Автор: Ольга Трофимовна Казначеева
Должность: МБОУ "Большеяльчикская СОШ им.Г.Н.Волкова"
Учебное заведение: МБОУ "Большеяльчикская СОШ им.Г.Н.Волкова"
Населённый пункт: с. Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт и традиции чувашского народа в культурно-оздоровительной деятельности.
Раздел: начальное образование
Опыт и традиции чувашского народа в культурно-
оздоровительной деятельности.
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного
образования,
являясь
основным
фактором
укрепления
здоровья
и
всестороннего
развития
личности
ребенка.
Сохранение
здоровья
и
формирование
здорового
образа
жизни
сегодня
не
представляется
возможным без использования накопленных столетиями и проверенных
многими поколениями народных традиций, обычаев и способов физического
воспитания.
Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-
ФЗ)
и
«Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.). В законе «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(статья
95)
отмечается,
что
дошкольное образование направленно на развитие физических качеств,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, обеспечении
исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования применительно к физическому развитию в ФГОС
ДО определены следующие основополагающие принципы:
‒ принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
‒ принцип учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка;
‒ принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
предполагает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
‒ двигательная деятельность связана с выполнением упражнений,
направленных на развитие физических качеств, координацию и гибкость;
‒ формирование опорно-двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в
обе стороны);
‒ формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми, с правилами;
‒ становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
‒ становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Приобщение к народным традициям особенно значимо в школьном
возрасте. Многовековый опыт человечества показал, что игра — важнейшее
средство в воспитании ребёнка. Народные игры — составная часть традиций
каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на
протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней
из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя
лучшие национальные традиции. Народная подвижная игра несет одну из
важнейших функций — это оздоровление ребенка, развитие физических
качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость,
выдержку,
стремление
к
победе.
Развивает
смекалку,
находчивость,
творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением
детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной
страны.
Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации
различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего
школьного
возраста
обусловил
появление
разнообразных
форм
их
проведения. Одной из таких форм в школе стало использование чувашских
подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.
Парциальная программа «Родники здоровья» И. В. Махаловой, труды
известного специалиста по энтнопедагогике профессора Г. Н. Волкова с
учётом национально-культурных условий Чувашской Республики нацеливает
педагогов на использование в работе с детьми и решение следующих задач:
‒ пробуждение интереса к истории и культуры своей Родины, любви к
родному краю;
‒ расширение кругозора детей через школьный краеведческий музей;
‒ широкое использование народного фольклора;
‒ знакомство с чувашскими играми;
‒
воспитание
у
детей
уважения
и
бережного
отношения
к
национальным традициям физического воспитания своего народа.
Как же тема «Народные традиции сохранения здоровья и физического
воспитания» прослеживается в развивающем пространстве и в организации
образовательного процесса в рамках непосредственно образовательной
деятельности с детьми младшего класса?
Физическое воспитание детей начального звена на основе народных
традиций в полиэтническом пространстве представляет собой единую
систему,
которая
функционирует
и
развивается
при
определенных
педагогических условиях. В оздоровительных целях школе созданы условия
для удовлетворения естественных потребностей в движении: физкультурный
и музыкальный залы, спортивная площадка. Как поддержка активности,
инициативы, самостоятельности ребенка в постижении народных традиций
физического воспитания, удовлетворении потребности дошкольника в
движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В спортивном зале
имеются уголки, которые оснащены традиционными предметами: обручами,
мячами,
скакалками,
кеглями,
предметами
для
развития
глазомера,
координации движений, мягкими модулями. Для организации чувашских игр
имеются — лапти, биты, платочки, палочки и др. В помощь педагогу в
каждом
классе
в
соответствии
с
возрастом
разработаны
паспорта
физкультурных уголков, картотеки народных и чувашских подвижных игр,
считалок. Народная игра является неотъемлемой частью патриотического,
физического
воспитания.
Радость
движения
сочетается
с
духовным
обогащением,
у
детей
формируется
устойчивое
заинтересованное,
уважительное отношение к культуре родного края. Прежде чем внедрить в
практику чувашские подвижные игры, в мини-музее дети знакомятся с
укладом и обычаями чувашского народа. В классных помещениях имеются
мини центры национальной культуры с краеведческим содержанием, в
книжных уголках размещён фольклорный материал (сказки, пословицы,
поговорки, считалки), дидактические игры, изготовленные руками педагогов,
национальные куклы, салфетки с чувашским орнаментом. Ознакомление
детей
с
культурой
чувашского
народа
во
время
образовательной
деятельности проводится во всех видах деятельности:
‒ просмотр презентации о родном городе Чебоксары,
‒ организация сюжетно-ролевой игры «Анюк пришла в гости»;
‒ театрализация чувашской сказки «Айпиге»;
‒ проведение экскурсий:
‒ участие в фестивалях чувашской музыки, поэзии, изобразительного
искусства;
‒ мероприятия по теме «Наши игры хороши, выходи игру начни»,
прогулки, где дети большое предпочтение отдают таким играм: чувашским
«Тилирам», «Лошадки», «Хищник в море», «Не проспи», «Луна и солнце»,
«Платочек», «Быстро возьми» и др.
Чувашские
народные
игры
являются
непременным
элементов
народных праздников. Игры заключают в себе огромный потенциал для
физического развития ребёнка, привлекают внимание многообразием и
национальным колоритом. В соответствии с календарём в содержание
традиционных
праздников
включаем
самобытные
народные
игры,
состязания, танцы. Традиционным стал праздник Çăварни (масленица).
Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки.
Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте в спортивных
эстафетах.
Таким образом, детский сад, используя национальный компонент в
физическом развитии детей дошкольного возраста обогащает содержание
двигательной деятельности детей, формирует устойчивые потребности в ней,
что способствует укреплению здоровья, расширяет знания о национальных
особенностях культуры чувашского народа.
В заключении хочу закончить словами М. А. Горького «Народные
игры не должны быть забытыми, они дадут положительные результаты
тогда, когда исполнят свое главное назначение — доставят детям радость, а
не
будут
учебным
занятием»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Шевле» села Яльчики Яльчикского района Чувашской
Республики
Выступление на тему:
«Опыт и традиции чувашского народа в
культурно-оздоровительной деятельности»
Январь - 2018