Напоминание

Агрессия детей: её причины и предупреждения


Автор: Овсянникова Юлия Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ №6"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Агрессия детей: её причины и предупреждения
Раздел: начальное образование





Назад




Агрессия детей: её причины и предупреждения

Что такое агрессивность?

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В

психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия –

деструктивное

поведение,

противоречащее

нормам

и

правилам

существования людей в обществе, приносящее физический или моральный

ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические

заболевания

или

заболевания

головного

мозга.

Огромную

роль

играет

воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Педагогические

наблюдения

показали,

что

родители,

резко

подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не

устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне

или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в

зрелые годы.

Только

родители,

которые

могут

находить

разумный

компромисс,

“золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один

с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает

их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего

коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять

таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и

помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение

внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие

вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не

нужным.

Жестокость

и

безучастность

родителей

приводит

к

нарушению

детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что

его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая

перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и

сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как

хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и

почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может

получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Агрессивные

дети

часто

подозрительны

и

настороженны,

любят

перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не

могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в

окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир

хочет

обидеть

именно

их.

Таким

образом,

получается

замкнутый

круг:

агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь,

боятся их.

Понимание агрессивности младшими школьниками.

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (68% опрошенных)

2.

Как

бы

ты

поступил,

если

бы

встретился

с

агрессивным

ребенком?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Начал (а) бы драться: ударил (а), обрызгал (А) бы, испачкал (а) бы

Прошел бы мимо, позвал на помощь знакомых, ушел бы, убежал.

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Нет

Нет

То есть видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на

стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К

тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить

свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения

у родителей.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых,

поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный”

диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной

помощи ребенку.

Психологами

разработаны

критерии

определения

агрессивности,

которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в

ответ

на

какое-либо,

даже

доброжелательное,

обращение,

взрываются

и

бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить

иначе.

Работа с гневом.

От гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем

дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить

детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,

Поскольку

чувство

гнева

чаще

всего

возникает

в

результате

ограничения

свободы,

то

в

момент

наивысшего

“накала

страстей”

необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не

приветствуется нами..

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и

обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том

виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок

умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если

нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа

должна проводтъся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей

книге “Окна в мир ребенка”.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение,

при

более

употребление

бранных

слов

и

выражений

детьми

в

присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что

накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет

выкрикивать

оскорбления

в

лицо

своему

“врагу”,

провоцируя

его

на

ответную брань. привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате

конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую

драку.

О б у ч е н и е

н а в ы к о м

р а с п о з н а в а н и я

и контроля негативных эмоций.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением

является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивна.

Более

того,

в

глубине

души

он

уверен

в

обратном:

все

вокруг

агрессивны.

К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватна, оценить свое

состояние, а тем более состояние окружающих,

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей

очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных

эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они

даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно

распознать свои и чужие эмоции.

Для

того

чтобы

дети

могли

верно,

оценивать

свое

состояние,

а

в

нужный

момент

и

управлять

им,

необходимо

научить

каждого

ребенка

понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет,

какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень

чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их.

Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние

так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах

на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы

можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит,

вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Ф о р м и р о в а н и е

с п о с о б н о с т и

к

э м п а т и и ,

доверию сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека,

умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих,

они

даже

представить

себе

не

могут,

что

другим

людям

может

быть

неприятно и плохо.

Считается,

что

если

агрессор

сможет

посочувствовать

“жертве”,

агрессия в следующий раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок

сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют

так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним

рядом.

Как

следствие

научится

брать

на

себя

ответственность

за

совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда,

взрослым,

работающим

с

агрессивным

ребенком,

тоже

не

помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах.

Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать

ему: “Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”

Но

вряд

ли

такое

заявление

снизит

эмоциональное

напряжение

“негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не

нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах,

используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты,

почему

не

убрал

игрушки?”,

можно

сказать:

“Я

расстраиваюсь,

когда

игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Вывод:

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему,

даже

не

даете

оценки

его

поведению.

Вы

говорите

о

себе,

о

своих

ощущениях.

Как

правило,

такая

реакция

взрослого

сначала

шокирует

ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него

чувство доверия.

В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными,

трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно,

нужно

поставить

перед

собой

вопрос: “Интересно,

что

с

ним

сейчас

происходит?”



В раздел образования