Напоминание

Опыт и традиции чувашского народа в культурно-оздоровительной деятельности.


Автор: Ольга Трофимовна Казначеева
Должность: МБОУ "Большеяльчикская СОШ им.Г.Н.Волкова"
Учебное заведение: МБОУ "Большеяльчикская СОШ им.Г.Н.Волкова"
Населённый пункт: с. Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт и традиции чувашского народа в культурно-оздоровительной деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Опыт и традиции чувашского народа в культурно-

оздоровительной деятельности.

Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного

образования,

являясь

основным

фактором

укрепления

здоровья

и

всестороннего

развития

личности

ребенка.

Сохранение

здоровья

и

формирование

здорового

образа

жизни

сегодня

не

представляется

возможным без использования накопленных столетиями и проверенных

многими поколениями народных традиций, обычаев и способов физического

воспитания.

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным

законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-

ФЗ)

и

«Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.). В законе «Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(статья

95)

отмечается,

что

дошкольное образование направленно на развитие физических качеств,

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, обеспечении

исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и

развитие национальной культуры.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования применительно к физическому развитию в ФГОС

ДО определены следующие основополагающие принципы:

‒ принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства;

‒ принцип учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка;

‒ принцип формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Образовательная

область

«Физическое

развитие»

предполагает

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

‒ двигательная деятельность связана с выполнением упражнений,

направленных на развитие физических качеств, координацию и гибкость;

‒ формирование опорно-двигательной системы организма, развитие

равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,

выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в

обе стороны);

‒ формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

овладение подвижными играми, с правилами;

‒ становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной

сфере;

‒ становление ценностей здорового образа жизни, овладение его

элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,

закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Приобщение к народным традициям особенно значимо в школьном

возрасте. Многовековый опыт человечества показал, что игра — важнейшее

средство в воспитании ребёнка. Народные игры — составная часть традиций

каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на

протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней

из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя

лучшие национальные традиции. Народная подвижная игра несет одну из

важнейших функций — это оздоровление ребенка, развитие физических

качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость,

выдержку,

стремление

к

победе.

Развивает

смекалку,

находчивость,

творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением

детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной

страны.

Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации

различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего

школьного

возраста

обусловил

появление

разнообразных

форм

их

проведения. Одной из таких форм в школе стало использование чувашских

подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Парциальная программа «Родники здоровья» И. В. Махаловой, труды

известного специалиста по энтнопедагогике профессора Г. Н. Волкова с

учётом национально-культурных условий Чувашской Республики нацеливает

педагогов на использование в работе с детьми и решение следующих задач:

‒ пробуждение интереса к истории и культуры своей Родины, любви к

родному краю;

‒ расширение кругозора детей через школьный краеведческий музей;

‒ широкое использование народного фольклора;

‒ знакомство с чувашскими играми;

воспитание

у

детей

уважения

и

бережного

отношения

к

национальным традициям физического воспитания своего народа.

Как же тема «Народные традиции сохранения здоровья и физического

воспитания» прослеживается в развивающем пространстве и в организации

образовательного процесса в рамках непосредственно образовательной

деятельности с детьми младшего класса?

Физическое воспитание детей начального звена на основе народных

традиций в полиэтническом пространстве представляет собой единую

систему,

которая

функционирует

и

развивается

при

определенных

педагогических условиях. В оздоровительных целях школе созданы условия

для удовлетворения естественных потребностей в движении: физкультурный

и музыкальный залы, спортивная площадка. Как поддержка активности,

инициативы, самостоятельности ребенка в постижении народных традиций

физического воспитания, удовлетворении потребности дошкольника в

движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В спортивном зале

имеются уголки, которые оснащены традиционными предметами: обручами,

мячами,

скакалками,

кеглями,

предметами

для

развития

глазомера,

координации движений, мягкими модулями. Для организации чувашских игр

имеются — лапти, биты, платочки, палочки и др. В помощь педагогу в

каждом

классе

в

соответствии

с

возрастом

разработаны

паспорта

физкультурных уголков, картотеки народных и чувашских подвижных игр,

считалок. Народная игра является неотъемлемой частью патриотического,

физического

воспитания.

Радость

движения

сочетается

с

духовным

обогащением,

у

детей

формируется

устойчивое

заинтересованное,

уважительное отношение к культуре родного края. Прежде чем внедрить в

практику чувашские подвижные игры, в мини-музее дети знакомятся с

укладом и обычаями чувашского народа. В классных помещениях имеются

мини центры национальной культуры с краеведческим содержанием, в

книжных уголках размещён фольклорный материал (сказки, пословицы,

поговорки, считалки), дидактические игры, изготовленные руками педагогов,

национальные куклы, салфетки с чувашским орнаментом. Ознакомление

детей

с

культурой

чувашского

народа

во

время

образовательной

деятельности проводится во всех видах деятельности:

‒ просмотр презентации о родном городе Чебоксары,

‒ организация сюжетно-ролевой игры «Анюк пришла в гости»;

‒ театрализация чувашской сказки «Айпиге»;

‒ проведение экскурсий:

‒ участие в фестивалях чувашской музыки, поэзии, изобразительного

искусства;

‒ мероприятия по теме «Наши игры хороши, выходи игру начни»,

прогулки, где дети большое предпочтение отдают таким играм: чувашским

«Тилирам», «Лошадки», «Хищник в море», «Не проспи», «Луна и солнце»,

«Платочек», «Быстро возьми» и др.

Чувашские

народные

игры

являются

непременным

элементов

народных праздников. Игры заключают в себе огромный потенциал для

физического развития ребёнка, привлекают внимание многообразием и

национальным колоритом. В соответствии с календарём в содержание

традиционных

праздников

включаем

самобытные

народные

игры,

состязания, танцы. Традиционным стал праздник Çăварни (масленица).

Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки.

Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте в спортивных

эстафетах.

Таким образом, детский сад, используя национальный компонент в

физическом развитии детей дошкольного возраста обогащает содержание

двигательной деятельности детей, формирует устойчивые потребности в ней,

что способствует укреплению здоровья, расширяет знания о национальных

особенностях культуры чувашского народа.

В заключении хочу закончить словами М. А. Горького «Народные

игры не должны быть забытыми, они дадут положительные результаты

тогда, когда исполнят свое главное назначение — доставят детям радость, а

не

будут

учебным

занятием»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Шевле» села Яльчики Яльчикского района Чувашской

Республики

Выступление на тему:

«Опыт и традиции чувашского народа в

культурно-оздоровительной деятельности»

Январь - 2018



В раздел образования