Автор: Зайцева Марина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: «Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения»
Раздел: дополнительное образование
«Девиантное поведение.
Профилактика
девиантного поведения»
Подготовила и провела:
воспитатель Зайцева М.В
.
1. ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
3. ТИПЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
4. ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
План:
«Бывает только
неправильный путь, но не
бывает безвыходного
положения».
Китайская пословица
Девиантное поведение
-
поведение, отклоняющееся от
установленных обществом норм и
стандартов, будь то нормы психического
здоровья, права, культуры, морали.
Это поведение выражается
в форме проступков
и преступлений.
Девиантное поведение подростков
Девиантное поведение подростков–
следствие неудачного процесса
социализации личности.
Девиантное поведение осознается далеко не
каждым подростком, прочная возможность
противостоять негативным влияниям
окружения формируется
у них уже за пределами 18-летия
Причины подростковой девиантности
причины, связанные с психическими
расстройствами;
причины социального и
психологического характера;
причины, связанные с возрастным
кризисом
Причины девиантного поведения:
нарушения в становлении, формировании и развитии
личности;
влияние социокультурных особенностей;
влияние образа жизни семьи и семейных отношений
изменения, обусловленные взаимодействием с
окружением;
подростковый кризис;
членство в неформальных объединениях асоциальной
направленности, наличие в подростковых группах
антисоциальных норм;
влияние средств массовой информации, пропаганды
сексуальной распущенности;
влияние мира компьютерных игр;
размывание понятия благородства.
Типы девиантного поведения
Аддиктивное
Аддиктивное
Делинкветное
Делинкветное
Психопатологи
-ческое
Психопатологи
-ческое
Патохарактеро
-логическое
Патохарактеро
-логическое
Делинкветное поведение-
Физическое
воздействие,
преступление.
Отличия
делинкветного
поведения
от
криминального поведения сходны в тяжести
правонарушений,
это
поведение
может
проявляться
в
озорстве
и
желании
поразвлечься. Подросток «за компанию» и
из любопытства может бросать с балкона
тяжелые предметы в прохожих, получая
удовлетворение от точности попадания в
«жертву».
Основой
делинкветного
поведения
является
психический
инфантилизм.
Аддиктивный тип-
стремление к уходу от реальности путем
искусственного изменения своего
психического состояния посредством приема
некоторых веществ или с постоянной
фиксацией внимания на определенных видах
деятельности с целью развития и поддержания
интенсивных эмоций. Жизнь видится им
неинтересной и однообразной. Их
активность, переносимость трудностей
повседневной жизни снижена; есть
скрытый комплекс неполноценности,
зависимость, тревожность; стремление
говорить неправду; обвинять других
.
Патохарактерологический
тип
поведение,
обусловленное
патологическими
изменениями
характера
сформировавшиеся
в
процессе
воспитания.
К
ним
относятся
так
называемые
расстройства
личности.
У
многих
лиц
наблюдается
завышенный
уровень
притязаний,
тенденции
к
доминированию
и
властвованию,
упрямство,
обидчивость,
нетерпимость
к
противодействию
и
поиски
поводов для разрядки аффективного поведения.
Психопатологический тип
саморазрушающее
поведение.
Агрессия
направляется
на
себя,
внутрь
самого
человека.
Аутодеструкция проявляется в виде суицидного
поведения, наркотизация, алкоголизации.
основные формы проявления девиантного
поведения несовершеннолетних:
бродяжничество
попрошайничество
попрошайничество
тунеядство
нежелание
учиться
нежелание
учиться
употребление
наркотиков
употребление
спиртных напитков
употребление
спиртных напитков
токсикомания
токсикомания
раннее начало
половой жизни
раннее начало
половой жизни
хулиганство
хулиганство
курение
курение
повышенная
агрессия
повышенная
агрессия
жестокость
жестокость
вандализм
вандализм
воровство
воровство
участие в
криминальных группах
участие в
криминальных группах
суицидальное
поведение
суицидальное
поведение
наличие
судимости
наличие
судимости
приводы в милицию
приводы в милицию
пребывание на
учете в КДН
пребывание на
учете в КДН
1. Несовершеннолетним необходимо знать свои
потребности
и
способы
их
удовлетворения,
должны
понимать
источники
своих
переживаний
и,
прежде
всего,
негативных
переживаний,
в
основе
которых
в
большинстве
случаев
лежат
неудовлетворенные потребности.
Важно
разобраться,
какие
потребности
приоритетны,
жизненны,
достижение
каких
целей является задачами возрастного развития.
2. Несовершеннолетним необходимо приобрести
позитивный опыт успешного самостоятельного
удовлетворения
жизненных
потребностей
и
купирования
негативных
переживаний,
связанных с их неудовлетворенностью.
Несовершеннолетнего
необходимо
вооружить
эффективными
и
социально
–
приемлемыми
навыками
удовлетворения
собственных
потребностей, которые одновременно послужат и
целям
развития
личности
и
целям
укрепления
психологического здоровья.
3.
Несовершеннолетним
необходимо
научиться
справляться со своим состоянием в случае, когда
по
каким–либо
причинам
удовлетворение
собственных потребностей невозможно.
Это
подразумевает
овладение
способами
деятельности
ведущей
к
разрядке,
эффективными
формами психологической защиты и адекватными
формами психической саморегуляции.
Позитивная
профилактика
ориентируется
не
на
патологию,
а
на
потенциал
здоровья
-
освоение
ресурсов
психики
и
личности,
поддержку молодого человека и помощь ему в
самораскрытии.
Стратегическая
цель
позитивной
профилактики
состоит
в
воспитании
психически здорового и личностно развитого
человека,
способного
самостоятельно
справляться
с
жизненными
проблемами,
не
нуждающегося
в
приеме
психоактивных
веществ.
ВЫВОД
Проводя профилактику с детьми и
подростками необходимо
опираться не на патологию, а на
резервы личности человека.
Укрепление психического и физического здоровья детей и
подростков как профилактика потребления наркотиков и
других психоактивных веществ.
Первичная
профилактика
имеет
вектор
позитивной
направленности, когда личность голосует «НЕ ПРОТИВ»
(наркотиков, алкоголя и.т.д.),
а
«ЗА»
ценности
жизни,
здоровья,
семьи,
культуры,
жизненных перспектив.
Основной принцип позитивно ориентированной
профилактики
Спасибо