Автор: Похорукова Ольга Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБОУ "Лесосибирская школа"
Населённый пункт: г. Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект открытого интегрированного урока
Тема: Интегрированный урок по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
Раздел: среднее образование
КГБОУ «Лесосибирская школа»
Конспект интегрированного урока по литературе
в 9 классе
Тема: «М.А. Шолохов. Отрывок из рассказа «Судьба человека».
Жизненный путь Андрея Соколова в годы Великой отечественной
войны»; Обобщение знаний по теме: «Арифметические действия с
числами, полученными при измерении времени, объёма…»
Составители:
О.В. Похорукова – учитель русского языка,
Т.В. Соловьёва – учитель математики
г. Лесосибирск – 2022
Интегрированный урок
по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
Тема: «М.А. Шолохов. Отрывок из рассказа «Судьба человека». Жизненный
путь Андрея Соколова в годы Великой Отечественной войны»; Обобщение
знаний по теме: «Арифметические действия с числами, полученными при
измерении времени, объёма …»
Цели:
-формирование образа русского солдата Андрея Соколова, его характера
через прослеживание его жизненного пути в годы Великой отечественной
войны; систематизация знаний по теме: «Арифметические действия с
числами, полученными при измерении времени, объёма, нахождение части
числа»
Задачи
Образовательные:
-формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших
войну;
-расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
-проследить жизненный путь Андрея Соколова в годы Великой
отечественной войны;
-работать над выразительностью и осознанностью чтения;
-отрабатывать вычислительные навыки.
Коррекционно-развивающие:
-развивать устную речь;
-развивать зрительную память, внимание через работу по восстановлению
последовательности событий рассказа.
Воспитывающие:
-воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой отечественной
войны, к героическому прошлому своей страны;
-воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания,
чувство патриотизма;
-прививать интерес к чтению произведений патриотического характера;
-прививать интерес к литературе и математике, как к учебным предметам.
Оборудование и оформление урока:
-портрет М.А. Шолохова;
-видеокадры фильма «Судьба человека», С. Бондарчука;
-чтение, 9класс, учебник;
- раздаточный материал;
-рисунки детей;
-пословица «Порядок время бережёт!»;
-компьютер;
-презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие:
-Здравствуйте, садитесь.
2.Эмоциональный настрой.
-Вот и наступил новый день. Мы ждём от него чудесной весенней погоды, а
от вас, ребята, хороших знаний, активности и дисциплины. Ведь согласно
русской народной пословице: «Порядок время бережёт!» (слайд)
3.Умственная разминка.
-Начнём с небольшой разминки. На экране вы видите литературно-
математическое табло (слайд). Предлагается ответить на вопросы.
Правильному ответу будет соответствовать определённая буква. Выполняя
это задание, вы закрепите вычислительные навыки, а так же выясните, о чём
мы будем говорить на уроке.
-Перед вами плакат: «Родина-мать зовёт!» (слайд)
1.Какое историческое событие он отражает?
2.Назовите год, когда началась Великая Отеч. война? (1941)
3.Увеличьте это число на 4? (1941+ 4= 1945) Что это за дата?
4.Сколько дней длилась война? (365 * 4 = 1460)
5.Сколько лет прошло с начала ВО войны? (2014-1941=78)
6. Сколько лет прошло с окончания войны? (2014-1945=74)
7. Какой был средний возраст парней, уходивших на фронт? (18 л.)
8. Увеличьте это число в 5 раз? (18 * 5 =90л.) Это возраст нынешних
ветеранов.
1941г.
1945г
1460дн
78
74
18л
90л
с
о
к
о
л
о
в
-Табло заполнено. Правильные ответы на вопросы дали нам ключевое слово
– Соколов (слайд)
4.Постановка целей урока
-Вам о чём-нибудь говорит эта фамилия? (Соколов - это главный герой
рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)
-Сегодня на уроке мы продолжим работу с отрывком из рассказа М.А.
Шолохова «Судьба человека», проследим путь Андрея Соколова с начала
Великой Отечественной войны, выясним, что же помогло герою не
сломиться, а остаться человеком; а так же, на примере этого произведения,
обобщим и систематизируем знания по теме: «Арифметические действия с
числами, полученными при измерении времени», «Объёма», «Нахождение
части числа»
5.Тема урока: «М.А. Шолохов. Отрывок из рассказа «Судьба человека».
Жизненный путь Андрея Соколова в годы Великой Отечественной войны»
(слайд)
6.Актуализация знаний:
-О каком историческом событии говорится в рассказе? (Великая
Отечественная война)
-Кто нарушил границу нашей Родины? (Фашистская Германия)
-Посмотрим, как это было...
(Видеофрагмент) (слайд)
7.Работа по теме.
-На защиту Родины встал весь советский народ, от мала до велика. Не
остался в стороне и Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека»
-Проследим жизненный путь Соколова с начала Великой Отечественной
войны.
Перед вами находится ряд событий. Хронологическая последовательность
которых нарушена. Восстановим её.
(Выходят к доске, меняют местами, затем подбирают нужный заголовок,
зачитывают)
1.Уход на фронт.
2.Обстрел с воздуха.
3.В фашистском плену. Лагерь Б-14.
4.На приёме у коменданта.
5.Награда за смелость.
-Прочитаем названия ещё раз.
(Все события находятся на переносной доске, а на экране остаётся одно:
«В фашистском плену. Лагерь Б-14»)
-Андрей Соколов попал в плен к фашистам.
-Как это произошло?
-Вспомним, сколько лет находился Соколов в плену? (2 года)
-Как относились к русским военнопленным фашисты?
(Подтвердим словами Андрея Соколова: «Природа везде там, браток,
разная…» до слов «печей-то наверное, на всех не хватало в Германии…»,
чтение хором, стр. 198 )
-Условия, в которых оказался Андрей Соколов в плену, были
невыносимо-тяжёлые.
- Прочитаем вслух отрывки, в которых говорится об этом (на цветных
карточках, по цепочке, каточки пронумерованы), со слов «И кормили везде,
как есть…» до слов «…но вечером нам еды не полагалось»
Учитель математики: работа по прочитанному
Сколько человек находилось в концлагере Б-14, до того как туда попал герой
рассказа? (2000ч)
На сколько человек увеличилось количество пленных? (на 142)
Какое количество человек стало в концлагере Б-14 (2142)
Где жили пленные?
В какое время года происходили события в отрывке? (осенью)
Какая погода бывает осенью?
Какую работу выполняли военнопленные?
Как добывали камни? (вручную, киркой) -показать
Какова была добыча камней на 1 человека? (4куб. м)
Что измеряют в кубических мерах? (Объем тел)
Что такое кубический метр? (объём куба, ребро которого равно 1м,
называется куб. метром)
Как вычислить объём куба? (Vкуб = а х а х а)
Сколько раз по 1куб нужно взять, чтобы получилось 4куб. м? (4 раза),
показать
Чем кормили военнопленных? (150г хлеба пополам с опилками и жидкая
похлёбка из брюквы)
Сколько раз кормили их? (2раза)
В какой одежде работали пленные? А почему лохмотья?
Сколько человек осталось от прибывших через 2 месяца? (57)
Вычислите, какова была потеря советских военнопленных за два месяца?
(142 – 57 = 85ч)
Значит сколько человек осталось в концлагере Б-14 (2057)
А сколько они кубометров камня стали добывать , при прежней норме 4куб.
м? (2057х4=8228куб. м)
А почему столько людей погибло?
Вывод: Из – за нечеловеческих условий, а именно: большая физическая
нагрузка, постоянное недоедание, нет сменной одежды, не имея возможности
высушить её; работа без выходных и т.д, у большинства людей организм
просто не выдерживал, и они погибали. (В конце работы показать детям
хлебную лепёшку с опилками. Пусть дети вспомнят, чем питались.
Показать хлеб, сало, банки с консервами, яблоки)
-Вспомним, как Соколов оказался у коменданта?
-Какие качества характера показал наш герой?
-Что сказал комендант Андрею Соколову? Стр. 201зачитать.
-Андрея Соколова не оставляла мысль о побеге, и вот представился
удобный случай…
Перед вами находится план 2 отрывка «Побег из плена»
1.Линейка.
2.Мысль о побеге.
3.Подготовка к побегу.
4.Приказ майора.
5.Доставить живым.
6.На родной земле.
Задания:
-Прочитаем план.
-Сделаем краткий пересказ.
-Посмотрим, как это было…
Учитель математики
Решение задачи:
Автомобиль «Оппель - адмирал» по военным разбитым дорогам, мог
развивать скорость 30км\ч. До передовой расстояние 18км. Сколько времени
понадобилось Соколову, чтобы добраться до своих частей?
скорость
время
расстояние
30км\ч
?
18км
Фронтальный разбор задачи с записью краткой записи в таблицу:
- Сколько километров нужно было проехать Соколову? (18км)
- С какой средней скоростью двигалась машина «Оппель - адмирал» по
военным разбитым дорогам? (30км\ч)
-Как найти скорость, если известно время и расстояние? (t = S :V)
Решение задачи (коллективная работа)
1)18км : 30 = 0,6ч
- Чтобы найти точное время, нужно:
-Заменить десятичную дробь обыкновенной
0,6 = 6\10часа
- Как найти часть от числа?
2) 1ч = 60мин
6\10 от 60мин
60мин : 10 х 6 = 36мин.
Ответ: 36мин понадобилось Соколову, чтобы добраться до своих частей.
8.Итог урока:
-На долю Андрея Соколова выпало много испытаний, но он не
сломился.
-Какие? (Война, плен, страшные условия, гибель семьи, сына)
-Что же помогло нашему герою? *выбрать и поместить на доску
(личное мужество, огромная сила воли, решительность, выносливость,
выдержка, достоинство, любовь к Родине…трусость, низость, ненависть,
лживость, предательство, бесчеловечность…)
-Можно ли назвать Андрея Соколова героем? Почему?
(Совершил геройский поступок, жизненные невзгоды не сломили его…)
-В рассказе говорится только об Андрее Соколове. Так почему же Шолохов
назвал своё произведение не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба
человека»?
-Как вы думаете, был ли на самом деле такой человек Андрей Соколов или
это просто вымышленный персонаж?
Вывод: Благодаря таким людям, как Соколов, наш народ одержал победу над
фашистской Германией.
9.Лист оценивания (таблица для заполнения)
Список используемой литературы
1.Чтение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы/ авт.-сост.
А.К. Аксёнова, М.И. Шишкина. -13-е изд.-М.: Просвещение, 2020.-270с.
2.Математика, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы/А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г.Ходот. -7-е изд. -М.:
Просвещение, 2019. -400с.
3.М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». -М.: «Детская литература»,
1975.