Автор: Калганова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: Забайкальский край Хилокский р-н с.Хушенга
Наименование материала: Статья: развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Тема: коррекционная педагогика
Раздел: среднее образование
Калганова Т.С., учитель биологии
МБОУ СОШ № 17 с.Хушенга
Хилокского района
Развитие учащихся с ограниченными
возможностями здоровья
( из опыта работы)
Важнейшая задача цивилизации-
научить человека мыслить
Т.Эдисон
Интеллектуальное
развитие и формирование черт характера
осуществляется под влиянием воспитания со стороны учителя. Нужность
другому – это одна из фундаментальных человеческих потребностей. Если
мозг ребенка не здоров и не полноценен, он может при благоприятных
условиях достигнуть самого высокого уровня интеллектуального развития,
хотя и его родители были мало развиты в силу отсутствия нормальных
социальных условий. В настоящее время проблема появления детей VIII
вида является актуальной на сегодняшний день. Большая часть населения,
подвержена употреблением спиртных напитков, наркотических средств и
самая главная причина, на мой взгляд, это попустительство родителей в
воспитании своих детей. Результат на лицо, это явление сейчас наблюдается
почти в каждом селе, в каждом городе. Чтобы эти дети не пропали, и как
говорится, не канули в лета, в 2007 году на базе муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
17 с.Хушенга был создан специальный (коррекционный) класс. На момент
создания класса учащиеся резко отличались от тех учащихся, какими они
стали в действительности. У ребят стал проявляться интерес к учебному
процессу, повысился уровень качества, процент успеваемости. Что же стало
причиной такого прогресса? Класс работал как в малокомплектной школе, в
основном учащиеся частично изучали материал самостоятельно. Работали
над содержанием предложенного текста и готовили пересказ, отгадывали
кроссворды и составляли сами, отвечали на поставленные вопросы, даже
выполняли
опыты
на
уроках
биологии
и
географии,
обосновывали
увиденное, делали выводы, выполняли творческую работу. И такая занятость
по всей протяженности урока не позволяла им отвлекаться, проявляли и
интерес к изучаемому материалу. Учащиеся анализировали, овладевали
навыками сравнения, заучивали наизусть более сложные стихотворения,
обобщали материал. Я на протяжении нескольких лет являлась классным
руководителем коррекционного класса и могу сказать ,что учащиеся стали
проявлять себя не только на уроках, но и во всех школьных мероприятиях,
хотя им это давалось с трудом, некоторые ребята принимали участие на
районном уровне (конкурсы рисунков, поделок), и даже есть призовые места.
Дополнительно занимались в кружках и спортивных секциях.
Главное увидеть задатки ребенка, возможности, его способности и в
последующем развивать их. Вовремя замеченная у одной из учащихся
класса способность к рисованию, позволила ей параллельно окончить
художественную школу. Некоторые учащиеся проявляли себя хорошими
актерами и в силу своих возможностей участвовали в школьных спектаклях.
Неоднократно ребята были задействованы на районных методических
объединениях учителей, где получили хорошие отзывы и симпатии
присутствующих.
Поэтому
я много внимания уделяла диагностике
пришедших в класс ребят. Выявляла их способности, таланты, привлекала к
работе
в
кружках
по
интересам.
Уделялось
большое
внимание
на
формирование классного коллектива, где ребята учились чувствовать
ответственность за свое поведение и за других, потому что класс был
разновозрастный от 12 до 18 лет. Воспитывалось чувство ответственности,
это проявлялось во взаимоотношениях между ребятами, в отношениях
учитель-ученик. Анализ показывает, что учащиеся постоянно были готовы к
уроку, у них были выполнены домашние задания, отсюда и повышение
качества и успеваемости. Их интерес к жизни класса, к своей классной
комнате проявлялся в том, что они самостоятельно оформляли классные
уголки, вносили свои предложения, как лучше озеленить класс, создать уют.
Ребята старались быть полезными, принимали активное участие в жизни
школы, во всех внешкольных мероприятиях и радовались, когда их работа
была
вознаграждена. Такие ребята нуждались в особом внимании, в
постоянной заботе. Не получая всего этого в семье, они находили всё это в
своем коллективе и школе. Это сказывалось на характере ребенка, на его
поведении, на отношении к учебе. Это всё уравнивало таких учащихся VIII
вида и в правах, и в обязанностях со всеми учащимися школы.
С каждым годом по статистике появление детей с ограниченными
возможностями здоровья увеличивается, и наша задача с вами обратить как
можно
больше
внимания
на
развитие
коррекционного
обучения
в
общеобразовательном
учреждении.
Именно
взрослые,
пользуясь
выражением
Л.И.
Божович
«
вводят
ребенка
в
мир
окружающей
действительности», и это конечно относится как к здоровому ребенку, так и к
ребенку с особыми образовательными потребностями.