Напоминание

Игра «Счастливый случай». Тема: «Тайны бабушкиного сундука».


Автор: Борисова Анна Клавдиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Дорогорская средняя школа Мезенского района", филиал "Козьмогородская основная школа"
Населённый пункт: д.Козьмогородское, Архангельская область, Мезенский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра «Счастливый случай». Тема: «Тайны бабушкиного сундука».
Раздел: начальное образование





Назад




Игра «Счастливый случай».

Тема: «Тайны бабушкиного сундука».

(учитель начальных классов – Борисова А.К.)

Цель:

1. Познакомить учащихся с предметами быта

наших бабушек и дедушек;

2. Развитие логического мышления, расширить

кругозор, вызвать интерес; обогащение

словарного запаса;

3. Воспитание уважения к нашим предкам, к их

труду и быту;

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. ( команды

рассаживаются, устанавливается стол для жюри).

II – Добрый день! Мы приветствуем Вас на игре

«Тайны бабушкиного сундука».

Сегодня мы постараемся узнать с вами много

интересного о том, как жили наши дедушки и бабушки. А если сказать точнее, о

вещах, предметах быта, которыми они пользовались, о словах, которые

употребляли в речи.

III. Основная часть.

Жила- была в одной деревушке бабушка- Манефа Петровна. Читать умела с трудом,

особого богатства у нее не было, но и к числу бедных она тоже не принадлежала.

Была у нее семья, муж, дети и дом. А как в старину называли дом? ( Изба).

В каждой избе была горница. Справа в горнице находился «красный угол». А что в

нем? Красивый большой сундук. Вы думаете, что сундук – предмет мебели? Ящик

для хранения вещей?! Не только. Сундук мог служить стулом, столом и даже

кроватью. В старину сундуки были разными по размеру. Женщины любили

маленькие сундучки, которые назывались шкатулками. В них хранили

драгоценности. Отправляясь в путь, брали с собой сундук с вещами. В сундуке

хранила девушка приданое. В богатых домах было несколько сундуков. Сундук –

это мечта, область неизведанного, хранилище семейных тайн, о которых говорят

шёпотом. Посмотрите на подлинный экспонат из прошлого – сундук. Он хранится в

нашем музее. (показываю на музейный экспонат -сундук). Можно показать и

маленький сундучок (железный).

-Как вы думаете, из чего сделан сундук? ( из дерева. Обивали железом, был вставлен

замок, сундук запирали на ключ, потому что в нём хранили одежду, дорогие вещи,

деньги, ).Часто бабушки оклеивали внутреннюю часть сундука картинками из

старых газет и журналов. Даже записи какие-то делали.

В боковые стенки сундука были встроены специальные отделения, вроде

карманчиков; в них лежала разная мелочь: удивительные квадратные пуговицы,

большой деревянный гребень и гребень костяной, поменьше, с резным верхом.

В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук.

Любая вещь из сундука –

Истории семьи строка.

IV. Итак, соревноваться будут 3 команды по 3 человека – команда 4 класса,

команда 5 класса, команда 6 класса. Вам, ребята, на сегодняшней игре понадобятся

– дружба и смекалка,

– логическое мышление и воображение,

– сообразительность и находчивость.

Я очень хочу, чтобы по ходу игры придерживались следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

Ваши соревнования будет судить жюри в составе:………………

ГЕЙМ 1 «Разминка».

В наше время нет сундуков. Их заменили вместительные шкафы. Но выражения,

содержащие это слово, остались и употребляются в переносном смысле.

Вам надо объяснить значении некоторых выражений. (На листке написаны

выражения, ребята выбирают, отвечают).

1. «Бабушкин сундук» ответ: копилка каких-то вещей, идей.

2. «Сундук истории» ответ: давность, бытность, старина.

3. «Спрятать в сундук за семь замков». Ответ: говорят о жадности.

-Итак, жюри замечает, кто из команды отвечает на вопрос – тот и будет капитаном.

Капитаны команд :…….., Придумайте названия команд: названия команд:……

ГЕЙМ 2 «Дальше, дальше, дальше…»

Чтобы окунуться в ту эпоху, когда были сундуки, мы вспомним старинные северные

слова, т.е. мезенскую говорю. Сейчас многие слова вышли из обихода, но Ваши

бабушки да и родители иногда употребляют некоторые из них. Если знаете,

отвечайте, если не знаете, догадывайтесь, предполагайте, если не получается,

говорите: «Дальше!»

Каждой команде даётся 2 минуты.

(зачитываю слова, ребята отвечают, жюри считает правильные ответы за 2

минуты. Жюри следит за временем).

ГЕЙМ 3 «Заморочки из сундука».

Наш сундук хранит много тайн из прошлого. Заглянем в сундук. Да тут какие-то

чертежи. Что это? (показываю). Правильно, это чертежи русской печки. Про

русскую печку много загадок, например: Куда воздух входит, оттуда и дым

выходит. (печь)

Известно, что в каждой крестьянской избе центром жизни служила большая русская

печь. Она давала тепло, в ней готовили еду, пекли хлеб, даже мылись. Недаром

говорят «Печь краса – в доме чудеса». Да и сейчас в домах есть русские печки. А

знаете ли вы, как называются части печки?

Задание – На листке чертёж печки (приложение 1 ), надо расставить цифры,

подписав известные части печки. За каждое правильное название даётся 1 балл.

Пока жюри подводит итоги, мы перейдём к следующему гейму.

ГЕЙМ 4 «Отвечаю я один».

А какой напиток самый любимый у нас на Севере? (Чай).

Чай в жару нас освежает.

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Задание: Определите на вкус, что добавлено в чай.

( Чай с лимоном, чай с вареньем, чай со сгущенным молоком, чай с яблоками).

ГЕЙМ 5 «Тёмная лошадка»

Опять заглянем в наш сундук. Сколько там вещей! Это и предметы одежды, и

посуда, и бытовые вещи. Сейчас вы попробуете объяснить, как назывались эти вещи

и как наши бабушки-дедушки пользовались ими в старину. Вытаскиваете номер. Я

выдаю из сундука вещь, обсуждаете всей командой, отвечаете. За правильное

название – 1 балл, за объяснение- 2 балла. Каждой команде даётся по 2 предмета.

(Предметы: каток и рубель, ладка, цепахи, повойник, полотуха)

ГЕЙМ 6 «Гонка за лидером».

Ребята, отгадайте загадку:

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.

Как называется этот предмет? ( Веретено).

Для чего оно предназначалось?

С помощью веретена пряли нитки. Бабушки учились прясть с 5 лет.

Задание: Прясть мы не будем, а вот конкурс проведем. Ниточка уже готова. Вам

необходимо этот клубок смотать на веретено. Кто первым выполнит задание, тому 3

балла. Кто вторым – 2 балла, третьим – 1 балл. Итак, гонка начинается!

ГЕЙМ 7 «След в истории».

Для этого творческого конкурса понадобятся: листки бумаги А4, фломастеры.

Каждой команде выдают лист и фломастеры . Участникам команды дают 1-2

минуты, чтобы на листе бумаги оставить свой "след" – сделать оттиск пальца,

расписаться, оставить отпечаток губной помады, даже подошвы, все что угодно,

главное чтобы каждый участник принял в этом участие . Нужно подписать название

команды, если успеете – придумать девиз. Оформить. Жюри оценивает ваши

творения по 5-ти балльной шкале.

В это время для зрителей проводится конкурс «Сложи пословицу». (слова

разделены на слоги, собрать слова, а из них – пословицу.

1.

Доб-рый чело-век доб-ру и у-чит.

2.

Род-ной край – серд-цу рай.

3.

До-ма сте-ны помо-гают.

4.

На чу-жой сторо-нушке рад сво-ей воро-нушке.

5.

Своя зем-ля и в гор-сти ми-ла.

Кто из зрителей справился, читает свою пословицу. Можно объяснить, что она

обозначает.

Итог. Итак, команды представляют свою работу. Объясняют, какой след в истории

они хотят оставить. Жюри оценивает. Затем жюри подводит итоги всей игры.

Награждение.

-Ребята, вот и закончилась наша игра. Познавательной ли она была для вас? Я

думаю, каждый человек должен знать прошлое. Ведь без прошлого нет и будущего!

Спасибо всем за участие.

Приложение 1.



В раздел образования