Автор: Панфилушкина Валентина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ № 76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Почему ребенок упрямый?
Раздел: среднее образование
1
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК УПРЯМЫЙ?
Не секрет: и родители, и педагоги сталкивались и сталкиваются
с проявлением детского упрямства. Ребенок настаивает на своем
часто вопреки разумным доводам не потому, что он чего-то
действительно хочет, а потому, что он это уже потребовал. Реакция
взрослых на эти необоснованные требования проявляется по-
разному. Одни пытаются подавить вспышки упрямства; другие
игнорируют их, надеясь, что с возрастом это пройдет; третьи
считают, что упрямство - выражение силы воли, твердости
характера. Очевидно, последние путают упрямство с упорством,
когда ставится цель - достичь желаемого, несмотря на препятствия.
Тем не менее, дети проявляют упрямство в любом возрасте. Это
часто приводит к формированию устойчивых негативных черт
характера.
Ошибочно было бы предположить, что упрямство - результат
современного воспитания. Долгое время общество и, разумеется,
семья боролись с проявлениями упрямства у детей, видя в них
опасность,
влияющую
на
формирование
характера
ребенка.
Демократизация и гуманизация общества, признавая детство
самоценным периодом в жизни ребенка, заставляют родителей и
педагогов взглянуть на проблему упрямства с точки зрения причин
ее возникновения.
В исследованиях психологов и педагогов нет единого мнения о
причинах его возникновения. Самой частой причиной, и в этом
ученые сходятся, считается наступление возрастных кризисов.
Первые акты протеста возникают в период кризиса первого года
жизни. Малыш начинает противопоставлять себя другим. К концу
1-го
года
жизни
у
ребенка
впервые
проявляется
"эффект
собственной личности'-первая ступень в развитии детской воли.
Проявляется это тогда, когда ему в чем-то отказывают или не
понимают его. Вот тогда обнаруживается резкое нарастание
аффекта, которое заканчивается часто тем, что ребенок ложится на
пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он
ходит,
бьет
ногами
об
пол,
но
ни
потери
сознания,
ни
слюнотечения, ни энуреза, ни других признаков, характеризующих
эпилептические припадки, не бывает.
Это - только тенденция. Иногда она направлена против
известных запретов, отказов и выражается в некоторой регрессии
поведения. Ребенок как бы возвращается к более раннему периоду
(когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить).При
резкой форме упрямства в момент кризиса 3 лет ребенок отрицает
все, что говорит ему взрослый.
В возрасте 7 лет упрямство возникает самопроизвольно или как
продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной
характеристики
поведения
с
близкими
взрослыми
является
относительная независимость поведения от содержания конкретной
ситуации. По этому параметру у детей в 6-7 лет оно сродни
упрямству в возрасте 3 лет. Ребенок настаивает на своем не потому,
2
что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), а потому,
что
он
уже
высказал
свое
желание
или
нежелание.
Он
противопоставляет
свое
собственное
занятие
требованиям
родителей и упрямится, хотя предмет противопоставления уже
исчерпан.
Однако дети проявляют упрямство и вне возрастных кризисов.
Упрямство - аффективные переживания и соответствующие им
формы поведения.
Это - переживания, в основе которых - неудовлетворенность
жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между
ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае,
когда не удовлетворяются притязания ребенка в тех областях,
которые
имеют
для
него
большое
значение.
А
возникают
отрицательные аффективные переживания в случае расхождения
между
притязаниями
и
таким
поведением
ребенка,
когда
невозможно
обеспечить
их
удовлетворение.
В
глубоком
проявлении упрямства, как и в других аффективных формах
поведения, кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную
для него ситуацию.
Основой
негативных
реакций
во
всех
случаях
является
неудовлетворение ребенком какой-либо из существенных для него
потребностей социального характера: потребности в общении,
эмоциональном контакте, одобрении, уважении. Как реакция на
неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является
компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку преодолеть
трудную для него жизненную ситуацию. Упрямство может быть
вызвано
стремлением
ребенка
действовать
по
собственному
желанию и не считаться с требованиями взрослых. Упрямство-
следствие нарушения детско-родительских отношений, во многом
обусловленное влиянием взрослых на ребенка. Упрямство - как
форма взаимоотношения ребенка со взрослыми, где на первый план
выступает социальное отношение.
Детское упрямство - результат особых педагогических приемов
воспитателей.
Обилие
различных
приказаний
и
запрещений
подавляет личность ребенка. В одних случаях он становится
забитым, теряет самостоятельность и стойкость характера. В
других, наоборот, протестует, проявляет настойчивое упрямство и
сопротивление взрослым.
Основной причиной упрямства можно считать нарушение
взаимодействий
взрослых
с
ребенком.
Начинается
оно
с
родительской
«доброты»
и
снисходительности.
Ребенка
укладывают спать, а он противится, не желает отрываться сегодня
от игрушек, завтра - от телевизора. Привыкнув к потаканию,
ребенок становится капризным и упрямым.
Жалобы родителей на упрямство детей обусловлены незнанием
возрастных норм развития. В их основе нередко необоснованно
завышенные требования с точки зрения возрастных возможностей
ребенка. Имеется в виду произвольное управлению и контроль за
поведением и даже за психическими процессами.
3
Жалобы такого рода на своих детей, характерны для родителей,
склонных к авторитарности, эгоцентризму, лишенных гибкости
поведения, или для тех, кто недостаточно созрел для роли
родителей. Они тяготятся заботой о ребенке, загружены своими
делами и проблемами.
С другой стороны, не жалобы родителей на «неискоренимое
упрямство»
своих
детей-
это
миф,
созданный
родителями.
Возникает он как результат конфликта самих взрослых, а его
жертва - ребенок. Часто на неискоренимое упрямство детей
жалуются родители, которые либо не хотели раньше иметь ребенка,
либо его пол не соответствовал их ожиданиям. Как правило, их
требования лишены уважения, признания потребностей и желаний
ребенка. В то же время, упрямство - следствие неразрешимого
конфликта родителей, их противостояния друг другу без уступок и
кардинальных
перемен.
Ребенок
настолько
пропитывается
атмосферой негативизма, что начинает вести себя аналогично, не
усматривая в этом ничего плохого.
Среди
родителей
есть
определенные
отличия.
Матери,
считающие своих детей упрямыми, большей частью зациклены на
своих интересах, на своей точке зрения; они часто излишне
«заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В то же время
они подвержены аффектам и экспансивны, т.е. возбужденно
реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком.
Аналогичным поведением отличаются и отцы, для которых
характерен низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость.
Чем выше интеллектуальный уровень родителей, тем реже дети
определяются как упрямые, поскольку в семье имеется большее
число вариантов для решения спорных вопросов.
Упрямство детей проявляется только тогда, когда родители
вместе во что бы то ни стало добиваются беспрекословного
послушания. Властные, честолюбивые или находясь в болезненно
измененном,
невротическом
состоянии,
они
разряжают
свое
напряжение на детях, требуя от них невозможного. Для таких
родителей камнем преткновения являются проблемы с едой, сном,
приучением к туалету и педантично понимаемая чистоплотность.
Их кредо: «он должен, обязан» вместо «может». Следствие
подобного
стиля
воспитания
-
«непобедимое»
упрямство,
отравляющее на многие годы отношения между
родителями и детьми. Упрямство в таком случае - защитная
реакция ребенка в ответ на чрезмерное давление родителей,
бесконечные
дерганья,
унижение
и
отсутствие
возможности
перемен.
К
упрямству
детей
весьма
часто
приводит
ситуация
перестановки, или инверсия семейных ролей, т.е.когда бабушка
заменяет ребенку мать, мать -отца, а отец, в свою очередь, по
разным
причинам
не
принимает
участия
в
жизни
семьи.
Следствием становится негативное отношение ребенка к бабушке
или матери, в том случае если, в семье они берут на себя мужскую
роль и не проявляют теплых отношений к ребенку
Другая причина проявления упрямства у детей- защита ребенка
от чрезмерных требований родителей. Если необоснованно и
поспешно
меняется
его
жизненный
уклад
или
полностью
игнорируются устоявшиеся привычки, то упрямство возникает
неизбежно как выражение протеста.
Упрямство у детей младшего дошкольного возраста носит
избирательный характер. В практике не наблюдается ни одного
случая упрямства по отношению к своим ровесникам. Как правило,
оно возникает по отношению к взрослым, причем к совершенно
определенным лицам.
Упрямство у ребенка возникает иногда и в раннем детстве при
неблагоприятных условиях воспитания. Вначале оно может носить
избирательный характер, т.е. иметь своим объектом одного
человека, если сопротивление его воле вызывает именно он. Но
5
постепенно может распространяться на других лиц или на всех
взрослых. Можно считать, что упрямство возникает при ущемлении
свободы-самостоятельности и инициативы. В зависимости от
соотношения требовательности и уважения к ребенку со стороны
взрослых выделяется несколько видов упрямства. Так, развитие
ребенка
протекает
нормально
в
том
случае,
если
между
требовательностью и уважением установлено равновесие. В случае,
когда
требовательность
значительно
превышает
уважение,
возникает упрямство типа «обиженных».
Когда же требовательность очень мала, констатируется упрямство
«баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не
предъявляют никаких требований У! не проявляют уважения. Тогда
это ситуация упрямства
«безнадзорностиР-;
Основные
причины
упрямства
лежат
внутри
отношений
взрослых и ребенка. Их проявление целиком зависит от взрослых,
которым необходимо устанавливать правильные соотношения
между требовательностью и уважением, особенно с детьми
младшего дошкольного возраста.
Если на одном уровне развития ребенка определенных отношений
было достаточно для проявления его самостоятельности, то на
другом уровне, если их вовремя не изменить, они могут сдерживать
развитие ребенка и создавать условия для упрямства. Случаи
упрямства в данной ситуации - симптом того, что в развитии
ребенка произошли какие-то существенные сдвиги, а сложившиеся
отношения между взрослыми и ребенком больше не соответствуют
новому уровню развития. Но «кризис» возникает только тогда,
когда
взрослые,
не
замечая
у
ребенка
тенденций
к
самостоятельному
удовлетворению
желаний,
продолжают
сдерживать
его
самостоятельность
-
сохраняют
старый
тип
отношений совместной деятельности, ограничивают активность
ребенка и его свободу.
Появление упрямства может обуславливаться мелочной опекой
взрослых или их пренебрежительным отношением к стремлению
детей быть самостоятельными. Упрямство - форма протеста,
выражающая
недовольство
необоснованным
подавлением
развивающейся самостоятельности.
Упрямство по своей сути - броня против влияния взрослых,
протест
против
зависимости
от
родителей.
Корни
детского
упрямства - в своеобразном нивелировании личности, которым
родители пытаются усреднить ребенка. Ребенок противостоит
постоянным требованиям родителей.
Зарубежные психологи также рассматривают упрямство в
рамках детско- родительских отношений и считают, что упрямство
- это способ, которым ребенок, как и его родители, старается
достичь власти в семье. Суть в том, что, с одной стороны, в
6
родительскую любовь проникает яд властолюбия под «именем»
авторитета и заботы о ребенке. Родитель стремится заполучить
видимость превосходства и непогрешимости. С другой стороны -
перед ребенком встает задача превзойти своих воспитателей,
справиться
с
ними.
В
ситуации
соперничества
привилегии
младшего над старшими непреодолимо направляют его чувства на
достижение власти и превосходства. Только эта позиция кажется
ему
привлекательной.
Это
-
одна
причина,
порождающая
упрямство.
Другая - ситуация подчинения, подавления самостоятельности.
Иногда и при невротической диспозиции очень быстро и резко
характер
дополняется
чертами
упрямства
и
неповиновения,
признаками затаенной враждебности.
Черты упрямства - реакция, протест против побуждения к
послушанию или вынужденного подчинения. Направленность
реакции - желание быстро удовлетворить свои прихоти, добиться
признания, внимания, привилегий.
Упрямство
рассматривается
как
следствие
нарушения
взаимоотношения родителей с ребенком, произошедшего как
результат
вынуждаемого
повиновения
младшего
требованиям
старшего.
Он отвергает все авторитеты и не желает слушаться. Это -
«своеобразный вь ;•: = который проявляет практически каждый
ребенок.
Несомненно, существует взаимосвязь стилей родительских
отношений с упрямством детей. Факторами, способствующими
повышению уровня упрямства у детей 5-6 лет, являются стили
родительского
воспитания:
контроль
и
непоследовательность.
Когда родители ограничивают самостоятельность ребенка, когда
контролируется каждый его шаг и предъявляется бесчисленное
количество запретов и жестких требований, причем часто без учета
возрастных
норм,
то
в
ответ
на
подобный
стиль
детско-
родительских
отношений
ребенок
начинает
сопротивляться
требованиям,
находя
в
этом
систематическом
нарушении
требований единственный выход.
Подобного
рода
поведение
может
быть
связано
с
противостоянием ребенка в отношениях с родителями с целью
получения нового статуса, большего контроля над ситуацией и
родителями. И как следствие, ощущения собственной значимости и
благополучия.
Проявлениями
упрямства
ребенок
как
бы
уничтожает непредсказуемость в отношениях, утверждает свою
власть над всеми («могу и не
Так происходит осознание собственного влияния. Формы
отношений
детей
:
:
жителями
обусловлены
становлением
самоконтроля.
С чем можно связать проявление упрямства у ребенка в ответ на
7
■ последовательность действий родителей? Только с тем, чтобы их
методы воспитания отличались последовательностью. Тогда у
ребенка не возникает желания противостоять их требованиям - есть
возможность
договариваться,
возможность
сотрудничества,
возможность утверждать собственные права. Упрямство в случае
последовательного поведения родителей не приводит к результату.
Реакция, не находя подкрепления, исчезает.
А если родители непоследовательны? У ребенка возникает
желание
проверить
их
слова
посредством
упрямства.
Договоренность с родителями теряет свою ценность. Ребенок в
ответ становится последователен в своем упрямстве. Тем самым
уничтожается непредсказуемость, что дает малышу ощущение
контроля над ситуацией. Возникает новая форма отношений с
родителями.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод: упрямство
действительно является формой отношений ребенка со взрослыми.