Напоминание

Инсценировка по литературе по рассказу Ф.Искандера "Чик и Пушкин"


Автор: Мишурина Марина Валентиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Паустовская ООш Вязниковского района Владимирской области"
Населённый пункт: деревня Паустово
Наименование материала: Сценарий
Тема: Инсценировка по литературе по рассказу Ф.Искандера "Чик и Пушкин"
Раздел: среднее образование





Назад




« Тётя, я буду Балдой»

Инсценировка по рассказу Фазиля Искандера «Чик и Пушкин»

Действующие лица и исполнители:

Чик

Иви

Александра Ивановна (учит.литературы)

Акакий Македонович( учитель литературы)

Сонька

Жора Куркулиа

.

(Чик сидит на вершине большой груши, у себя в саду. )

Чик. Для начала нам лучше познакомиться. Меня зовут Чик. Я обожаю сидеть именно

здесь, на вершине нашей старой груши. С этого места меня никто не может видеть. ( рвет

фрукты и ест). А я вижу всех сразу. Например мою тетушку,сверху она кажется такой

милой и хорошей. Но , это только потому, что она меня не может достать.

Чик. Нет, все-таки здорово сидеть здесь, на старой груше, и смотреть вниз. А главное,

здесь я хоть на время могу побыть вдали от всех. Нет, не то, что я их совсем не люблю! По

своему я даже привязан к ним. Например, Акакий Македонович, наш учитель литературы.

С чего и началась вся эта история.

(Класс, где сидят Чик и его одноклассники. Учитель русского языка и литературы

прохаживается по классу).

Акакий Макидонович. Дети , я приглашаю вас принять участие в школьном театре. А

ставить

Мы с вами будем сказку А. С. Пушкина « О Попе и работнике его Балде». Для начала

попробуем прочитать текст по очереди. Соня начинай.

Чик. Сонька, мой верный друг, она очень привязана ко мне, с самого детства.

(Одноклассники выстраиваются и начинают читать).

Сонька (громко). Жил был поп—толоконный лоб,

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Акакий Македонович. Только не надо так кричать, актер должен проговаривать

текст, а не выкрикивать. Попробуй ты, Иви.

Однокл. Иви.(еле внятно). Навстречу ему Балда,

Идет, сам не зная куда,

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Акакий М. Нет, Иви, в нос тоже бубнить не надо. Как же зритель услышит, что ты там

шепчешь? Читать надо вот так: « Поп ему в ответ: Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Ну- ка , Чик, попробуй!

(Книгу берет Чик).

Чик. ( С выражением). Балда говорит: Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

Акакий М. Теперь нам нужно найти кого то на роль попа. Ну-ка, Куркулиа,попробуй.

Жора Куркулиа. Поп говорит Балде:» Ладно, не будет нам обоим накладно.Поживик- ка

на моем подворье,Окажи-ка...»

Акакий М.( перебивая) Свободен ,Куркулиа. Навсегда. Театр не твоя стихия.

Жора К. А можно я просто так побуду?

Акакий М. Как это просто так?

Жора К. Ну , там что- нибудь принести, подать, если надо.

Акакий М. Можешь, конечно, оставайся.

(Репетиция. Вбегает Чик в зал, где уже сидит Жора Куркулия и расскладывает

фрукты, одновременно изображая бег галопом.)

Чик. (недовольно). Уже здесь, Задние ноги?

Жора. Чик, я тебя хотел попросить, а как ты скручиваешь веревку, когда море у чертей

мутишь?

Чик. Тебе зачем?

Жора. Очень ловко у тебя это получается. Ты где-то учился?

Чик ( смущаясь). Да нет. В общем... Ну ладно, смотри. Держись здесь, потом здесь. И вот

так.

( Жора пробует.У него не получается).

Чик. Да не так, а вот как.

( Тренируются.Входит Акакий М. И все участники спектакля).

Акакий М. Сегодня , ребята, репетируем сцену, как Балда соревнуется с бесенком в

поднятии кобылы. Итак, где у нас кобыла?

Жора и все. Здесь!

Акакий М. Автор, бесенок и Балда на местах. Отлично! Начинаем. Выходит кобыла. Где

кобыла?

Ржем, работаем туловищем. Жорик, молодец, хорошо галопируешь, ловко.

Сонька. (за автора). Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился, понадпружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул, на третьем упал, ножки протянул.

Акакий М. Тужимся, тужимся, как бы приподнимаем кобылу, кобыла ржет.Громче!

( Вдруг раздается громкое , неожиданное для всех ржание).

Акакий М. Это кто?

(Молчание). Кто ржал?

( Со стороны задних рядов раздается слабый, испуганный голос)

Жора. Это я, Жорик, Задние ноги! ( все смеются).

Акакий М. Ну-ка попробуй еще!

( Жора ржет громко, выразительно).

Акакий М. Однако, однако! Очень неплохо. Знаешь что, ты пожалуй и будешь у нас

передними ногами. Все по местам ! Продолжаем.

Чик. Акакий М., я все хочу спросить. Это что же получается. Балда просто-напросто грубо

обманывает бедных чертей, когда вместо того, чтобы тащить кобылу, он нагло садится и

едет верхом.

Акакий М. Что ты хочешь Чик? Ты не хочешь играть Балду?

Иви и Сонька. ( шепотом) Чик, Чик умоляю, не надо.

Чик. Я хочу, но я хочу понять, если Балда положительный герой, то почему он ведет себя

как отрицательный?

Жора. Так ведь это, Пушкин, Чик. Великий русский поэт! Ты , что против Пушкина, что

ли?

(Урок. Учитель литературы Ал. Ив. Читает отрывки из « Капитанской дочки» А. С.

Пушкина).

Ал. Ив.( читает) « Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими

занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер

показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции

и велел ехать скорее».

Чик.( размышляет). Когда она читала,я думал, что так будет вечно. Тогда я еще не знал,

что на подступах к нашему классу уже стоял Акакий Македонович. И никакого праздника

уже никогда не будет.

Ал. Ив.(читает) « Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой

свирепой выразительностью воодушевленным: снег засыпал меня и Савельича; лошади

шли шагом и скоро стали».

Чик.( размышляет) И это было так странно и грустно, что она, наша Александра

Ивановна, идет уже в другой класс, к другим ребятам, как если бы мама возвращаясь с

базара, вдруг повернула в другой двор и каждый раз будет поворачивать в другой двор и

никогда не будет поворачивать к тебе домой.

(Премьера спектакля.Жорик в костюме Балды, Чик пока без костюма

прохаживается за кулисами и смотрит в зал).

Чик( размышляет) Ну вот, тетушка в первом ряду, как и подобает родственнице великого

актера. Да еще притащила свою задушевную подругу и, скорее всего, уже нахвасталась,

что я буду играть главную роль. Ничего надо сосредоточиться. А вон, вон Александра

Ивановна, моя любимая Ал. Ив.! Боже и она увидит сегодня мой позор!

Жора. (подходя к Чику, желая помириться). Чик , подправь у меня сзади

косоворотку, пожалуйста, будь другом.

Чик. (с достоинством поправляет). Другом я тебе все равно никогда не буду, Куркулиа, но

ты далеко пойдешь.

Жора. Все ведь знают, что ты способнее меня, просто так получилось.

Чик. Ничего, я не в обиде. Смеется тот, кто смеется последним.

Жора. (Испуганно). Ты что- то задумал, Чик признавайся?

Чик. (смеется) Как могут задние ноги обыграть самого Балду, подумай Куркулиа? Слава

тебе гарантирована.

Жора. От тебя можно ожидать все , что угодно Чик.

Чик. Не дрейфь, Куркулиа.

(подбегает Сонька).

Сонька. Ребята, начинаем. Чик, только постарайся, ты же умеешь быть лучшим. Я верю в

тебя.

Жора. А в меня?

Иви. В тебя верит Акакий Македонович!

( Чик одевается в костюм лошади. Лошадь появляется на сцене и мирно пасется, как бы не

подозревая о состоянии Балды с бесенком. Затем подходит все ближе к середине сцены.

Появление лошади вызывает хохот в зале. Смех усиливается.

Бесенок подлезает под лошадь, пытаясь ее поднять. Зал грохочет. Когда Жора Куркулиа

хочет вскочить на лошадь, она вдруг легко лягается и качает головой.

Раздаются бурные аплодисменты. Это успех. Когда лошадь уходит со сцены, зрители

продолжают бить в ладоши, вазывая на « бис» . Кто-то выводит лошадь за гриву на сцену.

(Аплодисменты усиливаются). С лошади снимают картонный круп иЧик сразу видит весь

зал).

Чик.( размышляет). Все кричали « бис» и « браво», напрочь забыв про Балду!Я

специально не смотрел на тетушку. Мне уже было все равно. Я потянулся к тому месту,

где сидела Александра Ивановна. Она смеялась и смотрела на меня любящим взглядом.

Вот, кто никогда в жизни меня не предаст, и я никогда ее не забуду! И какая разница :

задние ноги лошади или Балда! Главное, что все это смешно. И всем весело. Когда я

смотрел в зал на аплодирующих мне зрителей, на тетушку и ее подругу, на моих

одноклассников, на Ак. М., на Раису Сигизмундовну, я понял, что сегодня я точно не

полезу от них всех на большую

грушу. А что будет завтра- не знаю.__



В раздел образования