Напоминание

"Информатика. Логика. Математика"


Автор: Кандыба Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Каргасокская СОШ № 2"
Населённый пункт: с Каргасок, Томская область
Наименование материала: рабочая программа дополнительного образования
Тема: "Информатика. Логика. Математика"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2»

Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленности

«Информатика. Логика. Математика»

Возраст обучающихся 9-10лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Кандыба Галина Михайловна

учитель начальных классов.

с. Каргасок 2020

Пояснительная записка

Программа

написана

на

основании

методического

пособия

курса

развитие

познавательных способностей (9-10 лет, 4 класс) "Юным умникам и умницам", автор

О.А.Холодова. Курс является продолжением аналогичных пособий по развитию

познавательных способностей младших школьников, предназначенных для 1,2,3 классов.

Актуальность.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных

интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него

чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта во время занятия

происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает

боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В

результате занятий обучающиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они

многому научаются и эти умения применяют в учебной деятельности, что приводит к

успехам.

Программа рассчитана на обучающихся 4 кл (9-10 лет) общеобразовательной школы.

Объем программы 34ч, периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Форма

обучения - учебное занятие.

Достоинство

такой

формы - достаточный объем,

регулярность, систематичность и целенаправленность. Для проведения занятий есть

рабочие тетради, которые используются и для самостоятельной работы, для совместных

занятий ребенка и педагога, для групповой работы во время занятия. На занятиях один вид

деятельности (игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное

общение) сменяет другой, что позволяет сделать работу детей динамичной насыщенной и

менее утомляемой.

Большое место уделяется практическим занятиям, на которых

решаются задачи, игровое моделирование. Предполагается широкое использование

технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем,

фотографий и др.).

Модель проведения занятий.

1.

«Мозговая гимнастика» (2 мин.). Выполнение упражнений для улучшения

мозговой деятельности и профилактика нарушений зрения.

2.

Разминка (3-5 мин). Основная задача данного этапа создание у детей

положительного эмоционального фона. Поэтому в разминку включены

легкие, интересные вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту

реакции, окрашенные немалой долей юмора.

3.

Тренировка психических механизмов: памяти, внимания, мышления,

воображения (10 мин). Задания не только способствуют развитию

перечисленных качеств, но и углубляют знания детей.

4.

Отдых (2 мин). Упражнения для снятия глазного напряжения.

5.

Логические поисковые задания (10 мин). На этом этапе математические

задания связаны с заданиями из русского языка или музыки: ребусы,

кроссворды и.т.д. Такое чередование заданий способствует развитию

гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные

способы выхода из затруднительных ситуаций.

2

6.

Веселая переменка (3 мин). Динамическая пауза, направленная на развитие

двигательной сферы ребенка и умения выполнять несколько задач

одновременно.

7.

Нестандартные задачи (10-15 мин). Решение задач, формирующих

познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения.

При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативно-

правовые документы:

1

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации".

2

Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова,

А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010.

3

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение»,

2009.

4

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от

29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №

19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);

5

Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в

действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №

15785).

6

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября

2009 г. № 373.

7

Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС

НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.

№ 373»

(зарегистрировано в МинюстеРоссии 02.02.2016г. № 40936).

8

Авторская программа по курсу О.А. Холодовой.

Цель:развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.

Задачи:

Обучающие:

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению

предлагаемой ситуации.

Развивающие:

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как

умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,

доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

3

Развитие двигательной сферы.

Воспитательные:

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Выявление уровня развития

внимания, восприятия,

воображения, памяти и

мышления на начало учебного

года.

1

0

1

Диагностика

2

Развитие концентрации

внимания.

5

0

5

3

Тренировка внимания.

5

0

5

4

Тренировка слуховой памяти.

5

0

5

5

Тренировка зрительной памяти.

4

0

4

6

Поиск закономерностей. Развитие

умения решать нестандартные

задачи.

5

0

5

7

Совершенствование

воображения.

4

0

4

8

Развитие быстроты реакции.

4

0

4

9

Выявление уровня развития

внимания, восприятия,

воображения, памяти и

мышления на конец учебного

года.

1

0

1

Диагностика

Итого

34

0

34

Учебно- тематический план

Занятие №1.

Теория. Вводная беседа.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на выявление уровня

развития познавательных способностей в начале учебного года» ( результаты заносятся в

таблицу Приложение 1), веселая переменка.

Занятие №2.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации

внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие №3.

4

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на внимание, логически –

поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие №4.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 5.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 6.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 7.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование

воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, развитие

пространственного воображения.

Занятие № 8.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты

реакции, мышления, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные

задачи.

Занятие № 9.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации

внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 10.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 11.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 12.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 13.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 14.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование

воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 15.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты

реакции, мышления , логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные

задачи.

Занятие № 16.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации

внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 17.

5

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 18.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 19.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 20.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 21.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование

воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, развитие

пространственного воображения, задания со спичками.

Занятие № 22.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты

реакции, мышления, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные

задачи.

Занятие № 23.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку

концентрации внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка,

нестандартные задачи.

Занятие № 24.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 25.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 26.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 27.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 28.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование

воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, развитие

пространственного воображения, задания со спичками.

Занятие № 29.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты

реакции, мышления, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные

задачи.

Занятие № 30.

6

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации

внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 31.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,

логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 32.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой

памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 33.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной

памяти , логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.

Занятие № 34.

Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, выявление уровня развития

познавательных процессов, веселая переменка, продолжение работы.

Планируемые результаты

В процессе обучения у ребенка сформируются и будут развиваться различные

виды памяти, внимание, мышление, воображение.

Сформируются способности искать и находить новые решения, новые подходы к

рассмотрению предлагаемой ситуации.

Сформируются и будут развиваться умение анализировать, сравнивать,

синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Календарный учебный график

№ Дата

прове

дени

я

Время

провед

ения

заняти

я

Форма

занятия

Ко

л-

во

ча

со

в

Тема занятия

Мес

то

про

веде

ния

Форма

контро

ля

1

Учебное

занятие

1

Выявление уровня развития

внимания, восприятия,

воображения, памяти и

мышления на начало учебного

года.

Входящ

ая

диагнос

тика

2

Учебное

занятие

1

Развитие концентрации

внимания. Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

3

Учебное

занятие

1

Тренировка внимания.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

7

нестандартные задачи

4

Учебное

занятие

1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

Проверк

а

рабочих

тетраде

й

5

Учебное

занятие

1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

6

Учебное

занятие

1

Развитие логического

мышления. Обучение поиску

закономерностей.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

7

Учебное

занятие

1

Совершенствование

воображения. Развитие

наглядно-образного мышления.

Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек.

Конкурс

эрудито

в №1

8

Учебное

занятие

1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

9

Учебное

занятие

1

Развитие концентрации

внимания. Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

10

Учебное

занятие

1

Тренировка внимания.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

11

Учебное

занятие

1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

12

Учебное

занятие

1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

Конкурс

эрудито

в №2

13

Учебное

занятие

1

Развитие логического

мышления. Обучение поиску

закономерностей. Развитие

умения решать нестандартные

8

задачи

14

Учебное

занятие

1

Совершенствование

воображения. Развитие

наглядно-образного мышления.

Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек.

15

Учебное

занятие

1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

Промеж

уточная

диагнос

тика

16

Учебное

занятие

1

Развитие концентрации

внимания. Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

17

Учебное

занятие

1

Тренировка внимания.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

18

Учебное

занятие

1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

Конкурс

эрудито

в №3

19

Учебное

занятие

1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

20

Учебное

занятие

1

Развитие логического

мышления. Обучение поиску

закономерностей. Развитие

умения решать нестандартные

задачи

21

Учебное

занятие

1

Совершенствование

воображения. Развитие

наглядно-образного мышления.

Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек.

22

Учебное

занятие

1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

23

Учебное

занятие

1

Тренировка концентрации

внимания. Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

9

24

Учебное

занятие

1

Тренировка внимания.

Совершенствование

мыслительных операций.

Развитие умения решать

нестандартные задачи

25

Учебное

занятие

1

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

Конкурс

эрудито

в №4

26

Учебное

занятие

1

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

27

Учебное

занятие

1

Развитие логического

мышления

Обучение поиску

закономерностей

Развитие умения решать

нестандартные задачи

28

Учебное

занятие

1

Совершенствование

воображения

Развитие наглядно-образного

мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию

спичек

29

Учебное

занятие

1

Развитие быстроты реакции,

мышления

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

30

Учебное

занятие

1

Тренировка концентрации

внимания

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

Конкурс

эрудито

в №5

31

Учебное

занятие

1

Тренировка внимания

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

32

Учебное

занятие

1

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

33

Учебное

занятие

1

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование

10

мыслительных операций

Развитие умения решать

нестандартные задачи

34

Учебное

занятие

1

Выявление уровня развития

внимания, восприятия,

воображения, памяти и

мышления на конец учебного

года

Итогова

я

диагнос

тика

Материально- техническое обеспечение

Оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа учебный кабинет, компьютер,

интерактивная доска, документ камера.

Система оценивания результатов обучения детей по данной программе: проверка

выполнения заданий в рабочей тетради; входящая, промежуточная, итоговая диагностика

(приложение №1), конкурс эрудитов №1 (приложение 2), конкурс эрудитов №2

(приложение 3), конкурс эрудитов №3 (приложение 4), конкурс эрудитов №4 (приложение

5), конкурс эрудитов № 5 (приложение 6), анализ работы на уроке.

Методические материалы:

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей (9-10 лет) : Методическое пособие, 4 класс. Программа курса «РПС».- 3-е

изд. – М. : Издательство Росткнига. 2011г

Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. –

Ярославль: 1998.

Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М. :

Просвещение, 1995.

Винокуров Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч.

1-6. – М. : РОСТ, 1997, 1999.

Список литературы для педагога

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей (9-10 лет) : Методическое пособие, 4 класс. Программа курса «РПС».- 3-е

изд. – М. : Издательство Росткнига. 2011г

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-

10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 1 /О. А. Холодова. 3-е изд.,– М. :

Издательство РОСТ. 2019.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-

10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 2 /О. А. Холодова. 3-е изд., – М. :

Издательство РОСТ. 2019.

Список литературы для детей

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-

10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 1 /О. А. Холодова. 3-е изд.,– М. :

Издательство РОСТ. 2019.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-

10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 2 /О. А. Холодова. 3-е изд., – М. :

Издательство РОСТ. 2019.

11

Приложение 1

Тест

внимание

восприят

ие

память

мышление

задани

е

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Фамил

ия,

имя

Количество

букв за 2

мин

Количест

во

рисунков,

изображе

нных

Зри

т.

Слу

х.

Способ

н.

сравни

в.

(цифры

)

Сособн.

установ

л.

связи

(аналог

ия)

Способ

н. к

анализ

у

(закон.

)

Способн.

рассужда

ть

(задача)

количеств

о

Колич.

правиль

но

неправи

льно

точно

Соответ

ст.

рисунко

в

слов

правиль

неправи

правиль

но

неправи

льно

правиль

неправи

правиль

но

неправи

льно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Приложение 2

Конкурс эрудитов №1

12

Приложение №3

Конкурс эрудитов №2

Приложение №4

Конкурс эрудитов №3

13

Приложение №5

Конкурс эрудитов №4

Приложение №6

14

Конкурс эрудитов №5

15



В раздел образования