Напоминание

Изменение традиции бракосочетания в с.Верхний Ингал


Автор: Камалова Зульфия Мансуровна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Исетская СОШ №1
Населённый пункт: с.Верхний Ингал Исетский район Тюменская область
Наименование материала: проект
Тема: Изменение традиции бракосочетания в с.Верхний Ингал
Раздел: среднее образование





Назад




Районная научно-практическая конференция юных исследователей

«Конференция первого доклада»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Изменение традиции бракосочетания в с.Верхний Ингал

Автор:

Камалова Айдана

8 класс

Верхнеингальская ООШ

Научный руководитель:

Камалова Зульфия

Мансуровна

учитель,

Верхнеингальская ООШ

с.Исетское 2022

Введение

Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому, что

унаследовано от предшествующих поколений.(Словарь С.И.Ожегова)

Среди разнообразных традиций особенное место занимают семейные

традиции- имянаречение, сватовство, ритуал бракосочетания, свадьба.

Никах — .это традиционный исламский обряд бракосочетания. Три

основополагающих компонента никаха: пара, желающая пожениться,

свидетели и махр (подарок, который жених дарит невесте).

Никах – это договор или брачный контракт между мужчиной и женщиной,

которые вступают в брак, на определенных обязательных условиях.

Ключевые слова: ритуал бракосочетания, никах, Ислам, брак

Актуальность исследования.

Традиции претерпевают изменение. Это изменение можно увидеть в

проведении семейных традиций

Цель исследования: изменение ритуала бракосочетания в селе Верхний

Ингал.

Задачи:

1) сравнить ритуал бракосочетания в 60-е, 90-е годы и в наше время

2) определить изменения в обряде бракосочетания

Объект исследования:

Ритуал бракосочетания-никах

Предмет исследования:

Изменения в традиции

Методы исследования:

наблюдение, классификация

Научная статья

Согласно Корану, ритуал бракосочетания проводится между молодыми

людьми, исповедующими Ислам .Священная книга позволяет мужчинам

жениться не только на мусульманках, но и на представительницах других

конфессий (христианство, иудаизм- людей Писания), но нежелательно , а

мусульманкам разрешается выходить замуж только за мусульманина.

Родственники жениха приходят в дом невесты просить ее руки у родителей

или у опекуна. Молчание невесты означало согласие. При этом должны

обязательно присутствовать минимум по 3 свидетеля со стороны жениха и со

стороны невесты. После чтения муллой сур из Корана и произнесения слов,

подтверждающих волеизъявление молодых, брак считается действительным,

невесте преподносится небольшой подарок -махр. Сторона невесты

приглашает гостей к столу. Лучшее бракосочетание - скромное , с

наименьшими расходами .

Ритуал бракосочетания в 60-е годы.

В 60-е годы , по словам Камаловой Гульбары Мухибуллаевны, моей

бабушки, никах проводился по согласованию стороны жениха и невесты в

назначенное время, обычно в пятницу до обеда. В дом невесты приходили

родственники жениха с подарками для ближайших родственников. В

качестве подарка преподносили мужчинам носки, рубашку, полотенце, а

женщинам- платки. На стол ставили все, что было: суп с домашней лапшой

из курицы, выпечку, варенье, комковый сахар, изюм и курагу. Невеста

обязательно должна была надевать длинное платье с рукавом и платок, а

жених- костюм. Приглашали деревенского муллу, который читал аяты из

Корана, в присутствии гостей спрашивал о согласии а молодые должны

были засвидетельствовать свою приверженность религии Ислам, ответить на

вопросы «Берешь ли ты, ……, в жены….?» и «Согласна ли ты, ……, выйти

замуж за …..?» После молодым давали пить так называемый шэрбэт-

сладкую воду , которую готовили заранее родители невесты. Обычно над

шэрбэтом мулла читал суру из Корана для того, чтобы между молодыми

связаны крепкими узами брака. Продолжением этого церемонии является

чаепитие, куда первыми приглашали старших по возрасту гостей за

праздничный стол, а молодые гости , в том числе жених и невеста, ждали

возле дома, где звучали пожелания и добрые слова в их адрес .После

заходили в дом молодые, сажались за стол с угощениями, а родственники

невесты должны были ухаживать за гостями.

Никах проводился исключительно в доме будущей жены. После, по

согласованию сторон, справляли свадьбу в доме жениха. В первый день

проводили «Ряшяный»- «Решеный».Возможно, этот обычай был

заимствован у соседних русских селений в силу особенности

местоположения села Верхний Ингал. Во второй день- продолжение

свадьбы. Бывало, что ограничивались только обрядом бракосочетания, так

как свадьба была хлопотным мероприятием, требовавшим большие

финансовые траты или же по иным причинам.

Особенности проведения обряда в 90-е годы

По словам Камаловой Зульфии Мансуровны особых изменений в

проведении обряда по сравнению с 60 гг не было. Проводили так же в доме

невесты с приглашением самых близких. Платье к обряду старались

подбирать ярко- красного цвета с вышитыми золотистыми узорами, а платок-

белого цвета, а у жениха на голове - традиционная тюбетейка. Особых

требований к наряду не было, поэтому в частных магазинах покупали яркую

расшитую разными декоративными деталями длинное платье. На столе

преобладающим блюдом оставалась разнообразная выпечка. Родители

жениха должны были в качестве угощения поставить на стол баурсак

жениха, сладкий пирог и пирог с мясом.

После угощения выносили поднос

для присутствовавших гостей, куда клали деньги по принципу «кто сколько

может». Деньги, вырученные за блюдо жениха, передавались молодым.

Особенности проведения обряда в наши дни.

Никах проводится не только в доме невесты, но и в мечети, куда приходят

родственники жениха и невесты в назначенное время. Количество

приглашенных не считается, однако, чем больше гостей, тем лучше. В мечеть

могут прийти и поздравить простые жители деревни, не являющиеся

родственниками.

Обряд бракосочетания проводят в самой мечети, потому что

площадь позволяет находиться большому количеству людей. Так как в

мечети имеется своя кухня, то гостей можно угощать здесь же, заранее

обговорив организацию праздничного стола. Нужно отметить, что на стол

ставят не только суп из курицы с домашней лапшой, но и плов, сладости,

фрукты и обязательно финики. После прочтения молодым мулла вручает

свидетельство о бракосочетании по канонам Ислама. Жених должен в

обязательном порядке дарить подарок – махр , который обычно представляет

собой золотое украшение.(кольцо, серьги, браслет ) Наряду с понятием махр

есть и калым-денежный выкуп за невесту, превратившийся со временем в

простой свадебный подарок жениха родителям невесты. В наше время эта

традиция полностью исчезла. Обряд венчания, по договоренности сторон,

может быть продолжен и празднество превращается в никах-туй т.е.

свадебное бракосочетание - более упрощенный вариант свадьбы, на которую

понадобилась бы отдельная подготовка и значительные финансовые расходы.

Если никах проводят в доме невесты, то обязательной остается традиция

дарить подарки родственникам жениха. Невеста одевается в длинное платье

для венчания или зеленого, или белого цвета, которое расшито узорами. На

голове - платок разнообразной формы и стиля, не всегда совпадающий с

цветом платья, украшенный миниатюрной диадемой или другим элементом,

более похожим на восточный стиль. У жениха на голове должна быть

тюбетейка , вместо костюма он наряжается в рубашку либо голубого, либо

белого цвета. Предпочтение отдается этим цветам потому, что зеленый цвет

означает жизнь , белый- цвет чистоты, голубой- свободы и мужественности.

Все нужное для обряда можно приобрести в специальных мусульманских

магазинах, которых огромное количество в Тюмени. Кульминацией

семейного праздника является фотосессия с родственниками.

Согласно информации из книги И.Гарифуллина «Очерки истории

татарского населения Тюменской области», наблюдается увеличение

количества межнациональных браков.

Год

Супруги татарской

национальности

1979

67,7%

1989

55,5%

В нашей деревне межнациональные браки часты. Это обуславливается тем,

что, во-первых, с.Верхний Ингал располагается вблизи русских деревень и ,

во- вторых, из-за внешних факторов, таких как урбанизация, миграция,

городской образ жизни. Браки между молодыми ограничивались светским

бракосочетанием и свадьбой, но никах по Шариату не проводился.

В 2016 году в деревне Верхний Ингал был проведен никах между русским

женихом и невестой-татаркой. Обычно в смешанных браках обряд венчания

не проводится, так как молодые должны быть одного вероисповедания.

Такого вида обряд начинается с того, что молодой человек произносит слова

свидетельства о единобожии и принимает Ислам, а затем ему дают новое

имя, очень схожее с его настоящим. Например, Александр- Ахмат, Дмитрий-

Дамир. Вся оставшаяся церемония идет без изменения. Но не всегда

родственники со стороны жениха согласны на проведение такого обряда.

Проведены два таких обряда между: Борисовой Марианой и Троегубовым

Александром, Камаловой Земфирой и Тимофеевым Дмитрием.

Традиция приобретает светские черты:

1)

Выдается документ с печатью- своеобразное свидетельство о браке ,

где прописаны имена жениха и невесты, свидетели, подарок, дата

проведения.

2)

Не соблюдаются особые требования по Шариату в нарядах

приглашенных: длинное платье, покрывающее все части тела и

обязательное покрытие головы

3)

Фотографии размещаются в социальных сетях, чтобы как можно

больше пользователей знали об этом событии

Изменения в традиции бракосочетания можно представить в форме таблицы.

Вре

мя

Кол-

во

свиде

телей

Мест

о

пров

еден

ия

Никах

в

межна

цион.

браках

стол

нап

ито

к

под

арк

и

Под

нос

для

дене

жно

го

пода

рка

Наря

д

невес

ты

Нар

яд

жен

иха

кал

ым

По

Кор

ану

3

Дом

невес

ты

Если

жених

мусуль

манин

Стави

ли то,

что

есть

_

мах

р

_

Лучш

ее,

что

есть

луч

шее

нет

В

60-е

Близк

ие

родст

венни

ки

+

+

Нацио

нальн

ые

блюда

шэр

бэт

_

_

+

Кос

тюм

,

тюб

етей

ка

Под

арок

жен

иха

роди

теля

м

неве

сты

В

90-е

Близк

ие

родст

венни

ки

+

-

Нацио

нальн

ые

блюда

+

фрукт

ы

Сла

дка

я

вод

а

_

+

Ярки

е

плать

я

+

_

В

наст

оящ

ее

вре

мя

Близк

ие и

дальн

ие

родст

венни

ки

Дом

невес

ты,

мече

ть

Если

жених

другого

вероис

поведа

ния

Плов,

финик

и

Сла

дка

я

вод

а

+

+

Спец

иальн

ые

плать

я

Руба

шка,

тюб

етей

ка

_

Как видно из таблицы, изменения коснулись таких сторон как

1.увеличение количества приглашенных

2. обряд бракосочетания стали проводить в мечети

3.обряд бракосочетания изменился при заключении межнациональных

браков

4.сложилась устойчивая тенденция к определенному наряду жениха и

невесты

5.вернулся обычай дарить подарок невесте

Принимая во внимание все эти факты, можно сделать такие выводы:

1.При сравнении ритуала бракосочетания в разные периоды можно увидеть

значительные изменения при организации и проведении в силу внешних

факторов

2.Можно отметить преимущество в таких изменениях как

А) Принятие во внимание финансово- экономических сложностей

Б) Сохранение ЗОЖ, который исключает употребление опьяняющих

напитков

В) Формальность при заключении межнациональных браков по причине

несогласия родителей жениха

Г)ритуал венчания приобретает светские черты

Заключение.

Каждый народ должен сохранить свои традиции и передать их

следующему поколению, хотя и претерпевают изменения.

Думаю, что изменения происходят не только в семейных, но и в других

традициях. Это- естественный процесс, так как происходит смена

поколений.

Библиографический список.

1.Словарь С.И.Ожегова

2.Ф.Т.Валеев «Сибирские татары» Казань Татарское книжное издательство

1993

3.И.Гарифуллин «Очерки истории татарского населения Тюменской

области» Тюмень 2000



В раздел образования