Автор: Кандыба Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Каргасокская СОШ № 2"
Населённый пункт: с Каргасок, Томская область
Наименование материала: рабочая программа дополнительного образования
Тема: "Информатика. Логика. Математика"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2»
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Информатика. Логика. Математика»
Возраст обучающихся 9-10лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кандыба Галина Михайловна
учитель начальных классов.
с. Каргасок 2020
Пояснительная записка
Программа
написана
на
основании
методического
пособия
курса
развитие
познавательных способностей (9-10 лет, 4 класс) "Юным умникам и умницам", автор
О.А.Холодова. Курс является продолжением аналогичных пособий по развитию
познавательных способностей младших школьников, предназначенных для 1,2,3 классов.
Актуальность.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта во время занятия
происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает
боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В
результате занятий обучающиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они
многому научаются и эти умения применяют в учебной деятельности, что приводит к
успехам.
Программа рассчитана на обучающихся 4 кл (9-10 лет) общеобразовательной школы.
Объем программы 34ч, периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Форма
обучения - учебное занятие.
Достоинство
такой
формы - достаточный объем,
регулярность, систематичность и целенаправленность. Для проведения занятий есть
рабочие тетради, которые используются и для самостоятельной работы, для совместных
занятий ребенка и педагога, для групповой работы во время занятия. На занятиях один вид
деятельности (игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное
общение) сменяет другой, что позволяет сделать работу детей динамичной насыщенной и
менее утомляемой.
Большое место уделяется практическим занятиям, на которых
решаются задачи, игровое моделирование. Предполагается широкое использование
технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем,
фотографий и др.).
Модель проведения занятий.
1.
«Мозговая гимнастика» (2 мин.). Выполнение упражнений для улучшения
мозговой деятельности и профилактика нарушений зрения.
2.
Разминка (3-5 мин). Основная задача данного этапа создание у детей
положительного эмоционального фона. Поэтому в разминку включены
легкие, интересные вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту
реакции, окрашенные немалой долей юмора.
3.
Тренировка психических механизмов: памяти, внимания, мышления,
воображения (10 мин). Задания не только способствуют развитию
перечисленных качеств, но и углубляют знания детей.
4.
Отдых (2 мин). Упражнения для снятия глазного напряжения.
5.
Логические поисковые задания (10 мин). На этом этапе математические
задания связаны с заданиями из русского языка или музыки: ребусы,
кроссворды и.т.д. Такое чередование заданий способствует развитию
гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные
способы выхода из затруднительных ситуаций.
2
6.
Веселая переменка (3 мин). Динамическая пауза, направленная на развитие
двигательной сферы ребенка и умения выполнять несколько задач
одновременно.
7.
Нестандартные задачи (10-15 мин). Решение задач, формирующих
познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения.
При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативно-
правовые документы:
1
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2
Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова,
А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010.
3
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение»,
2009.
4
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №
19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);
5
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №
15785).
6
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. № 373.
7
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.
№ 373»
(зарегистрировано в МинюстеРоссии 02.02.2016г. № 40936).
8
Авторская программа по курсу О.А. Холодовой.
Цель:развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации.
Развивающие:
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
3
Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
всего
теория
практика
1
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на начало учебного
года.
1
0
1
Диагностика
2
Развитие концентрации
внимания.
5
0
5
3
Тренировка внимания.
5
0
5
4
Тренировка слуховой памяти.
5
0
5
5
Тренировка зрительной памяти.
4
0
4
6
Поиск закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные
задачи.
5
0
5
7
Совершенствование
воображения.
4
0
4
8
Развитие быстроты реакции.
4
0
4
9
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года.
1
0
1
Диагностика
Итого
34
0
34
Учебно- тематический план
Занятие №1.
Теория. Вводная беседа.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на выявление уровня
развития познавательных способностей в начале учебного года» ( результаты заносятся в
таблицу Приложение 1), веселая переменка.
Занятие №2.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации
внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие №3.
4
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на внимание, логически –
поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие №4.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 5.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 6.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 7.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование
воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, развитие
пространственного воображения.
Занятие № 8.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты
реакции, мышления, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные
задачи.
Занятие № 9.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации
внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 10.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 11.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 12.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 13.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 14.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование
воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 15.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты
реакции, мышления , логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные
задачи.
Занятие № 16.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации
внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 17.
5
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 18.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 19.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 20.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 21.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование
воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, развитие
пространственного воображения, задания со спичками.
Занятие № 22.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты
реакции, мышления, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные
задачи.
Занятие № 23.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку
концентрации внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка,
нестандартные задачи.
Занятие № 24.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 25.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 26.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 27.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на поиск закономерностей,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 28.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на совершенствование
воображения, логически – поисковые задания, веселая переменка, развитие
пространственного воображения, задания со спичками.
Занятие № 29.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие быстроты
реакции, мышления, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные
задачи.
Занятие № 30.
6
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на развитие концентрации
внимания, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 31.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку внимания,
логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 32.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку слуховой
памяти, логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 33.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, задания на тренировку зрительной
памяти , логически – поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи.
Занятие № 34.
Практика: «Мозговая гимнастика», разминка, выявление уровня развития
познавательных процессов, веселая переменка, продолжение работы.
Планируемые результаты
В процессе обучения у ребенка сформируются и будут развиваться различные
виды памяти, внимание, мышление, воображение.
Сформируются способности искать и находить новые решения, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Сформируются и будут развиваться умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Календарный учебный график
№ Дата
прове
дени
я
Время
провед
ения
заняти
я
Форма
занятия
Ко
л-
во
ча
со
в
Тема занятия
Мес
то
про
веде
ния
Форма
контро
ля
1
Учебное
занятие
1
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на начало учебного
года.
Входящ
ая
диагнос
тика
2
Учебное
занятие
1
Развитие концентрации
внимания. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
3
Учебное
занятие
1
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
7
нестандартные задачи
4
Учебное
занятие
1
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Проверк
а
рабочих
тетраде
й
5
Учебное
занятие
1
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
6
Учебное
занятие
1
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
7
Учебное
занятие
1
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по
перекладыванию спичек.
Конкурс
эрудито
в №1
8
Учебное
занятие
1
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
9
Учебное
занятие
1
Развитие концентрации
внимания. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
10
Учебное
занятие
1
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
11
Учебное
занятие
1
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
12
Учебное
занятие
1
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Конкурс
эрудито
в №2
13
Учебное
занятие
1
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные
8
задачи
14
Учебное
занятие
1
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по
перекладыванию спичек.
15
Учебное
занятие
1
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Промеж
уточная
диагнос
тика
16
Учебное
занятие
1
Развитие концентрации
внимания. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
17
Учебное
занятие
1
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
18
Учебное
занятие
1
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Конкурс
эрудито
в №3
19
Учебное
занятие
1
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
20
Учебное
занятие
1
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
умения решать нестандартные
задачи
21
Учебное
занятие
1
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного мышления.
Ребусы. Задание по
перекладыванию спичек.
22
Учебное
занятие
1
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
23
Учебное
занятие
1
Тренировка концентрации
внимания. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
9
24
Учебное
занятие
1
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
25
Учебное
занятие
1
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Конкурс
эрудито
в №4
26
Учебное
занятие
1
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
27
Учебное
занятие
1
Развитие логического
мышления
Обучение поиску
закономерностей
Развитие умения решать
нестандартные задачи
28
Учебное
занятие
1
Совершенствование
воображения
Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию
спичек
29
Учебное
занятие
1
Развитие быстроты реакции,
мышления
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
30
Учебное
занятие
1
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Конкурс
эрудито
в №5
31
Учебное
занятие
1
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
32
Учебное
занятие
1
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
33
Учебное
занятие
1
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование
10
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
34
Учебное
занятие
1
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года
Итогова
я
диагнос
тика
Материально- техническое обеспечение
Оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа учебный кабинет, компьютер,
интерактивная доска, документ камера.
Система оценивания результатов обучения детей по данной программе: проверка
выполнения заданий в рабочей тетради; входящая, промежуточная, итоговая диагностика
(приложение №1), конкурс эрудитов №1 (приложение 2), конкурс эрудитов №2
(приложение 3), конкурс эрудитов №3 (приложение 4), конкурс эрудитов №4 (приложение
5), конкурс эрудитов № 5 (приложение 6), анализ работы на уроке.
Методические материалы:
О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (9-10 лет) : Методическое пособие, 4 класс. Программа курса «РПС».- 3-е
изд. – М. : Издательство Росткнига. 2011г
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. –
Ярославль: 1998.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М. :
Просвещение, 1995.
Винокуров Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч.
1-6. – М. : РОСТ, 1997, 1999.
Список литературы для педагога
О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (9-10 лет) : Методическое пособие, 4 класс. Программа курса «РПС».- 3-е
изд. – М. : Издательство Росткнига. 2011г
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-
10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 1 /О. А. Холодова. 3-е изд.,– М. :
Издательство РОСТ. 2019.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-
10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 2 /О. А. Холодова. 3-е изд., – М. :
Издательство РОСТ. 2019.
Список литературы для детей
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-
10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 1 /О. А. Холодова. 3-е изд.,– М. :
Издательство РОСТ. 2019.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-
10 лет) : Рабочие тетради : В 2-х частях, часть 2 /О. А. Холодова. 3-е изд., – М. :
Издательство РОСТ. 2019.
11
Приложение 1
Тест
№
внимание
восприят
ие
память
мышление
задани
е
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
Фамил
ия,
имя
Количество
букв за 2
мин
Количест
во
рисунков,
изображе
нных
Зри
т.
Слу
х.
Способ
н.
сравни
в.
(цифры
)
Сособн.
установ
л.
связи
(аналог
ия)
Способ
н. к
анализ
у
(закон.
)
Способн.
рассужда
ть
(задача)
количеств
о
Колич.
правиль
но
неправи
льно
точно
Соответ
ст.
рисунко
в
слов
правиль
неправи
правиль
но
неправи
льно
правиль
неправи
правиль
но
неправи
льно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Приложение 2
Конкурс эрудитов №1
12
Приложение №3
Конкурс эрудитов №2
Приложение №4
Конкурс эрудитов №3
13
Приложение №5
Конкурс эрудитов №4
Приложение №6
14
Конкурс эрудитов №5
15