Дифференцирован-

ный подход к

домашнему

заданию. Принцип

учёта потребности

ребёнка.

Подведение итогов

помогает учащимся

глубже

осознать

своё

продвижение

вперёд,

осмыслить

свои достижения и

проблемы.

10. Рефлексия .

(2 мин.)

- Взяли оценочные листы №2.

(Прилагаются)

Раскрасьте тот листочек, кем вам больше

понравилось быть: слушателями,

художниками, исследователями.

- Среди нас есть и внимательные

слушатели, и талантливые художники, и

любознательные исследователи.

- А теперь раскрасьте один из листочков:

стихотворение Есенина вам понравилось,

не понравилось или вы сомневаетесь.

- И в заключении (звучит тихая музыка и

горит свеча).

У русских людей есть традиция: «Всё

доброе, светлое сбудется, если пожелать

это пока горит свеча». Пожелайте в душе

самым близким, дорогим и любимым

людям, того, чего хотелось бы вам

пожелать. Помните, любовь побеждает всё.

И пусть всё задуманное сегодня

исполнится.

Мне было очень приятно сегодня работать

с вами.

(23 слайд: «Спасибо за работу»)

Самореализация.

Самостоятельно

раскрашивают

листочки

Дети

слушают

музыку

и

загадывают желания.

Мобилизация

учащихся на

рефлексию своего

поведения

(мотивации,

способов

деятельности,

общения).

Регулирующий

компонент УД:

Развитие

самоконтроля

и

самооценки.

Урок заканчивается

на

эмоциональном

подъёме.



В раздел образования