Автор: Доперт Наталья Михайловна
Должность: Учитель
Учебное заведение: Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа № 12 г.Иркутска"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок чтения в 3 классе коррекционной школы.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока чтения в 3 классе коррекционной школы.
Тема: В. Осеева «Подвиг»
Цель: познакомить обучающихся с рассказом В. Осеевой «Подвиг».
Задачи:
- образовательная:
совершенствовать технику чтения;
развивать навыки правильного, выразительного чтения;
формировать умение
определять
главную
мысль
рассказа
с
помощью
выразительных
средств,
используемыми писателем;
- коррекционно- развивающие:
-Способствовать формированию восприятия первичного прослушивания текста;
развитию произвольного внимания школьников через упражнения на концентрацию и
распределение; коррекции и развитию мышления через формирование аналитико –
синтетической деятельности посредством упражнения – игры «Кто сказал?»;
расширять словарный запас трудных слов при чтении (подвиг, совершается, со-
вершаются, сбросил)
- воспитательная:
воспитывать мотивацию к учебной деятельности, создать ситуацию успеха для
каждого обучающегося.
Оборудование: учебник «Чтение 3 класс» под редакцией С.Ю. Ильиной, А.А.
Богдановой 2019 г., карточка с текстом поговорки, буквы; иллюстрации: ромашка,
солнце, портрет В.А. Осеевой, плакат «Полянка», «Смайлики».
Технологии: ИКТ, коррекционно- развивающая.
Ход урока:
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
I. Орг.
момент
Эмоционально
–
психологический
настрой на урок
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
Давайте друг другу улыбнемся
И начнем урок скорей!
Производят контроль
своей посадки.
II.
Подготовка
к
основному
этапу
Речевая разминка:
- Ребята, с чего мы начинаем урок? Для
чего нужна речевая разминка?
Какой большой раздел мы изучаем?
1. Работа над скороговоркой.
Прочитать скороговорку 3 раза -
медленно, быстрее, очень быстро, но без
ошибок и четко проговаривая все звуки.
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
2. Работа над дыханием.
а) Звукоподражание:
Шум леса - Ш-ш-ш
Полёт пчелы - З-з-з
Выполняют упражнения,
проводимые дежурным
под руководством учителя.
(слайд 1)
Полёт жука – Ж-ж-ж
Накачивание воздуха – Ф-ф-ф
Сдутие мяча – С-с-с
Заканчивается работа над дыханием тем,
что дети вдыхают аромат цветка.
Проверка домашнего задания.
Игра «Ромашка» (на лепестках ромашки
написаны задания:
1.Прочитайте рассказ по цепочке.
2.Ответьте на вопросы (вопросы задает
учитель)).
1.Чтение рассказа А. Седугина «Как
Артёмка котёнка спас» (читают текст по
цепочке).
2. Ответы на вопросы:
- Как Артёмка котёнка спас?
– Может ли мама гордиться своим
сыном?
Подведение к теме урока.
1. Ребята, я вам сейчас прочитаю письмо,
которое мне вчера передали в
библиотеке. В этом письме говорится о
том, что сказала о своих произведениях
одна замечательная писательница.
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как
вы, я любила читать маленькие рассказы,
я любила их за то, что могла читать без
помощи взрослых. Один раз мама
спросила.
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила. – Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь
думать, - сказала мама.
С тех пор прочитав рассказ, я стала
думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и
собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала и для вас
короткие рассказы, чтобы вам было
легче научиться читать и думать.
Итак, ребята, кто мог бы сказать о своих
рассказах такие слова.
Кто догадался, кто написал это письмо?
Составьте слово из букв, и вы узнаете
Читают рассказ по
«цепочке» и отвечают на
вопросы.
Работают в парах.
фамилию автора этого письма.
Прочитайте фамилию автора.
2. Рассказ учителя о писательнице.
Валентина Александровна Осеева
родилась в 1902 году на Украине. Она
училась на драматическом факультете
Киевского института искусств. В 1923
году семья Осеевых переезжает в
Москву. С 1937 года она начинает
печатать свои книги. Ее стихи, сказки,
короткие рассказы для малышей вошли в
сборник “Рыжий кот”, “Волшебное
слово”, “Отцовская куртка”, “Простое
дело”.
Юная Осеева работала педагогом в
детских колониях для беспризорников.
Она работала 16 лет педагогом, помогала
вернуть детям радость и стать
достойными гражданами страны. В. А.
Осеева прожила 67 лет.
3. Игра по рядам «Сломанный телефон»
Передать фразу: «Помощь хороша
делами, а не словами». Чтение поговорки
на листочках.
Как вы думаете о чём пойдёт речь?
Кто-то помог кому то, кто-то только об
этом говорил.
Совершенно верно. Дерево узнают по
плодам, а человека по его делам.
Это мы ещё раз убедимся, когда
прочитаем рассказ Валентины Осеевой
«Подвиг».
-Ребята, а что такое подвиг? Как вы
понимаете смысл этого слова?
По-другому можно сказать поступок,
который совершают ради других людей,
часто с риском для жизни.
4.Пальчиковая гимнастика.
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Запись в тетради.
18 февраля.
Валентина Александровна Осеева (1902-
1969).
Составляют из букв слово.
Читают слово Осеева.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы.
Объясняют смысл
поговорки.
Объясняют, как понимают
смысл слова подвиг.
Развитие мелкой моторики
(производят движения с
карандашом).
Записывают в тетради.
Подвиг.
5. Какие цели поставим?
Читать как?
Будем правильно, выразительно,
внимательно читать.
Зачем внимательно читать?
Будем внимательно читать, чтобы
понимать прочитанное.
Как отвечать на вопросы?
Будем отвечать на вопросы полным
предложением.
III.
Основной
этап
1.Чтение рассказа учителем:
Послушайте рассказ и скажите, кто герои
рассказа.
- Ребята, откройте учебники на 38.
Найдите рассказ «Подвиг»
Чтение обучающимися рассказа
«Подвиг» В. Осеевой.
2.Перед чтением познакомимся с новыми
трудными словами:
со-вер-ша-ет-ся со-вер-ша-ют-ся
совершаются
ро-бро-сбро-сбро-сил сбросил
3.Обучающиеся читают по цепочке.
- О чём мечтал Толя?
- Что случилось на реке?
- Что сделал Юра? Найдите в тексте
слово туфли и прочитайте, что сделал
Юра.
- А как вёл себя Толик?
- Кто из мальчиков поступил правильно?
- Почему?
- Каким был Юра?
- Каким можно назвать Толю?
- Подтвердилась поговорка «Помощь
хороша делами, а не словами»?
Выборочное чтение.
Игра “Кто сказал?” (Найдите в нашем
рассказе эти предложения)
-Я все время мечтаю совершить какой-
нибудь подвиг!
-А я об этом даже не думаю.
-А ведь не приди мы вовремя, кто знает,
что было бы!
Учащиеся слушают,
отвечают на вопрос.
Выполняют инструкцию
учителя.
Читают слова из текста.
Читают.
Отвечают на вопросы.
Находят предложение.
IV.
Инструктаж по Д/З: Читаем без ошибок
Записывают Д/З в
Подведение
итогов
Стр. 38-39.
Рефлексия.
- Какой рассказ мы читали сегодня на
уроке?
- Выставление оценок.
-Ребята, посмотрите на нашу полянку.
Высоко светит солнышко. Солнышко
приносит только добро. Если урок
понравился, то прикрепим зеленого
человечка, если не понравился, то
красного человечка, на нашу полянку.
-Спасибо за урок!
дневник. Стр. 38-39.
Отвечают на вопросы.
(оценка эмоционального
состояния)
На поляну прикрепляют
смайликов.