Напоминание

Особенности развития творческих способностей у детей-аутистов


Автор: Афанасьева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: г.Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития творческих способностей у детей-аутистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности развития творческих способностей у детей-аутистов

Афанасьева О.В., воспитатель, ГБУ «Шадринский детский дом-интернат

для умственно отсталых детей»

Рекомендации по развитию творческих способностей у аутичных детей

мало чем отличается от рекомендаций для детей без отклонений. Однако, есть

некоторые особенности, которые необходимо учитывать, работая с детьми-

аутистами. Для таких детей развитие их творческих способностей является

необычайно важным. Это возможность найти себя в рисовании, лепке, музыке

и во многом другом. При выявлении способности ребенка к тому или иному

предмету, ее необходимо неуклонно развивать. Все методы работы с

обычными детьми также подходят и для работы с детьми с отклонениями.

Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики.

Рисование карандашом особенно предпочтительно, так как формирует навык

владения ручкой при письме. Но не всегда ребенок-аутист соглашается

рисовать карандашами. Можно предложить ему фломастеры или краски.

Необходимо учитывать, что детей-аутистов могут раздражать некоторые

цвета,

например,

ярко-желтый.

Не

настаивайте

на

традиционном

раскрашивании рисунков, давайте им полную свободу творчества.

Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные

виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды

занятий: музыкальные занятия, танцы, лепка, рисование красками, рисование

мелками на доске, рисование руками и пр. Полезно также сочетать занятия с

сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде

зарядки.

Например: нарисовали тучу и спрятались от нее, закрыв лицо

ладошками рук; слепили персонажа сказки и показали, как он кричит (если это

животное или птица), как говорит (если человек); нарисовали дерево, и

превратились в дерево - встали и потянулись руками-веточками к солнышку.

На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида

деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком,

здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила

будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем

следует.

Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип

занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно,

давая ребенку время справиться с изменениями.

Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в

моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует

использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что

деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими

повышенный интерес ребенка.

Рекомендуется практиковать рисование типических образов: солнца, неба,

звезд, земли, воды, огня, деревьев. Все те образы реальности, которые

наиболее

глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий.

Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека.

Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который

передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно

как и основой для

личного опыта

каждого человека.

Для

ребенка,

возможности которого ограниченны, изображение таких образов особенно

важно, потому что эта область объединяет различные аспекты, грани личности

ребенка. Она становится связующей благодаря цельному и глубокому

переживанию опыта соприкосновения с реальностью, идущему из области

бессознательного, тогда как в жизни особый ребенок часто лишен такого

опыта из-за своих ограничений.

Детям с особенностями развития необходимы танцы, зарядка, пешие

прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень

активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и

психический тонус организма, стимулируют творческую активность.

Рекомендуется также использовать музыкальную терапию. Данная терапия

широко

используется

с

середины

XX

в.

Эксперты

отмечают

такие

положительные результаты: развитие коммуникативных навыков, мотивация к

взаимодействию,

развитие

творческих

навыков

и

потребности

в

самовыражении, а также улучшение памяти и концентрации. Терапия

начинается со знакомства пациента с инструментом. Затем ребенок пробует

самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом.

Важными нам кажутся занятия такого ребенка литературой, он учится

слушать. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное

освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей. Это

способствует

улучшению

понимания

себя

и

других,

уменьшает

одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое,

развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации

такого ребенка, его эмоциональной стабилизации.

Именно поэтому необходимо научиться развивать способности ребенка,

которые могут заключаться в том, что он сможет рисовать красивые картины,

а другой ребенок будет ритмично двигать под музыку, танцевать.

Всевозможные виды творчества помогут ребенку-аутисту и воспитателю

выявить сильные стороны ребенка, а может быть и откроют невероятные

грани таланта, в какой-либо области. Важно помнить, что большинство

способностей и талантов детей можно заметить уже в раннем возрасте,

поэтому необходимо наблюдать за интересами детей-аутистов, чтобы в

дальнейшем помочь ребенку развить их, тем самым помочь ребенку

реализоваться и состояться в жизни.

Список литературы:

1.

Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с

тенденцией формирования детского аутизма

: совместная работа

специалистов и родителей [Текст] / О. С. Аршатская // Дефектология,

2005, №3, - С. 27-30.

2.

Баенская, Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего

возраста [Текст] / Е. Р. Баенская // Дефектология, 1999, №1, - С. 47-54

3.

Дети с ограниченными возможностями

: проблемы и инновационные

тенденции

в

обучении

и

воспитании.

Хрестоматия

по

курсу

«Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / Сост. Н.

Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

4.

Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с

гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

[Текст] / Е. К. Лютова. - М. : СигналЪ, 2001

5.

Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком [Текст] / пер. Н. Л.

Холмогоровой. - М. : Теревинф, 2004.



В раздел образования