Автор: Михайлова Анна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №12"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности.
Тема: "Учение с увлечением"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
для обучающихся 1Б класса
на 2021-2022 учебный год
Автор-составитель:
Михайлова Анна Ивановна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск,
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учение с увлечением» для 1 класса
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения.
Программа ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности
обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Цель
:
- Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала,
развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
1.
Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов
творческой деятельности.
2.
Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса,
«умений учиться».
3.
Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях
ситуации успеха.
4.
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения.
Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты изучения
учебного курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Программа рассчитана на 33часа, из расчета 1 час в неделю.
1. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об
особенностях объектов, процессов и явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических
и
др.)
их
происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем .
Высказывать
свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на
развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий
и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Обучающиеся научатся:
Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения,
уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах
"Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного
года.
Ожидаемые результаты:
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у
обучающихся
любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению
познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов,
творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
2. Содержание учебного курса
Знатоки окружающего мира (8 часов)
1.Удивительные млекопитающие.
Разгадывание
кроссвордов
о
животных.
Работа
с
детскими
энциклопедиями.
2. Забавные пернатые друзья.
Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими
энциклопедиями
3. Бабочки и мотыльки.
Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».Выполнение узора на крыльях
бабочки (понятие симметрии).
4.Тайны растений.
Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта.
5.В царстве грибов.
Игра «Узнай и расскажи о грибе».
6. Загадки под водой
Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями.
7. Самые известные заповедники России.
Рисование природоохранных знаков.
8. КВН «Знатоки природы».
Выполнение заданий по теме.
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)
9.Пословица недаром молвится.
Игра «Собери пословицу».
10. Литературные герои в ребусах. Разгадывание ребусов.
11. Крылатые слова и выражения.
Составление словаря крылатых выражений.
12. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок –
языкознание для всех».
13. Фразеологизмы.
Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком».
14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.
Чтение и анализ рассказов о происхождении слов.
15. Литературные викторины.
Выполнение заданий викторин.
16. Сказка ложь, да в ней намек…
Сочинение сказки по заданному началу.
17. Поучимся разгадывать шарады.
Разгадывание шарад.
18. Волшебница анаграмма.
Понятие анаграмма; разгадывание анаграмм.
19. Кроссворды- тесты. Познакомить с понятием кроссворда-теста; разгадывание кроссвордов-
тестов.
20.Загадка, загадка, открой свою тайну.
Сочинение собственных загадок.
21. Текст.
Составление текстов по картинке, серии картинок.
22. Тема и основная мысль текста.
Определение темы и основной мысли текста.
23. Заголовок текста.
Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.
24. Составление текста на заданную тему.
Составление текста.
Знатоки математики (9 часов).
25.Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Знакомство с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки», решение задач.
26.Нестандартные задачи.
Понятие «нестандартные задачи» их решение.
27. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру.
28.Графические диктанты
.
Понятие «Графические диктанты», ориентирование на плоскости, выполнение заданий.
29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических
фигур.
Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; решение головоломок
различных видов.
30. Спичечный турнир.
Выполнение заданий по теме.
31. Диаграммы.
Знакомство с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; расшифровка диаграмм,
построение столбчатой диаграммы.
32.Группировка предметов. Поиск закономерностей. Знакомство с различными видами
группировки; выполнение заданий.
33. Интеллектуальная игра «Учение с увлечением». Обобщить знания по изученным разделам.
Виды деятельности
: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение
.
Основные формы проведения занятий:
этические и познавательные беседы,
тренинги,
практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры,
викторины, КВН, занимательные игры,
задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов
выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.
3. Тематическое планирование
п/п
Учебно - тематический план
Количество
часов
1.
Знатоки окружающего мира
8 ч
2.
Знатоки литературного чтения и русского языка
16 ч
3.
Знатоки математики
9 ч
Всего
33 часа
Приложение. Календарно - тематическое планирование
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата проведения
По плану
По факту
Знатоки окружающего мира (8 часов)
1.
Удивительные млекопитающие.
1
03.09.20
2.
Забавные пернатые друзья.
1
10.09.20
3.
Бабочки и мотыльки.
1
17.09.20
4.
Тайны растений.
1
24.09.20
5.
В царстве грибов.
1
01.10.20
6.
Загадки под водой.
1
08.10.20
7.
Самые известные заповедники России.
1
15.10.20
8.
КВН «Знатоки природы».
1
22.10.20
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)
9.
Пословица недаром молвится.
1
12.11.20
10.
Литературные герои в ребусах.
1
19.11.20
11.
Крылатые слова и выражения.
1
26.11.20
12.
Решение олимпиадных заданий.
1
03.12.20
13.
Фразеологизмы.
1
10.12.20
14.
Происхождение слов. Знакомство с наукой
этимологией.
1
17.12.20
15.
Литературные викторины.
1
24.12.20
16.
Сказка ложь, да в ней намек…
1
14.01.21
17.
Поучимся разгадывать шарады.
1
21.01.21
18.
Волшебница анаграмма.
1
28.01.21
19.
Кроссворды- тесты.
1
04.02.21
20.
Загадка, загадка, открой свою тайну.
1
18.02.21
21.
Текст.
1
25.02.21
22.
Тема и основная мысль текста.
1
04.03.21
23.
Заголовок текста.
1
11.03.21
24.
Составление текста на заданную тему.
1
18.03.21
Знатоки математики (9 часов)
25.
Задачи в стихах. Задачи-шутки.
1
25.03.21
26.
Нестандартные задачи.
1
01.04.21
27.
Решение олимпиадных заданий.
1
08.04.21
28.
Графические диктанты.
1
15.04.21
29.
Математические головоломки. Танграм –
китайская головоломка из геометрических фигур.
1
22.04.21
30.
Спичечный турнир
1
29.04.21
31.
Диаграммы.
1
06.05.21
32.
Группировка предметов. Поиск закономерностей.
1
13.05.21
33.
Интеллектуальная игра «Умницы и умники».
1
20.05.21