Напоминание

Из опыта работы учителя русского языка и литературы


Автор: Татьяна Алексеевна Линева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г.о. Королев Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы учителя русского языка и литературы Линевой Т.А.

Повышение качества образования учащихся – одно из важнейших требований,

предъявляемых к современной школе.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества

образования. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном

процессе, можно выделить три основных его вида: – предварительный, – текущий, –

промежуточный, - итоговый, Назначение предварительного контроля состоит в

установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего,

исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь – индивидуального

уровня каждого ученика.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная

связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого

учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса

усвоения. Текущий контроль позволяет корректировать ход процесса обучения в

зависимости от результатов.

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце

каждой темы, четверти, учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). На этом

этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал,

изученный за данный период.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших элементов

учебного процесса, от его правильной организации во многом зависит эффективность

управления педагогическим процессом. Современные реалии таковы, что на каждом уроке

учителю нужно дать ученикам очень большой объем теоретических и практических

знаний и умений. Это привело к тому, что проводить ежеурочный текущий контроль

знаний просто некогда, и контроль очень часто сводится только к итоговому (через

проведение итоговых контрольных работ, зачетов или тестовых заданий). Поэтому очень

большое значение приобретают такие формы опроса (устные или письменные), которые

позволяют в предельно сжатые сроки проводить текущий контроль знаний практически на

каждом уроке.

Устный контроль знаний в работе учителя – очень важный способ учета результатов

обучения. При устном контроле есть возможность проверить весь изученный материал по

теме урока или раздела курса. Устный контроль знаний помогает развивать

коммуникативные качества учащихся (развивать устную речь, умение вести диалог в ходе

бесед с учителем или одноклассниками, выдвигать и доказывать гипотезы при

проблемном построении урока, общаться между собой и с учителем).

Устный фронтальный опрос применяется в зависимости от цели и типа урока: в его

начале – перед изучением нового материала, в конце урока или его этапа – с целью

контроля и одновременного повторения и закрепления пройденного.

Закрепление и актуализация вводимой информации – весьма важный элемент процесса

обучения. Выполнение каких-либо упражнений по теме способствует более полному,

осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся

системы языковых понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете, это

повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый учитель должен

стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, в том числе и

игровые. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только

более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию

творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную

информацию, побуждает интерес к предмету и активизирует работу учащихся.

Игровые формы контроля я использую на уроках, в основном в 5-6-х классах. Данные

формы работы дают возможность учителю на уроке не только поставить ученику отметку

в баллах, но и оценить работу ученика похвалой, укором, мимикой, улыбкой, что внесет в

урок элементы эмоциональности, чего порой не хватает в нашей работе



В раздел образования