Автор: Бибоева Марина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза Г.В.Пасынкова
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Ардон
Наименование материала: Развитие аналитических и творческих способностей обучающихся посредством комплексного анализа текста на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Тема: Развитие аналитических и творческих способностей обучающихся посредством комплексного анализа текста на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Раздел: среднее образование
Развитие аналитических и творческих способностей обучающихся
посредством комплексного анализа текста на уроках русского языка
в условиях реализации ФГОС
.
Условия возникновения, становления опыта
Где нет текста, там нет и объекта
для исследования и мышления.
М.М. Бахтин
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях
значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об
образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества
образования. Решение этой проблемы связано с оптимизацией способов и
технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением
Если ранее результатом обучения являлся ученик, владеющий всеми знаниями,
умениями и навыками, которым научили его учителя, то сегодня результатом
обучения является личность, умеющая самостоятельно добывать знания посредством
использования аналитических и творческих способностей .
Для обоснования актуальности опыта можно выделить противоречия, которые
побудили пересмотреть свои взгляды на образовательный процесс и выстроить
иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в
существующих программах и методиках:
1 противоречие между недостаточным использованием
образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников
речевой активности, низкимуровнем коммуникативной и аналитической
компетентности современного школьника и запросами современного образования,
ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством
инновационных, интерактивных форм обучения школьников;
2 противоречие между общим снижением уровня культуры речи обучающихся и
требованием общества. Данные результаты приводят нас к выводу об актуальности и
перспективности данного опыта .
Кроме того, возникновение опыта связано с важностью формирования
коммуникативной компетенции именно через работу с текстом, так как для
нынешнего школьника важно не только овладение практической (орфографической
и пунктуационной) грамотностью, но и умение связно и адекватно выражать свои
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – определение наиболее эффективных
методов и приёмов работы с текстом на уроках русского языка, способствующих
развитию аналитических и творческих способностей обучающихся посредством
комплексного анализа текста, что позволяют автору опыта решить проблемы
лингвистического образования в свете новых требований, а также повысить
качество знаний обучающихся по русскому языку.
Разнообразные формы внеклассной работы делятся на три большие группы:
- постоянно действующие внеклассные занятия (факультативные занятия,
кружки, стенная печать, информационный стенд),
- эпизодические (викторины, конкурсы, олимпиады, литературные гостиные и
другое).
- комбинированные формы внеурочной работы – Неделя русского языка и
литературы, Неделя чтения. Составной их частью являются конкурсы, доклады,
викторины, лекции, беседы, вечера и другие формы работы.
Коммуникативная компетенция – это знание основных понятий лингвистики
речи, умения и навыки анализа текста и речевого общения применительно к
различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля (Е.А. Быстрова).
В нормативных документах учителя в понятие «коммуникативная компетенция»
учеников включены следующие существенные показатели:
1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы
правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой
деятельности;
3) владение основными языковыми и речевыми умениями;
4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней
выбирать программу (и вербальную, и невербальную) речевого поведения.
Многие учёные считают, что определяющим условием для формирования
коммуникативной компетенции учащихся является организация в учебном процессе
коммуникативных ситуаций, при которых педагог создаёт коммуникативное
взаимодействие с учениками и между учениками, добиваясь образа желаемого
результата образования и формируя модель компетентного ученика современной
школы.
Формирование аналитической, творческой и коммуникативной компетенции
обучающихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической
ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества.
Работу по развитию аналитических и творческих
способностей обучающихся посредством комплексного анализа текста на уроках
русского языка в условиях реализации ФГОС нужно начинать от
понимания текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания,
сочинения-рассуждения, в котором им необходимо указать проблему, осмыслить
идею и сюжет; показать художественные средства; обратить внимание на
особенности языка.
В процессе работы с текстом формируется аналитическая, творческая, языковая
и коммуникативная компетенция учеников, что требует новых форм и средств
обучения, особой организации учебного материала на уроках русского языка.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность обучающихся,
повышают уровень формирования коммуникативной компетенции нестандартные
формы проведения учебных занятий.
Полное развитие, совершенствование чувства языка происходит в процессе
комплексной работы с текстом на уроках русского языка, как в младших, так и в
старших классах. Анализ текста должен предполагать опору не только на знания, но
и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс
совершенствования культуры речи. Через умелый подбор текстов (например,
фрагменты произведений классической литературы) можно активизировать
творческие силы обучаемого, ставить его перед ситуацией нравственного выбора,
принятия им самостоятельного решения. Особенно важна работа
публицистическими текстами: они служат для обучающихся образцом того, как
при анализе произведений искусства можно выражать не только мысли, но и чувства
Зачастую, формулируя задания к тексту, важно придерживаться определенной
последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление
содержания, Затем следуют задания речеведческого характера, включающие в себя
такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства
связи предложений». За речеведческими заданиями следуют задания языкового
характера: по фонетике, лексике, грамматике. Наконец, вопросы по орфографии и
пунктуации и разные виды разбора. Как завершающие при работе с текстом
используются, например, такие задания: «Подготовься к выразительному чтению
текста», «Напиши сочинение-миниатюру», «Подготовь сообщение на заданную
тему. Формирование коммуникативной компетенции очень эффективно проходит с
помощью приёма «Чтение с пометками».
Интересная работа с текстом или маленьким его фрагментом по формированию
коммуникативной компетенции проходит на уроках-погружениях. Она начинается с
того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или
зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы
помогли ввести обучающихся в систему художественных образов этого текста.
Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-
вопросов типа:
Определите тему текста.
Выделите главную мысль.
Выделите факты и события.
Установите последовательность событий.
Вычлените ключевые понятия.
Простые (фактические) вопросы (Что.? Кто...? Когда…?).
•Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …?
Можно ли сказать, что…?).
•Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).
•Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).
•Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…?
Как изменится…, если…?).
•Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в
жизни…?).
Уровень погружения обучающихся в текст определяется с помощью одного из
способов диагностики – приёма «Толстых и тонких вопросов» .
«Тонкие» вопросы — вопросы репродуктивного плана, требующие однословного
ответа. «Толстые» вопросы — требуют размышления, анализа.
Для обучающихся среднего звена очень важно создание определённых речевых
ситуаций. Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию,
направленную на овладение языковыми УУД.
Работа в данном направлении показала, что создание широкого спектра
коммуникативных ситуаций требует от обучающихся умения участвовать в диалоге,
дискуссиях, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, строить
содержательное, развёрнутое монологическое высказывание, что способствует
развитию коммуникативной компетенции .
Формированию коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена
содействуют дидактические игры.
Дляобучающихсястаршихклассовоченьполезнымиявляются
интеллектуально-лингвистические упражнения с текстами разных стилей речи.
Работа с текстом выстраивается следующим образом:
1 этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю);
2 этап: анализ текста-образца (я анализирую);
3 этап: подражание «чужому» тексту (я подражаю) – редактировании;
4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам).
Целью подобных заданий становится формирование коммуникативной
компетенции обучающихся, а для учителя – это возможность отслеживать уровень
сформированности мыслительных операций и способов деятельности воспитанников
Формы работы с текстом на уроках русского языка.
Особое место в развитии речи обучающихся принадлежит работе с текстом.
Существует большое количество форм работы с текстом на уроке русского языка.
Формы работы с текстом:
пересказ текста;
синтаксическая пятиминутка;
лингвистический анализ текста;
включи воображение;
комплексный анализ текста;
через дополнительное
создание собственного письменного
задание к диктанту;
высказывания на основе прочитанного
составление таблицы;
текста
Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся
ведётся автором на протяжении многих лет.
Особое внимание уделяется такой форме работы с текстом, как комплексный
анализ текста, который используется на уроках русского языка.
Комплексный анализ текста
Современный урок русского языка отличается комплексным подходом к обучению:
развитию устной и письменной речи, навыков грамотного письма, культуры речи.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы
организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
В работе над комплексным анализом текста с обучающимися автор
руководствуется возрастными особенностями детей. Соответственно возрасту
составляется текст и подбираются задания к нему. Например, начиная с 7 класса,
учитель для анализа использует тексты публицистического и научного стилей речи.
Работа с текстом на уроках русского языка эффективна, если она проводится в
определённой системе, а не однократно. Значение же такой работы велико, так как
формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой
текст.
Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная работа, связанная
с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы
ученик сможет, если умеет вести диалог с текстом.
При подготовке к выполнению части 3 важно знать, понимает ли ученик текст,
его тему и основную мысль. Всегда обязательно нужно прочитать текст вслух,
записать ключевые слова, обсудить его тему и основную мысль. Поэтому считаю,
что комплексный анализ текста – важнейшая форма работы на уроках русского
языка и литературы, которая помогает обеспечить качественную подготовку к ГИА.
Комплексный анализ текста требует от обучающихся теоретических знаний по
орфографии, пунктуации и синтаксису, позволяет применять их на практике.
Алгоритм комплексного анализа текста
Комплексный анализ текста включает в себя несколько этапов.
Первый этап
комплексного анализа текста. После прочтения текста
обучающимися предлагаются задания на осмысление текста.
Необходимо обратить внимание на традиционно трудные задания: средства
связи предложений в тексте. Без подобных навыков разбора текста обучающемуся
будет трудно прочитать экзаменационный текст, вникнуть в суть услышанного.
Отработка этих навыков помогает подготовиться к сжатому изложению.
Второй этап комплексного анализа текста – это орфографический и
пунктуационный разбор текста.
Третий этап комплексного анализа текста – языковой анализ текста.
Таким образом, комплексный анализ текста формирует все необходимые
выпускнику компетенции: коммуникативную, лингвистическую, языковую.
Систематическая и планомерная работа с текстом стимулирует интеллектуальное
развитие обучающихся и их усилия по преодолению пробелов в знаниях,
активизирует речемыслительную деятельность, рождает стремление к саморазвитию.