Автор: Русина Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ТСШ№2"
Населённый пункт: с.Таштып, Таштыпского района,Республика Хакасия
Наименование материала: Работа над орфографическими ошибками в начальной школе
Тема: Использование ИКТ в начальной школе
Раздел: начальное образование
РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Русина Галина Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ТСШ № 2» с. Таштып
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из
важнейших задач изучения русского языка в начальной школе, так как
грамотное
письмо
обеспечивает
точность
выражения
мыслей,
взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно
будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит
будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая
грамотность, способность усваивать русский язык в письменной форме.
Орфографическая грамотность – это составляющая часть общеязыковой
культуры. В начальных классах закладываются основы грамотного письма.
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике,
служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме
всегда есть не менее двух предполагаемых написаний: один из вариантов
выбирает пишущий.
Обучающиеся начальных классов допускают орфографические ошибки по
ряду причин:
- пишут невнимательно, рассеяно, поспешно или медленно при этом не
успевают применить свои знания;
- не видят орфограмм (у учащихся не сформирована орфографическая
зоркость);
- допускают ошибки на одной из ступеней алгоритма проверки орфограммы;
- учащиеся с русским неродным языком не понимают значения слова,
словосочетания, предложения;
- ограничен словарный запас учащихся, падает интерес к чтению.
Проанализировав
срезовые контрольные работы по русскому языку
обучающихся
начальных
классов,
можно
сделать
вывод:
наиболее
характерные ошибки в письме школьников в написании гласных после
шипящих, большой буквы в именах собственных, в безударных гласных в
корне слова, в словах с парными звонкими и глухими согласными,
в
безударных падежных окончаниях имен существительных. Именно поэтому
обучение правописанию слов с данными орфограммами, предупреждение
ошибок на эти правила должны быть в поле зрения учителя на протяжении
всего периода начального обучения. Следовательно, на уроках русского
языка в начальной школе необходимо систематически проводить серьезную
работу по предупреждению ошибок и работе над ними так как - это важные
звенья в цепи приемов выработки орфографических навыков.
Работа над ошибками должна проводиться в обязательном порядке
ежедневно в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных
работ после контрольного диктанта, обучающего изложения, и эта работа в
начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно
организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им
же исправлены и объяснены.
На уроке, проводя работу над ошибками, учитель отмечает успехи
детей, изменения к лучшему. И вместе с тем помогает им прийти к выводу, о
том, что ошибки ещё встречаются в работах, а значит, надо учиться искать
причины ошибок.
Одной из главных задач таких уроков является
формирование умения обнаруживать причину своей ошибки. Это умение
предполагает анализ того, на каком именно этапе решения орфографической
задачи
была допущена ошибка: на этапе нахождения
орфограммы;
обнаружения морфемы, в которой находится орфограмма или же на этапе
решения орфографической задачи.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы научить
обучающегося по тому,
что написано в его тетради,
диагностировать
причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не
были совершены при написании текста.
Во время выполнения работы над ошибками
для обучающихся,
которые не допустили ошибок в диктанте (изложении), можно подготовить
дидактический
материал,
стимулирующий
творческую
деятельность,
например, составление рассказа по
плану.
Или обучающихся, которые
написали работу без ошибок, посадить с теми, кто сделал много ошибок.
При этом слабый ученик получает задание работать по памятке, а сильный –
поработать учителем и помогать советами.
Каждый ребёнок работает над своим типом ошибок.
При работе над ошибкой, допущенной, например, в безударной
гласной в корне, проверяемой ударением, ученик может рассуждать так:
Выписываю слово правильно. Ставлю ударение. (Поля́). Выделяю корень,
в корне подчеркиваю безударную гласную. Подбираю проверочное слово.
Привожу ещё один пример на эту орфограмму. Поля
́
, по
́
ле - поля
́
, во
́
лны-
волна
́
.
Если ошибка допущена, в корне слова с глухим и звонким согласным,
то ученик может рассуждать так: Выписываю слово правильно. Нахожу в
слове согласный, который требует проверки, подчеркиваю его. (Подсказка).
Выделяю корень. Изменяю слово или подбираю
родственное слово, в
котором после согласного стоит гласный. Подска
́
зывать – подска
́
зка.
Систематическая работа учащихся над ошибками направлена на осознание
сущности проверки. Главное, чтобы учащийся усвоил алгоритм работы над
ошибками разных типов. Для того чтобы облегчить учащимся такую работу,
каждому ученику учитель выдаёт памятку для работы над ошибками, в
которой есть указание, какие операции, и в какой последовательности
необходимо произвести, чтобы объяснить орфограмму.
Проверяя работу ученика в тетради, учитель исправляет ошибку и на полях
указывает номер орфограммы, который указывает на то, по какому пункту
надо выполнять работу. После того как работа над ошибками выполнялась
учеником в классе много раз под руководством учителя, дома он в состоянии
выполнить её самостоятельно, пользуясь памяткой с образцами.
В памятку включены орфограммы, которые были изучены во 2 классе и
будут изучаться в 3 классе.
Памятка для ученика 3 класса.
Работа над ошибками
1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корабли вышли в море. Тихо в лесу.
2. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два на эту орфограмму.
Делай так: Елена, Алексей, Волга, Майкоп, Дон.
3. Пропуск, замена, перестановка букв.
Выпиши слово, подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: Машина, звонок, собака.
4. Перенос слова.
Запиши слово со всеми вариантами переноса.
Делай так: ма-ленький, малень-кий.
5. Мягкий знак Ь, показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши
ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: письмо, коньки, мальчик.
6. Гласные после шипящих Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание. Запиши ещё два на эту
орфограмму. Делай так: Машина, шил, чудо, чулки, задача.
7. Сочетание чк ,чн, нщ, щн
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание, запиши ещё два слова.
Делай так: речка, печка, срочный, мощный.
8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень, в корне подчеркни
безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Запиши
ещё один пример. Делай так: Поля
́
, по
́
ле - поля
́
, во
́
лны- волна
́
.
9. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется, обозначь ударение,
подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так: я
́
года, я
́
года, я
́
года, я
́
годный, я
́
годка.
10. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Выдели корень.
Напиши проверочное слово. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: Дуб – дубы, мороз – морозы, ягодка – ягоды.
11. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два на эту орфограмму. Подчеркни
мягкий знак (ь) и гласную букву. Делай так: Соловьи, вьюга, листья, семья.
12. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Выдели приставку, подчеркни гласную.
Делай так: Подъезд, съезд, съел, объехал.
13. Двойные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два
однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Касса, кас-са, кассовый, кассир.
14. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-
пробел. Делай так: За_домом – за (чем?) домом, за _ новым домом.
15. Непроизносимые согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов.
Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: Звёздный, звезда, звездочка.
16. Не с глаголом.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два на это привило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: Не_пришёл, не_сказал, не_знал.
Систематическая
работа
над
ошибками
даст
положительные
результаты, повысит качество знаний учащихся.
Используемая литература
1. Блюз С.М. Работа над ошибками // Начальная школа, 2004, № 8.
2. Железная Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по
русскому языку // Начальная школа, 2003, № 4.
3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому
языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987, 414 с.
4. Петрова В.И. Как можно работать над ошибками //Начальная школа плюс
до и после. - 2007, № 3.
5.С.А. Сейфулина. Развитие у детей умения ставить орфографические
задачи //Начальная школа плюс до и после. – 2004, № 3.
Приложение
Приложение
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ:
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОШИБКИ:
1.
Пропуск буквы, замена буквы.
- если ошибка в написании безударной гласной, необходимо подобрать проверочное слово, поставить
ударение и записать пару слов три раза: беда – беды, беда – беды, беда – беды.
-если ошибка в написании правописаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн, чт, необходимо записать это слов,
подобрав два слова с данной орфограммой: шина, машина, ширь.
- если пропущена буква, то необходимо прописать слово три раза, подчеркнув пропущенную букву: тапок,
тапок, тапок.
2. Неправильный перенос.
- для правильного переноса, необходимо поделить слово на слоги: день ги, затем определи, как переносится
это слово, запиши три разу: день-ги, день-ги, день-ги.
3. Выделены не верно орфограммы, корень слова, грамматическая основа предложения.
- нужно заново выписать слово или предложение. В лесу поют птицы.
4. Пропущен знак препинания.
- необходимо заново выписать предложение или ряд слов, в которых пропущен знак препинания, поставив
знак препинания. Где ты был. / Где ты был?
5. Пропущена красная строка.
- необходимо заново выписать предложение или ряд слов, которые должны быть записаны с красной строки.
Красная строка = большому пальцу.
6. Пропуск слова, предложения.
- необходим заново выписать предложение, в котором пропущено слово. Если пропущено предложение,
выписываем его.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ:
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОШИБКИ:
1.
Пропуск буквы, замена буквы.
- если ошибка в написании безударной гласной, необходимо подобрать проверочное слово, поставить
ударение и записать пару слов три раза: беда – беды, беда – беды, беда – беды.
-если ошибка в написании правописаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн, чт, необходимо записать это слов,
подобрав два слова с данной орфограммой: шина, машина, ширь.
- если пропущена буква, то необходимо прописать слово три раза, подчеркнув пропущенную букву: тапок,
тапок, тапок.
2. Неправильный перенос.
- для правильного переноса, необходимо поделить слово на слоги: день ги, затем определи, как переносится
это слово, запиши три разу: день-ги, день-ги, день-ги.
3. Выделены не верно орфограммы, корень слова, грамматическая основа предложения.
- нужно заново выписать слово или предложение. В лесу поют птицы.
4. Пропущен знак препинания.
- необходимо заново выписать предложение или ряд слов, в которых пропущен знак препинания, поставив
знак препинания. Где ты был. / Где ты был?
5. Пропущена красная строка.
- необходимо заново выписать предложение или ряд слов, которые должны быть записаны с красной строки.
Красная строка = большому пальцу.
6. Пропуск слова, предложения.
- необходим заново выписать предложение, в котором пропущено слово. Если пропущено предложение,
выписываем его.
Работа над ошибками по русскому языку в начальных классах.
1. Границы предложения. (Точка, !, ? и … в конце предложения. Заглавная буква в
первом слове предложения.Выпиши предложение, поставь в конце предложения
нужный знак. Подчеркни орфограмму.
2.Запятая при однородных членах предложения.Выпиши предложение, поставь
запятые. Составь схему предложения.
3.Запятая в сложных предложениях.Выпиши предложение, найди и подчеркни
грамматические основы, поставь запятую. Составь схему предложения.
4.Пропуск, перестановка и замена букв. Выпиши слово, подчеркни букву на месте
ошибки, напиши это слово до конца строки без запятой.
5.Перенос слов.Напиши слово.Обозначь гласные.Раздели слово на слоги. Напиши
все возможные варианты переноса (кар/ти/на, кар-тина, карти-на).
6. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).Выпиши слово правильно и
напиши ещё два слова других на это правило. Подчеркни орфограмму во всех
записанных словах
(ёжики).
7.Сочетаниячк, чн, чт, щн. Выпиши слово правильно и напиши ещё два других
слова на это правило. Подчеркни орфограмму во всех записанных
словах (тучка).
8 .Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Выпиши слово,
поставь знак ударения, подбери и запиши проверочное слово (столы-стол).
Напиши ещё два однокоренных слова и подчеркни орфограмму в сильной и
слабой позиции.
9.Словарные слова. Выпиши слово правильно, напиши его до конца строки,
подчеркни орфограмму и поставь ударение во всех написанных словах.
10.Парные звонкие и глухие согласные в конце и середине слова. Выпиши слово
правильно, проверь парную согласную (юбка-юбочка, столб-столбик). Подчеркни
орфограмму в сильной и слабой позиции.
11.Большая буква в именах собственных. Выпиши слово правильно. Запиши ещё
два слова на это правило. Подчеркни орфограмму во всех словах
(Москва, Алёна, Жучка).
12.«Ь» знак в конце и в середине слов. Выпиши слово правильно, запиши два
слова на это правило, подчеркни орфограмму во всех словах (коньки, учитель,
начальник).
13.Разделительный«Ь» знак. Выпиши слово правильно, запиши два слова на это
правило, подчеркни орфограмму во всех словах (деревья, листья, вьюга).
14.Разделительный«Ъ» знак. Выпиши слово правильно, запиши два слова на это
правило, подчеркни орфограмму во всех словах (подъезд, объявление, съёмка).
15. «Ь» знакв конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно,
определи род, запиши ещё два слова на это правило, подчеркни орфограмму во
всех словах (товарищ), (ночь).
16.«Ь» знак в конце глаголов после шипящих. Выпиши слово правильно, укажи
неопределённую форму или лицо глагола, запиши ещё два слова на это правило,
подчеркни орфограмму (думаешь), (помочь).
17. Двойные согласные. Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова на это
правило, подчеркни орфограмму во всех словах. Например: сумма, рассказ,
коллектив.
18.Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово, подбери
проверочное слово, напиши ещё два слова на это правило, подчеркни
орфограмму во всех словах
Например: звёздный - звезда, грустный, солнце.
19. Сложные слова. Соединительные гласные -о-,-е-.Выпиши слово, разбери его
по составу, выдели корни, напиши ещё два слова на это правило, подчеркни
орфограмму во всех словах. Например: паровоз, водолаз, пылесос.
2 0. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово, напиши ещё два слова с
этой приставкой, выдели приставку во всех словах и подчеркни орфограмму
(полетел), (подскочил).
21. Слитное написание приставок. Выпиши слово, выдели приставку, образуй от
этого слова родственные слова с разными приставками, выдели приставки
(заехал, уехал, переехал).
22. Раздельное написание предлога со словом. Выпиши слово с предлогом. Между
предлогом и словом вставь ещё одно слово (к берегу, к крутому берегу).
23.Безударные падежные окончания существительных. Выпиши
существительное с предлогом, выдели окончание, определи число, склонение и
падеж ((на чём?)на опушке-ед.ч.,1 скл., П.п.).
24. Безударное окончание прилагательных. Выпиши прилагательное с
существительным, поставь вопрос к прилагательному, выдели окончание,
определи число, род, падеж
(утром(каким?)ранним– ед. ч., ср.р., Т.п.).
25. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши глагол, выдели окончание,
определи спряжение, лицо и число ((что делает?)строит – I спр., 3-е лицо, ед.ч.).
26. Написание-ться, -тся в глаголах: (что делать?)учиться,(что делает?)учится.
27.Раздельное написание местоимения с предлогом. Выпиши местоимение с
предлогом, запиши ещё два местоимения с другими предлогами ((у кого?)у
нас, (к кому?) к вам, (от кого?) от него.
28. Правописание наречий с суффиксами -а, -о.Запиши слово, выдели приставку,
выдели суффикс, подчеркни гласную в суффиксе. Напиши ещё два слова на это
правило:
- с приставками в-, на- , за- пишется суффикс -о(влево, направо, затемно)
- с приставками из- , до- , с- пишется суффикс -а(издалека, дополна, сначала)
29.Раздельное написание частицы не с глаголами. Выпиши глагол с частицей
«не» правильно, приведи ещё два примера на это правило, подчеркни пробел
( неходит, немешает,
не думает).
30.Правописание глагольных суффиксов (слушать – слушает, строить –
строил).
31.Правописание суффиксов-ек-, -ик- . Напиши суффикс правильно, подбери
проверочное слово (замочек – замочки, ключик – ключики).Выдели суффикс,
подчеркни орфограмму.
32.Несклоняемые существительные(пальто, шоссе, кино и т.д.)
33.Выполни задание по каллиграфии.