Автор: Цветкова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 им.Ф.И.Толбухина" г. Симферополь
Населённый пункт: Симферополь, Крым
Наименование материала: учебно - методический материал. Статья
Тема: "Воспитание и обучение младших школьников "
Раздел: начальное образование
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные
процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно
выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных
воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли,
характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще
Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее
воспитание».
Что такое воспитание?
Воспитание — целенаправленное формирование личности в подготовки
её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с
социокультурными нормативными моделями. По определению академика
Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической
памяти популяции.
Я хочу рассмотреть несколько методов воспитания.
Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ
реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными
средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из
компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы
понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе
которого происходят изменения в уровне развития качеств личности
воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе
реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом
случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор
такой совокупности и правильное применение методов воспитания –
вершина педагогического мастерства.
Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и
его
индивидуального
стиля
профессиональной
деятельности.
Задача
совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель
в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих
методов
свои
частные
изменения,
дополнения,
соответствующие
конкретным условиям воспитательного процесса.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания
методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от
специфики поставленных целей и задач.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно
поставленным
целям.
Поскольку
они
являются
«инструментами
прикосновения
к
личности»,
постольку
при
их
выборе
необходимо
учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не
существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения
воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от
последовательности и логики применения совокупности методов.
Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания.
Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни
разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.
В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более
пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь
теоретический интерес.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на
два
класса:
влияния,
создающие
нравственные
установки,
мотивы,
отношения,
формирующие
представления,
понятия,
идеи;
влияния,
создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется
классификация
методов
воспитания
на
основе направленности -
интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой,
содержательной
и
процессуальной
сторон
методов
воспитания.
В
соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов
воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения
и деятельности.
1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция,
этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад,
пример);
2.
Методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы
человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему
метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую
сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Самым
оптимальным
методом
воспитания
личности
сейчас
представляется
комплексный
подход
к
воспитательному
процессу,
подразумевающий следующие методы:
направленные на организацию деятельности, способствующие наработке
опыта поведения в обществе;
формирующие сознание;
стимулирующие поведение.
В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих
вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их
вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию,
действует
точно
и
тонко,
оно
в
большинстве
случаев
способно
подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в
отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых
убеждений.
Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель
через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия,
добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут
действенными.
В современной педагогике существует множество определений обучения.
А.С. Макаренко придавал большое значение обучению в коллективе. Он
понимал воспитание как «проектирование личности». В связи с идеей
«перспективных линий» он придавал большое значение изучению качеств
личности. А.С. Макаренко писал: «Чтобы проектировать развитие личности,
надо знать, какими качествами она обладает, каких качеств недостает, на что
можно опереться в процессе обучения»
Действительно, родители и окружающие ребенка взрослые люди с раннего
детства по мере необходимости оказывают ему помощь, показывают, как и
что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности, выполнить
общественные обязанности, приобрести необходимые для участия в труде
знания, умения и навыки. Такое обучение проявляется в форме научения
ребенка конкретным действиям путем показа, рассказа, контроля за
результатами.
В
процессе
научения
дети
усваивают
необходимую
информацию и приобретают нужные навыки. Этот процесс в повседневной
жизни носит эпизодический, стихийный, бессистемный характер. Б.Т.
Лихачев писал: «Сам факт существования научения детей общественным
отношениям и деятельности создает объективную основу для возникновения
и организации осознанного, целенаправленного и систематического процесса
обучения».
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная,
систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением
опыта
общественных
отношений,
общественного
сознания,
культуры
производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране
окружающей
среды.
Оно
обеспечивает
преемственность
поколений,
полноценное функционирование общества и соответствующий уровень
развития личности. В этом заключается его объективное назначение в
обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественного
сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура,
производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения
содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в
специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и
взрослых, их содержательное познавательное общение.
Таким образом, мы видим, что обучение оказывает огромное влияние на
развитие личности ребенка, так как без обучения нет развития. Только
получая новые знания, умения, навыки ребенок переходит с одной ступени
развития на другую.
Можно сказать, что воспитание неразрывно связанно с обучением и вместе
имеют относительную самостоятельность и спецефические особенности по
принципам и методам. Только процесс обучения может осуществлять
функцию воспитания.