Напоминание

"Воспитание и обучение младших школьников "


Автор: Цветкова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 им.Ф.И.Толбухина" г. Симферополь
Населённый пункт: Симферополь, Крым
Наименование материала: учебно - методический материал. Статья
Тема: "Воспитание и обучение младших школьников "
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные

процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно

выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных

воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли,

характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще

Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее

воспитание».

Что такое воспитание?

Воспитание — целенаправленное формирование личности в подготовки

её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с

социокультурными нормативными моделями. По определению академика

Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической

памяти популяции.

Я хочу рассмотреть несколько методов воспитания.

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ

реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными

средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из

компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы

понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе

которого происходят изменения в уровне развития качеств личности

воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе

реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом

случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор

такой совокупности и правильное применение методов воспитания –

вершина педагогического мастерства.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и

его

индивидуального

стиля

профессиональной

деятельности.

Задача

совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель

в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих

методов

свои

частные

изменения,

дополнения,

соответствующие

конкретным условиям воспитательного процесса.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания

методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от

специфики поставленных целей и задач.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно

поставленным

целям.

Поскольку

они

являются

«инструментами

прикосновения

к

личности»,

постольку

при

их

выборе

необходимо

учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не

существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения

воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от

последовательности и логики применения совокупности методов.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания.

Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни

разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.

В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более

пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь

теоретический интерес.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на

два

класса:

влияния,

создающие

нравственные

установки,

мотивы,

отношения,

формирующие

представления,

понятия,

идеи;

влияния,

создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется

классификация

методов

воспитания

на

основе направленности -

интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой,

содержательной

и

процессуальной

сторон

методов

воспитания.

В

соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов

воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и

формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения

и деятельности.

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция,

этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад,

пример);

2.

Методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы

человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему

метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую

сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Самым

оптимальным

методом

воспитания

личности

сейчас

представляется

комплексный

подход

к

воспитательному

процессу,

подразумевающий следующие методы:

направленные на организацию деятельности, способствующие наработке

опыта поведения в обществе;

формирующие сознание;

стимулирующие поведение.

В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих

вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их

вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию,

действует

точно

и

тонко,

оно

в

большинстве

случаев

способно

подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в

отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых

убеждений.

Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель

через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия,

добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут

действенными.

В современной педагогике существует множество определений обучения.

А.С. Макаренко придавал большое значение обучению в коллективе. Он

понимал воспитание как «проектирование личности». В связи с идеей

«перспективных линий» он придавал большое значение изучению качеств

личности. А.С. Макаренко писал: «Чтобы проектировать развитие личности,

надо знать, какими качествами она обладает, каких качеств недостает, на что

можно опереться в процессе обучения»

Действительно, родители и окружающие ребенка взрослые люди с раннего

детства по мере необходимости оказывают ему помощь, показывают, как и

что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности, выполнить

общественные обязанности, приобрести необходимые для участия в труде

знания, умения и навыки. Такое обучение проявляется в форме научения

ребенка конкретным действиям путем показа, рассказа, контроля за

результатами.

В

процессе

научения

дети

усваивают

необходимую

информацию и приобретают нужные навыки. Этот процесс в повседневной

жизни носит эпизодический, стихийный, бессистемный характер. Б.Т.

Лихачев писал: «Сам факт существования научения детей общественным

отношениям и деятельности создает объективную основу для возникновения

и организации осознанного, целенаправленного и систематического процесса

обучения».

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная,

систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением

опыта

общественных

отношений,

общественного

сознания,

культуры

производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране

окружающей

среды.

Оно

обеспечивает

преемственность

поколений,

полноценное функционирование общества и соответствующий уровень

развития личности. В этом заключается его объективное назначение в

обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественного

сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура,

производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения

содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в

специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и

взрослых, их содержательное познавательное общение.

Таким образом, мы видим, что обучение оказывает огромное влияние на

развитие личности ребенка, так как без обучения нет развития. Только

получая новые знания, умения, навыки ребенок переходит с одной ступени

развития на другую.

Можно сказать, что воспитание неразрывно связанно с обучением и вместе

имеют относительную самостоятельность и спецефические особенности по

принципам и методам. Только процесс обучения может осуществлять

функцию воспитания.



В раздел образования